Теории личности издание 2-е, исправленное 17 страница



 

Р5усЬо1о§1са1 Кеу1е, 37,124-139. иит. (1956). Нитап тоПуаНоп ап(1 Ргеи(1'5 1Ьеогу оГепегу (ЛзсЬаге. Сапас11ап}ои1

 

Р5усЬо1о§у, 10,167-178. ОIVе. М., ВиМат К. (1982). 5иЫ1т1па1 р5усЬо(1упат1с асПуаИоп 1п?1ерге551оп: А Га11

 

гер11са1е.оигпа1 о{ АЬпогта1 Р5усЬо1о§у, 91, 337-342. Рипег Н. \У. (1947). Ргеи(1: Н15 ИГе апй Ы5 т1пс1. еV УоЛ: 0е11. Козепгтещ 8. (1933). ТЬе геса11 о{ йп15Ьес1 ап(1 ипйп15Ье(1 515 аз аес1е(1 Ьу 1Ье ригр051

 

\уЬ1сЬ 1Ьеу \уеге рег{огтес1. Р5усЬо1о§1са1 Ви11е11п, 30, 698. Козепгюещ 8. (1941). еесI-рег551Vе ап(1 е§о-(}ееп51уе геас11оп5 1о {п151га11оп а5 с1етоп5

 

Ьу ап ехрептеп1 оп герге55юп. Р5усЬо1о§1са1 Кеу1е\у, 48, 347-349. 8еап К. К. (1936). Ехрег1теп1а1 51и<31е5 о{ рго]ес11оп: 1. АИпЬиЧоп о{ 1га115. оигпа1 о{

 

Р5усЬо1о§у, 7,151-163. 8Неппп Н. (1986). Ап аг§итеп1 {ог 1Ье еу1(1еп11а1 51апсНп§ о{ р5усЬоапа1у11с с1а1а. ВеЬг

 

ап(1 Вгат 5с1епсе5, 9, 257-259. Зйпетап. Н. (1976). Р5усЬоапа1у11с 1Ьеогу: <ТЬе герог15 о{ ту (1еа1Ь аге @геа11у ехаббег

 

Атег1сап Р5усЬо1о§151,31,621-637.

 

ЯЬеппап?. Н. (1983). ТЬе 5иЫ1т1па1 р5усЬос1упат1с асПуаНоп те1Ьо<1: 0уегу1е ап(1 ее Ьеп51уе 11511п§ о{ 51и(11е5. 1п Ма5Нп§ (Е(1.). Етр1пса1 51ис11е5 о{ р5усЬоапа1у11с II (Уо1. 1, рр. 69-100). Н1Н5(1а1е,: ЕНЬаит.

 

8Иуетап 1. Н., РкМ А. К. (1981). ТЬе 0е(11ри5 сотр1ех: 51и(11е5 1п ас1и11 та1е ЬеЬау 1-. УЬее1ег (Е(1.). Кеу1е№ о{ рег5опа1Яу апс1 5ос1а1 р5усЬо1о§у (Уо1. 2, рр. 43-67). В Н1Н5, СА: 5а@е. Зймппап 1. Н., КИщет Н., ЬшНЬоЛт Ь., Рап-еИ, МаМп А. В. (1972). ТЬе е{Сес15 о{ 5иЫ1т1па

 

511ти1а11оп оп 1Ье 5реесЬ о{ 51и11егег5. оита1 о{ Кегуои5 ап(1 Меп1а1 015еазе, 155, 14. ЗЛеппап?. Н., ЬасНтапп Р. М., МШсН К. Н. (1982). ТЬе 5еагсЬ {ог опепе55. еVV УогЬ: 1г

 

<-1опа1 ип1уег5Н1е5 Рге55.

 

мЛеппап?. Я., Доя В1., А(11е. М., ЕшИё О. А. (1978). 51тр1е гечеагсЬ рагасНет {ог (1 51га11п§ 5иЫ1т1па1 р5усЬос1упат1с асПуаИоп: Е{{ес15 о{ оес11ра1 511ти11 оп (1аг<: 1Ь1 ассигасу 1п со1]е§е та1е5. оигпа1 о{ АЬпогта1 Р5усЬо1о§у, 87, 341-357.

 

160 _ Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности

 

Лтпет В. Р. (1954). СпЧяие оГ р5усЬоапа1уЧс сопсерй апс1 [Ьеопев. ТЬе 5с1еп11йс МопЫу,

 

79,300-305.

 

51ее1е К. 5. (1982). Ргеий ап(иип§: СопШс оЛшегргеаНоп. Ьопоп: КоиНеее & Кееап Раи1. 8и11оп'ау Р. (1979). Ргеис1: 810108151 оГ [Ье т1пс1. е\V УогЬ: Ваэю 800105. УаШаМ О. Е. (ЕЙ.) (1986). Етр1пса1 51(1165 о{ ео тесЬап15тз оГ (Непае. УааЬтоп, ОС:

 

Атег1сап РзусЬапс Ргевз.

 

УИг Р. С. (1988). 51§типс1 Ргеи(1'5 СЬпхйап ипсопасюиэ. № Уог: СиНГог Ргехв. \Уе1п51ет Е. (1968). ЗутЬоНс пеиго1о@у апй р5усЬоапа1у545. 1п.}. Магтог (Ей.). Мойет рвусЬо-апа1у515: е_ (ИгесЧопя апй регвресЧуез (рр. 225-250). еV УогЬ: Ва51с ВооЬ. \Уе51еп О. (1990). Р5усЬоапа1уЧс арргоасЬе5 Со рег5опа111у. 1п Ь. А. Ретп (Ей.). НапйЬооЬ о{

 

рег5опа111у СЬеогу апй гевеагсЬ (рр. 21-65). е\V УоЛ: СиНЬгй Ргезэ. \VоIре. (1981). ВеЬау1ог 1Ьегару уегеиз р5усЬоапа1у515: ТЬегареиЧс апй 5ос1а1 {трИсаЧопв.

 

Атепсап Р5усЬо1о§1515,36,159-164,

 

2е11ег А. (1950). Ап ехрептепЫ апа1о@ие оС гергеаяоп. 1. НСопса] виттагу. Р5усЬо1о§1са1 ВиНест, 47,39-51.

 

Глава 4

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРЕСМОТРА

 

ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ: АЛЬФРЕД АДЛЕР И КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

ВеаеЛет В. (1982). Ргеий апй тап'5 5ои1. еVV УогЬ: КпорГ. Вотп К., МекНепЬаит О. (ЕЙ5.) (1984). ТЬе ипсоп5с1ои5 гесоп51йегей. е\V УогЬ: УНеу. Ве@е. (1981). РгеисГя ипйп15Ьей оигпеу: Сопуепиопа1 апй сгН:1са1 регересЦуев 1п рзусЬоап-а1у1:1с сЬеогу. Ьопйоп: Кои11ей§е & Ке§ап Раи1. Ргеетап., 8>еат Н. 8. (1988). Ргеий апй отеп. Ке УогЬ: СопИпиит. Сау Р. (1988). Ргеий: А ИГе Гог оиг те. елV Уог ооп. Мсихоп]. М. (ЕЙ.) (1985). ТЬе сотр1е1е 1еиеге о{ Зтипй Ргеий Ь) ЛУНЬе1т Р11е55, 1887-1904.

 

СатЬпй§е МА: Вепар Ргехх о{ Нагуагй ип4уег5Ну Рге55. МсСшге \У. (Ей.) (1974). ТЬе Ргеий/}ип§ 1еиег5. Рппсеюп, 1: Рппсеоп ишуегеу Ргевз. МИсМи. (1974). Р8усЬоапа1у515 апй ет1п!5т: Ргеий, Ке1сЬ, Еат, апй отеп. еV_ УогЬ:

 

РапЬеоп. Коагеп Р. (1975). Ргеий апй Ых ГоНоегэ. еVV УогЬ: Кпор.

 

Важным этапом в истории психодинамического направления стало появление не очень связанных между собой теорий, авторы которых стремились либо расширить подход Фрейда к личности, либо пересмотреть его. Фрейд привлекал и воодушевлял многих интеллектуалов, разделявших его взгляды [Оау, 1989]. Некоторые из этих ученых остались верны психоанализу как теоретической системе; они просто отшлифовали его и приблизили к современности. Другие пошли в ином направлении и заняли собственные, часто антагонистические позиции.

 

Два наиболее выдающихся теоретика, разошедшиеся с Фрейдом и избравшие путь создания своих собственных оригинальных теоретических систем, - Альфред Адлер и Карл Густав Юнг. Оба они с самого начала были участниками психоаналитического движения и горячо поддерживали широту и новизну системы Фрейда. Однако со временем они заявили о своем несогласии с тем, что учитель придавал чрезмерно большое значение сексуальности и агрессии, считая их средоточием человеческой жизни. У других теоретиков также имелись разногласия с Фрейдом по многим позициям, и они продолжали создавать конкурирующие между собой школы. Однако, за исключением Адлера и Юнга, ни один из этих ревизионистов не создал совершенно самостоятельной теории, которая могла бы соперничать с фрейдовской по масштабу охвата главных аспектов человеческого поведения.

 

Объем книги не позволяет детально обсуждать теоретические подходы обоих ученых к личности. Поэтому мы

 

162 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

 

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности _ 163

 

сосредоточим внимание на Адлере, а после обсуждения его основных концепций уже не так детально рассмотрим стержневые идеи теории Юнга. Разумеется, оба они внесли значительный вклад в наше понимание личности, и некоторые из их идей вписались в основное русло современной психологии. Краеугольным камнем в системе взглядов Адлера является положение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума. Как и представители социально-когнитивного направления, взгляды которых мы рассмотрим в главе 8, Адлер подчеркивал социальные детерминанты личности. Другие значимые темы, поднятые венским психиатром, сфокусированы на способности людей:

 

_ творить свою судьбу;

 

_ преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за более удовлетворительную жизнь;

 

_ совершенствовать себя и окружающий мир посредством самопознания.

 

Как и Адлер, Юнг критиковал Фрейда за то непомерное значение, которое он придавал инстинктивным сексуальным побуждениям. Центральная тема, поднятая Юнгом, отражает идею о том, что на людей оказывают влияние как их устремленность в будущее, так и прошлый опыт. Юнг первым из теоретиков личности доказывал, что для достижения психического здоровья личности ее разнонаправленные тенденции должны быть интегрированы в согласованное целое. Акцент на личностном росте, наряду с другими основными идеями переработанной Юнгом версии классического психоанализа, будет обсуждаться в конце главы.

 

АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

 

Альфред Адлер (А1Ггес1 АсПег) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он был сыном еврея-торговца, принадлежавшего к среднему классу общества. Однако в то время, как Фрейд рос в районе, напоминающем гетто, и на всю жизнь сохранил в сознании свою принадлежность к преследуемому меньшинству, Адлер принял свое этническое происхождение легко. В районе, где он рос, было мало еврейских детей, и поэтому его акцент и кругозор были скорее венскими, чем еврейскими. В отличие от Фрейда, часто возвращавшегося к этой теме, Адлер не делал никаких заявлений по поводу антисемитизма, а в зрелые годы принял протестантскую веру.

 

Адлер описывал свое детство, как трудное и несчастливое время. Он наслаждался материнской любовью в течение первых двух лет жизни, но пора нежности закончилась с рождением младшего брата. Потом он приобрел особое расположение отца, чьим любимцем оставался в течение всего детства. В ранние годы его постоянно окружали болезни и смерть - когда ему было три года, его младший брат умер в постели, стоявшей рядом с его постелью. Вдобавок к этому он дважды с трудом избежал перспективы быть убитым в уличных происшествиях. В пять лет он заболел тяжелой формой пневмонии и был очень близок к смерти. Позднее

 

Альфред Адлер (1870-1937).

 

В первых классах школы Адлер учился весьма посредственно. Он не успевал по математике и вынужден был остаться на второй год. Учитель посоветовал его отцу забрать сына из школы и отдать в ученики к сапожнику, так как он, видимо, не способен ни на что другое. Однако отец побудил сына продолжать учебу, и благодаря упорству и напряженной работе Адлер стал лучшим учеником по математике в классе.

 

В 18 лет Адлер поступил в Венский университет, бывший в то время одним из ведущих европейских медицинских центров. Вокруг бурлила жизнь театра, музыки и политической философии социалистов, в связи с чем город прославился как <красная> Вена. В студенческие годы Адлер самозабвенно окунулся в политику. Он увлекся социализмом и участвовал во многих политических собраниях. На одном из них он встретил свою будущую жену, Раису Эпштейн, студентку из России, которая тоже училась в Венском университете. В 1897 году они поженились.

 

Адлер получил медицинскую степень в 1895 году. Некоторое время после этого он специализировался в офтальмологии, работая в захудалой части города. Затем, после прохождения практики по общей медицине, он стал психиатром. С 1902 по 1911 годы он был активным членом кружка, образовавшегося вокруг Зигмунда Фрейда. Но Адлер скоро начал развивать идеи, отличавшиеся от идей Фрейда и сторонников его теории. Его взгляды становились все более несовместимыми с полицией Фрейда. В 191 1 году Адлер сложил с себя обязанности президента Венского психоаналитического общества и вышел из него. Одновременно Общество покинули 9 из 23 членов, с которыми он и основал Общество свободного психоанали-_ большей частью из желания досадить Фрейду и некоторым из его преданных единомышленников. В следующем, 1912 году название адлеровского общества Ь1ло изменено, и оно стало Обществом индивидуальной психологии.

 

С середины 20-х годов Адлер все больше времени посвящает поездкам по Ев-Р"пе и Соединенным Штатам. Когда с приходом к власти Гитлера по Европе прокатилась волна тоталптаоизма, он предугадал катастрофу и понял, что если

 

164 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

 

психология где-нибудь и выживет, то только в Америке. В 1935 году Адлер с женой обосновались в Нью-Йорке. Вскоре после этого он получил должность практикующего профессора медицинской психологии в медицинском колледже в Лонг-Айленде (теперь это Южный медицинский центр при Государственном университете штата Нью-Йорк) и продолжил свою частную психиатрическую практику. Двое из четверых детей Адлера, Александра и Курт, стали психиатрами, как и отец.

 

Адлер был неутомимым лектором. Он читал свои лекции непринужденно и пользовался большой популярностью. 28 мая 1937 года во время лекционного турне Адлер внезапно скончался в шотландском городе Абердине. Когда Фрейд узнал о его смерти, он написал своему другу, который был очень расстроен этим известием: <Мне непонятна Ваша симпатия к Адлеру. Для еврейского мальчика из пригорода Вены смерть в Абердине уже сама по себе - неслыханная карьера и доказательство того, как он преуспел. На самом деле мир щедро его вознаградил за старания на ниве опровержения психоанализа> [.}опе5, 1957, р. 208].

 

Адлер был плодовитым и активным писателем. За свою жизнь он написал около 300 книг и статей. Возможно, лучшим введением в его теорию личности является <Практика и теория индивидуальной психологии> (1927а). Среди многих других его значительных работ, ставших доступными благодаря переводу на английский язык, можно назвать такие, как <Невротическая конституция> (1917а); <Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации> (1917Ь); <Постижение человеческой природы> (1927Ь); <Наука жизни> (1929); <Образ жизни> (1930); <Смыслжизни> (1931); <Социальныйинтерес: вызовчеловечеству> (1939). Последователями Адлера было основано немало профессиональных журналов с целью распространения теоретических и экспериментальных работ по индивидуальной психологии. Среди них <Журнал индивидуальной психологии> Ооигпа! о{ 1пс11у1с1иа1 Р5усЬо1о§у), <Американский журнал индивидуальной психологии> (Ате-псап.Тоигпа1 о! 1пс1т(1иа1 Р5усЬо1о§у) и <Международный журнал индивидуальной психологии> (1пегпа11опа1.}оита1 о1 1пс11у1с1иа1 Р5усЬо1о§у).

 

Идеи Адлера оказывают мощное влияние на современные исследования в клинической и индивидуальной психологии. Акцент, сделанный в его теории на социальном интересе как существенном критерии психического здоровья, способствовал появлению концепции ценностных ориентаций в психотерапии. Кроме того, его внимание к осознанным, рациональным процессам стимулировало появление эго-психологии [АпаЬасЬег, 1977]. Его концепция существенной роли социальных сил в развитии личности узнаваема в более поздних работах Эриха Фромма, Карен Хорни и Гарри Стэка Салливена (Наггу §асЬ 8ч111уап) - всех, кто отмечал в теории Фрейда отсутствие социологической ориентации. Соответственно, особое подчеркивание волевых и творческих аспектов личности оказало прямое или косвенное влияние на таких выдающихся психологов, как Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу, Ролло Мей (КоНо Мау), Виктор Франкл (Уог РгапЫ) и Альберт Эллис (А1ЬегЬ?1115). В этой главе приведено множество примеров современного звучания очень многих концепций Адлера. Среди них такие, как потребность в адекватной теории, чувство неполноценности и компенсаторные усилия, недостаточность органа и психосоматика, <комплекс неполноценности> (так часто используемая в наше время характеристика - предвестник психологии соматических болезней), роль отвержения в развитии антисоциальной

 

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности _ 165

 

._г11- концепция жизненного стиля; стресс и адаптация; порядок рождения; само-еали.ция II полезность для других; психическое здоровье, творчество, а также 1о111с другие. Прекрасное введение в теоретические концепции Адлера можно)[ -гп в работе Мапааег, Сагяпп, 1982.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Адлера часто представляют как ученика Фрейда, взбунтовавшегося в конце концов против своего учителя и начавшего создавать свои собственные концепции. Однако внимательное знакомство с его жизнью и творчеством показывает, что на самом Деле он был коллегой Фрейда, и ни в коем случае не следует воспринимать его как <неофрейдиста>. В его ранних работах, где угадываются ростки будущих теории, он весьма критично характеризует период сотрудничества с Фрейдом [ЕНепЬегйег, 1970]. Более того, Адлер никогда не учился под руководством фрепда и никогда не подвергался психоанализу сам, что является необходимым условием для получения права стать практикующим психоаналитиком [Огег, 1972]. К сожалению, Адлер и Фрейд не примирились после разрыва их отноше-ннп в 1911 году, и Фрейд оставался враждебно настроенным к Адлеру в течения всей жизни. Как покажет обсуждение основных концепций Адлера, большннств(положений его индивидуальной психологии развивались как антитезисы теорш Фрейда.

 

1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое

 

Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся орга низмом, составляет главную посылку адлеровской психологии [АсЦег, 1927а]. Ад лер дал своей теории название <индивидуальная психология>, поскольку в латы ни <1пс11\'1?1иит> означает <неделимый> - то есть означает сущность, которук нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении < личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отно шении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состои' в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом про явлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер опре делял как стиль жизни. В этой концепции более, чем в какой-либо другой, выра жена его попытка рассматривать человека как единое целое.

 

2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству

 

Рассмотрение человека как органичной целостности требует единого психодина мического принципа. Адлер вывел его из самой жизни, а именно из того обстоя тельства, что жизнь невозможно представить себе без непрерывного движени:

 

166 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

 

в направлении роста и развития. Только в движении по направлению к лично-стно значимым целям индивидуум можен быть воспринят как единое и само-согласующееся целое.

 

Утверждая, что человек стремится к совершенству, Адлер исходил из соображения, что люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед - они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные ПУТИ их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.

 

3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое

 

Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум - нечто большее, чем только продукт этих двух влияний [А(Пег, 1964]. А именно, он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, - свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни.

 

Именно эта убежденность в творческой природе и свободе человека более, чем что либо другое, побуждает многих психологов считать Адлера предвестником современной гуманистической психологии.

 

4. Социальная принадлежность индивидуума

 

Адлеровское целостное видение природы человека было всеобъемлющим. Он понимал человека не только как целостную систему взаимосвязей, взятую в отдельности, но также как интегральную составную часть больших систем - семьи, сообщества: <Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него> [Ас11ег, 1956, р. 2]. Ведущим в теории Адлера является положение, согласно которому все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности, или социальный интерес, - врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. Таким образом, индивидуальная психология полагает необходимой гармонию объединения и сотрудничества между человеком и обществом, а конфликт между ними считает неестественным. Акцент на социальных детерминантах поведения настолько важен в концепции Адлера, что он приобрел репутацию первого социального психолога в

 

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности _ 167

 

5. Индивидуальная субъективность

 

Твердо придерживаясь феноменологической традиции, Адлер считал, что поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны рписываться. Люди живут в ими же созданном мире, в соответствии с их собственной <схемой апперцепции>. Далее Адлер доказывал, что люди мотивированы фиктивными целями - личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их поведение. Например, человек может в своей жизни руководствоваться кредо <честность - лучшая политика>, или <каждый за себя>, или уверенностью в том, что в загробной жизни добродетель будет вознаграждена, а порок наказан. Адлер полагает, что люди ведут себя в соответствии с этими личными убеждениями, независимо от того, являются они объективно реальными или нет: <Ядовитая змея подползает к моей ноге или я только думаю, что она ядовитая - эффект будет один и тот же> [цит. по АпзЬасЬег, 1971, р. 58]. В адлеровской схеме поведение четко отражает индивидуальное субъективное восприятие реальности. Далее рассмотрим центральные теоретические концепции, разработанные на основе этих принципов индивидуальной психологии.

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ

 

Адлер был убежден в том, что главная цель теории личности - служить экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счету и для любого человека на пути изменений в сторону психологически более здорового поведения [Ас11ег, 1964]. В отличие от Фрейда, он сформулировал очень экономичную теорию личности в том смысле, что в основании всего теоретического сооружения лежит ограниченное количество ключевых концепций и принципов. Последние можно подразделить на семь пунктов: 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое <Я>; 6) порядок рождения; 7) фикционный финализм.

 

Чувство неполноценности и компенсация

 

В самом начале своей карьеры, когда он еще сотрудничал с Фрейдом, Адлер опубликовал монографию, озаглавленную <Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации> [АсПег, 1907/1917Ь]. В этой работе он развил теорию о том, почему одно заболевание беспокоит человека больше, чем другое, и му одни участки тела болезнь поражает скорее, чем другие. Он предположил, что у каждого индивидуума какие-то органы слабее других, и это делает его более восприимчивым к болезням и поражениям именно данных органов. Более того, Адлер считал, что у каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал и, в целом, был <неполноценным> от рождения. Так, например, некоторые люди рождаются с лой аллергией, что может привести к повреждению, скажем, легких. Эти люди могут страдать частыми бронхитами или инфекционными заболеваниями

 

168 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

 

Люди с физическими недостатками часто стремятся компенсировать свои слабости или дефекты. (Кеп КоЬег1 Вис ТЬс РЮЮге СиЬс)

 

верхних дыхательных путей. Адлер впоследствии наблюдал, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы: <Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности> [Ас11ег, 1931, р. 248].

 

История и литература предоставляют много примеров исключительных достижений, являющихся результатом усилий, предпринятых для преодоления недостаточности органа. Демосфен, заикавшийся с детства, стал одним из самых выдающихся в мире ораторов. Вильма Рудольф, страдавшая в детстве физическим недугом, трижды завоевывала золотые олимпийские медали в легкой атлетике. Теодор Рузвельт, слабый и болезненный в детстве, приобрел физическую форму, образцовую как для взрослого человека вообще, так и для президента Соединенных Штатов в частности. Таким образом, неполноценность органа, то есть его врожденная слабость или недостаточное функционирование, может приводить к впечатляющим достижениям в жизни человека. Но она же может повлечь за собой и чрезмерно выраженное чувство собственной неполноценности, если усилия, направленные на компенсацию дефекта, не приводят к желаемому результату.

 

Конечно, в идее о том, что организм пытается компенсировать свою слабость, не было ничего нового. Врачам давно было известно, что если, например, одна почка плохо функционирует, другая берет на себя ее функции и несет двойную нагрузку. Но Адлер указал на то, что этот процесс компенсации имеет место в психической сфере: люди часто стремятся не только компенсировать недостаточность

 

Альфред Адлер; индивидуальная теория личности _ 169

 

рое развивается из ощущения собственного психологического или социального бессилия.

 

Комплекс неполноценности и его истоки. Адлер полагал, что чувство непол-ддценности берет свое начало в детстве. Он объяснял это следующим образом: ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно еспомощен и, чтобы выжить, должен опираться йа родителей. Этот опыт вызывает V ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности. Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека.

 

Таким образом, согласно Адлеру, фактически все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. Однако ощущение неполноценности по разным причинам может у некоторых людей стать чрезмерным. В результате появляется комплекс неполноценности - преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмер ная опека и отвержение со стороны родителей.

 

Во-первых, у детей с какой-либо врожденной физической неполноценностьк может развиться чувство психологической неполноценности. С другой стороны. дети, родители которых чрезмерно их балуют, потворствуют им во всем, вырастают недостаточно уверенными в своих способностях, потому что за них всегда все делали другие. Их беспокоит глубоко укоренившееся чувство неполноценности так как они убеждены, что сами не способны преодолевать жизненные препят ствия. Наконец, родительское пренебрежение детьми, отвержение может стат1 причиной появления у них комплекса неполноценности по той причине, что отвергаемые дети в основном чувствуют себя нежеланными. Они идут по жизни без дос таточной уверенности в своей способности быть полезными, любимыми и оцененны ми по достоинству другими людьми. Как мы увидим далее, каждый из этих тре> видов страданий в детстве может сыграть решающую роль в возникновении неврозо; в зрелые годы.

 

Однако, независимо от обстоятельств, играющих роль почвы для появления чув ства неполноценности, у индивидуума может в ответ на них появиться гиперком пенсация и, таким образом, развивается то, что Адлер назвал комплексом пре восходства. Этот комплекс выражается в тенденции преувеличивать свои физиче ские, интеллектуальные или социальные способности. Например, человек може-Ь1ть убежден в том, что он умнее других, но при этом он не считает нужным демон стрировать свой интеллект, перечисляя, скажем, все, что ему известно о кинозвездах Другой полагает, что он должен показать все, что он знает о кинозвездах, и делае' это при каждом удобном случае, выкладывая свои сведения каждому, кто будет ег(слушать. Он может даже отвергать все остальные темы, лишь бы доказать, что 01 знает о кинозвездах больше всех. В любом случае прием гиперкомпенсации пред ставляет собой преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чув ство неполноценности. Соответственно, человек, обладающий комплексом пре восходства. выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричны)*

 

170 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

 

и саркастичным. Создается впечатление, что данный человек не в состоянии принять себя (то есть у него низкое мнение о себе); что он может чувствовать свою значимость только тогда, когда <сажает в калошу> других.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!