Теории личности издание 2-е, исправленное 22 страница



 

208 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

 

алкоголизмом. В этой главе обсуждались также психометрические свойства и со-гласуемость с другими методиками таких опросников самооценки, как <Шкала социального интереса> и <Индекс социального интереса> - двух тестов, используемых для проверки адлеровской концепции социального интереса.

 

Применение положений Адлера в психотерапии способствовало пониманию природы неврозов и путей их лечения. Его представления о природе, причинах и выходе из невроза описаны в этой главе на примере молодой женщины, испытывающей проблемы в процессе адаптации к студенческой жизни в колледже. В адлеров-ском терапевтическом подходе подчеркивается важность понимания стиля жизни пациента, осознания им своих проблем и усиления его социального интереса.

 

Другим замечательным примером пересмотра психодинамической теории Фрейда является аналитическая психология Юнга. Главное расхождение между обоими учеными касается природы либидо. Фрейд видел в последнем, главным образом, сексуальную энергию, в то время как Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту индивидуума.

 

Юнг усматривал в личности три взаимодействующие структуры: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. В эго представлено все, что человек осознает. Личное бессознательное - это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, а также скоплений связанных между собой мыслей и чувств, называемых комплексами. Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов, называемых архетипами. В архетипах заключен опыт всего человечества, начиная от наших древнейших предков, предраспола-гающий к реагированию определенным образом на наш текущий опыт. Наиболее значительными архетипами в юнговской теории являются персона, тень, анима, шимус и самость. Символом архетипа самости является мандала.

 

Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации, или жизненных устано-!ок: экстраверсия и интроверсия. Экстраверты обычно подвижны, быстро образует связи и привязанности; движущей силой для них выступают внешние факто-)ы. Интроверты, как правило, созерцательны, стремятся к уединению, их интерес:осредоточен на самих себе. Юнг выделил также четыре психологических функ-(ии: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Мышление и чувство являются национальными функциями, ощущение и интуиция - иррациональными. Резуль-атом комбинации двух видов личностных ориентаций и четырех психологиче-ких функций являются восемь различных типов личности (например, экстра-ертный мыслительный тип).

 

Рассматривая вопрос о развитии личности, Юнг особо выделяет движение в!аправлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования азличных элементов личности. Для описания происходящего на протяжении сей жизни процесса объединения всех аспектов личности вокруг самости он ис-ользовал термин <индивидуация>. Процесс индивидуации позволяет самости гать центром личности, а это, в свою очередь, помогает индивидууму достичь са-ореализации. По мнению Юнга, очень немногие достигают этого высочайшего ровня развития личности.

 

Аналитическая психология в последние годы оказывает огромное влияние на нтеллектуальную общественность. Однако большинство основных концепций "чга не подвергались эмпирической проверке. Неболыппр нгг-гтргтпяяимо г пппт-Альфред Адлер и Карл Густав Юнг _ 209

 

данием опросника <Индикатор типа Майерс-Бриггс> было посвящено валидиза-предсказания Юнга относительно связей между психологическими типами, содержанием воспоминаний и сновидений. Конечно, для того, чтобы влияние теории кдга в психологии не ослабевало, нужно провести гораздо больше исследований.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

1 Сравните основные исходные положения Адлера и Фрейда в отношении природы человека. Можете ли вы, основываясь на результатах сравнения, объяснить, почему авторы этой книги не считают Адлера истинным неофрейдистом? Согласны ли вы с их мнением?

 

2. Согласны ли вы с утверждением Адлера о том, что чувство неполноценности в детском возрасте играет важную роль в дальнейшей жизни людей? Можете ли вы для примера назвать какие-либо ваши устремления или достижения в настоящее время, которые, возможно, восходят к ранним переживаниям собственной неполноценности?

 

3. Каково ваше мнение об адлеровской концепции стремления к превосходству? Как вы в своей жизни стремитесь к этому? Можете ли вы сказать, чем отличаются ваши собственные цели и направленность от таковых у ваших друзей?

 

4. Согласны ли вы с Адлером в том, что социальный интерес является показателем психического здоровья? Если да, то почему? Если нет, то почему?

 

5. Теперь, когда вы изучили теорию Адлера, обратитесь к своей порядковой позиции в семье. Можете ли вы сказать, как эта позиция (первенец, второй ребенок, самый младший ребенок в семье или единственный ребенок) повлияла на ваше личностное развитие?

 

6. Опишите подход Адлера к объяснению невротического стиля жизни. В чем отличны позиции Адлера и Фрейда относительно лечения пациентов, страдающих неврозами? Есть ли различия в целях терапии у Адлера и Фрейда?

 

7. В чем различие между личным и коллективным бессознательным в теории Юнга? Разделяете ли вы позицию Юнга в отношении существования коллективного бессознательного?

 

8. Опишите концепцию архетипов Юнга. Какой архетип Юнг связывал с достижением самореализации в зрелости?

 

9. Каковы четыре психологических функции души, постулированные Юнгом? Какая функция доминирует в вашей сознательной жизни? Какая функция лучше всего характеризует человека, который вам наиболее эмоционально близок?

 

'0. Сравните и противопоставьте позиции Адлера и Юнга по каждой из следующих тем: определяющая цель жизни, причины психопатологических проявлений и природа человеческой мотивации.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Аналитическая психология (Апа11<:уса1 р8усЬо1о§у). Теория личности Юнга, в которой придается большое значение противоборствующим силам внутри личности и стремлению к обретению самости (индивидуальности) посредством процесса индивидуации. лнима (Атта). Феминные качества мужчины; архетип в теории Юнга. Лнимус (Аттик). Маскулинные качества женщины; архетип в теории Юнга. Архетип (АгсЬеуре). Универсальные образы или символы, содержащиеся в коллективном бессознательном; предрасполагают индивидуума испытывать определенные чувства или мыслить определенным образом относительно данного объекта или ситуации (примеры:

 

210 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

 

/

 

Гиперкомпенсация (ОуегсотрепваНоп). Форма компенсации, с помощью которой достиг ется нечто большее, чем просто избавление от чувства недостаточности: гиперкомпенс-ция ведет к превосходству или выдающемуся достижению. При гиперкомпенсации человек действует так, будто он чувствует свое превосходство над другими (что указывают на наличие комплекса превосходства). Душа (РяусЬе). Термин в теории Юнга, обозначающий структуру личности (включая эго,

 

личное бессознательное и коллективное бессознательное).

 

Индивидуальная психология (1п(Ну1(1иа1 р8усЬо1о§у). Теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки и стремятся к достижению жизненных целей. Индивидуация (1п(Ну1<1иаиоп). Термин, использованный Юнгом для обозначения процессов интеграции противоположно направленных элементов личности на пути к преобразованию ее в единое целое.

 

Интроверсия (1п<:гоуег81оп). Базисная эго-ориентация, предложенная Юнгом для объяснения стиля связи человека с миром. Интроверсия характеризуется созерцательным подходом к жизни и отстраненностью от людей.

 

Коллективное бессознательное (СоНесНуе 111100118010118). Самый глубокий уровень личности, содержащий воспоминания и образы, передаваемые по наследству от наших человеческих и человекообразных предков.

 

Компенсация (СотрепяаЫоп). Попытки человека замещать чувство неадекватности чувством адекватности посредством развития физических или интеллектуальных умений и навыков.

 

Комплекс неполноценности (1пГепоп<:у сотр1ех). Глубокое всепроникающее чувство собственной неполноценности по сравнению с другими людьми. Часто сопровождается дефектными, ошибочными установками и поведением.

 

Комплекс превосходства (8ирегюп<:у сотр1ех). В теории Адлера - тенденция преувеличивать собственную значимость, чтобы преодолевать постоянное ощущение неполноценности.

 

Личное бессознательное (Рег8опа1 ипсопзсюия). Элемент структуры личности в теории Юнга. Личное бессознательное состоит из подавленных воспоминаний и забытых переживаний или материала, который не оказался в свое время достаточно ярким, чтобы быть пережитым в сознании. Мандала (Мап<1а1а). Символическое выражение целостности <Я>, самости в теории Юнга;

 

также имеет название <магические круги>.

 

Неполноценность органа (Огап тепопЬу). Врожденная слабость или недостаточность органа (например, дефект зрения), являющаяся причиной появления чувства неполноценности у индивидуума. Согласно Адлеру, неполноценность органа часто приводит индивидуума к значительным победам в жизни.

 

Персона (Рег8опа). Архетип в теории Юнга, означающий роли, которые люди выполняют в соответствии с социальными требованиями со стороны окружающих; <публичное лицо> человека, которое видят окружающие. Порядок рождения (ВпЬ ог<1ег). Порядковая позиция индивидуума в семье (например,

 

первый ребенок), играющая важную роль в формировании его стиля жизни. Психологические функции (Р8усЬо1о81са1 ипсНоп8). Четыре функции, входящие в структуру личности, которые использовал Юнг для объяснения различий во взаимодействии людей с миром. Мышление и чувство объединены как рациональные функции, поскольку они позволяют формировать суждения о жизненном опыте. Ощущение и интуиция объединены как иррациональные функции, так как осуществляют пассивное <схватывание> жизненного опыта.

 

Самость (8е1Г). Архетип в теории Юнга, который становится центром структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри личности интегрируются в процессе индиви-Альфред Адлер и Карл Густав Юнг _ 211

 

цциальный интерес (8ос1а1 1п<:еге8). Чувство эмпатии по отношению к человечеству, проявляющееся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими, скорее во имя общественного блага, чем ради личных целей. Согласно Адлеру, социальный интерес является полезным психологическим критерием психического здоровья.

 

Стиль жизни (8<:у1е о? НГе). Уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов совладания с реальностью, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство этого поведения.

 

Стремление к превосходству (8<Т1У1П Гог 8ирегюп<:у). Стремление к преодолению собственных недостатков и наиболее полному раскрытию своего потенциала. Адлер рассматривал его как мощную движущую силу, лежащую в основе поведения человека. Тень (8Ьа(1оду). Архетип в теории Юнга, представляющий собой подавленную темную, животную сторону личности человека.

 

Творческое <Я> (СгеаИуе 8010. Концепция, использованная Адлером для выражения его убежденности в том, что у каждого человека есть возможность активно формировать свою личность.

 

Фикционный финализм (Потопа) йпа118т). Термин, предложенный Адлером и обозначающий, что поведение человека направляется воображаемыми, или фиктивными, целями, которые невозможно ни проверить, ни подтвердить практикой.

 

Чувство неполноценности (1п?епоп<:у ГееНпа). Ощущение собственной неполноценности, неуместности и неспособности, которое возникает в детстве и в дальнейшем служит основой для борьбы за превосходство.

 

Эго (Е§о). Термин, используемый Юнгом для обозначения всего, что мы осознаем. Экстраверсия (Ех<тауег81оп). Базисная эго-ориентация, предложенная Юнгом для объяснения стиля связей человека с внешним миром. Экстраверсия характеризуется вовле-ченностью и интересом к миру людей и вещей - внешнему, по отношению к <Я>.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

А<Нет А. (1917а). ТЬе пеигойс 00115111411011. еV Уог1с Мойа1. М1ет А. (1917Ь). §1ис1у оГ ог§ап тГепогНу апс1 115 р5усЫса1 сотреп5а11оп: А соп1г1Ьи1юп 1о с11п1са1 тес11с1пе. 5. Е. еIIГе, Тгапз. еу УогЬ: Хегуоиэ апс1 Меп1а1 Оеаве РиЫ1са11оп. (0г1§1па1 тэгЬ риЫ15Ьес11907.)

 

АМет А. (1927а). ТЬе ргасМсе апс1 1Ьеогу оГ тс11у1с1иа1 р5усЬо1о§у. еV УогЬ: НагсоиП, Вгасе. АсПег А. (1927Ь). ипс1ег51апс11п§ Ьитап па1иге. СагДеп СЯу, МУ: Сагс1еп СНу РиЬНэЬш. АЛегА. (1929). ТЬе 5с1епсе о? Ну1п§. еV УоА: СгеепЬег§. АЛегА. (1930). ТЬе раИет оГ Н?е. еV УогЬ: Но11, КшеЬаП аш1 \Ут5Юп. АМет А. (1931). ЛУЬа1 1Яе 5ЬоиЫ теап 1о уои. ВоаЮп: ЫШе, Вгоп. АМеу А. (1939). §ос1а1 1п1егез1: А сЬа11еп§е 1о тап1ип(1. Ме\у УогЬ: Ри1пат. АЛегА. (1944). РЬу81са1 тап1?е81а11оп5 оГрзусЫс с1151игЬапсе5. 1пс11ук1иа1 Р5усЬо1о§у ВиИеИп,

 

4,3-8. АМет А. (1956). ТЬе тс11у1(1иа1 р5усЬо1о§у о? А\{тей АсПег: А 5у51ета11с рге5еп1а11оп о{ 5е1ес-110115?гот Ы5 луп11п§5. Н. Ь. & К. К. Ап5ЬасЬег (Е(.). е\V УогЬ: Ва<>1с ВооЬ. АМет А. (1964). 5ирепог11у апс1 5ос1а1 1п1еге51: А соНесНоп оС 1а1ег \уП11п§5. Н. Ь. &

 

К. К. АпаЬасЬег (?(15.). Еуап51оп, 1Ь: ойЬ\Vе5ет итуег5Яу Рге55.

 

Мехапйет 1.?.(1982). ТЬе РгеиДипе ге1а11оп5Ыр - ТЬе о1Ьег 51(10 о 0е(11ри5 ап(1 соип1ег-1гап5Гегепсе: 5оте 1тр11са11оп5 Гог р5усЬоапа1у11с 1Ьеогу ап(1 р5усЬо1Ьегару. Атег1сап Р5у-сЬо1о§151,37,1009-1018. АппЬасНег Н. Ь. (1971). А1й-ес1 Ас11ег ап(1 Ьитап1511с р5усЬо1о§у. оипа1 о(Нитап1511с Р5усЬо-1о8У, II, 23-63. АтюЬасНетН. Ь. (1977). 1п(Ну1аиа1 р5усЬо1о§у. 1п К.. Сог51п1 (Е(1.). Сиггеп1 рег5опа1Ну 1Ьео-ПРЯ пп Л-Я'? Т1_.аеча 1Т. Т>е__пЛ

 

212 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

 

/ Вапу Н. III, В1апе Н. Т. (1977). В1пЬ огег о{ а1соЬоНс5. ]оитпа\ оГ 1пс11у1иа1 Р5усЬо1о§у, 62, 62-7 Ве1топ1 Ь., МатИа Р. А. (1973). В1пЬ отАет, {атПу 5126, ап 1п1е111§епсе. 5с1епсе, 182, 1096-1101. В1'е1ап<1 Н. М. (1974). В{г1Ь огег, Гат11у сопй§ига11оп, апс) уегЬа1 асЬеуетеШ. СЬ11 0еуе1о{)-

 

тет, 45,1011-1019.

 

СатрЬеИ]. (1971). Него \у11Ь а СЬоизап {асе>. еV Уог: НагсоиП Вгасе}оуапоу1сЬ. Сапп О. К., Оопйеп О. С. (1986). п§1ап рег5опа1у Суро1о§у апс} 1Ье геса11 оГ еуегуау апй

 

агсЬе<,ура1 (1геат5. оипа1 оГ Рег5опа1Я:у ап(} §осш1 Р5усЬо1о§у, 50, 1021-1030. СаАзоп К. (1980). §111(1165 оип§1ап 1уро1о§у: II. Керге5еп1а1-юп5 о1Ье рег5опа1 \VОI(.оипIаI

 

о{ Рег5опа1Ну апй §ос1а1 Р5усЬо1о§у, 38, 801-810. СтапйаИ]. Е. (1975). А вса1е о5ос1а1 1п1:еге51.игпа1 о? 1п(11у1(1иа1 Р5усЬо1о§у, 31, 187-195. СтпйаИ]. Е. (1980). Ай1ег'з сопсер): о5ос1а1 {ЩегезС: ТЬеогу, теавигетегИ, ап 1тр11са1:1оп5?ог

 

а(ии8<.теп<.. ита) о{ Рег5опа111у апд 5ос1а1 Р5усЬо1о§у, 39, 481-495. СтапйаИ]. Е. (1981). ТЬеогу ап теавигетеШ: о{ 5ос1а1 1п1еге5<:: Етр1г1са1 <:е5<:5 о{ ДНтес1 А(11ег'5

 

сопсер[. е\V УогЬ: Со1итЬ1а ип1уег5Ну Рге55. Стпйай]. Е. (1984). §ос1а1 1п1еге5<: а5 а то(1ега1ог оП1Ге 5,ге55.оипа1 о{ Рег5опа111:у апс1 8ос1а1

 

Р5усЬо1оёу, 47,164-174.

 

ОгеНгип К. (1950). Рипс1атеп1.а15 оГ АсИепап р5усЬо1о@у. еVV Уог1<: СгеепЬег§. ОгеЛип К. (1973). Р5усЬос1упат1с5, р5усЬо1Ьегару, апс1 соип5е11п@. СЬ1са@о: АНгес} Ас11ег 1п5(:1<:и1е. Огу А. М. (1981). ТЬе рвусЬо1о§у оип§. Ме\у УогЬ: Пеу. ЕИепЬеег Н. (1970). АНте АсПег апЯ 1п(11у1(1иа1 р5усЬо1о@у. 1п ТЬе с115соуегу о СЬе ипсоп-5с1ои5: ТЬе Ь15(:огу апс1 еуо1и1:1оп о{ с1упат1с р5усЫа1гу. еV УогЬ: Ва51с ВООБ. Ета С., Апё51. (1983), ВШЬ огЯег: 115 {пЯиепсе оп рег5опа111у. Вег11п: 8рпп§ег-Уег1а§. Ра1Ъо Т. (1978). 0п1у сЫ1с1геп апс1 1п1егрег5опа1 ЬеЬау1ог: Ап ехрег1теп1а1 апс1 вигуеу 51ис1у.

 

оипа1 о1 АррИес} §ос1а1 Р5усЬо1о§у, 8, 244-253. Ра1Ьо Т. А., Ро1и О. Р. (1986). (иаШНаИуе геу1е\у о{ 1-Ье оп1у сЫ1с1 111ега1иге: Ке5еагсЬ еу1<1епсе

 

апс1 <.Ьеогу (1еуе1ортеп1. Р5усЬо1о§1са1 Ви11е1т, 100, 176-189. РИп 5., ТНотпаз Н., СаИаНег М. (1981). Раг11с1рап1 сЬагас1.еп511с5 ап(3 1Ье ейес15 о{ 1\уо 1уре5 о?

 

теНаНоп У5. яи1е1 5Я:С1п§. оигпа1 о{ С11п1са1 Р5усЬо1о§у, 37, 784-790. Сау Р. (1989). ТЬе Ргеис) геас1ег. Ме\у УогЬ: о1оп. Стееует К., Теп М., Рпе(Наш1 В. (1973). 0еуе1ортеп1 оГ 1Ье 5ос1а1 1п1еге81: 1п(1ех. ита1 о{

 

Соп5и1(:1п§ ап<3 С11п1са1 Р5усЬо1о§у, 41, 454-458. Н11тап. (1979). ТЬе (Згеат ап 1Ье ип(1епуог1(1. Келу УогЬ: Нагрег ап(1 КО\У. Ноап К. (1976). Рег5опа1Ну 1Ьеогу: ТЬе рег5опо1о§1са1 1га(1111оп. Еп§1еоо(1 С11Й5, М}: РгепИсе-На11.

 

]опе& Е. (1957). ТЬе 11Ге ап(1 \уог1{ оГ 51§типс1 Ргеи(1. Мелу Уог1{: Ва51с Воо1с5. ]ипё С. С. (1906/160). ТЬе р5усЬо1обу о(етепИа ргаесох. 1п ТЬе со11ес1ес1 ЛУОГ о{ С. С. ипб

 

(Уо1. 3). Рппсе1оп,: Рппсе1оп ип1уег511у Рге53. ]ищ С. С. (1909/1973). ТЬе р5усЬо1о§1са1 (11а§по515 оеу1(1епсе. 1п ТЬе со11есСе(1 огЬк о1

 

С. С. п@ (Уо1. 2). Рппсе1оп, К: Рппсе1оп ип1уег51{у Рге55. ]ищ С. С. (1913/1973). Оп 1Ье ВосШпе о{ сотр1ехе5. 1п ТЬе со11ес{ес1 05 о{ С. С..1ип§ (Уо1. 2).

 

Рппсе1оп,: Рппсе1оп ип1уег5Н:у Рге55. ]ищ С. С. (1921/1971). Р5усЬо1о§1са1 1уре5. 1п ТЬе соНессей огЬ о{ С. С..1ип@ (Уо1. 6).

 

Рппсе(:оп, 11: Рппсе1оп ип1уег511у Рге55. ]ищ С. С. (1931/1969). ТЬе 51гис1иге о{ 1Ье ркусЬе. 1п ТЬе со11ес1ес1 \уог15 о{ С. С..1ип§ (Уо1. 8).

 

Рг1псе(:оп,: Рппсе1оп ип1уег5Ну Рге55. ]ип С. С. (1936/1969). ТЬе агсЬе1уре5 апс1 1Ье соНесНуе ипсоп5с1ои5. 1п ТЬе со11ес1ес1 \уог1с5 о{

 

С. С. п (Уо1. 9). Рг1псе1оп,: Рппсе1оп ип1уег51<:у Рге55. ]и.п С. С. (1961), Метопез, с1геат5 ап(1 гейесНопз. Ке\у УогЬ: Капс1от Ноизе. ]ищ С. С. (1968). Апа1у11са1 р5усЬо1о§у: 118 1Ьеогу апс1 ргасИсе (ТЬе Тау1з1осЬ Ьес1иге8). Ке

 

УогЬ: Рап1Ьеоп. ЬеаЬ О. К., Мй1ат(1 Р..]., Репу Л }У., тШатз В. Е. (1985). Ап 1пуе511§а11оп о{ 1Ье пото1об1са1

 

пе1\уогЬ о1 5ос1а1 1п1еге51. оипа1 о{ КекеагсЬ 1п Рег5опа111у, 19, 197-207. *апа51етС. /.. Сопат К 1 ПОЮ) Тпучя] пчугЬп1пау т<. тт. п>>.

 

Альфред Адлер и Карл Густав Юнг _ 213

 

[а(1ооп М. А. (1981)ип§1ап р5усЬо1о§у 1п рег5рес[1уе. е\V УогЬ: Ргее Рге55. мдЦПо О. (1983). В1г1Ь огйег, регсе1уе(1 ЫпЬ огс1ег, апД Гат11у р05Н1оп о{ асас1ет1с отеп.

 

1пс11у1с1иа1 Р5усЬо1о@у, 39,57-62. цюп С.]., СгеепЫаИ К. Е., МитгрНу Т.]. (1986). §ос1а1 1п1еге51: ТЬе уа11(1Ну оГ1ууо 5са1е5.

 

1п(11У1(1иа1 Р5усЬо1о§у, 42,35-43. еп М. В., МсСаиИеу М. Н. (1985). Мапиа1: А §и1?1е 1о 1Ье с1еуе1ортеп1 апс1 и5е о{ 1Ье Муег5-

 

Вг1б@5 Туре 1псНсаСог. Ра1о А11о, СА: Соп5и111п§ Р5усЬо1о@1515 Рге55. 0тя,1ег Н. (1972). АНтес1 Ас11ег: ТЬе тап ап(1 Ь15 \уогЬ. Меуу УогЬ: еV Атепсап ЫЬгагу. Лаипег]. (1983). М{те<1 АсПег. еVV УогЬ: ип§аг.

р (1976). С. С. ип§: ТЬе Ьаип1е(1 ргорЬе1. Ме УогЬ: 0е11. <)1еуеп8 А. (1983). АгсЬе1уре5. Ке\у Уог1<: (иШ. уаМпёег Н. (1911). ТЬе рЬ!1о50рЬу оГ <а5 }С.> Мелу УогЬ: Нагсоип, Вгасе. \Уаёпег М. Е., ЗсНиЬеН Н..]. (1977). 51Ь5Ь{р уаг1аЫе5 ап(1 ипНе(1 §1а1е5 рге51(1еШ5. оигпа1 о{

 

1п(11у1с1иа1 Р5усЬо1о§у, 62,78-85. 7.а5Ь}__, ВиЬепгег П. Ь., \VеЯ. О. (1986). 5ос1а1 1п1еге51, 51ге55, ап 1Ье ргесИсНоп о{ ЬеаКЬ

 

51а1и5. оипа1 оГ Соип5е1т@ ап(3 0еуе1ортеп1, 64, 386-389. 2.а]опс К. В. (1986). М1п1п§ пелу §о1с1 Ггот о1с1 гевеагсЬ. Р5усЬо1о@у Тос1ау, РеЬтагу, 46-51. 7.а]тс К. В., МаЛш С. В. (1975). В1г1Ь огс1ег ап 1п1е1]ес1иа1 (1еуе1ортеп1. Р5усЬо1о§1са1 Ке-у1е\\, 82,74-88.

 

йреепНа К. Ь. (1975). В1г1Ь ог(1ег, арргоуа1 5ее1п@, ап(1 тетЬег5Ь1р 1п Соп§ге55. оигпа1 о{ Ы1\'1(1иа1 Р5усЬо1о@у, 31,205-210.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

АтЬасНег Н. Ь. (1984). А16-ес1 А(11ег геу15Не(1. Мелу УогЬ: Ргаеег. Втте V. (1978). ип@: Мап апс1 ту1Ь. Мелу УогЬ: А1Ьепеит. НаппаН В. (1976). ип§: Н1з 11е апс1 луогЬ. Мелу УогЬ: Ри1пат. МсСшге "М. (Ее}.) (1974). ТЬе Ргеис1ип§ 1е11ег5. РппсеЮп, М}: Рппсе1оп ишуегеЯу Рге55. МопаЬ Н. (Е(1.) (1973). А1?ге(1 А(11ег: №5 тЯиепсе оп р5усЬо1о@у ЮДау. РагЬ К1(1§е, МН: Моуез. ЛерапЛу Р. Е. (1983). 1п Егеис1'5 5Ьас1олу: Ас11ег 1п соп1ех1. Н1Н5с1а1е, М}: Апа1у11с Рге55.

 

Глава 5

 

ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ НАПРАВЛЕНИЯ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ЭРИК ЭРИКСОН, ЭРИХ ФРОММ И КАРЕН ХОРНИ

 

Эрик Эриксон: эго - теория личности _ 215

 

изучении главных психологических проблем, с которыми сталкивается сегодня довечество. Мы рассмотрим в этой главе основные идеи Эриксона,

 

Появлению эго-психологии предшествовал ряд родственных теорий, посвя-рдных, главным образом, влиянию различных аспектов социального и культур-д окружения на развитие личности. Подобно направлениям, представленным лддером и Эриксоном, в этих теориях была осуществлена попытка поиска новых путей анализа взаимоотношений между родителями и ребенком, изучения процессов мотивации и личности в целом. Создатели этих теорий отказались от декла-оированного Фрейдом признания решающего значения инстинктивных сексуальных мотивов в природе человека. Из этой группы ученых-ревизионистов мы выбрали представителей, наиболее энергично подвергавших сомнению и даже полностью отказавшихся от принципов классического психоанализа: это Эрих Фромм и Карен Хорни. Теоретические взгляды этих двух достойных внимания персонологов мы кратко обсудим в конце главы.

 

Многие исследователи после Фрейда пытались пересмотреть психоанализ, чтобы показать значение эго-процессов и проследить их развитие. Наиболее выдающимся из так называемых эго-психологов был Эрик Эриксон. Как и для других постфрейдистов, для Эриксона наибольшее значение имело эго и его адаптивные способности в связи с проблемой развития индивидуума. Однако из этого не следует, что в своей теории он пренебрег биологическими или социальными факторами. По сути дела, Эриксон настаивал на том, что любой психологический феномен может быть понят в контексте согласованного взаимодействия биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов. К другим особенностям теоретической ориентации Эриксона относятся следующие: 1) акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни человека; 2) упор на <нормальном>, или <здоровом>, а не на патологическом; 3) особое значение, придаваемое им достижению чувства идентичности; 4) попытки сочетать клинические наблюдения с изучением культурных и исторических факторов в объяснении структуры личности. Описанные Эриксоном <восемь возрастных периодов человека> представляют его наиболее оригинальный и важный вклад в теорию личности. Его попытка показать влияние культуры на развитие личности явилась стимулом для всех, кто изучает поведение человека, разрабатывать новые подходы

 

ЭРИК ЭРИКСОН: ЭГО - ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

 

Сын отца-датчанина и матери-еврейки, Эрик Эриксон (ЕпЬ ЕгЯсзоп) родился в 1902 году в Германии, недалеко от Франкфурта. Его родители развелись еще до его рождения, и мать затем вышла замуж за д-ра Теодора Гомбургера. Маленькому Эрику в течение нескольких лет не говорили о том, что д-р Гомбургер приходился ему отчимом. Позже, подписываясь под своими первыми психоаналитическими статьями, Эриксон использовал фамилию отчима, хотя, когда он натурализовался как американский гражданин в 1939 году, он выбрал отцовскую фамилию.

 

В отличие от других персонологов, упомянутых в этой книге, Эриксон не получил формального высшего образования после окончания школы. Он учился в <гуманистической гимназии> в Германии и, несмотря на то, что был посредственным студентом, преуспевал в изучении истории и искусства. Вскоре после окончания гимназии, в пику настояниям отчима выбрать профессию врача, Эриксон отправился в путешествие по Центральной Европе. Годом позже он поступил в художественную школу, однако скоро он не смог усидеть на месте и отправился в Мюнхен для обучения в известной Академии художеств. Спустя два года, Эрик-сон путешествует по Италии, посещает Флоренцию, загорает и бродит по художественным галереям.

 

В 1927 году <мораторий> на работу закончился, и он был принят по рекомендации школьного товарища Петера Блоса преподавателем в маленькую экспериментальную американскую школу в Вене. Школа была основана Анной Фрейд Для детей, чьи родители обучались психоанализу. Некоторые из молодых студентов Эриксона сами подвергались психоанализу, и <герр Эрик>, как его нежно "бывали, присоединился к ним.

 

Эриксон начал изучать психоанализ на горном курорте вблизи Вены. Там он, Удучи младшим преподавателем, впервые познакомился с семейством Фрейда, а потом был принят кандидатом для занятий в Венском психоаналитическом

 

216 _ Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

 

Эрик X. Эриксоп (1902-1994).

 

институте. С 1927 по 1933 годы Эриксон продолжал изучать психоанализ под руководством Анны Фрейд. Это было его единственное формальное академическое образование, не считая свидетельства, выданного Ассоциацией учителей им. Марин Монтессори в Вене.

 

В Вене Эриксон женился на канадке Джоан Серсон, которая тоже посещала экспериментальную школу Анны Фрейд. В 1933 году семья Эриксона (включая двоих сыновей) отправилась в Копенгаген, где Эриксон попытался получить гражданство и помочь созданию в этой стране центра обучения психоанализу. Когда стало ясно, что эта идея неосуществима, семья эмигрировала в Соединенные Штаты и поселилась в Бостоне, где годом раньше было основано психоаналитическое общество. Следующие два года Эриксон практиковал в Бостоне, специализируясь в лечении детей. Он также был штатным сотрудником клиники Генри Мюррея в Гарварде и занимал должность научного сотрудника по психологии в отделении нейропсихиатрии Гарвардской медицинской школы. Эриксона даже зачислили кандидатом на соискание степени доктора по психологии в Гарварде, но он отказался от этой научной программы после неудач на первом курсе.

 

В 1936 году Эриксона приняли на должность преподавателя в медицинскую школу Польского университета. В 1938 году он предпринял экспедиционную поездку в резервацию Пайн-Ридж в Южной Дакоте с целью наблюдения за воспитанием детей у индейцев племени сиу. С этого исследования начался интерес Эриксона к изучению влияния культуры на развитие ребенка - тема, которой он уделял много внимания в дальнейшей профессиональной работе.

 

В 1939 году Эриксон направился в Калифорнию, где подвел итоги своей аналитической работы с детьми и углубился в антропологию и историю. С 1942 года он - профессор психологии в Университете Беркли, Калифорния. С этого времени начался интенсивный период глубоких клинических наблюдений и размышлений: Эриксон становится главной фигурой в области психоанализа. Однако его деятельность в должности профессора в Беркли закончилась, когда он отказался присягнуть на лояльность во время антикоммунистической кампании. Позднее оН был восстановлен в должности как политически благонадежный гражданин, но

 

Эрик Эриксон: эго - теория личности _ 217

 

рдпочел отказаться из солидарности с теми, кто обвинялся в этом же <преступ-ц11ц>. Свою первую книгу <Детство и общество> он опубликовал в 1950 году (дда была переработана и переиздана в 1963 году).

 

Благодаря этой работе он скоро получил мировое признание как ведущий представитель эго-психологии.

 

В 1951 году Эриксон поступил в Центр Остен Ригге в Стокбридже, штат Массачусетс, - частный центр восстановительной терапии для подростков с пси-уцескими нарушениями. Эту работу он совмещал с преподаванием в должности профессора в разных университетах США. В течение следующего десятилетия его труды и исследования вылились в теорию психосоциального развития, первоначально сформулированную в книге <Детство и общество>.

 

В 1960 году, после года работы в Центре передовых исследований в области бихевиоральных наук в Пало-Альто, штат Калифорния, Эриксон снова возвратился в Гарвард, где проработал до 1970 года.

 

После ухода из Гарварда Эриксон продолжал уделять много времени применению своей схемы жизненного цикла человека к изучению известных исторических личностей и американских детей, преимущественно из групп социальных меньшинств. Его великолепное психобиографическое исследование истоков идеи Ганди о непротивлении злу насилием <Истина Ганди> (1969) получило Пулит-церовскую премию и Национальную книжную премию в области философии и религии. Кроме этого, он опубликовал еще три важных книги: <Молодость Лютера: психоаналитическое и историческое исследование> (1958), <Инсайт и ответственность> (1964а); <Идентичность: кризис юности> (1968а), а также второе издание <Юность: изменение и вызов> (1963Ь). Роберт Коулз, психиатр из Гар-варда и студент Эриксона, подтвердил признание достижений своего наставника в области теории и практики психоанализа в монографии <Эрик Эриксон: плоды трудов> [Со1е5, 1970]. Несмотря на уже немолодой возраст, Эриксон до своей смерти (в 1994 году) продолжал активную деятельность в Центре Эриксона в Кембридже, штат Массачусетс. В число его недавних публикаций вошли: <В поисках общей почвы> (1973); <История жизни и исторический момент> (1975); <Игрушки и рассуждения: стадии ритуализации опыта> (1977); <Идентичность и жизненный цикл> (1979); <Зрелость> (1978); <Целостный жизненный цикл> (1982); <Жизненная вовлеченность в старости> (1986).


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!