Теории личности издание 2-е, исправленное 21 страница



 

Другой источник разногласий между Фрейдом и Юнгом - отношение к се суальности как к преобладающей силе в структуре личности. Фрейд трактов; либидо, в основном, как сексуальную энергию, а Юнг рассматривал его как ди(Фузную творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными пут ми - как, например, в религии или стремлении к власти. То есть, в понимаш нга, энергия либидо концентрируется в различных потребностях - биолог ческих или духовных - по мере того, как они возникают. Как и Адлер, Ю:

 

198 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

 

отвергал заявление Фрейда о том, что мозг представляет собой <приложение к половым железам>.

 

Воззрения Юнга на личность человека являются, возможно, наиболее сложными, неортодоксальными и наиболее полемическими в персонологической традиции. Он создал уникальную, представляющую огромный научный интерес теорию, заметно отличающуюся от всех других подходов к изучению личности.

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

 

Карл Густав Юнг (Саг! Оикау.1ип§) родился в Кессвиле, в Швейцарии, в 1875 году. Вырос в Базеле, Швейцария. Единственный сын пастора швейцарской реформаторской церкви, он был глубоко интровертированным ребенком, но прекрасно учился. Он жадно читал, особенно философскую и религиозную литературу, и наслаждался уединенными прогулками, во время которых восхищался тайнами природы. В школьные годы, вспоминал Юнг, он был всецело поглощен мечтами, сверхъестественными видениями и фантазиями [.1ип§, 1961]. Он был убежден в том, что обладает тайным знанием о будущем; была у него и фантазия о том, что в нем сосуществуют два разных человека.

 

Юнг изучал медицину в Базельском университете и получил медицинскую степень по специальности психиатрия в 1900 году. В этом же году он занял должность ассистента в Цюрихском госпитале для душевнобольных, где работал под руководством Эжена Блейлера, автора термина <шизофрения>. Интерес Юнга к сложной психической жизни больных шизофренией скоро привел его к работам Фрейда [.Тип§, 1906/1960]. После знакомства с <Толкованием сновидений> Юнг начал регулярно переписываться с Фрейдом. Наконец, они встретились в доме Фрейда в Вене, в 1907 году. Этот визит Юнга к Фрейду положил начало тесным личным и профессиональным отношениям. Образованность Юнга произвела глубокое впечатление на Фрейда. Он полагал, что Юнг мог бы идеально представлять психоанализ в мировом научном сообществе, так как не был евреем. Юнг был принят как <старший сын> с присвоением титула <наследника и кронпринца>. Он был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации в 1910 году. Однако в 1913 году двое ученых разорвали отношения по классическому эдипову сценарию [А1ехапс1ег, 1982]. В следующем году Юнг сложил с себя полномочия президента Психоаналитической ассоциации и вышел из нее. Разрыв ускорили причины как личного характера, так и теоретические расхождения. Больше они ни разу не встречались.

 

На протяжении следующих четырех лет Юнг переживал тяжелый душевный кризис, и это настолько ослабило его, что он отказался читать курс лекций в Цюрихском университете. Он был буквально одержим изучением собственных снов и фантазий, что, по мнению некоторых ученых, едва не привело его к помешательству [Зегп, 1976]. Только к концу первой мировой войны он смог прервать свое путешествие по лабиринтам внутреннего мира, чтобы создать новый подход к изучению личности, где в качестве основных идей выступали человеческие устремления и духовные потребности. Юнг приписывал все свои поздние работы и творческую активность влиянию этого периода мучительной интроспекции бездн свое-т Лап"_с1'г__пт Ттп 'а'/\тт'агет 'Тп'Тпл/тгтияттътсТ _Тп_П'Г7ТНI'ГЯ пЯМЫТТТ.Пе-Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности

 

Карл Густав Юнг (1875-1961).

 

это история самореализац

 

ния> начинается с утверждения: <Моя жизнь - бессознательного> [.Тип§, 1961, р. 3].

 

Трагический эпизод в жизни Юнга связан с обвинениями его в симпатиях нацистам. Юнг со всей страстью отвергал эти нападки и был в конце конц реабилитирован. Свою дальнейшую жизнь он посвятил путешествиям по все миру и чтению лекций. Изучение разных культур в Америке, Африке и Азии да ему возможность расширить свое понимание природы человека. Аналитическ психология в конечном счете нашла очень широкую аудиторию в разных странг а многие его книги не утратили своей актуальности и сегодня. Юнг скончался в 1961 году в возрасте 86 лет в Куснахте, Швейцария.

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ

 

В результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс ело ных идей из таких разных областей знания, как психология, философия, аст} логия, археология, мифология, теология и литература. Эта широта интеллек-ального поиска в сочетании с непростым и загадочным авторским стилем Ю1 является причиной того, что его психологическая теория наиболее трудна л понимания. Понимая эти сложности, мы, тем не менее, надеемся, что крать знакомство со взглядами Юнга послужит вам отправной точкой для дальнейш< чтения его трудов.

 

Структура личности

 

нг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состс из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознателы о и коллективного бессознательного ичп§, 1931/1969].

 

200 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

 

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент ркусЬе, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

 

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта иип§, 1921/1973]. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.

 

И наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным [.1ип§, 1936/1969]. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, <в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума> [СатрЬеН, 1971]. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.

 

Архетипы. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, <первичных моделей>)' [.Тип§, 1968]. Архетипы - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприя-' Архетип (греч. арЕтиноу от <арт)> - <начало> и <титсо> - <образ>) со<Ьии (филон Алексанлпийский и лп.) пппойпаз. илея. (Поим. поЯ.)

 

в позднеантичной фило-Карл Густав Юнг: аналитическая таблица 4-2. теория личности _ 2 Примеры архетипов, описанных Юнгом теория Определ Символы Определ Символы

Бессознательная женская сторона Анима Женщина, Дева Мари

Мона Лиза Женщин Персона Бессоз Социаль Мужчина, Иисус Христо Дон Жуан Маска

ственных ожиданий и обучения в раннем возрасте Тень Бесс Сатана, Гитлер, Xуссей

настойчиво утверждает в сознании Самость Воплоще Мандала

центр личности Мудрец Бог Персон Кон Пророк Солнечное око

рованной на внешний мир

 

тия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врождени здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и повел чески на конкретные ситуации - например, при неожиданном столкновении с ро, телями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

 

В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, гер< мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть (табл. 4-2).

 

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определен; го типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуаш Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее акту а. ных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких ар типических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимое Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражайте сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, исполь емых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что С1 волы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сх ство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Нап мер, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющих символическими воплощениями единства и целостности <Я>. Юнг считал, что нимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациен1

 

Некоторые наиболее важные архетипы

 

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неогранич ным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персо аниме и анимусу, тени и самости.

 

Персона (от латинского слова <регкопа>, обозначающего <маска>) - наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с друп-202 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

 

людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

 

В противоположность той роли, которую выполняет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

 

В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как ани-мус - внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, по крайней мере до некоторой степени, <феминизировались> в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои фемин-ные качества наряду с маску линными, а женщина должна проявлять свои маску-линные качества, так же как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

 

Самость - наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости - это главная цель человеческой жизни. К процессу самореализации мы вернемся позже, когда будем рассматривать юнговскую концепцию индивиду ации.

 

Основным символом архетипа самости является мандала и ее многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство <Я>, символически выраженные в завершенности фигур вроде МЯН7ТЯЛЫ. МОЖНО ойняпужить В гнях. Аянтяяиях. милях, и прлигипзнпм и мигти-Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности

 

ром опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содейству1 ремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация яей души - сложный процесс. Истинной уравновешенности личное дуктур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому м дрийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип самости не реализует

пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, созна д и бессознательных. Поэтому достижение зрелого <Я> требует постоян "дойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.

 

эго-направленность

 

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные и1 основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интр сия иип§, 1921/1971]. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществ человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В равертной установке проявляется направленность интереса к внешнему ми другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро уст ливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него Д1 щей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мы чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, ск. удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно В в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не сущес1 Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вс гательной и иррациональной. Результатом комбинации ведущей и вспо тельной эго-ориентаций являются личности, чьи модели поведения опреде и предсказуемы.

 

Психологические функции

 

Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интр сии, он пришел к выводу, что с помощью этой пары противоположных орг ций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении лю миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологии функции. Четыре основные функции, выделенные им ипй, 1921/1971], мышление, ощущение, чувство и интуиция.

 

Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поек' они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоп< ная мышлению функция - чувство - информирует нас о реальности на; положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусируе1 внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит о ценности ] в категориях <плохой или хороший>, <приятный или неприятный>, <побужу чему-то или вызывает скуку>. По Юнгу, когда мышление выступает в роли Щей (Ьунтсттии лнчнгн-гь ппирнтигювяня на постооение рациональных сужд

 

204 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

 

цель которых - определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентирована на вынесение суждений о том, является ли этот опыт прежде всего приятным или неприятным.

 

Вторую пару противоположных функций - ощущение и интуиция - Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно <схватывают>, регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется сублими-нальным и неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как если бы он фотографировал ее. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на неосознанные образы, символы и скрытое значение переживаемого.

 

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация (экстраверсия или интроверсия) обычно является доминирующей, осознаваемой, точно также только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознается. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, интегрированная, или <индивидуи-рованная> личность для совладания с жизненными обстоятельствами использует все противоположные функции.

 

Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. Например, экстравертный мыслительный тип фокусируется на объективных имеющих практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека, живущего в соответствии с установленными правилами. Вполне возможно, что прототипом экстравертного мыслительного типа был Фрейд [Но§ап, 1976]. Интровертный интуитивный тип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих и индифферентен к ним, В данном случае Юнг, вероятно, в качестве прототипа имел в виду себя [Но§ап, 1976].

 

Развитие личности

 

В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты).

 

Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности _ 205

 

С позиции теории Юнга, самореализация посредством непрекращающейся творческой деятельности способствует большей продолжительности жизни. (0ау]с1 Огоячтап РЬо1о КетсагсЬегч)

 

С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как -<обретение самости>-, являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Эта тема стремления к интеграции, гармонии и целостности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.

 

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель - это полная реализация <Я>, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация - это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому высвобождается энергия, необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг называл самореализаци-ей. Он считал, что эта конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству лтпей.

 

206 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

 

Заключительные комментарии

 

Отойдя от теории Фрейда, Юнг обогатил наши представления о содержании и структуре личности. Хотя его концепции о коллективном бессознательном и архетипах трудны для понимания и не поддаются эмпирической проверке, они продолжают пленять очень многих. Его понимание бессознательного как богатого и жизненно необходимого источника мудрости вызвало новую волну интереса к его теории у современного поколения студентов и профессиональных психологов [Огу, 1981; §еуеп5, 1983]. К тому же Юнг одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности. В этом состоит его особая роль как предшественника гуманистического направления в персонологии. Поспешим добавить, что в последние годы среди интеллектуальной общественности Соединенных Штатов наблюдается рост популярности аналитической психологии и согласие со многими ее положениями [МаЦооп 1981]. Теологи, философы, историки и представители многих других дисциплин считают творческие находки Юнга чрезвычайно полезными в своей работе.

 

Тем не менее, теория Юнга большей частью не поднимается выше уровня предположений. Его основные гипотезы не предоставляют достаточных возможностей для серьезной проверки. Отчасти, причиной служит тот факт, что многие его концепции не определены настолько четко, чтобы можно было оценить их валид-ность. Также надо принять во внимание то обстоятельство, что сам Юнг скептически оценивал роль научного метода в валидизации своих идей [НШтап, 1979]. За исключением использования метода словесных ассоциаций при изучении комплексов [.Тип§, 1909/1973], Юнг искал подтверждения своей теории в мифах, легендах, фольклоре, а также в сновидениях и фантазиях своих пациентов.

 

Редкие исследования, посвященные проверке юнговской теории, касаются почти исключительно его классификации психологических типов. В этих исследованиях широко используется опросник самооценки <Индикатор типа Майерс-Бриггс> [Муега, МсСачНеу, 1985], предназначенный для измерения индивидуальных различий на основе типологии Юнга. Экспериментальные работы, в которых используется этот тест, подтверждают некоторые предсказания Юнга о различиях в индивидуальных воспоминаниях и содержании сновидений у представителей разных типов личности [Сапп, ОошДеп, 1986; Саг15оп, 1980; Р1ш§ е<; а1., 1981]. Однако значение полученных результатов данных снижается тем фактом, что в опроснике используются не 8 юнговских основных типов, но 16 различных типов личности, причем некоторые из них не являются независимыми. Как и в случае многих других теорий, приведенных в этой книге, теория Юнга нуждается в гораздо большем количестве эмпирических исследований, чтобы ее влияние в области теории личности не ослабевало.

 

РЕЗЮМЕ

 

Альфред Адлер и Карл Густав Юнг, два представителя раннего психоаналитического движения, принципиально разошлись с Фрейдом по ключевым вопросам и

 

ТТйпеСМптпРЛПТ РГП ТРППит Н спнрПТИРНИП ПЯНЬТУ наттпапттоггмсту-ТЛиттоттлпт-част

 

Альфред Адлер и Карл Густав Юнг _ 2С

 

дхология Адлера описывает человека как единого, самосогласующегося и щ дного. Аналитическая психология Юнга описывает личность как результа здимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, де придает значение интеграции противоположных психических сил для по; держания психического здоровья.

 

Адлер предложил экономичную и прагматичную теорию, целью которой был дзание помощи людям в понимании себя и других. Основные принципы его си< темы следующие: индивидуум как самосогласующаяся целостность, человеческа жизнь как динамическое стремление к превосходству, индивидуум как творческая самоопределяющаяся сущность, а также социальная принадлежность индивидуум.

 

Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной непо ноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, он в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек выра6атыва(свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижени фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Согла' но Адлеру, стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее устано; ках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: р. бота, дружба и любовь. Опираясь на оценку степени выраженности социально1 интереса и степени активности по отношению к этим трем задачам, Адлер разл) чал четыре основных типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляв щий, получающий, избегающий и социально-полезный тип.

 

Адлер полагал, что стиль жизни создается благодаря творческой силе индив) дуума; определенное влияние на его формирование оказывает также порядков; позиция в семье. Адлер различал четыре порядковые позиции: первенец, еди: ственный ребенок, средний ребенок и последний ребенок в семье. Последни конструктом, на котором делается упор в индивидуальной психологии, являет(социальный интерес - внутренняя тенденция человека к участию в создан? идеального общества. С точки зрения Адлера, степень выраженности социально; интереса является показателем психологического здоровья.

 

Судя по исходным положениям, которых придерживается Адлер, этот учены отнюдь не будучи <неофрейдистом>, как он сам считал, может быть гораздо лу ше понят как предвестник современной гуманистической и феноменологическ(психологии. Его индивидуальная психология отражает:

 

_ сильную приверженность положениям свободы, холизма, неизменност субъективности, проактивности, гетеростаза и непознаваемости;

 

_ умеренную приверженность положению рациональности;

 

_ промежуточную позицию по положению конституционализм-инвайро ментализм.

 

В то время как теоретические положения Адлера общепризнанно имеют вые кую практическую ценность, эмпирическая их проверка явно недостаточна. Пр чина трудностей эмпирической валидизации конструктов индивидуальной псих логии заключается в том, что они слишком глобальны, а вся теоретическая систе) недостаточно полно систематизирована. Тем не менее, в этой главе мы помести. обзор эмпирических исследований по вопросу порядковой позиции ребенка в с мье. Результаты показывают, что первенцы находятся впереди в интеллектуал ных достижениях, а последние дети в семье чаще встречаются среди страдающ)


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!