Теории личности издание 2-е, исправленное 26 страница



 

Алкоголь и наркотики. Чрезвычайно широкое распространение всевозмож ных наркотических средств, используемых для развлечения, из которых наиболе' распространен алкоголь, показывает, что не существует простого объяснения тому какие факторы приводят подростков к употреблению или зависимости от алкого ля и наркотиков. Непосредственное и долговременное влияние любого наркотик; зависит в определенной степени от личности человека, его употребляющего, от ег(настроения, мотивации, предыдущего опыта приема наркотиков, массы тела 1 физиологических особенностей, дозы и силы действия наркотика, способа ег(употребления и обстоятельств, в которых наркотик принимается [Ьеау1И, 1982] Эффект наркотика различен не только у разных людей, но и у одного и того ж< человека в различных ситуациях.

 

После того, как употребление подростками наркотиков достигло драматическ} высокого уровня в 60-х и начале 70-х годов, в 80-е годы оно уменьшилось Результаты национального исследования распространения наркотиков сред1 старшеклассников в США [.оЬпзоп е<: а1., 1988] показывают: уровень употребле ния наркотиков оставался в основном стабильным в 1980-х, а прием марихуаны 1 седативных препаратов - даже снизился. Эти данные обнадеживают, хотя не-сомнений в том, что широкое распространение алкоголя и наркотиков мы буде наблюдать и в обозримом будущем.

 

В зависимости от конкретного человека и конкретного наркотика мотивы на чала употребления наркотиков, а также продолжения их приема могут быть раз ными: от любопытства, поиска острых ощущений, давления сверстников и жела ния заслужить их одобрение, бегства от стресса и бунта против авторитетов д(оолее философских обоснований, таких как стремление к самопознанию, самосо ершенствованию, творчество, духовное просветление и расширение границ по знания. Если эти мотивы рассматривать в контексте теории Эриксона, то стане' понятна их связь с чувством недостаточной идентичности. Молодые люди, н(ющие, что они собой представляют, могут найти опыт приема алкоголя и нар Котиков весьма привлекательным в <нащупывании> внешних границ своего <Я>

 

246 _ Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

 

Они предполагают, что сумеют обнаружить такое измерение себя, которое ускользает от них именно тогда, когда они находятся в трезвом, <правильном> мире.

 

Употребление алкоголя и наркотиков может также временно ослаблять эмоциональные стрессы, сопровождающие кризис идентичности. Колеблясь в выборе.трофессии, конфликтуя с родителями, вступая в хрупкие и ненадежные отношения со сверстниками, юноши и девушки могут относиться к наркотикам как к средству, помогающему немедленно выйти за пределы себя. Более того, когда они находятся в одной компании со сверстниками, употребляющими наркотики, не-грудно понять, как на них можно <надавить>, особенно если еще и статус в группе зависит от употребления наркотика. Человек с установившейся эго-идентичностью люжет сопротивляться подобному давлению, а подросткам с диффузной идентичностью, вероятно, трудно не подчиниться.

 

Было бы ошибочным полагать, что все грани поведения подростков можно объяснить с позиции теории Эриксона. Тем не менее, концепция кризиса идентичности представляет собой выдающийся теоретический подход, позволяющий понять множество психологических проблем подросткового периода. Пытаясь объяснить основные линии психосоциального развития, Эриксон внес большой Я трочный вклад в теорию личности.

 

Эрих Фромм: гуманистическая теория личности _ 247

 

Эрих Фро.чм (1900-1980).

 

ДРУГИЕ ПРИМЕРЫ ПЕРЕСМОТРА ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: АКЦЕНТ НА КУЛЬТУРНЫХ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРАХ

 

Чногие другие постфрейдисты, придерживающиеся психодинамической ориента-1ии, подобно Эриксону, придавали особо большое значение роли культурных и нежличностных факторов в формировании личности. Хотя они чувствовали себя обязанными Фрейду, но, признавая значение опыта раннего детства и соглашаясь

 

-_ концепцией динамики тревоги и защитных механизмов, все они отошли от теории Фрейда. А именно, эти теоретики отвергли идею о том, что поведение человека

 

_южно объяснить в терминах инстинктивных побуждений биологической природы. Они признали, что Фрейду не удалось раскрыть влияние факторов окружающей "реды на развитие личности и психопатологические проявления. Соответственно, многие из них выступили против высказывания Фрейда о том, что <анатомия - это судьба>. По их мнению, личностные различия между полами можно понять

 

___олько в контексте социокультурных влияний. Коротко рассмотрим две ключевые фигуры, чьи теории существенно отличались от традиционного психоанализа. Это Эрих Фромм и Карен Хорни. Оба эти реформатора выдвинули теории, в которых нашли свое отражение наиболее заметные темы постфрейдистского психодинами-ческого направления.

 

:)РИХ ФРОММ: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

 

-1и один теоретик не смог настолько выразительно обрисовать социальные детерминанты личности, как Эрих Фромм. Как представитель гуманистического на' правления, Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято только

 

в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. Он был убежден, что потребности, свойственные только человеку, эволюционировали в ходе истории человечества, а различные социальные системы, в свою очередь, оказывали влияние на выражение этих потребностей. С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями н давлением социальных норм и предписаний. Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру.

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

 

Эрнх Фромм (ЕпсЬ Рготт) родился в 1900 году во Франкфурте, Германия. Он был единственным ребенком родителей-евреев. Фромм вырос, зная два разных мира - ортодоксальный еврейский и христианский, где он время от времени сталкивался с антисемитизмом. Семья Фромма была далеко не идеальной. Он описывал своих родителей как <очень невротичных>, а себя как <невыносимо невротичного ребенка> [РипЬ, 1982].

 

Когда в Европе вспыхнула первая мировая война, Фромму было 14 лет. Хотя он был слишком молод, чтобы воевать, он был поражен окружавшей его людской иррациональностью и разрушительными наклонностями. Позднее он писал: <Я оь1л глубоко озабоченным молодым человеком, которого мучил вопрос, как оказа-_чась возможной эта война, а также желание понять иррациональность поведения человеческих масс и страстное желание мира и понимания между народами> 1Гготт, 1962, р. 91. В ответах на эти вопросы видно огромное влияние Фрейда н арла Маркса. Труды Фрейда помогли ему понять, что люди не осознают причин оего поведения. Читая Маркса, он усвоил, что социально-политические силы существенно влияют на жизнь людей.

 

248 _ Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

 

В отличие от Фрейда, Юнга и Адлера, Фромм не имел медицинского образования. Он изучал психологию, социологию и философию, получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете в 1922 году. Он продолжил свое психоаналитическое образование в Берлинском психоаналитическом институте. В 1934 году Фромм эмигрировал в Соединенные Штаты Америки, стремясь избежать нацистской угрозы. Он начал вести частную практику в Нью-Йорке. Первую свою книгу <Бегство от свободы> Фромм опубликовал в 1941 году. В ней он показал особое значение способов, какими общественные силы и идеологии формируют структуру характера индивидуума. Это направление, получившее развитие в большом количестве последующих книг, принесло Фромму членство в Международной психоаналитической ассоциации [Коагеп, 1973].

 

В 1945 году Фромм стал сотрудником Института психиатрии Уильяма Алан-сона Уайта. В дальнейшем он читал лекции во многих университетах США и занимал должность профессора психиатрии в Национальном университете в Мехико с 1949 года до своего ухода в 1965 году. Вместе со своей женой Фромм в 1976 году перебрался в Швейцарию, где скончался от сердечного приступа в 1980 году.

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ

 

Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений, начиная с конца Средневековья (конец XV века) по наше время. По завершении своего исторического анализа Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность [Рготт, 1941/1956]. В то же время он был уверен в том, что для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако значительная степень автономии и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости. С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений (как это имеет место сегодня в американской культуре) потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми. Интенсивность этого конфликта и способы его разрешения зависят, согласно Фромму, от экономических и политических систем общества.

 

Эрих Фромм: гуманистическая теория личности _ 249

 

механизмы бегства

 

ак люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе? Один путь - отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы <убежать от свободы>. Первый из них - авторитаризм, определяемый как <тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным "Я"> [Рготт, 1941/1956, р. 163]. Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними. Фромм утверждал, что у одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе тенденции. Например, в высокоавторитарной военной структуре человек может добровольно подчиняться командам высших офицеров и унижать или жестоко эксплуатировать подчиненных. Второй способ бегства - деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Фромму, долг, патриотизм и любовь - общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий.

 

Наконец, люди могут избавиться от одиночества и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Термин конформность автомата Фромм применял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято. <Индивидуум прекращает быть самим собой; он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других - таким, каким они хотят его видеть> [Рготт, 1941/1956, р. 208]. Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей. Как животные с защитной окраской, люди с конформностью автоматов становятся неотличимыми от своего окружения. Они разделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели, приобретают те же продукты, мыслят и чувствуют как почти каждый в их культуре.

 

Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от ободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности.

 

Позитивная свобода

 

Р°мм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Он называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от "бго, позитивной свободой. Достижение позитивной свободы требует от людей нтанной активности в жизни. Фромм отмечал, что спонтанную активность мы

 

людаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней поиппттг

 

250 _ Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

 

любви> [1956/1974], одной из наиболее известных, Фромм подчеркивал, что любовь и труд - это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или целостности.

 

Экзистенциальные потребности человека

 

До сих пор мы говорили о том, что Фромм описывает существование человека в терминах отделения от природы и изоляции от окружающих. Помимо этого, по его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей [Рготт, 1973]. Дихотомия свобода-безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека..

 

1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством <продуктивной любви>, помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарцис-сичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

 

2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.

 

3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью [Рготт, 1973]. К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотй-ческие связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную це-Эрих Фромм: гуманистическая теория личности _ 251

 

Фромм полагал, что религия чисто обеспечивает людей опорной ориентацией, придающей смысл их жизни. ОасЬ 5р1-аи ТЬе Ьпае \Уог1<5)

 

4. Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытываю" внутреннюю потребность тождества с самими собой; в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле. Короче говоря, каждый человек должен быть способным сказать: <'Я - это я>. Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности.

 

5. Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения "ности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждении, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они

 

янно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустрем-'"о-Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и раци-°"ь"ого взгляда на природу и общество [Рготт, 1981]. Он утверждал, что ''ональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том ""с и психического.

 

Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то

КОМУ-ТО (ПЫГ111РЙ 11РПИ И1ТИ Р)ОГУ) П ЧРМ ЧИКПОТЧп71ГЯ бы П ПЯ НИХ СМЫСЛ ЖИЗНИ.

 

252 _ Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

 

Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.

 

Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности - то, что Фромм называл <основными ориентациями характера>. Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

 

Социальные типы характера

 

Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах [Рготт, 1947]. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума.

 

1. Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни - скорее быть любимыми, чем любить. Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.

 

2. Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность,

 

3. Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, <накопители> тяготею г к поошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удер-Эрих Фромм: гуманистическая теория личности _ 1

 

живающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые. Согл. до фромму, у них есть и некоторые положительные особенности - предусм1 ддч-ельность, лояльность и сдержанность.

 

4. Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как тов. д-горый можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в ранении приятной внешности, знакомствах с Нужными людьми и готовы про, онстрнровать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на дех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружг щими поверхностны, их девиз - <Я такой, каким вы хотите меня виде1 [рготт, 1947, р. 73].

 

Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть опис< с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесце ный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный. Их положительи качества - открытость, любознательность и щедрость. Фромм рассматрш <рыночную> личность как продукт современного капиталистического общест сформировавшегося в США и западноевропейских странах.

 

5. В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный хар тер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в разви-человека. Этот тип - независимый, честный, спокойный, любящий, творчески совершающий социально-полезные поступки. Из работ Фромма видно, что рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого су] ствования, присущие обществу [Рготт, 1955, 1968]. В ней проявляется спое ность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Блг даря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому осво6< даются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность лю; горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофили: помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Накок продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необ димых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом реал Пии всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрела целостная структура характера.

 

По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма это идеальное состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характерно продуктивной личности. В то же время Фромм был убежден, что в результате ко{ ной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминируюи пом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в к< РОМ находят удовлетворение базисные потребности человека [Рготт, 1968]. называл это общество гуманистическим общинным социализмом.

 

Заключительные комментарии

 

ория фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния Содействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формг вания личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура Рактера (типы личности) связана с определенными социальными структура

 

254 _ Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

 

Придерживаясь гуманистических традиций, он также утверждал, что в результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности.

 

К сожалению, большинство теоретических убеждений Фромма, особенно его теория развития характера, были сформулированы настолько глобально, что они недоступны эмпирическому изучению. Фактически, было сделано очень мало подобных попыток [МассоЬу, 1981, 1988]. Изучение клинических случаев и наблюдения над другими культурами представляет собой единственный источник подтверждения его концепции. Тем не менее, книги Фромма не утратили своей популярности как в профессиональной среде, так и среди простых читателей во всем мире. Бесчисленное множество людей считают его убедительные и наталкивающие на размышления комментарии по широкому спектру социальных проблем созвучными современности.

 

Карен Хорни: социокультурная теория личности _ 255

 

Карей Хорни (1885-1952).

 

КАРЕН ХОРНИ: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Карен Хорни так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, - это решающая роль физической анатомии в обус-ловливании психологических различий между женщинами и мужчинами. Хорни полагала, что высказывания Фрейда о психологии женщины, особенно его заявления о том, что женщинами движет <зависть к пенису>, являются нелогичными и привязанными к культуре Вены XIX века. Хорни также возражала против его теории инстинктов и считала, что психоанализ должен придерживаться более широкой социокультурной ориентации.

 

В своих работах Хорни подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность. Хотя ее теория относится в большей степени к больным неврозами, чем к здоровым личностям, многие из ее идей привели к значительным открытиям в понимании индивидуальных различий и межличностных отношений.

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

 

Карен Хорни (Кагеп Ногпеу), урожденная Даниэльсон, родилась в Германии, неподалеку от Гамбурга в 1885 году. Ее отец был морским капитаном, глубоко верующим человеком, убежденным в превосходстве мужчин над женщинами. Ее мать, датчанка, привлекательная и свободомыслящая женщина была на 18 лет моложе своего мужа. Большую часть детства и отрочества Хорни мучали сомнения в своих достоинствах, усугублявшиеся ощущением внешней непривлекательности. Чувство своей малоценности она компенсировала, став превосходной студенткой. Позднее она призналась: <Поскольку я не могла стать красавицей, я решила стать умной> [КиЬшв, 1978, р. 14].

 

В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. Цель была достигнута в 1906 ГОДУ. КОГЛа ОНа поступила н Униирпгнтрт тап <ПпатНпгр и г-готто ттомпй чи-ап-шиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Там она встретила Оскара Хорни, студента-политолога, и вышла за него замуж в 1910 году. Хорни получила медицинскую степень в Берлинском университете в 1915 году. В течение следующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте. Почти все это время Хорни страдала от тяжелых приступов депрессии и однажды, как сообщают ее биографы, была спасена мужем при попытки самоубийства [КиЬша, 1978].

 

К 1926 году брак Хорни начал разрушаться по мере того, как росла лавина ее личных проблем. Скоропостижная смерть брата, развод родителей и их смерть т течение одного года, растущие сомнения в ценности психоанализа - все это при вело ее к совершенно подавленному состоянию. Тем не менее, после развода с мужем в 1927 году она начала делать успешную карьеру как психиатр. Она рабо тала в Берлинском психиатрическом институте и была очень увлечена преподаванием, написанием научных работ и путешествиями.

 

В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни переселилась в Соединенные Штаты. Она была принята на должность помощника директора в Чикагском психоаналитическом институте. Спустя два года она переехала в Нью-Йорк, где читала лекции в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Усиливающееся расхож дение ее взглядов с доктриной Фрейда вынудило сотрудников института дисквали фицировать ее как инструктора по психоанализу в 1941 году. Вскоре после этого она основала Американский институт психоанализа. Хорни была деканом этого ""итута до самой своей смерти от рака в 1952 году.

 

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ

 

'олчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три "овных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда

 

256 _ Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!