Теории личности издание 2-е, исправленное 13 страница



 

фрейд выделял две основные родительские тактики, наблюдаемые в процессе преодоления неизбежной фрустрации, связанной с приучением ребенка к туалету. Некоторые родители ведут себя в этих ситуациях негибко и требовательно, настаивая, чтобы их ребенок <сейчас же сходил на горшок>. В ответ на это ребенок может отказаться выполнять приказания <мамочки> и <папочки>, и у него начнутся запоры. Если подобная тенденция <удерживания> становится чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, у ребенка может сформироваться анально-удерживающий тип личности. Анально-удерживающий взрослый необычайно упрям, скуп, методичен и пунктуален. У этого человека также наблюдается недостаточная способность переносить беспорядок, неразбериху и неопределенность. Второй отдаленный результат анальной фиксации, обусловленной родительской строгостью в отношении туалета - это анально-выталкивающий тип. Черты данного типа личности включают склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистическую жестокость. В любовных отношениях в зрелом возрасте такие индивидуумы чаще всего воспринимают партнеров в первую очередь как объекты обладания.

 

Некоторые родители, наоборот, поощряют своих детей к регулярному опорожнению кишечника и щедро хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

 

Фаллическая стадия

 

Между тремя и шестью годами интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. На протяжении фаллической стадии психосексуального развития дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, мастурбировать и проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с рождением и половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны и весьма неточно сформулиро-иы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношении более ясно, чем предполагают родители. Дети могут оказаться свидетелями полового акта родителей, или, возможно, они рисуют <первичную> сцену в своих фантазиях, основываясь на каких-то репликах родителей или на объяснениях других детей. Большинство детей, по мнению Фрейда, понимают половой кт как агрессивные действия отца по отношению к матери. Следует подчеркнуть, о данное им описание этой стадии оказалось предметом серьезных споров и ""понимания. К тому же многие родители не могут допустить и мысли о том, то у их чртьтпрупртниу тртрй могут пкапяться сексуальные побуждения.

 

124 _ Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности

 

Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности _ 125

 

понДевочек

 

ачалв

 

Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фр назвал эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил на" ние комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из т гедии Софокла <Царь Эдип>, в которой Эдин, царь Фив, непреднамеренно у< своего отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип пон какой чудовищный грех он совершил, он ослепил себя. Хотя Фрейд знал, повествование об Эдипе берет начало из греческой мифологии, он в то же вр< рассматривал трагедию как символическое описание одного из величайших че веческих психологических конфликтов. В сущности, этот миф символизир неосознанное желание каждого ребенка обладать родителем противоположи пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Конечно, обык венный ребенок не убивает своего отца и не вступает в половую связь с матер) но фрейдисты убеждены в том, что у него есть бессознательное желание сдел и то, и другое. Более того, Фрейд усматривал подтверждение идеи комплек родственных связях и клановых взаимоотношениях, имеющих место в различ примитивных сообществах.

 

В норме эдипов комплекс развивается несколько по-разному у мальчике девочек. Рассмотрим вначале, как он проявляется у мальчиков. Первонача,; объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С мента рождения она является для него главным источником удовлетворения. хочет обладать своей матерью, хочет выражать свои эротически окрашенные '." ства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдении люди более старшего возраста. Так, он может попытаться соблазнить мать, го] демонстрируя ей свой половой член. Этот факт говорит о том, что мальчик сч мится играть роль своего отца. В то же время он воспринимает отца как кон рента, препятствующего его желанию получить генитальное удовольствие. От) да следует, что отец становится его главным соперником или врагом. В то! время мальчик догадывается о своем более низком положении по сравнений отцом (чей половой член больше); он понимает, что отец не намерен терпеть романтические чувства к матери. Соперничество влечет за собой страх мальчи что отец лишит его пениса. Боязнь воображаемого возмездия со стороны от; которую Фрейд назвал страхом кастрации, заставляет мальчика отказаться своего стремления к инцесту с матерью.

 

В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс разре ется: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желани отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает черты). Процесс идентификации с отцом, получивший название идентифика\- с агрессором, выполняет несколько функций. Во-первых, мальчик приобрет. конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого по дения, обрисовывающих для него, что это значит - быть мужчиной. Во-втор1 идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви за стительным путем, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которД мать ценит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова компле] является то, что мальчик интернализирует родительские запреты и основные 1 ральные нормы. Это есть специфическое свойство идентификации, которое, 1 считал Фрейд, подготавливает почву для развития суперэго или совести ребен о есть суперэго является следствием оазпентрния яттипппя кпмттпрь-г-а

 

Версия эдипова комплекса у девочек получила название комплекса Электры. добразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, торая уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника и таким дддзом отомстить за смерть отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у ррдцек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она узнает, что у нее нет пениса, как у отца или брата (что может символизировать достаток силы). Как только девочка делает это аналитическое открытие, она на-л1дает хотеть, чтобы у нее был пенис. По Фрейду, у девочки развивается зависть

пенису, что в определенном смысле является психологическим аналогом страха кастрации у мальчика. (Нет ничего удивительного в том, что Фрейд предан анафеме сторонниками феминистского движения!) Вследствие этого девочка начинает проявлять открытую враждебность по отношению к своей матери, упрекая ее в том, что та родила ее без пениса, или возлагая на мать ответственность за то, что та этняла у нее пенис в наказание за какой-то проступок. Фрейд полагал, что в некоторых случаях девочка может низко оценивать собственную женственность, считая свой внешний вид <дефективным>. В то же самое время девочка стремится обла-Ддать своим отцом, потому что у него есть такой завидный орган. Зная, что она неспособна заполучить пенис, девочка ищет другие источники сексуального удовлетворения в качестве заменителей пениса. Сексуальное удовлетворение фокусируется на клиторе, и у девочек в возрасте пяти-семи лет клиторная мастурбация иногда сопровождается маскулинными фантазиями, в которых клитор становится пенисом.

 

Многие эксперты сходятся во мнении, что объяснение Фрейдом разрешения комплекса Электры неубедительно [Ьегтап, 1986]. Одно возражение касается того, что матери не обладают такой же властью в семье, как отцы, и поэтому не могут выступать в роли столь угрожающей фигуры. Другое состоит в том, что, поскольку у девочки изначально нет пениса, у нее не может развиться настолько интенсивный страх, как у мальчика, опасающегося увечья в качестве возмездия за кровосмесительное желание.

 

В ответ на второе возражение Фрейд выдвинул тезис о том, что у девочек развивается не столь компульсивное, жесткое чувство нравственности в зрелом возрасте. Независимо от интерпретации, Фрейд утверждал, что девочка со временем избавляется от комплекса Электры путем подавления тяготения к отцу и идентификации с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к своему отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца. Позднее некоторые женщины мечтают о том, чтобы их первенцы оказались мальчиками - феномен, который ортодоксальные фрейдисты интерпретируют как выражение замещения пениса [Наттег, 1970]. Нет нужды говорить, что сторонники феминистского движения считают взгляд Фрейда на женщин не только унизительным, "о и абсурдным [01111§ап, 1982].

 

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они Хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех _1я них символизирует победу над родителем противоположного пола) и постоян-о пытаются доказывать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают Ругих в том, что они <настоящие мужчины>. Один из путей достижения этой

 

мальч1возрасте

 

желаниД некоторые

 

-"и - безжалостное завоевание женщин, то есть поведение по типу Дон Жуана. Женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиптпат ггтттттит <л татмт V ттппаттпцмктт ппттппътм гпяям уптя пни мпгут

 

_ Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности

 

аться наивными и невинными в сексуальном отношении. Некоторые женщины борот, могут бороться за главенство над мужчинами, то есть быть чрезмерно на-чивыми, напористыми и самоуверенными. Таких женщин называют <кастри-)щими>. Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрей-. как основной источник последующих невротических моделей поведения, осо-но имеющих отношение к импотенции и фригидности.

 

ентный период

 

ромежутке от шести-семи лет до начала подросткового возраста располагается а сексуального затишья, получившая название латентного периода. Теперь ли-о ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связан-_ с сексуальностью, - такие, как интеллектуальные занятия, спорт и отношения сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к золению, которое наступит в последней психосексуальной стадии. Снижение сек-тьной потребности в данном случае Фрейд относил частично к физиологическим енениям в организме ребенка, а частично - к появлению в его личности струк-эго и суперэго. Следовательно, латентный период не надо рассматривать как щю психосексуального развития, потому что в это время не появляются новые "енные зоны, а сексуальный инстинкт предположительно дремлет. Фрейд уделял незначительное внимание процессам развития в латентном пе-де. Это довольно странно, поскольку он занимает в жизни ребенка почти эй же временной промежуток, как все предшествующие стадии вместе взятые. можно, это была передышка не только для ребенка, но и для теоретика.

 

итальная стадия

 

вступлением половой зрелости восстанавливаются сексуальные и агрессив-побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и возраста-"е осознание этого интереса. Начальная фаза генитальной стадии (периода, должающегося от зрелости до смерти) характеризуется биохимическими и иологическими изменениями в организме. Репродуктивные органы достига-фелости, выброс гормонов эндокринной системой ведет к появлению вторич-половых признаков (например, оволосение лица у мужчин, формирование очных желез у женщин). Результатом этих изменений является характерное подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. та говоря, вступление в генитальную стадию отмечено наиболее полным злетворением сексуального инстинкта.

-огласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом)асте через <гомосексуальный> период. Новый взрыв сексуальной энергии под-~ка направлен на человека одного с ним пола (например, на учителя, соседа, <стника) - в основном, таким же образом, как это происходит при разрешении това комплекса. Хотя явное гомосексуальное поведение не является универ-ным опытом этого периода, согласно Фрейду, подростки предпочитают обще-' СВеосТНИКОВ ОЛНОГП Г. ними ттпгтя Ппняк-п гтпгтрпрннп п-кртг-гпм анопгмн пмм-Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности _ 127

 

о становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание. Увлечения юности в норме ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи.

 

Генитальный характер - это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях Он испытывает удовлетворение в гетеросексуальной любви. Хотя Фрейд был противником сексуальной распущенности, он более терпимо относился к сексу-ачьной свободе, чем буржуазное общество Вены. Разрядка либидо в половом акте обеспечивает возможность физиологического контроля над импульсами, поступающими от половых органов; контроль сдерживает энергию инстинкта, и поэтому дда достигает наивысшей точки в подлинном интересе к партнеру без каких-либо следов чувства вины или конфликтных переживаний.

 

Фрейд был убежден: для того, чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек должен отказаться от пассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность, физический комфорт - в сущности, все формы удовлетворения легко давались, и ничего не требовалось взамен. Люди должны учиться трудиться, откладывать удовлетворение, проявлять в отношении других тепло и заботу, и прежде всего, брать на себя более активную роль в решении жизненных проблем. И наоборот, если в раннем детстве имели место разного рода травматические переживания с соответствующей фиксацией либидо, адекватное вхождение в генитальную стадию становится трудным, если не невозможным. Фрейд отстаивал точку зрения, согласно которой серьезные конфликты в поздние годы являются отголосками сексуальных конфликтов, имевших место в детстве.

 

ПРИРОДА ТРЕВОГИ

 

Самые первые результаты Фрейда в терапии расстройств, которые по своему происхождению были скорее психическими, чем физиологическими, вызвали у него интерес к происхождению тревоги. Эта заинтересованность впервые привела его (в 1890-е годы) к предположению о том, что тревога, испытываемая многими его пациентами-невротиками, являлась следствием неадекватной разрядки энергии либидо, В дальнейшем он заключил, что состояние нарастающего напряжения является результатом не находящей выхода энергии либидо. Возбуждение, не завершившееся разрядкой, преобразуется и проявляется в неврозах страха. Однако по мере накопления опыта в лечении неврозов Фрейд пришел к пониманию, что подобная интерпретация тревоги и страха является неверной. Спустя 30 лет он пересмотрел свою теорию и пришел к следующему выводу: тревога является функцией эго и назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. Тревога как таковая дает возможность личности реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом [Ргеис1, 1926].

 

Откуда берет начало тревога

 

Согласно приведенному тезису, первичный источник испытываемой человеком тревоги коренится в неспособности новорожденного справляться с внутренним и Внетним пгпДужпрннрм Так кяк млаггенпы не способны контоолиоовать свой

 

128 _ Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности

 

новый мир, их переполняет диффузное чувство надвигающейся опасности. Эта. ситуация вызывает травмирующее состояние, известное как первичная тревога, примером которой может служить сам процесс рождения. С точки зрения Фрейда, переживание биологического отъединения от матери является травмирующим,: и поэтому последующие ситуации разъединения (например, ребенок остается> один; он покинут в темноте или обнаружил незнакомого человека там, где ожидал; найти мать) вызывают реакцию сильной тревоги. Подобное ощущение сильного> стресса и беспомощности переживается при рождении, отлучении от груди, а по-1 зднее проявляется в страхе кастрации. Все такого рода переживания приводят к1 возрастанию напряжения и мрачным предчувствиям.

 

Типы тревоги: каким образои люди ощущают тревогу?

 

В зависимости от того, откуда исходит угроза для эго (из внешнего окружения, от1 ид или суперэго), психоаналитическая теория выделяет три типа тревоги.,1

 

Реалистическая тревога. Эмоциональный ответ на угрозу и/или понимание реальных опасностей внешнего мира (например, опасные животные или выпуск-1 ной экзамен) называется реалистической тревогой. Она в основном является си-ч нонимом страха и может ослаблять способность человека эффективно справляться с источником опасности. Реалистическая тревога стихает, как только исчезает сама угроза. В целом, реалистическая тревога помогает обеспечить самосохранение. '1

 

Невротическая тревога. Эмоциональный ответ на опасность того, что непри-1 емлемые импульсы со стороны ид станут осознанными, называется невротиче-А ской тревогой. Она обусловлена боязнью, что эго окажется неспособным конт-Ч ролировать инстинктивные побуждения, особенно сексуальные или агрессивные.: Тревога в данном случае проистекает из страха, что, когда ты сделаешь что-то ужасное, это повлечет за собой тяжелые отрицательные последствия. Так, напри-1 мер, маленький ребенок быстро усваивает, что активная разрядка его побужден: ний либидо или деструктивных стремлений будет чревата угрозой наказания со. стороны родителей или других социальных фигур. Невротическая тревога перво-; начально переживается как реалистическая, потому что наказание обычно исходит из внешнего источника. Поэтому развертываются защитные механизмы эго, имеющие целью сдерживание инстинктивных импульсов ребенка - в результате последние всплывают на поверхность только в форме общего опасения. И только тогда, когда инстинктивные импульсы ид угрожают прорваться через эго-конт-; роль, возникает невротическая тревога.

 

Моральная тревога. Когда эго испытывает угрозу наказания со стороны суперэго, результирующий эмоциональный ответ называется моральной тревогой. Моральная тревога возникает всегда, когда ид стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий, и суперэго отвечает на это чувством вины, стыда или самообвинения. Моральная тревога происходит от объективного страха родительского наказания за какие-то поступки или действия (например, за непристойные ругательства или воровство в магазине), которые нарушают перфекционистские требования суперэго. Суперэго направляет поведе-Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности _ 129

 

ющее развитие суперэго ведет к социальной тревоге, которая возникает в связи угрозой исключения из группы сверстников из-за неприемлемых установок или действий. Позднее Фрейд убедился в том, что тревога, берущая свое начало из уперэго, в конечном счете вырастает в страх смерти и ожидание грядущего возмездия за прошлые или настоящие грехи.

 

защитные механизмы эго

 

Основная психодинамическая функция тревоги - помогать человеку избегать осознанного выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение этих импульсов надлежащими способами в подходящее время. Защитные механизмы эго помогают осуществлению этих функций, а также охраняют человека от захлестывающей его тревоги. Фрейд определял защитные механизмы эго как сознательную стратегию, которую использует индивид для защиты от открытого выражения импульсов ид и встречного давления со стороны суперэго. Фрейд полагал, что эго реагирует на угрозу прорыва импульсов ид двумя путями: 1) блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или 2) искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.

 

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты - обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги [Сгатег, 1987]. Некоторые основные защитные стратегии мы рассмотрим ниже.

 

Вытеснение. Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту эго не только по той причине, что оно является основой для формирования более сложных защитных механизмов, но также потому, что оно обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги. Описываемое иногда как <мотивированное забывание>, вытеснение представляет собой процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. В результате действия вытеснения индивидуумы не осознают своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнят травматических прошлых событий. Например, человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать °° этом своем тяжелом опыте.

 

Освобождение от тревоги путем вытеснения не проходит бесследно. Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессоз-"ьном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Эта беспрерывная трата ресурсов эго может серьезно Ричивать использование энергии для более адаптивного, направленного на ""венное развитие, творческого поведения. Однако постоянное стремление вы-нного материала к открытому выражению может получать кратковременное Убтворение в сновидениях, шутках, оговорках и других проявлениях того, ° Фрейд называл <психопатологией обыденной жизни>. Более того, согласно

 

130 _ Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности

 

его теории, вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения, в психосоматических заболеваниях (таких, например, как язвенная болезнь), психосексуальных нарушениях (таких как импотенция и фригидность). Это основной и наиболее часто встречающийся защитный механизм.

 

Проекция. Как защитный механизм по своей теоретической значимости проекция следует за вытеснением. Она представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Игрок в гольф, критикующий свою клюшку после неудачного удара, демонстрирует примитивную проекцию. На другом уровне мы можем наблюдать проекцию у молодой женщины, которая не осознает, что борется со своим сильным сексуальным влечением, но подозревает каждого, кто с ней встречается, в намерении ее соблазнить. Наконец, классический пример проекции - студент, не подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному тестированию, мошенничеству других студентов или возлагает вину на профессора за то, что тот не объяснил эту тему на лекции. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен <козла отпущения>, поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-то другому своих негативных личностных характеристик [Ас1огпо е1 а1., 1950],

 

Замещение. В защитном механизме, получившем название замещение, проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Распространенный пример - ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки. Замещение также проявляется в повышенной чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не осознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В каждом из этих примеров истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта. Менее распространена такая форма замещения, когда оно направлено против себя самого: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя.

 

Рационализация. Другой способ для эго справиться с фрустрацией и тревогой - это исказить реальность и, таким образом, защитить самооценку. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Глупые ошибки, неудачные суждения и промахи могут найти оправдание при помощи магии рационализации. Одним из наиболее часто употребляемых видов такой защиты является рационализация по типу <зелен виноград>. Это название берет начало из басни Эзопа о лисе, которая не могла дотянуться до виноградной кисти и поэтому решила, что ягоды еще не созрели. Люди рационализируют таким же образом. Например, мужчина,

 

Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности _ 13'

 

_щипе, утешает себя тем, что она совершенно непривлекательна. Сходным об-,)м, студентка, которой не удалось поступить на стоматологическое отделение мс111Н11"скс>т института, может убеждать себя в том, что она на самом деле не очет быть стоматологом.

 

Реактивное образование. Иногда эго может защищаться от запретных им пульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Здесь мь,1ем дело с реактивным образованием, или обратным действием. Этот защит ")1 процесс реализуется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульс по _Ц1131ЯС-ТСЯ: затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, испытываю щая тревогу в связи с собственным выраженным сексуальным влечением, може" стать и своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами. Он; может даже активно пикетировать киностудии или писать письма протеста в кино компании, выражая в них сильную озабоченность деградацией современного кино искусства, фрепд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

 

.1(1С1к) фрсиду, сильные неосознанные агрессивные побуждения мп/.ут быть пере "!'<"">н(1ны 11.1Ц С1/б:1и.чн;юв(1ны в социамно присмле.ча.ч напрнч:и'пин. Так, например. _'я хчрур/(1 суп.т.чацнон является каждая операция.

 

132 _ Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности

 

Регрессия. Еще один известный защитный механизм, используемый для защиты от тревоги, - это регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как <надуться и не разговаривать> с другими, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

 

Сублимация. Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она позволяет эго изменить цель или/и объект импульсов без сдерживания их проявления. Энергия истинктов отводится по другим каналам выражения - тем, которые общество полагает приемлемыми [СюШеп, 1987]. Например, если со временем мастурбация вызывает у юноши все большую и большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность - такую, как футбол, хоккей или другие виды спорта. Сходным образом женщина с сильными неосознанными садистическими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой. В этих видах деятельности она может демонстрировать свое превосходство над другими, но таким способом, который будет давать общественно полезный результат.

 

Фрейд утверждал, что сублимация сексуальных инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре. Он говорил, что сублимация сексуального влечения является особенно заметной чертой эволюции культуры - благодаря ей одной стал возможен необычайный подъем в науке, искусстве и идеологии, которые играют такую важную роль в нашей цивилизованной жизни [СоЬеп, 1969, р. 34].


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!