Теории личности издание 2-е, исправленное 18 страница



 

Стремление к превосходству

 

Как уже было отмечено, Адлер полагал, что чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности, Но какова же конечная цель, ради которой мы боремся и которая обеспечивает меру постоянства и целостности нашей жизни? Движет ли нами потребность попросту избавиться от чувства неполноценности? Или мы мотивированы стремлением безжалостно доминировать над другими? Или, быть может, нам нужен высокий статус? В поиске ответов на эти вопросы представления Адлера заметно менялись со временем. В своих ранних размышлениях он выражал убежденность в том, что великая движущая сила, управляющая человеческим поведением, - не что иное, как агрессивность. Позднее он отказался от идеи агрессивных устремлений в пользу <стремления к власти>. В этой концепции слабость приравнивалась к феминности, а сила к маскулинности. Это была та стадия развития теории Адлера, когда он выдвинул идею <маскулинного протеста> - формы гиперкомпенса-ции, которую оба пола используют в попытке вытеснить чувства несостоятельности и неполноценности. Однако со временем Адлер отказался от концепции маску-линного протеста, посчитав ее неудовлетворительной для объяснения мотивации поведения у обычных, нормальных людей. Взамен он выдвинул более широкое положение, согласно которому люди стремятся к превосходству, и это состояние полностью отличается от комплекса превосходства. Таким образом, в его рассуждениях о конечной цели человеческой жизни было три различных этапа: быть агрессивным, быть могущественным и быть недосягаемым.

 

В последние годы жизни Адлер пришел к выводу о том, что стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни; это <нечто, без чего жизнь человека невозможно представить> [А(Пег, 1956, р. 104]. Эта <великая потребность возвыситься> от минуса до плюса, от несовершенства до совершенства и от неспособности до способности смело встречать лицом к лицу жизненные проблемы развита у всех людей. Трудно переоценить значение, которое Адлер придавал этой движущей силе. Он рассматривал стремление к превосходству (достижение наибольшего из возможного), как главный мотив в своей теории.

 

Адлер был убежден в том, что стремление к превосходству является врожденным и что мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь. Тем не менее, это чувство надо воспитывать и развивать, если мы хотим реализовать свой человеческий потенциал. От рождения оно присутствует у нас в виде теоретической возможности, а не реальной данности. Каждому из нас остается лишь осуществить эту возможность своим собственным путем. Адлер полагал, что этот процесс начинается на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель, как фокус нашего стремления к превосходству. Будучи неясной и в основном неосознанной в начале своего формирования в детские годы, эта жизненная цель со временем становится источником мотивации, силой, организующей

 

иотттг МТДЧИК И ГтМПйТПТПрЙ РИ ПУГТТГТТ

 

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности _

 

Адлер предлагал разные дополнительные идеи о природе и действии стрем,я к превосходству [АсПег, 1964]. Во-первых, он рассматривал его как един уддаментальный мотив, а не как комбинацию отдельных побуждений. Этот г в выражается в осознании ребенком того, что он бессилен и малоценен по ср. нению с теми, кто его окружает. Во-вторых, он установил, что это великое стр< ление вперед и вверх по своей природе универсально: оно является общим л всех, в норме и патологии. В-третьих, превосходство как цель может приним. как негативное (деструктивное), так и позитивное (конструктивное) направлен] Негативное направление обнаруживается у людей со слабой способностью к ад; тации, таких, которые борются за превосходство посредством эгоистичного по дения и озабоченности достижением личной славы за счет других. Хорошо щ спосабливающиеся люди, наоборот, проявляют свое стремление к превосходств позитивном направлении, так, чтобы оно соотносилось с благополучием друг людей. В-четвертых, утверждал Адлер, стремление к превосходству сопряжет большими энергетическими тратами и усилиями. В результате влияния этой сил сообщающей жизни энергию, уровень напряжения у индивидуума скорее раст чем снижается. И, в-пятых, стремление к превосходству проявляется как на ур(не индивидуума, так и на уровне общества. Мы стремимся стать совершенными только как индивидуумы или члены общества - мы стремимся совершенствовг саму культуру нашего общества. В отличие от Фрейда, Адлер рассматривал ищ видуума и общество обязательно в гармонии друг с другом.

 

Итак, Адлер описывал людей живущими в согласии с внешним миром, но пос' янно стремящимися его улучшить. Однако гипотеза, согласно которой у челове' ства есть только одна конечная цель - развивать свою культуру - ничего говорит нам о том, каким образом мы, как индивидуумы, пытаемся достичь данн цели. Эту проблему Адлер разрешал при помощи своей концепции стиля жизн

 

Стиль жизни

 

Стиль жизни, в первоначальном варианте <жизненный план>, или <путеводн) образ>, представляет собой наиболее характерную особенность динамической т(рии личности Адлера. В этой концепции, по существу идеографической, предел лен уникальный для индивидуума способ адаптации к жизни, особенно в пла поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. Соглас Дру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов г ведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимо картину существования индивидуума.

 

Как проявляется в действии стиль жизни индивидуума? Для ответа на эт вопрос мы должны ненадолго вернуться к понятиям неполноценности и компенс Ции, поскольку именно они лежат в основе наших стилей жизни. Адлер пришел °°ДУ' что в детстве мы все чувствуем себя неполноценными или в воображени или в реальности, и это побуждает нас каким-то образом компенсироваться. Н "Р"Р. ребенок с плохой координацией может сосредоточить свои компенсато "ые усилия на выработке выдающихся атлетических качеств. Его поведение, к Равляемое осознанием своих физических ограничений, становится, в свою о

 

ДЬ, СТИТРМ РГГ1 _аТ'ЗТ<Т ___ упгхпотгпля Iпт?тсглсе'\Уя *т'11п_т_1_я ттттпттоио)

 

172 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

 

на преодоление неполноценности. Итак, стиль жизни основан на наших усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, уп-рочивающих чувство превосходства.

 

С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям. Конечно, люди продолжают находить новые способы выражения своего индивидуального жизненного стиля, но это, в сущности, является только совершенствованием и развитием основной структуры, заложенной в раннем детстве. Сформированный таким образом стиль жизни сохраняется и становится главным стержнем поведения в будущем. Другими словами, все, что мы делаем, формируется и направляется нашим, единственным в своем роде, стилем жизни. От него зависит, каким сторонам своей жизни и окружения мы будем уделять внимание, а какие будем игнорировать. Все наши психические процессы (например, восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретают значение в контексте нашего стиля жизни. Представим в качестве примера женщину, стремящуюся к превосходству путем расширения своих интеллектуальных возможностей. С позиции теории Адлера, ее стиль жизни предсказуемо предполагает сидячий образ жизни. Основной акцент она сделает на интенсивное чтение, изучение, размышления - то есть на все, что может послужить цели повышения ее интеллектуальной компетентности. Она может распланировать свой распорядок дня с точностью до минут - отдых и хобби, общение с семьей, друзьями и знакомыми, общественная активность - опять-таки в соответствии со своей основной целью. Другой человек, напротив, работает над своим физическим совершенствованием и структурирует жизнь таким образом, чтобы цель стала достижимой. Все, что он делает, нацелено на достижение превосходства в физическом плане. Очевидно, что в теории Адлера все аспекты поведения человека вытекают из его стиля жизни. Интеллектуал запоминает, размышляет, рассуждает, чувствует и действует совсем не так, как атлет, поскольку оба они представляют собой психологически противоположные типы, если говорить о них в терминах соответствующих стилей жизни.

 

Типы личности: установки, связанные со стилями жизни. Адлер напоминает, что постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Наша основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни. Он отмечал, что истинная форма нашего стиля жизни может быть распознана только при условии знания, какие пути и способы мы используем для решения жизненных проблем. Каждый человек неизбежно сталкивается с тремя глобальными проблемами: работа, дружба и любовь. С точки зрения Адлера, ни одна из этих задач не стоит особняком - они всегда взаимосвязаны, и их решение зависит от нашего стиля жизни: <Решение одной помогает приблизиться к решению других; и действительно, мы можем сказать, что они представляют собой разные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы - необходимости для живых существ сохранять жизнь и продолжать жить в том окружении, которое у них есть> [АсПег, 1956, р. 133].

 

Поскольку у каждого человека стиль жизни неповторим, выделение личностных типов по этому критерию возможно только в результате грубого обобщения. Придерживаясь этого мнения, Адлер весьма неохотно предложил типологию установок, обусловленных стилями жизни [Оге1Ьигк, 1950]. В этой классификации

 

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности _ 17

 

Сама классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измере дце представлено <социальным интересом>, а другое - <степенью активности> социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляет ся он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод в теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием психологиче (_кой зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес. Степей активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненны: проблем. Понятие <степень активности> совпадает по значению с современными пс нятиями <возбуждение>, или <уровень энергии>. Как считал Адлер, каждый челе век имеет определенный энергетический уровень, в границах которого он ведет на ступление на свои жизненные проблемы. Данный уровень энергии или активност обычно устанавливается в детстве; он может варьировать у разных людей от вялости апатичности до постоянной неистовой активности. Степень активности играет конст руктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

 

Первые три адлеровских типа установок, сопутствующих стилям жизни, - это управление, получение и избегание. Для каждой из них характерна недостг точная выраженность социального интереса, но они различаются по степени ак тивности. У четвертого типа, социально-полезного, присутствуют и высокий совд альный интерес, и высокая степень активности. Адлер напоминает нам, что н одна типология, какой бы хитроумной они ни была или ни казалась, не може точно описать стремление личности к превосходству, совершенству и целостность Тем не менее, описание этих установок, сопутствующих стилям жизни, в некотс рой степени облегчит понимание поведения человека с позиции теории Адлера.

 

Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительны: социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в соць альном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благопол чии других. Для них характерна установка превосходства над внешним мир01У Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы - два пример людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру.

 

Берущий тип. Как следует из названия, люди с подобной установкой относятс к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребнс стеи за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни - получить от других как можно больше. Однако, так как они обладают низкой стеш нью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим.

 

Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального инт(Реса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Он _" опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуете социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных зада " говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому он УХОДЯТ от всего, что предполагает возможность неудачи.

 

Социально-полезный тип. Этот тип человека - воплощение зрелости в сг

взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса "кий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой челове Рявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. О

 

74 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

 

оспринимает три основные жизненные задачи - работу, дружбу и любовь - ак социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что сшение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и го-овности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

 

В двухмерной теории установок, сопутствующих стилям жизни, отсутствует дна возможная комбинация: высокий социальный интерес и низкая активность.)днако невозможно иметь высокий социальный интерес и не обладать высокой ктивностью. Иными словами, индивидуумам, имеющим высокий социальный ин-ерес, приходится делать что-то, что принесет пользу другим людям.

 

оциальный интерес

 

1ще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии длера - это социальный интерес. Концепция социального интереса отражает тойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными создани-ми, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отно-дения с другими людьми и, еще более широко, - социально-культурный кон-екст, в котором мы живем. Но даже в большей степени данная концепция отражает принципиальные, хотя и постепенные изменения во взглядах Адлера на то, то же представляет собой огромная направляющая сила, лежащая в основе всех.еловеческих стремлений.

 

В самом начале своего научного пути Адлер полагал, что люди мотивированы юнасытной жаждой личной власти и потребностью доминировать над другими. $ частности, он считал, что людей толкает вперед потребность преодолевать глубо-;о укоренившееся чувство неполноценности и стремление к превосходству. Эти.згляды встретили широкий протест. Действительно, Адлера много критиковали за о, что он делает упор на эгоистических мотивах, игнорируя социальные. Многие критики считали, что позиция Адлера в вопросе мотивации представляет собой не 'олее, чем замаскированную версию доктрины Дарвина о том, что выживает силь-[ейший. Однако позднее, когда теоретическая система Адлера получила дальней-ее развитие, в ней было учтено, что люди в значительной степени мотивированы оциальными побуждениями. А именно, людей побуждает к тем или иным действи-:м врожденный социальный инстинкт, который заставляет их отказываться от эго-[стичных целей ради целей сообщества. Суть этого взгляда, нашедшего свое выражение в концепции социального интереса, состоит в том, что люди подчиняют свои [ичные потребности делу социальной пользы. Выражение <социальный интерес> [РОИСХОДИТ от немецкого неологизма &ете4п5с1га5§е?иЫ - термина, значение:оторого невозможно полностью передать на другом языке одним словом или фра-ои. Это означает что-то вроде <социального чувства>, <чувства общности> или чувства солидарности>. Оно также включает в себя значение членства в челове-:еском сообществе, то есть чувство идентификации с человечеством и сходства с каждым представителем человеческой расы.

 

Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденны-[и. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является оциальным созданием по своей природе, а не в результате образования привыч-Альфред Адлер: индивидуальная теория личности _ 175

 

Добр(мо.1ЫЧ1я помощь в обоспечс1ши питанием ицждпющихгя - одно из реальных проявлений гоципльпою ичтереса. (ЕтЯк) А. Мс1'(':к1о.1сг()Ь()ат)

 

возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспиту-см и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке.

 

Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди - прежде всего мать, а затем остальные члены семьи - способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса. По сути, Адлер рассматривает материнский вклад в воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого социального интереса и помощь в направлении его за пределы сферы материнского влияния. Обе функции осуществлять нелегко, и на них всегда в той или иной степени влияет то, как ребенок объясняет поведение матери.

 

Так как социальный интерес возникает в отношениях ребенка с матерью, ее адача состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений - качеств, кото-РЬ1е Адлер считал тесно переплетенными. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку - любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоянии заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу "Шрокого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди,

не только члены СРМЬИ.

 

176 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

 

Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, мо гут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся нереализованными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.

 

Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок к этому, его сформированный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство.

 

Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.

 

Социальный интерес как показатель психического здоровья. Согласно Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума. Он ссылался на него, как на <барометр нормальности> - показатель, который можно использовать при оценке качества жизни человека. То есть, с позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам и даже тем, кто еще не родился.

 

У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Как мы увидим далее, они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение - они поглощены своими интере-гямы и гятипчатттттгй

 

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности _ 177

 

творческое <Я>

 

рддее мы отмечали, что фундамент стиля жизни закладывается в детские годы. По дению Адлера, стиль жизни настолько прочно кристаллизуется к пяти годам дзни ребенка, что потом он продвигается в этом же направлении всю жизнь. При досторонней интерпретации может показаться, что данное понимание формиро-рдния стиля жизни указывает на столь же сильный детерминизм в рассуждениях Адлера, как и у Фрейда. Фактически, оба они подчеркивали важность раннего опыта в формировании личности взрослого. Но, в отличие от Фрейда, Адлер по-"дмал, что в поведении взрослого не просто оживают ранние переживания, а скорее имеет место проявление особенностей его личности, которая сформировалась в первые годы жизни. Более того, понятие стиля жизни не столь механистично, как могло бы показаться, особенно когда мы обращаемся к концепции творческого <Я>, входящей в систему взглядов Адлера.

 

Концепция творческого <Я> является самым главным конструктом адлеров-ской теории, его высшим достижением как персонолога. Когда он открыл и ввел в свою систему этот конструкт, все остальные концепции заняли по отношению к нему подчиненное положение. В нем воплотился активный принцип человеческой жизни; то, что придает ей значимость. Именно это искал Адлер. Он утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Иными словами, каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. В конечном счете, сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Та же самая творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным (самоопределяющимся) индивидуумом.

 

Предполагая существование творческой силы, Адлер не отрицал влияния наследственности и окружения на формирование личности. Каждый ребенок рождается с уникальными генетическими возможностями, и он очень скоро приобретает свой уникальный социальный опыт. Однако люди - это нечто большее, чем просто результаты действия наследственности и окружающей среды. Люди являются созидательными существами, которые не только реагируют на свое окружение, но и воздействуют на него, а также получают от него ответные реакции. Человек использует наследственность и окружение как строительный материал для формирования здания личности, однако в архитектурном решении отражается его собственный стиль. Поэтому в конечном счете только сам человек ответственен за свой стиль жизни и установки по отношению к миру.

 

Где истоки творческой силы человека? Что побуждает ее развиваться? Адлер не полностью ответил на эти вопросы. Лучшим ответом на первый вопрос скорее всего будет следующий: творческая сила человека представляет собой результат Долгой истории эволюции. Люди обладают творческой силой, потому что они являются людьми. Мы знаем, что творческие способности расцветают в раннем Детстве, и это сопутствует развитию социального интереса, но почему именно и как он развивается, пока остается без объяснений. Тем не менее, их присутствие Дает нам возможность создавать наш собственный уникальный стиль жизни,

 

178 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

 

исходя из способностей и возможностей, данных наследственностью и окружени-/ ем. В адлеровской концепции творческого <Я> отчетливо звучит его убежденность в том, что люди являются хозяевами своей собственной судьбы.

 

порядок рождения

 

Исходя из важной роли социального контекста в развитии личности, Адлер обратил внимание на порядок рождения, как основную детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни. А именно: если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них все же нет идентичного социального окружения. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей - все это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни.

 

По Адлеру, порядок рождения (позиция) ребенка в семье имеет решающее значение. Особенно важно восприятие ситуации, что скорее всего сопутствует определенной позиции. То есть от того, какое значение придает ребенок сложившейся ситуации, зависит, как повлияет порядок его рождения на стиль жизни. Более того, поскольку это восприятие субъективно, у детей, находящихся в любой позиции, могут вырабатываться любые стили жизни. Однако в целом определенные психологические особенности оказались характерными именно для конкретной позиции ребенка в семье.

 

Первенец (старший ребенок). Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным, пока он - единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка и поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было <как полагается>. Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие драматическим образом меняет положение ребенка и его взгляд на мир.

 

Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка, как положение <монарха, лишенного трона>, и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение за возвращение прежней центральной позиции в семейной системе с самого начала обречено на неудачу - прежнего не вернуть, как бы первенец не старался. Со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием. В результате подобной семейной борьбы первенец <приучает себя к изоляции> и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и мппяльньтх стянттяптпп

 

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности _ 179

 

Единственный ребенок. Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому что у него нет других братьев или сестер, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 9; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!