Теории личности издание 2-е, исправленное 23 страница



 

ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ: РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ ПСИХОАНАЛИЗА

 

Ртические формулировки Эриксона касаются исключительно развития эго. _отя он неизменно настаивал на том, что его идеи не более, чем дальнейшее систематическое развитие концепции Фрейда о психосексуальном развитии в свете новых открытий в социальных и биологических науках, Эриксон реши-_но отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам. Во-"ервых, в его работе отчетливо виден решительный сдвиг акцента от ид к эго, что

Фрейд лишь частично признавал в последние годы своей деятельности. позиции Эриксона, скорее именно эго составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, Ровным направлением оазвития которой является социальная адаптация;

 

218и Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

 

параллельно идет развитие ид и инстинктов. Подобный взгляд на природу человека, названный эго-психологией, радикально отличается от раннего психодина-мического мышления тем, что эго-психология описывает людей как более рациональных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно решающих жизненные проблемы. В то время как Фрейд считал, что эго борется, пытаясь разрешить конфликт между инстинктивными побуждениями и моральными ограничениями, Эриксон доказывал, что эго - это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится все более и более компетентным.

 

Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Если Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности ребенка, то Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребенка. Он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадлежащими к различным культурам, чтобы показать: развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой ценностей.

 

В-третьих, теория развития эго охватывает все жизненное пространство индивидуума (то есть от младенчества до зрелости и старости). Фрейд, напротив, ограничился влиянием ранних детских переживаний и не уделял внимания вопросам развития за пределами генитальной стадии.

 

И наконец, в-четвертых, у Фрейда и Эриксона различные взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Целью Фрейда было раскрытие сущности и особенностей влияния на личность неосознаваемой психической жизни, а также объяснение того, как ранняя травма может привести к психопатологии в зрелости. Эриксон, наоборот, видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Возможно, это последнее различие является ключевым для понимания концепции Эриксона об организации и развитии личности. Фрейдовскому фаталистическому предупреждению о том, что люди обречены на социальное угасание, если отдадутся своим инстинктивным стремлениям, противостоит оптимистическое положение о том, что каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий. Знание того, как человек справлялся с каждой из значимых жизненных проблем или как неадекватное разрешение ранних проблем лишило его возможности справляться с дальнейшими проблемами, составляет, по мнению Эриксона, единственный ключ к пониманию его жизни.

 

Пока мы касались только основных теоретических расхождений между Эриксоном и Фрейдом. Однако стоит отметить, что существуют и вопросы, по которым между ними существует согласие. Например, оба теоретика сходятся в том, что стадии развития личности предопределены, и порядок их прохождения является неизменным. Эриксон также признает биологические и сексуальные основы всех Дпгтрр ппяттниу мптиияттипннму и гтичнпгтныу гтигттпчнгттмй я _як__ж_ ттпинимяет

 

Эрик Эриксон: эго - теория личности _ 21

 

фрейдовскую структурную модель личности (ид, эго, суперэго). Однако, несмотр цд наличие сходных положений, многие персонологи считают, что теоретически посылки Эриксона отличаются от таковых в классическом психоанализе.

 

ЭПИГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

 

центральным для созданной Эриксоном теории развития эго является полож< ние о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальны для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируете в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон п(нимает следующее:

 

1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к друге предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, ра(ширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимоде] ствия;

 

2) общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человеь принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой те) денции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовател; ность развития [Еп1{8оп, 1963а, р. 270].

 

В книге <Детство и общество> (1963а) Эриксон разделил жизнь человека и восемь отдельных стадий психосоциального развития эго (как говорят, на <восем возрастов человека>). Согласно его утверждению, эти стадии являются результ; том эпигенетически развертывающегося <плана личности>, который наследуете генетически. Эпигенетическая концепция развития (по-гречески <ети> означая <после>, а <уеуеот> - <рождение, происхождение>) базируется на представлени о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нс время (<критический период>), а также о том, что полноценно функционируй щая личность формируется только путем прохождения в своем развитии поел> довательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциал) ная стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни индив) дуума, который возникает как следствие достижения определенного уровн психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индив; Дууму на этой стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикл человека характеризуется специфичной именно для данной фазы (<фазо-ст пифической>) эволюционной задачей - проблемой в социальном развитии, к(торая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находь свое разрешение. Характерные для индивидуума модели поведения обусловл1 ны тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из этих задач ил как преодолевается кризис. Конфликты играют жизненно важную роль в те(РИИ Эриксона, потому что рост и расширение сферы межличностных отнопп нии связаны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то > ремя он отмечает, что кризис означает <не угрозу катастрофы, а поворотны ПУНКТ, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточно адаптации> (ЕпЬоп, 1968, р. 286].

 

Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрени Пенки, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфлиь

 

220 _ Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

 

разрешен удовлетворительно (то есть на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и автономию), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнения). Хотя на пути развития личности возникают теоретически предсказуемые и вполне определенные конфликты, из этого не следует, что на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязательно одни и те же. Качества, которые эго приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам или меняющимся условиям [ЕпЬзоп, 1964а]. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

 

Все восемь стадий развития в психологической теории Эриксона представлены в табл. 5-1. В крайнем левом столбце перечислены стадии; во втором столбце указан приблизительный возраст их наступления; в третьем противопоставлены позитивные и негативные компоненты каждой стадии; в крайнем столбце справа перечислены сильные стороны эго или его достоинства, приобретаемые благодаря успешному разрешению каждого кризиса. В соответствии с принципом эпигенези-са, каждая стадия основывается на разрешении и интеграции предшествовавших психосоциальных конфликтов. Эриксон выдвинул предположение, согласно которому все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постна-тального периода жизни человека и для каждого из них есть приоритетное время наступления в генетически обусловленной последовательности развития.

 

Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой универсальную особенность человеческого развития, Эриксон указывает при этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Например, ритуал посвящения в юноши существует во всех культурах, но очень

 

Таблица 5-1. Восемь стадий психосоциального развития

 

Стадия Возраст Психосоциальный кризис Сильная сторона 1. Орально-сенсорная Рождение-1 год Базальное доверие - базальное не-Надежда

доверие 2. Мышечно-анальная 1-3 года Автономия - стыд и сомнение Сипа воли 3. Локомоторно-3-6 лет Инициативность - вина Цель

генитальная 4. Латентная 6-12 лет Трудолюбие - неполноценность Компетентность 5. Подростковая 12-19 лет Эго-идентичность - ролевое смеше-Верность

ние 6. Ранняя зрелость 20-25 лет Интимность - изоляция Любовь 7. Средняя зрелость 26-64 года Продуктивность - застой Забота 8. Поздняя зрелость 65 пет-смерть Эго-интеграция - отчаяние Мудрость Эрик Эриксон: эго - теория личности _ 221

 

око варьирует и по форме проведения, и по влиянию на человека. Более "_ Эриксон считает, что в каждой культуре наличествует <решающая коорди-ия> между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет " ординации, называемой им <зубчатым колесом жизненных циклов> - зако-° согласованного развития, согласно которому развивающейся личности обще" во оказывает помощь и поддерживает ее именно тогда, когда она особенно в том нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и воз-дости поколений переплетаются. Эта сложная модель обоюдной зависимости ду поколениями отражена в его концепции взаимозависимости.

 

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ СТАДИИ

 

Как отмечалось ранее, Эриксон считает, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека. Его анализ социализации лучше всего представить с помощью описания отличительных особенностей восьми стадий психосо-циального развития.

 

1. Младенчество: базальное доверие-базальное недоверие

 

Первая психосоциальная стадия соответствует оральной стадии по Фрейду и охватывает первый год жизни. По Эриксону, в этот период краеугольным камнем формирования здоровой личности является общее чувство доверия', другие ученые называют ту же самую характеристику <уверенностью>. Младенец, имеющий базальное чувство <внутренней определенности>, воспринимает социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Это чувство определенности лишь частично осознается в период младенчества.

 

Согласно Эриксону, степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы.

 

Я полагаю, что матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама - тот человек, которому можно доверять, в том понимании слова <доверие>, которое существует в данной культуре применительно к данному стилю жизни. Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства <все хорошо>; для появления чувства тождества; для становления тем, кем он станет, согласно надеждам других [Епвоп, 1963а, р. 249].

 

Таким образом, чувство доверия не зависит от количества пищи или от проявлений родительской нежности; скорее оно связано со способностью матери передать своему ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживании. Эриксон также подчеркивает: младенцы должны доверять не только внешнему миру, но также и миру внутреннему, они должны научиться доверять себе и в особенности должны приобрести способность к тому, чтобы их органы эффективно справлялись с биологическими побуждениями. Подобное поведение мы наблюдаем тогда, когда младенец может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу <отделения> от нее. Вопрос о том, что является причиной первого важного психологического кри-"ИСЯ ГП\Тп-ч.п тпттптт1ТIп\тг '>т>т/.<тг \и ТГТТТЭООТ ТТ иТиЛГ С ТЯГТЛОМ

 

222 _ Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

 

материнского ухода за ребенком - причиной кризиса является ненадежность несостоятельность матери и отвергание ею ребенка. Это способствует появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Данная установка направлена как на мир в целом, так и на отдельных людей; она будет проявляться во всей своей полноте на более поздних стадиях личностного развития. Эриксон также считает, что чувство недоверия может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания; когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности (скажем, возобновляет прерванную карьеру), или рожает следующего ребенка. Наконец, родители, придерживающиеся противоположных принципов и методов воспитания, или чувствующие себя неуверенно в роли родителей, или те, чья система ценностей находится в противоречии с общепринятым в данной культуре стилем жизни, могут создавать для ребенка атмосферу неопределенности, двусмысленности, в результате чего у него появляется чувство недоверия. Согласно Эриксону, поведенческими последствиями подобного неблагополучного развития являются острая депрессия у младенцев и паранойя у взрослых.

 

Основная предпосылка психосоциальной теории состоит в том, что кризис <доверие - недоверие> (или любой другой последующий кризис) не всегда находит разрешение в течение первого или второго года жизни. В соответствии с эпи-генетическим принципом, дилемма доверие-недоверие будет проявляться снова и снова на каждой последующей стадии развития, хотя она и является центральной для периода младенчества. Адекватное разрешение кризиса доверия имеет важные последствия для развития личности ребенка в дальнейшем. Укрепление доверия к себе и к матери дает возможность ребенку переносить состояния фрустрации, которые он неизбежно будет переживать на протяжении следующих стадий своего развития.

 

Как отмечает Эриксон, здоровое развитие младенца не является результатом исключительно чувства доверия, но скорее обусловлено благоприятным соотношением доверия и недоверия. Понять, чему не следует доверять, так же важно, как и понять, чему доверять необходимо. Эта способность предвидеть опасность и дискомфорт также важна для совладания с окружающей реальностью и для эффективного принятия решений; поэтому базальное доверие не стоит трактовать в контексте шкалы достижений. Эриксон заявлял, что животные обладают почти инстинктивной готовностью к приобретению психосоциальных навыков, а у людей психосоциальные способности приобретаются в процессе научения. Кроме того, он утверждал, что в различных культурах и социальных классах матери учат доверию и недоверию по-разному. Но путь приобретения базального доверия по самой сути своей универсален; человек доверяет социуму подобно тому, как он доверяет собственной матери, словно она вот-вот вернется и накормит его в подходящее время подходящей пищей.

 

Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта <доверие-недоверие>, Эриксон обозначает термином надежда. Иначе говоря, доверие переходит в способность младенца надеяться, что, в свою очередь, у взрослого может составлять основу веры в соответствии с какой-либо официальной формой религии. Надежда, это первое положительное качество эго, поддерживает убежденность человека в значимости и надежности общего культурного пространства. Эриксон подчеркивает: когда

 

Эрик Эриксон: эго - теория личности _ 22

 

дитут религии утрачивает для индивидуума свое ощутимое значение, он станс я неуместным, устаревает и, возможно, на смену ему даже приходят другш ддее значимые источники веры и уверенности в будущим (например, достижени ддуки, искусства и общественной жизни).

 

2. Раннее детство: автономия-стыд и сомнение

 

приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижени определенной автономии и самоконтроля, избегания чувств стыда, сомнения унижения. Этот период соответствует анальной стадии, по Фрейду, и продолжае' ся в течение второго и третьего годов жизни. Согласно Эриксону, ребенок, вза> модействуя с родителями в процессе обучения туалетному поведению, обнаружр вает, что родительский контроль бывает разным: с одной стороны, он может пр(являться как форма заботы, с другой - как деструктивная форма обуздания мера пресечения. Ребенок также научается различать предоставление свобод типа <пусть попробует> и, напротив, попустительство как деструктивную форм избавления от хлопот. Эта стадия становится решающей для установления соо-ношения между добровольностью и упрямством. Чувство самоконтроля без пот ри самооценки является онтогенетическим источником уверенности в свободно выборе; чувство чрезмерного постороннего контроля и одновременная потеря с. моконтроля может послужить толчком для постоянной склонности к сомнениям стыду [ЕпЬвоп, 1968Ь].

 

До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от заботящихся них людей. Однако, поскольку у них быстро развивается нервно-мышечная сист1 ма, речь и социальная избирательность, они начинают исследовать свое окруж' ние и взаимодействовать с ним более независимо. В особенности они гордятс своими только что обнаруженными локомоторными навыками и все хотят делг сами (например, умываться, одеваться и есть). Мы наблюдаем у них огромнс желание исследовать предметы и манипулировать ими, а также установку по отн(шению к родителям: <Я сам> и <Я -то, что я могу>.

 

С точки зрения Эриксона, удовлетворительное разрешение психосоциальнот кризиса на этой стадии зависит прежде всего от готовности родителей постепени предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действия ми. В то же время он подчеркивает, что родители должны ненавязчиво, но четв ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально или актуалы представляются опасными как для самих детей, так и для окружающих. Автон< мия не означает, что ребенок получает неограниченную свободу. Скорее она озн: чает, что родители должны удерживать возрастающую способность ребенка Д1 лать выбор в пределах определенных <степеней свободы>.

 

Эриксон рассматривает переживание стыда у ребенка как нечто родственнс неву, направленному на самого себя, когда ребенку не разрешается развива1 свою автономию и самоконтроль. Стыд может появиться, если родители нете] пеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сдела1 и; или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, чего они ей сами сделать не в состоянии. Разумеется, каждый родитель хотя бы одная Ь1 подталкивал своего ребенка к действиям, которые на самом деле лежс

 

224 _ Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

 

за пределами разумных ожиданий. Но только в тех случаях, когда родители д постоянно чрезмерно опекают ребенка или остаются глухими к его потребностям, 1 у него появляется либо Преобладающее чувство стыда перед другими, либо сомнения в своей способности контролировать окружающий мир и владеть собой. 1 Вместо того, чтобы быть уверенными в себе и ладить с окружением, такие дети ' думают, что другие пристально их рассматривают, относятся с подозрением и неодобрением; или же они считают себя совершенно несчастными. У них слабая ' <сила воли> - они пасуют перед теми, кто над ними главенствует или их экс-; плуатирует. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе,; приниженность и слабоволие.

 

По убеждению Эриксона, приобретение ребенком постоянного чувства автономии в значительной степени укрепляет у него чувство доверия. Эта взаимозависимость доверия и автономии может иногда замедлять будущее психическое развитие. Например, дети с неустойчивым чувством доверия могут на стадии автономии стать нерешительными, робкими, могут бояться отстаивать свои права, так что будут искать помощи и поддержки у окружающих. В зрелости у таких людей наиболее вероятно проявится обсессивно-компульсивная симптоматика (что обеспечивает им необходимый контроль) или паранойяльный страх преследования.

 

Социальное дополнение автономии - система правопорядка. Эриксон использует термины <право> и <порядок>, невзирая на возможные эмоциональные коннотации. Согласно его теории, родители должны быть всегда справедливыми-и уважать права и привилегии других, если они хотят, чтобы их дети были готовы в зрелом возрасте принять ограниченную автономию.

 

Сила воли означает постоянное осуществление свободного выбора, так же как И самоограничения, невзирая на неизбежные переживания стыда, сомнений и раздражения из-за того, что кто-то вас контролирует. Источник доброжелательства коре* нится в рассудительности родителей, руководствующихся уважением к духу закона [ЕпЬоп, 1968Ь, р. 288].

 

3. Возраст игры: инициативность-вина

 

Конфликт между инициативой и виной - последний психосоциальный конфликт в дошкольном периоде, который Эриксон называл <возрастом игры>. Он соответствует фаллической стадии в теории Фрейда и длится от четырех лет дЩ поступления ребенка в школу. В это время социальный мир ребенка требует от1 него активности, решения новых задач и приобретения новых навыков; похвала-является наградой за успехи. Кроме того, у детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что составляет их мир (игрушки, домашние животные и, возможно, братья и сестры). Они начинают интересоваться трудом дрУ" гих, пробовать новое и допускать, что и на других людях в их окружении лежит определенная ответственность. Успехи в освоении речи и развитие моторикИ дают возможность контактировать со сверстниками и более старшими детьми за пределами дома, что позволяет им участвовать в разнообразных общественных играх. Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что их воспринимают как

 

----- - ~--- -~ -->-"., ",,".," т, и-гг> _Ж_М_Т ПЛЯ ННУ ИМРРТ ПОЛЬ <Я "" "т"

 

Эрик Эриксон: эго - теория личности _ 22

 

я буду> - становится у ребенка главным чувством идентичности во врем периода игры. Процитируем Эриксона:

 

Инициатива добавляет к автономии способность принимать на себя обязательство планировать, энергично браться за какие-нибудь дела или задачи, чтобы продвигатьс вперед; если же раньше появится своеволие, поведение скорее воодушевляется непов> новением или, во всяком случае, протестующей независимостью [ЕпЬэоп, 1963а, р. 155

 

Будет ли у ребенка после прохождения этой стадии чувство инициативы блс гополучно превосходить чувство вины, в значительной степени зависит от тоге как родители относятся к проявлению у него собственного волеизъявления. Дета чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициг тивы. Дальнейшему проявлению инициативы способствует и признание родителя ми права ребенка на любознательность и творчество, когда они не высмеивают не тормозят фантазию ребенка. Эриксон указывает на то, что дети на данно стадии, начиная идентифицировать себя с людьми, чью работу и характер они состоянии понимать и высоко ценить, все больше ориентируются на цель. Он энергично обучаются и начинают строить планы,

 

Согласно психосоциальной теории, чувство вины у детей вызывают родителя не позволяющие им действовать самостоятельно. Появлению чувства вины такж способствуют родители, чрезмерно наказывающие детей в ответ на их потре(ность любить и получать любовь от родителей противоположного пола. Эриксо разделяет мнение Фрейда о сексуальной природе кризиса развития (то есть сексуально-ролевой идентификации и комплексах Эдипа и Электры), но его тес рия, бесспорно, охватывает более широкую социальную сферу. В любом случа(когда ребенок скован чувством вины, он чувствует покинутость и со6ственну1 никчемность. Такие дети боятся постоять за себя, они обычно ведомые в групп сверстников и чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает целеустремленност или решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их. Кр(ме того, как полагает Эриксон, постоянное чувство вины может впоследстви стать причиной патологии, в том числе общей пассивности, импотенции или фр1 гидности, а также психопатического поведения.

 

Наконец, степень инициативности, приобретаемой ребенком на этой стади развития, Эриксон увязывает с экономической системой общества. Он утверждае-что потенциальные способности ребенка трудиться продуктивно в будущем, ег самодостаточность в контексте данной социально-экономической системы сущ< ственно зависят от его способности разрешить кризис вышеописанной фазы.

 

4- Школьный возраст: трудолюбие-неполноценность

 

Четвертый психосоциальный период продолжается от шести до 12 лет (<школ) нь1и возраст>) и соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Предпол: тся, что в начале этого периода ребенок осваивает элементарные культурнь; навыки, обучаясь в школе. Этот период жизни характеризуется возрастающим особностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а так> способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписа1 ными правилами [Рше, 1983]. Любовь ребенка к родителю противоположног

 

226 _ Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

 

Дети приобретают чувство трудолюбия по мере приобретения навыков, необходимых в обществе. (Кагсп К. Ргсичх еоЬоат)

 

пола и соперничество с родителем своего пола обычно в этом возрасте уже сублимировались и выражаются во внутреннем стремлении к приобретению новых навыков и успеху.

 

Эриксон отмечает, что в примитивных культурах образование детей не слишком усложнено и социально прагматично. Умение обращаться с посудой и хозяйственными принадлежностями, инструментами, оружием и другими вещами в этих культурах напрямую связано с будущей ролью взрослого. Наоборот, в тех культурах, где имеется своя письменность, детей прежде всего учат грамоте, которая в свое время поможет им приобретать сложные умения и навыки, необходимые в различных профессиях и видах деятельности. В результате, хотя в каждой культуре детей обучают по-разному, они становятся повышенно восприимчивыми к технологическому этосу' своей культуры и своему тождеству с ним.

 

Согласно Эриксону, у детей развивается чувство трудолюбия, когда они начинают постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе. Термин <трудолюбие> отражает в себе основную тему данного периода развития, поскольку дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Интерес этот подкрепляется и удовлетворяется окружающими людьми и школой, где им дают первоначальные знания о <технологических элементах> социального мира, обучая их и трудясь вместе с ними. Эго-идентичность ребенка теперь выражается так: <Я - то, чему я научился>.

 

Опасность на этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности. или некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих

 

<061)1 ч;1 II>, <прап>, <характер>) - со 1Ю куш (ость стабильных черт-Энюг (от гроч. <пто>

 

Эрик Эриксон: эго - теория личности _

 

ддсобностях или статусе в среде сверстников, это может отбить у них охс.читься дальше (в этом периоде постепенно приобретаются установки по от] щенаю к учителям и учению). Чувство неполноценности может также разви' с> в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или со1 ддно-экономическое положение, а вовсе не уровень знаний и мотивация, ощ дяют их личностную значимость и достоинство. В результате они мо) утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в 1 шествующем мире,


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!