Теории личности издание 2-е, исправленное 59 страница



 

Позже Роджерс перенес акцент на методики, позволяющие терапевту лучше разобраться в том, что происходит с пациентом в каждый момент проводимого лечения. Он переименовал свой подход в <клиент-центрированный>, подчеркнув тем самым, что задача психотерапевта - понять самовосприятие клиента. Однако в заключительной стадии разработки методик подход Роджерса к терапии опять изменился. С начала 1960-х годов он стал больше интересоваться вопросом о точных терапевтических условиях, выполнение котрых необходимо, прежде чем клиент сможет начать разрешение своих межличностных проблем. Как указывалось ранее, он рассматривал взаимоотношения между психотерапевтом и клиентом как единственный, наиважнейший фактор, способствующий изменению личности. В настоящее время <ярлык>, лучше всего отражающий ключевую роль отношений психотерапевт-клиент в процессе изменения личности, - это <терапия, центрированная на человеке> [Коегз, 1977], Этот термин лучше всего отражает эволюцию мышления Роджерса - от техники к взаимоотношениям.

 

Перенос акцента на терапию, центрированную на человеке, подчеркивает не только широкую применяемость теории. Он как бы говорит, что человек, <Я>, сущность, а не одна из его ролей - клиент, студент, учитель или психотерапевт - является центром всех взаимодействий [Но1сЫх)сЬ, Ко§егз, 1977, р. 129].

 

Терапевтические условия для изменения личности

 

Роджерс [Ко@ег5, 1959] предположил, что для осуществления конструктивных личностных изменений необходимо и достаточно наличие шести терапевтических условий. Взятые вместе, эти условия иллюстрируют, что в действительности происходит во время курса терапии, центрированной на человеке.

 

1. Два человека находятся в психологическом контакте. В действительности будучи скорее предусловием, чем условием, первое утверждение Роджерса означает, что должны существовать какие-то взаимоотношения или психологический контакт между двумя людьми. Психотерапевт, вне зависимости от своего опыта, не может помочь клиенту, если этот клиент не знает психотерапевта. Что еще более важно, Роджерс постулировал: не может быть никакого существенного позитивного изменения личности вне взаимоотношений.

 

2. Первый человек, клиент, находится в состоянии несоответствия, он уязвим и тревожен. Как описывалось ранее, Роджерс объяснял личностные расстройства и психопатологию в терминах значительного несоответствия между

 

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности _ 5(

 

Роджерс считал взаимоотношения между психотерапевтом и клиентом ключевым элементом, лежащим в основе конструктивного изменения личности. (ЕНеп Уочп/РЬо1о КеэеагсЬеге)

 

переживания. Чтобы проиллюстрировать это положение, Роджерс [Ко§егз, 1957 приводил случай студента колледжа, который на общем, или организмическом уровне боялся университетского двора и экзаменов на третьем этаже определен ного -здания, что делало его существенно неадекватным. Он панически боялс: своей неадекватности, и это не сочеталось с его Я-концепцией. Следовательно, о] искажал организмическое переживание в сознании, представляя его в виде не обоснованного страха (фобии) подниматься по лестнице в этом (или любом здании и такого же сильного страха идти по открытой территории университета

 

С точки зрения Роджерса, этот студент потерял связь с источником своего осоз нанного опыта, общим организмическим переживанием; в самом прямом смысле о; был для себя чужим. Такая экзистенциальная ситуация непременно делала ег(очень уязвимым, поскольку в самый неожиданный момент он мог оказаться лицо к лицу с реальностью. Более того, он неизбежно испытывал напряжение или трево гу в той степени, в какой смутно осознавал глубокое несоответствие в себе. Он на поминал несчастного Цыпленка из детской сказки, который все время ждал, когдг свалится небо. Учитывая такое тревожное субъективное состояние, легко понять почему студент обратился в консультативный центр колледжа за помощью.

 

3. Второй человек, психотерапевт, является гармоничным или интегриро ванным. Когда клиент приходит в консультативный центр, указывает третье условие Роджерса, он должен встретить человека гармоничного, целостного и искреннего во взаимоотношениях. То есть в терапевтических взаимоотношениях психотерапевт должен быть цельным и настоящим (полностью самим собой), а клиент должен ясно и четко чувствовать, что он обнажает свою душу искреннему в этих взаимоотношениях человеку.

 

566 _ Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности

 

Роджерс не считал, что психотерапевт должен быть открытым для всех жизненных переживаний. Например, вне терапевтических отношений психотерапевт может иногда испытывать тревогу, депрессию, враждебность или какие-то другие чувства, говорящие о том, что он не является полностью интегрированным во всех аспектах жизни. Но в терапевтических взаимоотношениях, час или два в неделю, он обязательно должен находится в гармонии с самим собой. Это означает, что психотерапевт может иногда испытывать чувства, которые обычно не считаются идеальными для психотерапии, например: <Хотя мне нравится этот клиент, но мне не хочется слушать его сегодня, я бы с большим удовольствием поиграл в теннис>. Разумеется, поскольку терапия сконцентрирована на чувствах клиента, а не психотерапевта, ему не нужно вербализировать эти чувства, когда он осознает их. Иногда, однако, чувства психотерапевта становятся настолько сильными, что ему необходимо выразить их непосредственно клиенту или коллеге, например: <Клиент постоянно показывает, что я отношусь к нему как расист, и у меня из-за этого большие трудности в принятии его>.

 

4. Психотерапевт испытывает безусловное позитивное внимание к клиенту. Словосочетание <безусловное позитивное внимание> в основном означает, что психотерапевт относится к клиенту с теплом, хвалит его как человека в процессе становления и не дает оценок его чувствам или переживаниям. Короче, психотерапевт не проявляет <условий ценности> по отношению к клиенту, а полностью принимает его без одобрения или порицания. Поэтому, когда студент начинает описывать, как он боится подниматься по лестнице или идти по кампусу, психотерапевт безусловно принимает эти чувства как часть мира субъективных переживаний студента. Он не высказывает суждений по поводу этих чувств, например: <Знаешь, сынок, я служил в морской пехоте и могу тебе сказать, что единственный способ стать настоящим мужчиной - это забыть о своих глупых страхах, выйти отсюда и прямо сейчас подняться по лестнице и с высоко поднятой головой пройти по открытой территории университета>.

 

Таким образом, сеансы терапии, центрированной на личности, проходят в спокойной атмосфере, создающей у клиента уверенность, что его полностью понимают и принимают. Такой терапевтический климат позволяет клиенту соприкоснуться со своим организмическим уровнем переживания, позволяет ему осознать это переживание, не чувствуя угрозу. Возможно, клиент подумает: <Если психотерапевт, искренне любящий меня, может решительно принять эти чувства как допустимую часть моей личности, почему и я не могу сделать это?> Следовательно, терапевтические условия позволяют клиенту еще более погрузиться в себя, выразить свои истинные чувства, не боясь упрека, и, в конечном итоге, интегрировать эти чувства с неизбежно измененной Я-концепцией. Безусловное позитивное внимание в той степени, в какой его можно достичь в терапевтических отношениях, позволяет клиенту оценить переживания, которые не соответствовали его Я-концепции и которые он раньше не осознавал, потому что они вызывали тревогу.

 

5. Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента и стремится передать это клиенту. Психотерапевт, центрированный на личности, испытывает к клиенту эмпатию. По Роджерсу, эм-патия показывает, что психотерапевт чувствует внутренний мир переживаний "_"ичта так. как если бы он был его собственным, но никогда не пеоеходя условие

 

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности _ 567

 

<как если бы> [Ко§ег5, 1959]. Короче говоря, психотерапевт понимает. Он способен свободно переноситься в субъективный мир клиента, воспринимать так же как воспринимает он, чувствовать так же, как чувствует он, переживать так же, как переживает он.

 

Часто для клиента эмпатия психотерапевта сходна с внезапным солнечным лучом, прорвавшимся сквозь густую листву в лесу [Ко§ега, 1959]. По мере того как клиент борется со своей запутанной и искаженной символизацией переживания психотерапевт, поскольку он полностью вошел в субъективный мир клиента, может эмпатийно высказываться, что значительно помогает инсайту. Психотерапевт понимает и принимает клиента, и в процессе терапевтических отношений оба идут к значительно более высоким вершинам взаимного принятия и понимания.

 

6. Как минимум, должна произойти передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания психотерапевта. Внимательное отношение к этому условию должно стереть стереотип теперь уже исчезнувшего недирективного психотерапевта, который сидел, слушал клиента и только иногда одобряюще похмыкивал. Также устарел и образ <клиент-центрированного> психотерапевта, который мог только повторить и/или уточнить то, что говорит клиент (например: <Я только что порезался, и если вы не дадите мне стерильный пластырь, я до смерти истеку кровью> - <Вы чувствуете, что истекаете кровью до смерти>). Повторяясь достаточно часто, подобные диалоги, возможно, вызывали у многих клиентов желание спросить: <Попка хочет печенья?>

 

Прослушивание записей интервью сегодняшнего дня показывает, что психотерапевты, центрированные на человеке, тоже часто говорят <угу> или <понятно>, отражая и уточняя чувства клиента - они делают это, чтобы использовать любую возможность передачи своей эмпатии и позитивного внимания к клиенту. Бессмысленно испытывать подобные чувства, если клиент не будет знать о них. Поэтому психотерапевт должен передавать свое отношение в каждом слове и действии, а клиент должен воспринимать это как отражение принятия и понимания психотерапевтом. Насколько клиент чувствует, что его принимают, настолько будет выполнено условие шесть, и тогда у клиента появится возможность достичь позитивного изменения личности.

 

Роджерс утверждал, что именно клиент, а не психотерапевт, ответственен за личностный рост во время курса терапии. Психотерапия создает для изменения необходимые условия, но только клиент является реальным действующим фактором изменения своей личности.

 

Этот подход к терапии понятен любому, кто разделяет оптимистический взгляд Роджерса на человеческую природу. Полагая, что при наличии правильных условий люди будут естественно двигаться к росту, актуализации и здоровью, Роджерс в психотерапии, центрированной на человеке, просто создает эти условия. Во всем остальном можно положиться на организмический оценочный процесс клиента. В этом смысле психотерапевты, придерживающиеся теории Род-жерса, скорее <способствуют росту>, а не <лечат больных> (как в психоанализе) или <модицифируют поведение> (как в бихевиоральной терапии). Психотерапия, центрированная на личности, предназначена для того, чтобы устранить несоответствие между переживанием и самостью. Когда человек действует в соответствии с ООГаниЗМИЧесКИМ оценочным пппттегтм я нр с угггпвнями ттртгтгпгти рму нр нужна

 

568 _ Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности

 

защита в форме отрицания или искажения, и про него можно сказать, что он является полноценно функционирующим человеком. Закон жизни полностью функционирующего человека - стать тем, кем он может стать в течение жизни.

 

Никто, кроме Фрейда, не оказал такого влияния на практику психотерапии, как Роджерс. Его подход, центрированный на личности, успешно применяется при консультировании и терапии в таких разных областях, как образование, расовые отношения, семейные отношения, политика и менеджмент [Ьеуап<:, ЗеЬНеп, 1984]. Утверждение целостности и уникальности человека, связанное с акцентом на важность Я-концепции, также имело громадное влияние на современную теорию и практику психологии. Мы можем заключить, что роджерсовская теория человека не утратит свое влияние на персонологию еще в течение многих лет.

 

РЕЗЮМЕ

 

В феноменологическом направлении центральное место занимает положение, что поведение человека можно понять только в терминах его субъективных переживаний. Феноменологический подход также подразумевает, что люди способны строить свою судьбу и что они, по своей сути, являются целеустремленными, заслуживающими доверия и самосовершенствующимися. Карл Роджерс хорошо известен тем, что сформулировал теорию личности, в которой подчеркиваются тезисы, связанные с феноменологией, наряду с особым вниманием к самости.

 

В теории Роджерса все мотивы человека включены в один мотив достижения мастерства - тенденцию актуализации, врожденное стремление человека актуализировать, сохранять и интенсифицировать себя. Эта тенденция побуждает всех людей двигаться в направлении большей сложности, автономии и раскрытия потенциала. Несколько более специфично понятие организмического оценочного процесса, который показывает, соответствуют ли настоящие переживания тенденции актуализации. По Роджерсу, люди стремятся к тем переживаниям, которые воспринимаются как Я-интенсифицирующие, и избегают тех переживаний, которые воспринимаются как Я-отрицающие.

 

Характеризуя феноменологическое направление, Роджерс утверждал, что единственной реальностью, с точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность - личный мир переживаний человека. Центральное место в этом субъективном мире принадлежит Я-концепции, наиболее важному персонологи-ческому конструкту Роджерса. В его системе элементами, определяющими развитие Я-концепции, являются потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание. Роджерс подчеркивал, что детям для развития позитивной Я-концепции, которая позволит им стать полноценно функционирующими людьми, необходимо безусловное позитивное внимание. В то же время условия ценности заставляют детей жить в соответствии с навязанными ценностями, а не с собственным организмическим оценочным процессом.

 

Роджерс утверждал, что люди большей частью ведут себя в соответствии с их Я-концепцией. Угроза возникает, если человек ощущает несоответствие между Я-концепцией и общим организмическим переживанием; тогда он пытается защитить целостность <Я> с помощью искажения или отрицания восприятия. Слишком большое несоответствие между Я-концеппией и гтрйгтиитегтьнмм ттрпржипянием

 

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности _ 569

 

приводит к личностным расстройствам и психопатологии. В качестве образца психического здоровья описываются люди, которые открыты переживаниям, полностью доверяют им и свободно движутся в направлении актуализации себя. Такие люди в системе Роджерса называются <полноценно функционирующими>.

 

Позиция Роджерса по основным положениям относительно природы человека определенна, недвусмысленна и отражает фундаментальное расхождение между феноменологией и бихевиоризмом в американской психологии. Феноменологическая теория Роджерса отражает:

 

_ сильную приверженность положениям свободы, рационализма, холизма, изменяемости, субъективности, проактивности, гетеростаза и непознаваемости;

 

_ умеренную приверженность положению конституционализма.

 

Феноменологический подход Роджерса к личности, в частности, в терминах ее психотерапевтических аспектов послужил стимулом для значительного количества исследований. В этой главе основной метод изучения Я-концепции - (-сортировка - обсуждался наряду с иллюстративными исследованиями Я-кон-цепции. Мы также кратко остановились на том, как Роджерс рассматривал науку в связи с изучением человека.

 

В заключительном разделе главы был описан уникальный и широко применяемый в психотерапии подход - терапия, центрированная на человеке, ее разработка и развитие. Было обращено внимание на исключительную важность, которую Роджерс придавал взаимоотношениям психотерапевт-клиент, и обсуждены шесть условий, необходимых для позитивного изменения личности. По Роджерсу, цель терапии - ликвидировать несоответствие между переживанием и самостью человека, тем самым открывая для него возможность жить более богатой, полной жизнью.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

1. Как бы вы оценили концепцию тенденции актуализации Роджерса? Более точно, считаете ли вы, что все мотивы человека можно включить в один мотив достижения совершенства? Обоснуйте свою позицию, за или против.

 

2. Насколько феноменологическая позиция Роджерса соответствует вашему собственному опыту? А именно: чувствуете ли вы, что живете в мире личных переживаний, центром которого являетесь, и, исходя из него, можно объяснить ваше поведение лучше, чем основываясь только на объективных факторах окружения?

 

3. Объясните концепцию организмического оценочного процесса и его связь с потребностью самоактуализации. Приведите примеры,

 

4. Обсудите термины <потребность в позитивном внимании>, <потребность в позитивном внимании к себе> и <условия ценности> в их применении к процессу развития Я-концепции.

 

5. Сравните роджерсовскую концепцию полноценно функционирующего человека с вашим представлением о том, что лежит в основе психического здоровья. Вы стремитесь стать полноценно функционирующим человеком? Почему да или почему нет?

 

6. Как выяснилось, Скиннер и Роджерс резко расходятся практически по всем важным вопросам в персонологии. Какую из двух позиций вы предпочитаете? Вы видите какую-то связь между вашим предпочтением и вашими собственными положениями относительно природы человека?

 

у~

 

570 _ Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности

 

7. Как измерить Я-концепцию с помощью техники О-сортировки?

 

8. Что говорят исследования о несоответствии между осознанным <Я> и Я-идеальным и их связи с психологической адаптацией?

 

9. Вы верите, что шесть условий терапевтического изменения личности, описанные в связи с терапией, центрированной на личности, применимы к другим значимым взаимоотношениям человека? То есть применимы ли эти шесть условий к позитивному личностному росту, который имеет место в любовных взаимоотношениях, браке, дружбе и воспитании детей? Приведите примеры.

 

10. Как Роджерс объясняет личностные расстройства и психопатологию? Объясните, чем феноменологический подход Роджерса к расстройствам поведения отличается от психоаналитического подхода Фрейда.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Безусловное позитивное внимание (ипсо11(1Шопа1 рояШуе геагД). Роджерсовский термин для обозначения уважения и принятия другого, независимо от того, ведет или нет себя человек в соответствии с ожиданиями того, кто демонстрирует принятие. Другими словами, позитивное внимание не зависит от определенных действий или мыслей. Безусловное позитивное внимание к себе (ипсопШопа) рояШуе 8е1-ге§аг<1). Термин, используемый для обозначения человека, который не воспринимает ни одно переживание как достойное более или менее позитивного внимания по сравнению с любым другим. По Роджерсу, безусловное позитивное внимание к себе позволяет человеку развиваться, чтобы стать полноценно функционирующим.

 

Защита (ВеГспсе). Попытка человека изменить или модифицировать угрожающее переживание с помощью отрицания или искажения. Идеал-сортировка (1<1са1-8ог1). Утверждения, которые выбирает испытуемый, описывая

 

человека, которым он хотел бы быть.

 

Искажение восприятия (Регсер<:иа1 (118<:ог<:1оп). Тип механизма защиты, используемый, чтобы трансформировать угрожающие переживания в форму, соответствующую или согласующуюся с актуальным Я-образом человека.

 

Креативность (СгеауНу). Характеристика полноценно функционирующего человека, способность продуцировать уникальные идеи, результаты, способы решения проблем. Несоответствие (1псоп§п1епсе). Состояние дисгармонии, имеющее место, когда существует

 

несоответствие между переживанием человека и его Я-концепцией.

 

Обусловленное позитивное внимание (Соп(1Шопа1 рояШуе гедаг). Ситуация, когда человек получает похвалу, внимание и одобрение за то, что ведет себя в соответствии с тем, чего от него ожидали другие. Иначе говоря, обусловленное позитивное внимание зависит от определенных действий или мыслей.

 

Организмический оценочный процесс (Огашяппс уа1ит§ ргосевя). Роджерсовский принцип, согласно которому переживания, которые воспринимаются как сохраняющие или развивающие человека, оцениваются позитивно, в то время как переживания, которые воспринимаются как негативные или противоречащие сохранению или развитию человека, оцениваются негативно или их избегают.

 

Организмическое доверие (0г§аш8т1с гавт). Способность полагаться на наши внутренние переживания и чувства как на основу для принятия важных решений. Открытость переживанию (Ореппевя 1о ехрепепсе). Способность человека переживать то,

 

что происходит внутри него, без чувства угрозы; противоположное понятие - защита. Отрицание (0еп1а1). Защитный механизм, посредством которого человек защищает себя

 

от неприятных аспектов действительности, отрицая их существование. Полноценно функционирующий человек (Ри11у ГипсИотп регяоп). Термин, используемый Роджерсом для определения человека, который функционирует в соответствии со

 

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности _ 571

 

своим организмическим оценочным процессом, а не с интернализованными условиями ценности.

 

Потребность в позитивном внимании (ее< Гог рояНуе гедаг). Приобретенная потребность человека получить приятие, уважение и любовь от значимых людей в его окружении.

 

Потребность в позитивном внимании к себе (ее<?ог ровШуе ве-геап)). Приобретенная потребность, которая развивается из ассоциации Я-переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности в позитивном внимании. Удовлетворение при одобрении и неудовлетворение при неодобрении человеком самого себя, Соответствие (Сопдгиепсе). Состояние гармонии, которое ощущается, когда нет несоответствия между переживанием человека и его Я-концепцией.

 

Тенденция актуализации (АсиаНгтд 1еп(1епсу). В теории Роджерса - основной мотив в жизни людей. Заключается в стремлении сохранять и интенсифицировать себя, стать настолько хорошим, насколько позволяет присущая им природа. Тенденция самоактуализации (8е1Г-ас<:ча1121П§ <:еп(1епсу). Тенденция человека к развитию

 

в направлении возрастающей сложности, самодостаточности, зрелости и компетентности. Терапия, центрированная на человеке (Рег8оп-сепЬге<1 1Ьегару). Форма психотерапии, разработанная Роджерсом на основе принятия и безусловного внимания к клиенту. Особо подчеркиваются взаимоотношения между психотерапевтом и клиентом как средство достижения личностных изменений.

 

Техника -сортировки (-801 <:есЬпие). Метод самооценки, используемый для того, чтобы измерить, в какой степени действительная и идеальная Я-концепция человека соответствуют или не соответствуют друг другу.

 

Тревога (Апх1е<:у). Эмоциональная реакция на то, что человек осознает переживание как несоответствующее или несообразное с его Я-структурой и ее интернализованными условиями ценности. Угроза (ТЬгеа). Любое переживание, которое воспринимается как несогласующееся с

 

Я-структурой человека. Феноменальное поле (РЬепотепа1 Пе1<1). Всеобщность переживания человека (также

 

определяется как поле восприятия).

 

Феноменология (РЬепотепо1о§у). Подход в персонологии, подчеркивающий важность понимания субъективных переживаний человека, его чувств и личных концепций, а также его личной точки зрения на мир и себя.

 

Экзистенциальный образ жизни (Ех18<:еп11а1 НУ№§). Образ жизни, характеризующийся существованием <здесь и сейчас> так, что каждый момент жизни нов и отличается от всего, что было ранее.

 

Эмпирическая свобода (ЕхрепепНа) <тее<1от). Субъективное чувство, что можно жить свободно, как хочешь, например, <Я один ответствен за свои действия и их последствия>.

Я-идеальное (Меа1 5010. Человек, каким, индивид полагает, он сможет или должен стать

 

(включая стремления, нравственные идеалы и ценности).

 

Я-концепция (8е1-сопсер<:). Всеобщий паттерн или конфигурация самовосприятия: концепция человека о том, каков он.

 

Я-сортировка (ХеК-яог*:). Утверждения, которые испытуемый сортирует при описании человека, которым он в данное время является.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

АсНепЬасН Т., 7.щ1ет Е. (1963). 5ос1а1 сотре1:епсе апс1 зе1-1та§е (}15рап1у т рзусЫапс ап<3

 

попр8усЬ1а1пс раНеп. игпа1 о{ АЬпогта1 ап(1 5ос1а1 Р5усЬо1о@у, 67, 197-205. Вег§ег Е. (1955). Ке1аНоп5Ыр5 атоп@ ассерапсе о{ зе1?, ассерапсе оГ оеге ап(1 ММР1 эсагея..1оигпа1 о{ Сочп5е1т§ Р8усЬо1о@у, 2, 279-284.

 

572 _ Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности

 

Вет А. Е. (1979). ТЬе еуа1иа<,юп о{ 1,ЬегареиЧс ои1соте5. 1п А. Ве㧹, 5. СагйеИ (Ейз.).

 

НапйЬооЬ оГ рвусЬоСЬегару апй ЬеЬауюг сЬапе (2п(3 е(}.). Ме УогЬ: \У41еу. Вегёт А. Е., Ятрр Н. Н. (1972). СЬап§т§ гоп11ег5 {п <:Ье 5с1епсе о(рзусЬоЬегару. Ке\у УогЬ:

 

А1(11пе-А<:Ьег1оп. СаМцУК. (1969). Не1р1п@ апс1 Ьитап ге1а11оп5 (?015. 1 апс1 2). е\V УогЬ: Но11, КтеЬап ап(}

 

У1п51оп.

 

СооретпИН 8. (1967). ТЬе агЛесес1еп<:5 о{ ве-езгеет. еVV УогЬ: Ргеетап. Ермет 8. (1973): ТЬе 5е1-сопсер1 геу18Н:е(1: Ог а 1Ьеогу о{ а 1Ьеогу. Атепсап Р5усЬо1о§151" 28,

 

404-416. ЕужпсЪ Н.]. (1952). ТЬе ейес18 о{ р5усЬо1:Ьегару: Ап еуа1иа11оп. оигпа1 оГ Соп5и111п§ РвусЬо-1о@у, 16,319-324.

 

ЕухпсЪ Н.]. (1966). ТЬе ейес1з о? рвусЬоЬегару. еV УогЬ: 1п1егпа<:1опа1 5с1епсе Ргевз. РпсЬ V/. (1971). Ниташзйс р8усЬо1о§у: 1п1егу1е\У5 ЛУНЬ Ма51о\у, МигрЬу, ап(1 Ко§ег5. Со1ит-Ьиз, ОН: МегпН.

 

Рттт Е. (1956). ТЬе аг1 оГ 1оу1п§. Ме\у УогЬ: Нагрег ап(1 Ко\у. На1е5, 8. (1979). Веуе1ортеп1:а1 ртосеваев оГ 5е1Г-е5[еет. Рарег ргеаепей а1 <:Ье 8ос1е(:у Ьг

 

К.е5еагсЬ 1п СЬ11(1 0еуе1ортеп1, §ап Ргапс15со. Шт Е. Т. (1987). 5е1{-Д45Сгерапсу: А Ьеогу ге1а<:ш@ 5е1Гап(1 йИес\.. Р5усЬо1о§1са1 Кеу1елу, 94,

 

319-340. НоШосЬ Т. Ь., Коёеп С. К. (1977). Рег5оп-сеп1егес1 1Ьегару. 1п К.. Сог51п1 (Е(1.). Сиггет

 

рег5опа1Ну Ьеопез. 11а5са, 1Ь: РеасосЬ РиЫзЬегэ. КтсНепЬаит Н. (1979). Оп Ьесотш§ Саг1 Ко§еге. елV УогЬ: Ое1асоПе Ргезв. ап(тап. Т., Ваюез К. М. (1982). РвусЬоЬегару оиЮотез. Атепсап Р5усЬо1о@15<., 37, 504-516. еVа_пI К. Е., 5с11еп. М. (ЕДз.) (1984). С11еп<:-сеп1:егес1 Ьегару ап(1 1Ье регеоп-сеШегеЯ ар-ргоасЬ: Мелу сНгесйопз 1п Ьеогу, гезеагсЬ, апс1 ргассе. Ме\? УогЬ: Ргае§ег. МаНопеу., НатгСпеп]. (1973). 5е1?-асиа112а1юп апс1 5еН'-сIеаI (115сгерапсу. оигпа1 о{ Р5усЬо1-

 

оеу, 85,37-42.

 

МаЛш Н. (1983). 8е1?-1шо1ес1§е: Ап ехрап(1ес1 у1е\у. оипа1 о! Рег5опа1Ну, 51, 543-565. МаЛш Н., Шпш Р. (1986). РояЫе 5е1уев. Атепсап Р5усЬо1о§151:, 41, 954-969. Мейтпш С., СитИз Е. (1963). ТЬе ге1а1юп Ьеееп та1егпа1 5е1?-ассер1:апсе ап(1 сЬ11(1 ассер-1:апсе. оипа1 оГ Соип5е11п§ Р5усЬо1о§у, 27, 542-544. Райепоп С. (1973). ТЬеопех осоип5е11п@ апД р5усЬо1Ьегару (2пД ес1.). Ме УогЬ: Нагрег ап(3 Ко. Ко§еп С. К. (1939). ТЬе с1т1са1 <:геа1теп1 оГ 1Ье ргоЫет сЬ1Ы. Вовоп: Нои§Ь1оп М1й11п. Коёеп С. К. (1942), Соип5е1т§ апс1 рзусЬоЬегару: Ме сопсер<.5 1п ргасйсе. Вооп: Нои§Ь1оп

 

М1т1п. Ко§еп С. К. (1951). С11еп1-сеп1:егес1 (:Ьегару: 115 сиггеп1 ргасИсе, }тр11са(:1оп5, ап(1 <,Ьеогу. Вов-<:оп: Нои§Ь1оп М1й1п.

 

Ко§еп С. К. (1954). ТЬе Саае о{ Мгх. ОаЬ: А гевеагсЬ апа1у545. 1п С. К. Ко@ег5, К. Р. Вутопс1 (?(15.). РзусЬо1Ьегару апс1 рег5опа111у сЬап§е: Со-огс1}па1е(1 ге5еагсЬ 51ис11е5 1п 1Ье с11еп1- сетегеЯ арргоасЬ. СЬюао: ип1уег5Ну о{ СЫса@о Рге55. Ко§еп С. К. (1955). Рег5оп5 ог 5с1епсе? А рЬНо50рЫса1 диевоп. Атепсап Р5усЬо1о@151, 10,

 

267-278. Ко§еп С. К. (1956). §оте 155ие5 сопсегп1п§ 1Ье соп1го1 о{ Ьитап ЬеЬауюг (5утр05шт \у1<:Ь

 

В. Р. §1иппег). 5с1епсе, 124, 1057-1066. Ко§еп С. К. (1957). ТЬе песемагу апс1 5и№с1еп1 сопсНйоп5 о{ 1Ьегареи<:1С рег5опа11<:у сЬап@е.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!