Теории личности издание 2-е, исправленное 14 страница



 

Отрицание. Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание. Представим себе отца, который отказывается поверить в то, что его дочь изнасилована и зверски убита; он ведет себя так, как будто ничего подобного не происходило. Или вообразите ребенка, отрицающего смерть любимой кошки и упорно продолжающего верить, что она все еще жива. Отрицание реальности имеет место и тогда, когда люди говорят или настаивают: <Этого со мной просто не может случиться>, несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание). Согласно Фрейду, отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях).

 

Отрицание и другие описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы. В каждом случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего огпаничивается гибкость и сила згп. Вплер тпгп. чем бплре дАгЬективно действуют

 

Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности

 

защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, стр, хов и стремлений они создают. Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени И1 пользуем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том сл цае, если мы чрезмерно на них полагаемся. Зерна серьезных психологических пр(блем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты,: исключением сублимации, приводят к искажению реальности [УаШап, 1986].

 

Завершив обсуждение ключевых психоаналитических концепций Фрейда, о< ратнмся к исходным положениям, лежащим в основе его глубокой теории челов1 ческой природы.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФРЕЙДА ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

 

Объединяющая идея этой книги состоит в том, что все теоретики личности приде; живаются определенных исходных (основных) положений о природе человек: К тому же эти положения, которые невозможно подтвердить или опровергнуть, п(могают устанавливать основные черты различия и сходства между существующ> ми теоретическими направлениями. Теперь, когда мы рассмотрели ключевые ко1 цепции психоаналитической теории, проанализируем позицию Фрейда по эти девяти положениям, перечисленным в главе 1. Его позиция по соответствующи положениям выглядит следующим образом (рис. 3-2).

 

Свобода-детерминизм. Фрейд был убежденным биологическим детермиш стом [КИпе, 1984]. Он полагал, что все проявления человеческой активности (де1 ствия, мысли, чувства, стремления) подчиняются определенным законам и дете{ минированы мощными инстинктивными силами, в особенности сексуальным агрессивным инстинктами. Это означает, что Фрейд рассматривал людей преим щественно механистически, по его мнению, ими управляют те же самые закон:

 

Сильная Умерен-Слабая Средняя Слабая Умерен-Сильная ная ная

 

Свобода Рациональность Холизм Конституционализм Изменяемость Субъективность Проактивность Гомеостаз Познаваемость

 

Детерминизм Иррациональность Элементализм Инвайронментализм Неизменность Объективность Реактивность Гетеростаз Непознаваемость

 

ис. 3-2. Позиция Фрейда по девяти основным положениям относительно природ человека. (Затемненные области обозначают степень предпочтения одна

 

1ГЗ п011 МпПОпиГУ-М71пIУ_л11')

 

134 _ Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности

 

природы, которые применимы к поведению других организмов. Если бы это было не так, психология как строгая наука не могла бы существовать.

 

В подобной теоретической системе нет места для таких понятий, как свобода выбора, личная ответственность, воля, спонтанность и самоопределение. Фрейд отчетливо понимал, что у человека над всем главенствует иллюзия свободы, но все же он настаивал, что люди в действительности не способны <выбирать> между альтернативными направлениями в поведении и действиях и что их поведение обусловлено неосознаваемыми силами, сути которых они никогда не смогут полностью узнать. Фрейд полагал, что простейшими проявлениями детерминизма являются случаи, когда человек забывает, куда положил ту или иную вещь, забывает хорошо знакомое имя или адрес, а также описки и оговорки (так называемый <парапраксис>). Он интерпретировал подобные явления как признаки присутствия неосознаваемых мотивов.

 

Рациональность-иррациональность. С точки зрения Фрейда, люди побуж-даемы иррациональными, почти неконтролируемыми инстинктами, которые в значительной степени находятся вне сферы осознания.

 

Являясь в определенной степени рациональным, эго как компонент структуры личности в конце концов служит средством для реализации требований ид. Единственный реальный проблеск рациональности обнаруживается во фрейдовской концепции психоаналитической терапии как средстве достижения стабильных личностных изменений. Доступ в сферу бессознательной мотивации с помощью психоанализа подготавливает почву для самоконтроля и саморегуляции. Кредо Фрейда - где было ид, там будет эго - выражает его оптимизм в отношении того, что силы разума смогут приручить примитивные и иррациональные побуждения. Несмотря на наличие тезиса о том, что посредством психоанализа можно достичь высокой степени рациональности, теория личности Фрейда прочно цементирована представлениями о важности иррациональных элементов в поведении человека. С позиций этой теории идея о том, что разумный человек держит под контролем ход событий своей жизни - не больше, чем миф.

 

Холизм-элементализм. Фрейд опирался на холистическое представление о человеке. Он был убежден в том, что понимание человека возможно на основе изучения его как единого целого. Центральным в его теории является описание индивида на языке соотношения ид, эго и суперэго. Поведение человека невозможно понять полностью вне контекста динамического взаимодействия этих трех структур психической жизни. Хотя Фрейд полагал, что данные структуры в конце концов должны быть сведены к более элементарному уровню анализа (возможно, биологическому или неврологическому), сам он никогда не пытался решать эту задачу. Наконец, в построении своей теории он полагался почти исключительно на клинический метод, в котором основной упор делается на целостность личности.

 

Конституционализм-инвайронментализм. Многие из ранних концепций Фрейда (например, психическая энергия, инстинкты, принцип удовольствия) взяты из области нейроанатомии и нейрофизиологии и развиты далее [ЛУетзеш, 1968]. Психоаналитическая теория никогда не меняла своего основного направления, и в целом следует считать, что Фрейд придерживался позиции конституционализма. Как упоминалось ранее, всемогущее ид в его теории составляет врожден-Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности _ 13

 

фрейд рассматривал психосексуальное развитие как биологически обусловлен-дд процесс, характерный для любого человека, независимо от культуральных ддияний. В свете этих представлений то, чем являются люди, в значительной епени представляет собой результат врожденных, генетически наследуемых факторов.

 

В вопросах понимания поведения Фрейд, напротив, подчеркивал значение влияния окружения на особенности развития человека в раннем возрасте. Он подчеркивал абсолютное, непреложное влияние родителей в ранние детские годы на последующее развитие личности. Более того, эго развивается и вступает в действие только тогда, когда ид не в состоянии справиться с требованиями среды или окружения, а суперэго является исключительно продуктом социального окружения. Тем не менее, связующее значение факторов окружающей среды все-таки вторично по сравнению с первичностью биологически обусловленных инстинктов.

 

Изменяемость-неизменность. Возможно, Фрейд больше, чем другие, представленные в этой книге персонологи, был привержен положению неизменности. Вся его теория о развитии человека основана на посылке, что личность взрослого сформирована опытом раннего детства. Как вы помните, Фрейд описывал индивидуума продвигающимся в процессе развития через ряд самостоятельных психосексуальных стадий. Структура личности взрослого может быть описана в терминах психосексуальной стадии, которой человек достиг или на которой произошла фиксация. Таким образом, структура характера каждого индивидуума формируется в раннем возрасте и остается неизменной в зрелые годы.

 

Хотя Фрейд был убежден в том, что тип характера человека складывается в раннем детстве, он считал психоаналитическую терапию полезной для тех людей, которые стремятся понять истоки своих настоящих проблем. <Соприкасаясь> со своим прошлым опытом и узнавая о нем нечто новое, эти люди учатся более адекватно справляться с настоящими и будущими проблемами. В то же время Фрейд признавал, что аналитические терапевты имеют дело с личностью и поведенческими моделями, которые повторяются и упрочиваются на протяжении жизни пациентов. Пациенты, избравшие для себя психоанализ, должны не только оставить свои несостоятельные стили поведения, но также выработать новые, что само по себе похоже на освоение новых навыков, таких как игра в теннис или изучение иностранного языка. Достижение этих целей если не невозможно вообще, то чрезвычайно трудно и болезненно, особенно если пациенты, по причинам, которые они сами почти не понимают, сопротивляются на каждом этапе данного пути. При этом они используют то же оружие, что и в детстве, когда сопротивля-Tь родителям, пытавшимся их социализировать (например, негативизм, доми-Рание, беспомощность, враждебность и отчаяние). Поэтому даже в аналити-ои терапии очень мало оптимизма по поводу достижения реальных и устойчивых личностных изменений в зрелости. Для Фрейда наблюдаемые изменения в "°Дбнии являются более часто и едва ли не всегда неглубокими модификациями, не затрагивающими глубинной структуры личности.

 

Субъективность-объективность. Согласно Фрейду, люди живут в субъективном мире чувств, эмоций, ощущений и смыслов. Рассматривая <внутренний мир> ""видуума как важную часть личности, он считал его также и причиной других

 

136 _ Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности

 

или вытеснения, а также универсальных человеческих побуждений. Таким образом, психоаналитическая теория утверждает, что уникальность индивидуума частично обусловлена внешними реалиями (например, родительскими установками и поведением, отношениями с братьями и сестрами, социальными нормами). Появившись однажды, эти объективные условия упорно продолжают и далее формировать уникальный внутренний мир человека, имеющий для него исключительно субъективный смысл. В заключение надо сказать, что, хотя Фрейд склоняется к субъективности, это положение не является стержневым в его теории.

 

Проактивность-реактивность. Изучая вопрос о причинности в объяснении человеческого поведения, Б. Ф. Скиннер [5Ьтпег, 1954] заметил, что Фрейд в объяснении причин поведения следовал традиционной модели изучения внутреннего мира человека. Следовательно, только в этом смысле Фрейд может быть понят как теоретик личности, придерживающийся проактивного взгляда на природу человека. Как будет видно из следующих глав, проактивность у Фрейда совершенно не похожа на проактивность сторонников гуманистического или феноменологического направлений. Суть проактивной позиции Фрейда четко отражена в его концепции мотивации: причинность в отношении всех форм поведения заключается в потоке энергии, поступающей от ид и его инстинктов. Люди не выстраивают свое поведение осознанно; скорее психическую энергию генерируют сексуальные и агрессивные инстинкты, что и определяет разнообразие человеческих поступков. Однако индивидуумы не являются проактивными в полном смысле этого слова. Они реактивны в той степени, в какой их инстинкты направляются на внешние объекты, - последние действуют в качестве стимулов окружающей среды, вызывающих то или иное поведение. Например, сексуальные <объекты> в окружении человека инициируют проявление сексуального инстинкта, и это наводит на мысль об оттенке реактивности в теории Фрейда. Взвесив все аргументы, можно сказать, что позиция Фрейда относительно данного исходного положения может быть лучше всего охарактеризована как умеренный уклон в сторону проактивности.

 

Гомеостаз-гетеростаз. Фрейд был убежден в том, что все человеческое поведение регулируется стремлением уменьшать возбуждение, вызываемое неприятными напряжениями на уровне организма. Инстинкты ид постоянно требуют внешнего выражения, и люди организуют свое поведение таким образом, чтобы снизить уровень этого напряжения, сформированного энергией инстинктов. Таким образом, индивидуумы, вместо того, чтобы стремиться к напряжению или возбуждению, испытывают желание найти состояние, свободное от всякого напряжения. Данный взгляд Фрейда на мотивацию определенно выражает гомеостати-ческую позицию. С точки зрения психодинамической теории, человек в основе своей предстает побуждаемым ид <удовлетворителем инстинктов>, никогда не ищущим условий, которые могли бы нарушить гомеостатический баланс.

 

Познаваемость-непознаваемость. Есть много указаний на то, что Фрейд придерживался убеждения о научной познаваемости сущности человека. Например, он настаивал на том, что люди подчиняются тем же самым законам природы, что и любой живой организм. Он также рассматривал людей как биологически детерминированные организмы, глубинная мотивация которых может быть раскрыта с

 

Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности _ 13

 

рассматривал психоанализ как исчерпывающую теорию личности [ЫиНш, 1956] фрейд трактовал его как часть науки психологии и такую систему понятий, кото пая может во многом пролить свет на природу человека. Вероятно, благодар>

 

ду чению естественных наук, он вынес вместе с полученным образованием и отри цание обоснованности мистицизма, религии и других ненаучных взглядов и веро даний вместе с убежденностью в том, что разгадка природы человека доступн; только научному знанию.

 

Итак, мы завершили оценку позиции Фрейда по девяти исходным положени ям относительно сущности человека. Теперь давайте рассмотрим некоторые эмпи рические исследования, толчком для проведения которых послужила теория фрейда.

 

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ ПСИХОДИНАМИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ

 

При изучении Фрейда студенты неизбежно задают вопрос: <Каковы научны' доказательства психодинамических концепций?> Коль скоро положения теори) рассматриваются как эмпирически валидные концептуализации феноменов, дл объяснения которых они предназначены, совершенно естественно ожидать науч ной проверки гипотез, выводимых из этих положений. После смерти Фрейд. персонологи почти полностью игнорировали объективную и систематическую ве рификацию центральных теоретических положений Фрейда. Беглый просмот] истории психоанализа как метода лечения достаточно хорошо объясняет причин; этого. Во времена Фрейда аналитики вообще не были заинтересованы в использо вании методов научного исследования для обоснования теории. Сам Фрейд тож не акцентировал внимание на проблеме эмпирической валидизации, основанно) на контролируемом, систематическом изучении феноменов в лаборатории, ка; делают сегодня большинство психологов. Когда Розенцвейг [Ко5епг\уе1§, 1941] американский психолог, написал Фрейду о своих лабораторных исследования: подавления, последний ответил, что психоаналитические концепции основаны н очень большом количестве клинических наблюдений и поэтому нет необходимо сти в независимой экспериментальной проверке. Этой совершенно антиисследова тельской установке в дальнейшем благоприятствовал тот факт, что эксперимен тальная психология, тогда еще очень молодая наука, мало что давала. Даж сегодня, несмотря на формальное обучение биологическим наукам, некоторы практикующие аналитики настроены против использования экспериментальны: методов исследования [КегпЬег§, 1986]. Многие убеждены, что единственны; методом, подходящим для верификации психодинамических гипотез, являете: T"ическое интервью, то есть рассказы пациентов, проходящих курс интенсив "ои длительной терапии. До недавнего времени основным источником доказа _ств <истинности> фрейдовских концепций было накопление воссозданны: историй жизни пациентов. Большинство аналитиков считают клиническую оцен ку анамнеза несомненно релевантной для подтверждения теории.

 

Хотя основным методом при создании и проверке психодинамических форму лировок был метод анамнеза, его использование имеет ряд недостатков. Самы; ный состоит в том, что, несмотря на все усилия сохранять объективность процессе терапии, аналитик не является истинно непредвзятым наблюдателем

 

138 _ Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности

 

Более того, клинические наблюдения в лечебных условиях не могут быть продублированы и проверены в контрольных экспериментах. Собственные исследования фрейда и других аналитиков едва ли можно повторить, потому что они проводились приватно и в условиях полной конфиденциальности.

 

Другой методологический недостаток вытекает из особенностей профессионального обучения большинства аналитиков. Оно обязательно включает прохождение им процедуры психоанализа плюс интенсивное руководство и наблюдение со стороны опытного аналитика на первых этапах практики. В результате, как правило, появляется необычайно сильная философская и личная увлеченность положениями теории Фрейда. Подобная установка предрасполагает аналитика к пристрастной интерпретации имеющихся у пациента нарушений и определению их причин. Более того, сложности в достижении определенного уровня валиднос-ти клинических наблюдений возникают по причине собственных пристрастий пациента. Пациенты часто знают, что следует, а что не следует говорить во время терапевтических сеансов - следовательно, они могут непреднамеренно искать одобрения, предоставляя аналитику именно то описание переживаний, которое соответствует его ожиданиям [Егс1е1у1, 1985]. Собранные вместе, эти недостатки являются потенциальными источниками <самодостаточных пророчеств> относительно валидности наблюдений Фрейда. При таких ограничениях становится понятно, почему большинство психологов отказываются рассматривать отдельные случаи эффективной терапии как достаточное доказательство валидности фрей-довских концепций личности [ЗЬеупп, 1986].

 

Основная ловушка для персонологов, заинтересованных в проверке теории Фрейда, заключается в невозможности воспроизведения клинических данных в контролируемом эксперименте. Вторая проблема в установлении валидности психоанализа связана с тем, что его положениям невозможно дать рабочие определения (то есть теоретические концепции зачастую сформулированы таким образом, что трудно делать из них недвусмысленные выводы и проверяемые гипотезы). Когда получаемые результаты основаны на столь нечетких и неопределенных умозаключениях, просто невозможно понять, согласуются ли они с теорией. Это не означает, что психоаналитическая теория недостоверна. Скорее это значит, что на данный момент не существует общепринятых методов и процедур, с помощью которых можно оценивать положения теории. Наконец, теория психоанализа имеет характер <послесловия>. Иными словами, она более адекватно объясняет прошлое поведение, чем предсказывает последующее.

 

Где же можно найти валидные доказательства различных аспектов теории Фрейда? Большинство исследований, проведенных на животных, подвергнуты критике персонологами из-за их искусственности и чрезмерного упрощения концептуально сложных процессов. Поиск адекватных доказательств идет в направлении разработки экспериментальных аналогов психоаналитических конструкций (то есть моделирования теоретических концепций в лабораторных условиях). Мы не будем пытаться дать исчерпывающий анализ многих сотен исследований, посвященных проверке теории Фрейда (см. РЬег, СгеепЬег§, 1985; Ма5Нп§, 1983, 1986, где дается обзор психоаналитических работ). Вместо этого мы сосредоточимся на наиболее иллюстративных и характерных примерах. На следующих страницах будут подробно рассмотрены исследования двух важнейших конст-ту1П/.т-пп птпачагттча' 1 п1.тт.ои>итр н 7) НРПСОЯНЯтаярмКтЙ К-ПНГЬлИКТ

 

Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности _ 139

 

спериментальное изучение вытеснения

 

утеснение - ключевая концепция у большинства психоаналитиков [Сгатег, 1д§8; Егс1е1у1, 1985; СгипЬаит, 1984]. По этому вопросу проведено больше экспериментальных исследований, чем в отношении какой-либо другой концепции фрейда [\Уе51еп, 1990]. В ранних исследованиях вытеснения изучалось воспроизведение различного материала, вызывающего нейтральные, позитивные или угрожающие, неприятные ассоциации егаН, 1931; МеКгег, 1930; Ко5епг-\уе1§, 1933]. В целом, результаты показали, что неприятные, негативные переживания вспоминаются реже, чем позитивные или нейтральные. Однако скоро стало ясно, что фрейдовская концепция вытеснения не предполагает элиминации всех переживаний с аффективно-неприятным значением [Зеагх, 1936]. Скорее вытеснение зависит от наличия <угрозы эго> (основная угроза самооценке), а не от простой неприятности или угрозы. Более поздние исследования показали: когда причина вытеснения (угроза эго) исчезает, то вытесненное содержание возвращается в сознание. Это явление объяснялось как <возвращение вытесненного> [Р1ауе11, 1955; 2е11ег, 1950]. Иначе говоря, если угроза устранена, для вытесненного материала становится безопасным возвращение на уровень осознавания. Фрейд, несомненно, расценил бы подобное исследование как неуместную демонстрацию того, что уже известно из клинических наблюдений.

 

Результаты большинства экспериментальных исследований вытеснения понятны, но их интерпретация вызывает много споров.

 

Обратимся к часто упоминаемому исследованию Д'3арилла [0'2ип11а, 1965]. Студентам колледжа предъявили 20 слов, которые они потом воспроизводили. Групповых различий в запоминании не было обнаружено. Затем всем студентам предъявили серию из десяти слайдов. На каждом слайде было изображено чернильное пятно и два слова из набора, демонстрировавшегося ранее. Испытуемых просили указать на каждом слайде из двух слов одно, которое лучше всего описывает данное чернильное пятно. После этой основной процедуры Д'3арилла разделил испытуемых на две группы и приступил к экспериментальным манипуляциям. Экспериментальной группе было сказано, что тест чернильных пятен предназначен для выявления латентной гомосексуальности. Сообщалось, что одно из двух слов на каждом слайде, как правило, выбирают латентные гомосек-Улисты, а другое слово обычно выбирают гетеросексуальные испытуемые. Студентам из контрольной группы сказали только, что они принимают участие в Разработке нового варианта теста чернильных пятен. После того, как на все слай-ДЬ1 были получены ответы, испытуемым из обеих групп был предложен еще один тест на запоминание; различий снова не было обнаружено.

 

Затем каждому испытуемому из экспериментальной группы пришлось испы-"ь угрозу своему эго: экспериментатор сообщил, что он выбрал девять из десяти <гомосексуальных> слов. Напротив, испытуемым из контрольной группы ска-T, что они <очень хорошо> выполнили тест. Спустя пять минут обеим группам Ь1л дан еще один тест на запоминание. Как и ожидалось, эго-угрожаемые "ькты показали худшие результаты по сравнению с предыдущими тестами на Поминание; контрольная группа улучшила свои показатели. После этого Д'3а-РИлла попытался устранить влияние вытеснения, объяснив студентам, что тест

 

140 _ Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности

 

чернильных пятен на самом деле не измеряет гомосексуальные тенденции. Вслед за раскрытием секрета еще раз проводился тест на запоминание. В полном соответствии с экспериментальной гипотезой, воспроизведение тестового материала было на одинаковом уровне у обеих групп, что означало исчезновение угрозы.

 

Хотя эти результаты как будто бы подтверждают концепцию вытеснения, некоторые сомнения возникли после проведения интервью, последовавшего за экспериментом. Д'3арилла попросил студентов описать, о чем они думали в течение пятиминутного интервала после получения инструкции, содержащей угрозу эго. Согласно теории вытеснения, они должны были бы избегать мыслей обо всем, что имеет отношение к угрожающему заданию. Вопреки этому предположению, большинство эго-угрожаемых субъектов сообщили, что они много думали о чернильных пятнах и о собственных <гомосексуальных тенденциях>. И, наоборот, лишь немногие из контрольной группы сказали, что думали о задании.

 

В соответствии с другой интерпретацией данных Д'3арилла, эго-угрожаемым испытуемым после появления угрозы могло потребоваться некоторое время для тревожных размышлений по поводу своих результатов, и эти конкурирующие мысли могли интерферировать со способностью вспоминать слова. В сходном исследовании Холме и Шеллоу [Но1те5, §сЬа11олу, 1969) пытались получить доказательства того, что подобная интерпретация является, по крайней мере, такой же правдоподобной, как та, которая указывает на вытеснение. Кроме эго-угрожаемой и контрольной групп, эти экспериментаторы включили в исследование третью группу. Она не была эго-угрожаемой, но испытуемые были раздражены тем, что в течение пятиминутного интервала, предназначенного для удержания стимулов, им предъявлялись через каждые 30 секунд не относящиеся к тесту кадры из кинофильмов. И снова результаты отчетливо показали, что после появления угрозы эго-угрожаемая группа продемонстрировала худшие результаты запоминания, чем контрольная группа, что указывает на эффект вытеснения, о котором ранее сообщал Д'3арилла. Однако воспроизведение стимульного материала в <раздраженной> группе было значительно хуже, чем в контрольной, и почти такое же, как в эго-угрожаемой группе. В ходе последнего, третьего теста на запоминание (после снятия угрозы) значимых различий в воспроизведении между тремя группами не было получено. Из этого Холме и Шеллоу сделали вывод о том, что скорее интерференция, а не вытеснение, опосредует влияние угрозы на запоминание. Действительно, в результате обзора очень большого количества литературы Холме [Но1те5, 1974] заключил, что нет доказательств существования вытеснения. Он объяснял, что <в свете большого количества уже существующих данных по этой проблеме и до получения новых фактов, способных подтвердить концепцию вытеснения, продолжение использования последней для объяснения поведения не кажется оправданным> {1Ы(1, р. 651].

 

Несмотря на имевшие место трудности в получении четких экспериментальных доказательств вытеснения, попытки изучения этой основной психодинами-ческой концепции не прекращаются [Оеег, 1985; ЬесЫ, НН1, 1987]. Интерес к вытеснению, судя по недавним экспериментам Дэвиса и Шварца [0ау15, §сЬ\уагЬ2, 1987], не ослабевает. Эти исследователи рассматривают вытеснение как защитную стратегию, которая может быть связана со снижением способности вспоминать неприятные или негативные события. В своем исследовании они по-пппгимн гтупрнтпк кптптрлжя ппиппмнить их собственное летство (до 14 лет) И

 

Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности _ 14-

 

п Низкая тревожность _ Высокая тревожность о Вытеснение

 

20 - 18 - 16 - 14 12 10 8 6 4

 

Всего Счастье Печаль Гнев Страх Удивление Эмоциональное состояние

 

Рис. 3-3. Количество воспроизведенной информации у испытуемых с высокой и низ

 

кой тревожностью, а также у использующих вытеснение. (Источник: 0ау1ч апс1 8сЬ\уаг1г, 1987, р. 158.)

 

составить 1-2 предложения о любом переживании, ситуации или событии, при шедшем в голову. Их также попросили вспомнить свои детские переживания связанные с каждой из пяти эмоций (счастье, печаль, гнев, страх и удивление),? указать самые ранние переживания в связи с каждой эмоцией, а также возраст когда эти переживания имели место. До воспроизведения своего детского опыт; все испытуемые заполняли опросники <Шкала проявления тревожности> Тэйло ра, предназначенный для измерения тревожности, и <Шкала социальной жела тельности> Кроуна-Марлоу, служащий для измерения психологической защи ты. На основе тестовых оценок, испытуемых разделили на две группы: группы использующих вытеснение (низкая тревожность - высокая степень защиты) \ группа не использующих вытеснение (с высокой и низкой тревожностью). Ре зультаты этого исследования приведены на рис. 3-3.

 

Как и предсказывает теория, испытуемые, использующие вытеснение, воспро "ходили заметно меньше негативно окрашенного материала, чем испытуемые (Tой и высокой тревожностью. Кроме того, использующие вытеснение при ука "ии возраста, на который приходились самые ранние негативные воспоминания "РОДИЛИ гораздо более поздние годы, чем обе другие группы. Дэвид и Швар1 Рматривали полученные результаты как <согласующиеся с гипотезой о том, чтс нение предполагает неспособность к негативной эмоциональной памяти; ре Уьтты означают, что вытеснение связано некоторым образом с подавление " торможением эмоционального опыта в целом. Концепция вытеснения каь "РЦсса, включающего ограниченный доступ негативных аффективных воспоми ИЙ, ппелстявляртс-я иялиттнпй> \1ЫЛ. п. 1551.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!