Теории личности издание 2-е, исправленное 60 страница



 

оигпа1 о(Соп5и11т§ РвусЬоЬбу, 21, 95-103.

 

Коеп С. К. (1959). А 1Ьеогу о{ <:Ьегару, рег5опа1Я:у апс1 1п1егрег5опа1 ге1а11оп5Ь1р5, ав с1еуе1- ореЯ т 1Ье с11еп1-сеп1егес1 {татеууогЬ. 1п 5. КосЬ (Ес1.). Р5усЬо1о§у: А 51ис1у о{ а 5с1епсе (Уо1. 3, рр. 184-256). Ме УогЬ: МеСга-НШ. Ко§еп С. К. (1961). Оп Ьесот1п@ а регвоп: А 1:Ьегар151'5 у1елу о{ р5усЬо1Ьегару. Во5<:оп: Нои@Ь-<:оп М1Й1п.

 

Ко§еп С. К. (1963). ТЬе ас1иа11г1п§ 1еп(1епсу ш ге1а11оп 1о <тоНуеа>; ап(1 <:о соп5с1ои5пе55. 1п М. опс5 (Ес1.). МеЬга51<а 5утро51ит оп тоНуаНоп (Уо1. 2, рр. 1-24). Ыпсо1п: ишуегвИу о{ КеЬгавЬа Рге55.

 

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности _ 573

 

Коцеп С. К. (1967). Аи1оЬ1о§гарЬу. 1п Е. Вог1п§, С. Ыпгеу (Е(}5.). А Ы5Согу о р5усЬо1о§у 1п

 

аи1:оЫо§гарЬу (Уо1. 5, рр. 341-384). Меуу УогЬ: Арр1е1оп-Сеп1игу-СгоА8. Коеп С. К. (1969). Ргеес1от 1о 1еагп: А у1е\у о{ ууЬа<: е(1исаС1оп т1§Ь1 Ьесоте. Со1итЬи5, ОН:

 

МеггШ.

 

Коцетз С. К. (1970). Саг1 К.о§ег5 оп епсоипег §гоир5. Меду Уог1с: Нагрег апс1 Ко\у. Ко§еп С. К. (1972). Весот1п§ рагпегв: Магг1а§е апс1 Ив аКегпайуев. Ме\у УогЬ: 0е1асог(:е

 

Рге55. Коёетз С. К. (1973). Му рЬ11о50рЬу о{ 1п1егрег5опа1 ге1а11оп5Ь1р5 ап(1 Ьоу 11 §ге\у. оигпа1 о{

 

Нитап1511с Р8усЬо1о@у, 13,3-15.

 

Ко§еп С. К. (1974). 1п ге1го5рес1: Рог1у-з1х уеагв. Атег1сап Р5усЬо1о§151, 29, 115-123. Ко§етз С. К. (1977). Саг1 К.о§ег5 оп рег5опа1 родуег. Ме\у УогЬ: Ве1асог1е Рге55. Коеп С. К. (1980). А \гау о{ Ье1п§. Во51оп: Нои§Ь1оп М1М1п. Ко§еп С. К. (1983). РгеесЬт 1о 1еагп {от 1Ье 805. Со1итЬи5, ОН: МеггШ. Ко§еп С. К. (1984). Ко@ег5 са115 реасе гевиНв <5игрг151п§>. АРА МопНог, МоуетЬег. Коёеп С. К. (1986). С11еп1-сеп1еге(1 <:Ьегару. 1п 1. Ь. Ки1и5Ь, А. о\{ (Е(15.). Р5усЬо-1Ьегар151'5

 

савеЬооЬ. 5ап Ргапс15со: 055еу-Ва55. Коеп С. К., Вутопс1 К. (Ес15.) (1954). Р5усЬо1Ьегару апс1 рег5опа1Яу сЬап§е. СЬ1са§о: ишуег-511у о{ СЬ1са§о Рге55. Ко§еп С. К., ЗСеиепз В. (1967). Рег5оп 1о регэоп: ТЬе ргоЫет о{ Ьеш@ Ьитап. Ме\у УогЬ: 51топ

 

апс15сЬи51ег. ЗтИН М. 1., С/аи С. V., МШет К. Ь. (1980). ТЬе Ьепей15 о{ р5усЬо1о§у. Ватоге: Ьп5 Нор-Ь1п5 ип1уег5Ну Рге55. 81ерНетоп }У. (1953). ТЬе 51и(1у о{ ЬеЬауюг: -1есЬп1яие ап(1 115 те1Ьос1о1о§у. СЫса§о: ип1-

 

уег5Яу о{ СЬ1са@о Рге55. 8итп К. (1961). ТЬе ге1а1юп5Ыр Ье1дуееп 5е1Г-ассер1апсе апс1 ассер1апсе о{ о1Ьег5: А 1еагп1п§-

 

1Ьеогу апа1у515. оигпа1 о{ АЬпогта1 ап(1 5ос1а1 Р5усЬо1о§у, 63, 37-42. 8иЬ., СгееппиаМ А. С. (Ес15.) (1983). Р5усЬо1о@1са1 рег5рес11уе5 оп 1Ье 5е1 (Уо1. 2). Н1Н5(1а1е,

 

: ЕНЬаит. Титет К. Н., УапйегИрре К. Н. (1958). 5еК-1с1еа1 соп§гиепсе а5 ап 1п(1ех о{ а(ии51теп1. оигпа1

 

о{ АЬпогта1 ап(1 5ос1а1 Р5усЬо1о§у, 57, 202-206. \Уа1г1атс1{ Р. (Ей.) (1984). ТЬе 1пуеп1ес1 геа1Ну. Мелу УогЬ: МоПоп.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Еуапз К. 1. (1975). Саг1 Ко§ег5: ТЬе тап апс1 Ь15 1(1еа5. Ме УогЬ: ВиИоп. СепДт Е. Т. (1988). Саг1 Ко§ег5 (1902-1987). Атепсап Р5усЬо1о§151, 43, 127-128. Натп0оп О. М., В1ос1г. Н., В1осЪ}. (1987). Те5Нп§ а5рес15 о{ Саг1 Ко§ег5' 1Ьеогу о{ сгеаИуе епу1гоптеп15: СЫ1с1-геаг1п§ ап1есес1еп15 о{ сгеаНуе ро1еп11а1 1п уоип§ ас1о1е5сеп15. оип1а1 о{ Рег5опа1Яу апс1 5ос1а1 Р5усЬо1о§у, 52, 851-856.

 

ие1аег С. (1984). ипсопс1111опа1 рокШуе ге§агс1: А соп1гоуег51а1 Ьаз1с а1111и(1е 1п с11еп1-сеп1егес1 1Ьегару. 1п К. Р. Ьеуап1,. М. 5сЫ1еп (Е(15.). С11еп1-сеп1егес1 1Ьегару ап(1 1Ье рег5оп-сеп1егес1 арргоасЬ: Мелу (1}гес11оп5 1п 1Ьеогу, ге5еагсЬ ап(1 ргасИсе. Мелу УогЬ: Рга§ег. 01те В. М. (1987). ТЬе ипс1е51гес1 5е1Г: А пе§1ес1е(1 уапаЫе 1п рег5опа1Ну ге5еагсЬ. игпа1 о{

 

Рег5опа111у апй 5ос1а1 Р5усЬо1о§у, 52, 379-385. У/ех1ег О., Шее Ь. (1974). 1ппоуа11оп5 1п с11еп1-сеп1егес1 1Ьегару. Мелу УогЬ: УУПеу.

 

Глава 12

 

ПСИХОЛОГИЯ личности:

 

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

 

Итак, мы подошли к концу длинного и иногда непростого путешествия по целому ряду теоретических представлений о природе человеческой личности. Читатель, завершивший путешествие, возможно, согласится, что изучение личности - самая волнующая, но и самая трудная и фрустрирующая область в психологии. Мы надеемся, что предмет обсуждения показался вам заслуживающим пристального внимания.

 

На этом пути мы увидели богатство уникальных концепций и формулировок, с помощью которых персоноло-ги пытались объяснить сложность и разнообразие поведения человека, как в норме, так и в патологии. Ни одно из теоретических направлений, представленных в этой книге, не подавляет другое, но в каждом можно увидеть нечто, заслуживающее внимания и одобрения. Фактически каждое направление содержит ценные соображения, которые можно добавить к общей картине, чтобы получить <более полное> представление о том, чем является человеческая личность. Тем не менее, читатель, возможно, почувствовал необходимость разработки новых концептуальных моделей для углубления нашего понимания поведения человека. Если так, значит, наш учебник сумел обрисовать то состояние, в котором данная область находится сегодня. Старые и более современные теории, рассмотренные в совокупности, создают фундамент для понимания причин поведения человека. Тем не менее, возникает отчетливое осознание того, что дальнейший прогресс в этой области зависит от способности нового поколения персонологов создать адекватное теоретическое поле для понимания всей невероятной сложности человеческого существования.

 

Новые направления _ 575

 

В этой заключительной главе остается подытожить все, что мы изучили, и определить некоторые аспекты, тенденции и проблемы, которые, вероятно, должны повлиять на будущее развитие персонологической теории и эмпирических исследований. Важно понять существующие тенденции и критические моменты, чтобы знать, в каком направлении будет двигаться психология личности в будущем. Сразу хотим предостеречь: наши предположения не нужно понимать как <последнее слово> в данной области, с уверенностью можно допустить только одно - новые и спорные вопросы будут появляться постоянно, по мере того как персонология будет развиваться и изменяться. Наши попытки определить новые тенденции и критические моменты направлены только на то, чтобы разработать гипотезу о дальнейшем развитии теории личности. Мы также считаем нужным обсудить, в какой степени различные направления, рассмотренные в этой книге могут влиять на развитие персонологических теорий и исследований.

 

Но сначала немного поговорим о том, что дал подход, который мы использовали в этой книге для изучения и сравнения направлений персонологии. Мы убеждены в том, что философские положения, касающиеся природы человека, представляют убедительную и полезную модель для оценки широкого спектра теоретических воззрений, существующих в современной теории личности. Эти положения представляют собой концептуальную опору психологии личности; они формируют основу для понимания того, как психологи пытаются дать адекватное объяснение поведению, мышлению и чувствам людей.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В РЕТРОСПЕКТИВЕ

 

Центральным, объединяющим тезисом этой книги является то, что основные положения о природе человека определяют рамки, в которых различные направления психологии личности формулируются и, в конечном итоге, проверяются. Они также позволяют увидеть фундаментальные положения, с которыми личностные теоретики соглашались или не соглашались (на рис. 12-1 можно видеть, какой философской позиции придерживался тот или иной теоретик, взгляды которого обсуждались в этой книге). В заключительной главе уместно поднять некоторые новые вопросы и поразмыслить о природе этих основных положений и их роли в настоящем и будущем развитии личностной психологии.

 

Для начала вернемся к вопросу о сущности основных положений, который мы уже поднимали в главе 1. Будет полезно вкратце вспомнить его здесь. Авторы полагают, что фундаментальные положения о человеческой природе частично отражают собственные личные переживания теоретика. Чтобы понять положения, которых придерживался тот или иной персонолог (выяснить, <откуда они взялись>), необходимо в какой-то степени понять его религиозный и социоэкономи-ческий статус, число членов семьи и порядок рождения, отношения с родителями, образование и профессиональный опыт. Мы уверены, что биографические очерки помогли читателю разобраться, как обстоятельства личной жизни теоретика влияли на его исходные положения и теорию личности.

 

К тому же мы полагаем, что условия (время и место), в которых протекала жизнь ученого, значительно влияли на его основные положения и вытекающие из них концепции человечества. Например, взгляды Фрейда были сформулированы

 

576 _ Глава 12. Психология личности

 

Новые направления _ 577

 

Сильная Умерен-Слабая Средняя Сла-ная бая

 

Умерен-Сильная ная

 

Свобода

 

Рациональность

 

Холизм

 

Конституционализм

 

Изменяемость

 

Субъективность

 

Проактив-ность

 

Гомеостаз

 

Познавае-Адлер Маслоу Роджерс Олпорт Бандура Келли Эриксон Фрейд Скиннер Олпорт Бандура Келли Маслоу Роджерс Адлер Эриксон Фрейд

Фрейд Адлер Эриксон Маслоу Роджерс Фрейд Олпорт Келли Бандура Скиннер

Фрейд Келли Маслоу Роджерс

Адлер Олпорт Бандура Эр Адлер Олпорт Бандура Эриксон Скиннер Эриксон Скиннер Бандура Маслоу Роджерс Олпорт Келли Фрейд Адлер Адлер Келли Маслоу Роджерс Фрейд Олпорт Бандура Эриксон Скиннер Адлер Олпорт Маслоу Роджерс Фрейд Эриксон Бандура Скиннер Фрейд Фрейд Скиннер Бандура

 

Э Эриксон Олпорт Ад

Эриксон Адлер Оппорт Маслоу Роджерс

Адлер Маслоу Роджерс Эриксон фрейд Скиннер Детерминизм

 

Иррациональность

 

Эпемента-лизм

 

Бандура

 

Эриксон Инвайрон-Скиннер ментализм

 

фрейд Адлер Неизмен-Объектив-Реактивность

 

Адлер

 

Оппорт Гетеростаз Маслоу Роджерс

 

Адлер

 

Маслоу Непозна-Роджерс ваемость

 

Рис. 12-1. Обзор позиций ведущих теоретиков по основным положениям, касающимся

 

природы человека.

 

в то время, которое историки назвали викторианским веком Европы. Викторианское общество характеризовалось очень рациональным и моралистическим взглядом на человека. В этом обществе на сексуальность смотрели как на пугающий и непристойный аспект человеческой природы. Фрейд шокировал и оскорбил многих современников, заявив, что люди, даже в младенчестве, мотивированы сексуальными и агрессивными побуждениями. Другие интеллектуалы того времени, такие как Шопенгауэр и Ницше, также утверждали, что поведение человека

 

регулируется мощными бессознательными и иррациональными силами. В отличие от Фрейда, Абрахам Маслоу разрабатывал свои концепции и положения в 1950-1960-е годы - период, когда внимание многих американских психологов было привлечено к экзистенциальному и феноменологическому направлениям. На взгляды Маслоу также повлияло то, что он был близко знаком с выдающимися персонологами, которые иммигрировали в Соединенные Штаты из-за обострившейся политической ситуации в Европе. Альфред Адлер, Эрих Фромм и Карен Хорни в значительной мере повлияли на мировоззрение Маслоу, так как они подчеркивали в человеке сознательное, ценности и становление. Если бы Фрейд, Маслоу или какой-то другой теоретик жили в другом социальном, культурном или историческом окружении, их положения, касающиеся природы человека, могли бы значительно отличаться от тех, что нам известны.

 

Второй вопрос касается роли основных положений в формировании теоретической системы, а именно, их влияния на построение теории на начальных стадиях. С нашей точки зрения, осознавал их на начальном этапе персонолог или нет, философские положения теоретика о природе человека одновременно расширяли и сужали его взгляды на личность. В качестве примера рассмотрим положение свобода-детерминизм. Любой теоретик, придерживающийся положения свободы, будет, по определению, придавать особое значение тем аспектам функционирования человека, которые предполагают, что люди способны контролировать собственное поведение. Далее положение свободы в соединении с творческой мыслью теоретика способно открыть для него какие-то новые направления, в русле которых он будет стремиться объяснить сущность природы человека.

 

Таким образом, положение свободы значительно расширяет взгляды теоретика на личность. Теоретик стремится детально изучать определенные области функционирования человека и изобретать теоретические концепции для их описания и объяснения. В то же время, однако, неимоверная сложность поведения и переживаний человека предполагает, что перспективы также и сужаются. Теоретик игнорирует или сводит до минимума те аспекты поведения человека, которые хорошо объяснимы в терминах детерминизма. Например, теоретик, провозглашающий идею о том, что люди имеют неограниченную свободу, несомненно, не будет придавать большого значения или даже будет отвергать важность физиологических, генетических и ситуационных детерминант поведения. Хотя эти аспекты поведения человека тоже следует как-то объяснить, теоретик не принимает во внимание никакие соображения или, по крайней мере, снижает их роль. Следовательно, положение свободы направляет персонолога по определенным теоретическим тропам, открывая ему глаза на какие-то аспекты поведения человека, которые, возможно, до него не рассматривались, и в то же время заставляя его <в упор не видеть> другие важные составляющие психологического портрета человека.

 

Конечно, все это относится также и к ученому, стоящему на позиции детерминизма. Данное положение ведет его по другим теоретическим тропам, заставляя сосредоточивать внимание на тех аспектах поведения человека, которые демонстрируют влияние среды, и игнорировать или не придавать большого значения действиям человека, которые отражают свободный выбор. Тем не менее, сложность и неоднозначность поведения человека заставляют признать, что свобода также является характеристикой человека. Если теоретик придерживается узкого взгляда и допускает только детерминизм, в результате получается довольно

 

578 _ Глава 12. Психология личности

 

односторонняя картина человечества. Таким образом, становится ясно, что является теоретик непоколебимым детерминистом или стойким последователем свободного выбора, его позиция по этому положению в определенной мере ограничивает объяснение природы человека.

 

Положение свобода-детерминизм - только одно из девяти, обсуждавшихся в этой книге. Мы считаем, что остальные восемь основных положений оказывают точно такое же влияние на создание и разработку теорий личности. Хотя каждое из них может иметь большее или меньшее значение по мнению данного теоретика, (например, положение субъективность-объективность является центральным в теориях Роджерса и Скиннера и периферическим в позициях Олпорта и Бандуры), все девять положений влияют на персонолога, когда он создает свою теорию. Ни один теоретик не строит концепцию в вакууме, он собирает данные и в рамках существующих философских представлений размышляет о природе человечества. Из того факта, что основные положения отражают различия в восприятии поведения человека разными теоретиками, следует, что можно рассматривать личность с разных точек зрения.

 

И третий вопрос: являются ли исходные положения о природе человека единственным фактором, влияющим на построение теории личности? Конечно же, нет. Философские воззрения персонолога постоянно подвергаются множеству других воздействий при построении или пересмотре теории. Кроме основных положений, на мнение теоретика влияют такие факторы, как исторический период, в котором он живет, объем психологического знания, объем его знаний о психологии и других дисциплинах, академическое образование и другие контакты с миром идей, общение с коллегами (и в некоторых случаях с пациентами) и, в целом, жизненный опыт теоретика. Никогда не следует забывать, что теоретики, исследующие личность, сами являются людьми, перед которыми стоит задача создать теорию о людях. Как и у всех нас, их сознание подвержено влиянию множества жизненных обстоятельств, происходящих во времени и в социальном контексте. Следовательно, мы должны помнить, что каждая теория личности каким-то образом отражает биографию, а также основные положения создателя этой теории.

 

В качестве примера этого эффекта взаимодействия вновь рассмотрим положение свобода-детерминизм. И Фрейд, и Скиннер были непоколебимыми детерминистами; они были совершенно уверены в том, что все действия человека абсолютно детерминированы и такой возможности, как свободный выбор, не существует. Но на вопрос, что конкретно определяет поведение человека, эти два теоретика отвечали совершенно по-разному, потому что положение детерминизма взаимодействовало с другими факторами в жизни каждого из них. Фрейд, например, был врачом, жил в такое время и в таком обществе, где сексуальность фактически была под запретом, и средством к существованию для него было лечение пациентов. Следовательно, он искал детерминанты поведения внутри человека, в его биологии, в каком-то локусе причинности, не осознаваемом его пациентами в себе, в том, что связано с сексуальностью, которую пациенты не могли выразить в своей повседневной жизни и которая так беспокоила их. Ид во всей его бессознательности, иррациональности и сексуальной силе и славе было конечным результатом поиска Фрейдом детерминант поведения.

 

А Скиннер, который обожал механические приспособления даже в молодые годы, был академически воспитан на точности, интересе к животным, поглошенно-Новые направления _ 579

 

сти процессом научения и беззаветной преданности инвайронментализму в американском бихевиоризме. Скиннер зарабатывал на жизнь в научных лабораториях, работая с испытуемыми - животными и людьми, изобретая и конструируя оригинальные экспериментальные приборы, разрабатывая и проводя эксперименты по научению и вообще манипулируя переменными окружения. Совершенно не удивительно поэтому, что внимание Скиннера было сосредоточено на детерминантах поведения, находящихся вне человека. Разумеется, он преуспел, найдя их в окружении, что отражено в его центральной и хорошо сформулированной концепции подкрепления.

 

Когда мы представляем себе позицию каждого теоретика по всем девяти основным положениям и то, как они взаимодействуют с его уникальными жизненными обстоятельствами, мы начинаем понимать, из чего образуется формальная структура теории личности. Говоря так, мы ни в коей мере не хотим преуменьшить роль основных положений в теоретическом построении; мы просто помещаем эти положения в определенную систему координат. Как указывалось ранее, сам процесс создания теории о человечестве основывается на определенных философских положениях. Однако различия взглядов и концепций, сформулированных теоретиками, также обусловлены различием их личного опыта.

 

Остается один заключительный вопрос: какова будет роль основных положений в теории личности будущего? С осторожностью мы отвечаем, что так как они имеют отношение к основному вопросу - что есть человечество, их роль будет оставаться неизменной. Основные положения, касающиеся человеческой природы, будут являться основой для всех будущих теорий личности, независимо от их специфического содержания или формы. А вот теории, гипотезы, методология и эмпирические исследования, которые образуют психологию личности как дисциплину, изменятся. Появятся новые теоретики, которые по-другому соотнесут свои переживания и уникальные особенности личности с основными положениями. Вероятно, они получат новые данные о поведении человека, относящиеся к психологии и другим смежным дисциплинам. В то же время можно ожидать, что изменившиеся условия в мире повлияют на их теории так же, как они повлияли на теории их предшественников. Все ученые, о которых мы писали в этой книге, испытали на себе воздействие событий, происходивших в то время, когда они жили. Влияние первой мировой войны на концепцию Фрейда об агрессивности человека - только один из примеров. Тем не менее, мы полагаем, что философские положения будут оставаться той структурой, на основе которой личностные теории будут создаваться в обозримом будущем.

 

Теперь посмотрим на теории личности еще с одной точки зрения.

 

ОЦЕНКА ТЕОРИЙ ЛИЧНОСТИ

 

В главе 1 мы предложили шесть критериев для оценки теорий личности. Теперь, когда мы завершили наше знакомство с теориями, представленными в этой книге, будет уместно рассмотреть, как подходы, предложенные Фрейдом, Адлером, Эриксоном, Бандурой, Келли, Роджерсом и другими, соотносятся с этими критериями. Мы не будем пытаться сделать здесь исчерпывающий анализ, а просто бегло оценим основные теоретические направления по каждому критерию. Таким образом,

 

580 _ Глава 12. Психология личности

 

Таблица 12-1. Позиции персонологов по шести главным критериям для оценки теорий личности. (Высокий, средний и низкий уровни показывают, насколько теория соответствует обсуждаемому критерию.)

 

Верифицируемость

 

Эвристическая ценность

 

Внутренняя согласованность

 

Экономность

 

Широта охвата

 

функциональная значимость

 

НИЗКИЙ

 

СРЕДНИЙ

 

ВЫСОКИЙ

 

Фрейд Оппорт Адлер Келли Эриксон Олпорт Келли Маслоу Скиннер Бандура Роджерс Адлер Маслоу Скиннер Бандура Роджерс Фрейд Бандура Скиннер Роджерс Маслоу Скинне

Фрейд

Эриксон Олпорт Скиннер Келли Бандура Маслоу Адлер Келли Эриксон Маслоу Скиннер Роджерс Бандура Адлер Олпорт Эриксон Келли Скиннер Маслоу Бандура Роджерс Фрейд Адлер Роджерс Адлер Келли

 

Адлер Эриксо Фрейд Маслоу Скиннер Роджерс читатель сможет сравнить актуальный статус ведущих направлений, представленных в этой книге. Мы используем трехуровневую оценку каждого направления по этим шести критериям. Высокий уровень показывает, что теория очень хорошо отвечает данному критерию; средний уровень означает, что теория удовлетворяет критерию до определенной степени; низкий уровень предполагает, что теория не соответствует критерию. Суммарный показатель каждой теории по всем категориям приведен в табл. 12-1. Не нужно говорить, что рейтинг приблизителен и отражает субъективные, но, надеемся, компетентные суждения.

 

Верифицируемость

 

Критерий верифицируемости требует, чтобы теория содержала концепции, которые ясно и точно определены, логически связаны между собой и поддаются эмпирической проверке. В этой связи возникает вопрос: можно ли в принципе теоретические концепции проверять эмпирическим путем? Хотя теории личности р целом не очень хорошо отвечают данному критерию, между ними существуют рначительные различия.

 

В установленных нами границах позиции Скиннера, Бандуры и Роджерса по """ифицируемости можно оценить как высокие, особенно Скиннпя. так как его

 

Новые направления _ 581

 

концепции и отношения между ними точно определены. Для проверки его положений проведено множество экспериментов и накоплено огромное количество фактических данных. В поддержку основных концепций социально-когнитивной теории Бандуры также получено значительное количество эмпирических данных. Ее строгие формулировки несомненно позволят выдвигать проверяемые гипотезы и в будущем. И наконец, Роджерс сформулировал теоретические концепции для объяснения ряда сложных феноменов (например, <Я>, рост личности, влияние психотерапии на личностные изменения) - концепции, которые много раз эмпирически проверялись и подтверждались. Хотя теория Роджерса дает возможность для выдвижения экспериментальных гипотез, некоторые из его концепций, такие как <тенденция актуализации>, <полноценное функционирование> и <организмическое переживание>, слишком расплывчаты для эмпирической проверки.

 

Гуманистическая теория Маслоу удовлетворяет критерию верифицируемости в умеренной степени. Из его фундаментальных концепций, подвергавшихся эмпирической проверке, можно упомянуть иерархию потребностей, вершинные переживания и самоактуализацию. Теория Маслоу также послужила стимулом для создания адекватного метода оценки уровня актуализации, на основе самоотчета. К сожалению, для Маслоу характерны нечеткие формулировки. В результате эмпирические доказательства в поддержку его теории нельзя считать очень основательными.

 

Позиции Фрейда, Адлера, Эриксона, Олпорта и Келли лишь в малой степени удовлетворяют критерию верифицируемости. Хотя может показаться, что эти теории сформулированы очень ясно, все они состоят из глобальных конструктов (например, структурные концепции Фрейда, творческое <Я> Адлера, эпигенетический принцип Эриксона, проприум Олпорта, основной постулат Келли), которым трудно дать рабочие определения. Поэтому эмпирические исследования обычно трудны, если вообще возможны. В защиту этих теоретиков можно сказать, что они действительно разработали оригинальные теории, чтобы объяснить как стабильные, так и динамические характеристики поведения человека. Тем не менее, их основные концепции таковы, что мы не можем эмпирически оценить все их достоинства.

 

Эвристическая ценность

 

Критерий эвристической ценности имеет отношение к тому, в какой степени теория непосредственно стимулировала исследования. Мы используем этот критерий не в глобальном смысле, как ответ на вопрос, насколько теория завладела вниманием общественности; скорее он ограничивается тем, проводились ли фактически исследования, поводом для которых были гипотезы, вытекающие из теории. Иначе говоря, эвристическая ценность теории - это ее способность стимулировать исследовательскую деятельность в пределах широкой области изучения личности. И наоборот, критерий верифицируемости отражает то, в какой мере гипотезы можно извлечь из теории и насколько они, после эмпирической проверки, поддерживают главные положения теории.

 

Теории Фрейда, Скиннера, Бандуры и Роджерса довольно хорошо удовле-тнппятпт кпитепиот эвпистичеккпй ценности. Хотя исследования, касающиеся

 

582 _ Глава 12. Психология личности

 

психодинамической теории Фрейда, не могут безоговорочно доказать его концепции (так как верифицируемость теории низка), он вдохновил многих ученых, показав им, в каком направлении можно проводить исследования, чтобы улучшить наши знания о поведении. Буквально тысячи исследований были подсказаны теоретическими утверждениями Фрейда. Скиннеровская концепция оперантного научения, как указывалось ранее, четко определена и поддается исследованию. Скиннер оказал огромное влияние на исследовательскую деятельность ученых во многих дисциплинах. Теория Бандуры также повлияла на работу психологов в разнообразных областях (например, полоролевое развитие, помогающее поведение, самоэффективность), причем группы испытуемых состояли из людей самого разного возраста. Возможно, мы увидим рост ее эвристической ценности для профессионалов в других дисциплинах в будущем. Теория Род-жерса также послужила основой для активной исследовательской деятельности, особенно в области психотерапии, причем сам Роджерс провел первую практическую работу в этой сфере. Его теория также вызвала к жизни многочисленные исследования связи между самонесоответствиями и негативными эмоциональными переживаниями.

 

О теориях Адлера, Эриксона и Маслоу можно сказать, что они получают среднюю оценку по этому критерию. Теория Адлера недавно оказалась в фокусе внимания в связи с возросшим интересом к проверке идеи о влиянии порядка рождения на формирование личности, а также попыткой создать надежную и валидную единицу измерения социального интереса. Адлер также прямо или косвенно повлиял на таких выдающихся персонологов, как Роджерс, Маслоу и Роттер. Тем не менее, многое в его теории остается непроверенным, и в настоящее время ее эмпирическая поддержка не очень основательна. В свою очередь, рассуждения Эриксона, связанные со стадиями развития эго, особенно концепции идентичности и интимности, стимулировали некоторые эмпирические исследования. Использование Эриксоном психоанамнеза для изучения жизни политических, религиозных и литературных деятелей также повлияло на других исследователей, как в сфере психологии, так и вне ее. Однако многие его концепции очень абстрактны, поэтому их трудно превратить в рабочие гипотезы, которые можно проверить. И наконец, теория Маслоу послужила стимулом для исследования самоуважения, вершинного переживания и самоактуализации. Теория Маслоу оказала влияние не только на исследователей в области персонологии, но также и в сфере образования, менеджмента и здравоохранения. Хотя мы восхищаемся эвристической ценностью работ Маслоу, но факт остается фактом: многие его концепции определены нечетко и поэтому трудны для проверки.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!