Список принятых сокращений 31 страница



10. Абдулатипов, Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России / Р. Г. Абдулатипов. — М., 2000.

11. Айбазов, Р. У. Глобализация. Федерализм. Государственное управление / Р. У. Айбазов; под ред. Б. С. Эбзеева. — М., 2005.

12. Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления: курс лекций / Г. В. Атаманчук. — М., 2004.

13. Валицкий, А. Философия права русского либерализма: монография / А. Валицкий; пер. с англ. — М., 2012.

14. Гамильтон, А. Федералист. Политические эссе / А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей; пер. с англ. — М., 1993.

15. Доктрина регионального развития Российской Федерации. Макет-проект: монография / под ред. А. С. Молчанинова. — М., 2009.

16. Енгибарян, Р. В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции / Р. В. Енгибарян. — М., 2007.

17. Карапетян, Л. М. Государство, конфликты и права народов: монография / Л. М. Карапетян. — М., 2009.

18. Карапетян, Л. М. Федеративное устройство Российского государства / Л. М. Карапетян. — М., 2001.

19. Краснов, Ю. К. Государственное право России: учеб. пособие / Ю. К. Краснов. — М., 2002.

20. Куриц, С., Воробьев, В. Избирательный тупик // Независимая газета. 2012. 20 янв.

21. Маршев, В. И. История управленческой мысли: учебник / В. И. Мар­шев. — М., 2005.

22. Медведев, Д. А. Выступление на Петербургском международном экономическом форуме 17 июня 2011 г.

23. Медведев, Д. А. Выступление на Мировом политическом форуме в Ярославле 8 сентября 2011 г.

24. Путин, В. В. Россия сосредотачивается. Ориентиры: сб. предвыборных статей. — М., 2012.

25. Соколов, В. М. Российская ментальность и исторические пути Оте­че­ства. Записки социолога / В. М. Соколов. — М., 2007.

26. Токвиль, А. Демократия в Америке / А. Токвиль. — М., 1999.

27. Эбзеев, Б. С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности / Б. С. Эбзеев. — М., 2007.

28. Эбзеев, Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации / Б. С. Эбзеев. — М., 2007.

 

Глава 11
Государственное управление и поликультурная противоречивость развития российского общества

В результате изучения материалов данной главы обучающийся должен:

знать

• основные направления государственной политики России, а также политические основы государственной стратегии в различных сферах жизнедеятельности общества;

уметь

• грамотно использовать полученные знания при оценке политической и социально-культурной ситуации в стране и на международной арене;

• определять значимость национальной и духовно-культурной составляющей в управлении;

владеть

• принципами государственного управления в части межнациональных, межконфессиональных и государственно-церковных отношений;

• навыками эффективного государственного управления в различных полинациональных сферах.

Прежде чем приступить к изучению темы, рекомендуется внимательно ознакомиться со следующими ключевыми понятиями.

Демократия — буквально власть народа; механизм практической реализации прав, свобод и законных интересов людей, обеспечивающий активное участие граждан в формировании и реализации государ­ственной власти и осуществлении государственного управления.

Нация — историческая общность людей, основанная на общности территории, исторических, экономических и политических связей, психологического склада, языка и менталитета народа, его культуры, религиозной традиции и других особенностей.

Национализм — сознание и чувство принадлежности к конкретной нации; идеология и политика, основанные на абсолютизации национального, на понимании нации как высшей ценности и ведущей формы организации социальной общности.

Менталитет — определенная направленность сознания, самосознания и социально-психологическое состояние этноса. Менталитет интегрирует в себе умонастроение людей, мыслительные установки, коллективные представления, склад ума, образ жизни, общую духовную настроенность.

Консенсус — согласие, единодушие, согласованность в какой‑ либо области предметной деятельности социальных групп и отдельных граждан.

Мультикультурализм — политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий с модернизацией этнических общностей и обязательным сохранением самобытности каждого народа.

Светское государство — государство, свободное от какого бы то ни было влияния религии, ее догматики и обрядности на государственно-политическое устройство, на деятельность политических и правовых институтов, на государственное образование и другие сферы государственной жизни.

Церковь — организованное сообщество людей, объединенных единством вероучения, в котором осуществляется единение человека с Богом посредством совместного участия в таинствах.

11.1. Политическая основа государственно-управленческой деятельности

Россия — это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Так записано в первой статье Конституции Российской Федерации. Изложенные принципы, будучи, универсальными и обладая «высшей степенью нормативной обобщенности»[196], определяют основы конституционного строя страны, являются определяющими для всех тех, кто занят политикой и профессионально занимается государственным и муниципальным управлением.

Ранее уже говорилось, что демократия — это форма государства, основанная на признании народа первоисточ­ником и основой государственной власти, гарантированности его права участвовать в решении государст­венных дел. Демократия, говорил А. Линкольн, есть «власть, исходящая от народа, существующая для народа и осуществляемая посредством само­го народа». Там, где власть оказалась над народом, заботится только о себе и забывает о нуждах народа, там о демократии, а тем более социальной справедливости, говорить не приходится. Поэтому демократия по определению не может существовать выборочно и избирательно, не может быть ограничена рамками отдельной подсистемы общества или отдельной территории страны. Демократия либо есть, либо ее нет, управление является либо демократическим и правовым, либо деспотическим и авторитарным.

В основе демократии лежат такие базовые ценности, как выборность высших органов государственной власти и должностных лиц, их подотчетность народу; законность, равенство всех перед законом и судом; признание и государственная гарантированность демократических прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; подчиненность меньшинства большинству, при безусловной обеспеченности права меньшинства на свое мнение; разделение государственной власти на три ветви при активно действующем механизме «сдержек и противовесов»; политический, идеологический и экономический плюрализм; свобода слова и СМИ.

Вот почему говорят, что демократия — это такая система организации власти и государственного управления, в условиях которой общество обладает реальной возможностью на регулярной основе и посредством официально закрепленных ненасильственных процедур корректировать деятельность лидеров, формировать персо­нальный состав правящей элиты и контролировать ее деятельность[197]. Это имеющий высокий гуманистический смысл механизм реализации власти в режиме взаимной ответственности общества и государства, власти и народа, гражданина и чиновника. Только в таком контексте можно рассчитывать на единство общества, легитимность власти, ее авторитет и высокую эффективность управленческих решений.

Демократичность характеризует лишь те страны, для которых характерны зрелое гражданское общество, высокий уровень правовой, политической и нравственной культуры граждан и правящей элиты. Социальной основой демократии является сильный средний класс, а ее экономическую базу составляет вы­сокий уровень развития производительных сил и рыночных отношений. В качестве идеологической основы вы­ступают политический плюрализм, запрет государственной идеологии, свобода совести и убеждений. Нравственный критерий демократии — гуманизм и достойное качество жизни людей.

На разных этапах развития человечества существовали раз­личные формы демократии. Человечеством накоплен богатый опыт ее реальных проявлений. Сложился также значительный по глубине и объему слой исследо­вательской литературы, начиная с трудов Платона и Аристотеля и до работ новейших времен. Немалый вклад в общую копилку научного познания демократии внесли и российские ученые. Среди них крупные представители дореволюционной научной школы Н. А. Бердяев, М. М. Ковалевский, П. И. Новгородцев, Г. В. Плеханов, И. А. Ильин. Немало сделано и нашими со­временниками: М. К. Горш­ковым, М. В. Ильиным, Ю. А. Красиным, А. Ю. Мельвилем, А. М. Салминым, Ж. Т. Тощенко и др.

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович (1856—1918)

Русский философ, известный политический деятель, член редакции журнала «Земля и Воля», создатель группы «Освобождение труда», один из основателей РСДРП. Переводил на русский язык произведения К. Маркса. Внес большой научный вклад в историю, философию, социологию, теорию государственного строительства, религиоведения. Первым его научным изданием была брошюра «Социализм и политическая борьба» (1883). Г. В. Плеханов доказывал, что борьба за освобождение рабочего класса является вместе с тем и борьбой за освобождение человечества, которое возможно только на почве социал-демократического учения и в форме политической борьбы. В 1884 г. вышла его книга «Наши разногласия», немного позже — статья «К вопросу о роли личности в истории».

Признавая заслуги народников и народовольцев в борьбе с деспотизмом и называя их теории реакционными, Г. В. Плеханов развивал теорию марксизма в части возможности ее применения к российским условиям. Его книги могут считаться важнейшей исходной точкой научного обоснования русского социал-демократического движения. В 1895 г. появилась его книга «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю». Доктрина экономического материализма изложена в ней полнее и последовательнее, чем в каком бы то ни было другом издании того времени. В ней сформулирована концепция марксистской философии и определены задачи российской социал-демократии, в том числе с позиций права и законности.

С 1889 г. В. Плеханов присутствовал на всех заметных международных политических конгрессах в качестве представителя русского социал-демократического движения, несколько раз исполнял на них обязанности председателя. На русском социал-демократическом съезде 1903 г., когда произошел разрыв между большевиками и меньшевиками, Г. В. Плеханов занял неопределенную позицию и скоро сблизился к меньшевиками. Значительную долю ошибок социал-демократической партии в России объяснял тем, что она не являлась в полном смысле слова рабочей партией; по своему составу по преимуществу это была интеллигенция, что, естественно, отражалось как на ее миросозерцании, так и на революционной тактике. Был убежден, что революция силами только рабочего класса произведена быть не может, что в настоящий исторический момент революция может иметь только характер буржуазной, причем в ее рамках должны быть решены такие базовые вопросы, как введение демократических свобод, законодательное регулирование отношений между рабочими и предпринимателями, обеспечен пересмотр аграрных отношений. Социалистическую же революцию Г. В. Плеханов считал предметом отдаленного будущего.

Естественно, что в эпоху полисов античности демократические проявления были достаточно фрагментарной и весьма неустойчивой формой правления. Лишь по прошествии долгого времени, в эпоху Возрождения и затем в Новое время в политических государственных структурах практика демократического действия была подкреплена по‑настоящему конструктивными идеями и государственными решениями, и прежде всего, идеями народного суверенитета, отделения государства от гражданского общества, разделения властей. Даже Н. Макиавелли с его «кнутом и пряником» писал: «Завоевывая доверие и уважение сограждан, государство должно быть щедрым и одновременно бережливым, внимательно следить за тем, чтобы не совершалось ничего такого, что могло бы вызвать ненависть или презрение подданных — общество не прощает непостоянство, легкомыслие, барство и нерешительность властей»[198], преду­преждал об опасности неуправляемого разгула масс, негативно оценивал безбожие, стремление к роскоши, коррумпированность.

Новым содержанием идеология и практика демократии насыщается в период буржуазных революций, т.е. в эпоху активной борьбы за свободу и формирования буржуаз­но-капиталистических отношений. Именно тогда на приоритетные позиции вышли и, по сути, стали центральными идеи народовластия, естественных прав и свобод человека, неприкосновенности личности, свободы слова и совести, права на собрания и ассоциации. Появляются такие документы исторической значимости, как «Билль о правах», «Декларация независимости», «Декларация прав человека и гражданина». Упраздняется деление общества на сословия. Частная собствен­ность рассматривается в качестве основы свободного предпринимательства, а свобода — как необходимое условие самореализации лич­ности. Бурное развитие получили институты представительной демократии и политических партий.

Распространились представления о том, что только в условиях демократического государственного управления приоритет может оставаться за интересами гражданского общества, даже перед интересами государства и его многочисленного и привилегированного аппарата. Марксизм пошел еще дальше и обосновывал возможность на определенном этапе исторического развития отмирания государства и перехода к народному самоуправлению. Весьма популярными были конкурирующие концепции элитаризма, полиархии, политического лидерства, эгалитаризма, либерализма.

В целом же исторический опыт, в том числе советский, убеждает, что реальное народовластие является труднодостижимой целью. Демократия, по Дж. Мэдисону, в лучшем случае является компромиссом между властью меньшинства и интересами большинства, с одной стороны, и правовым ограничением их суверенитета — с другой. Главное заключается в разделении единой государственной власти на три независимые ветви, ибо «сосредоточение всей власти… в одних руках, независимо от того, предоставлена ли она одному лицу или многим, по наследству, назначению или избра­нию, можно по праву определить словом “тирания”»[199].

МЭДИСОН Джеймс (1751—1836)

Политический фи­лософ, сторонник либерального республиканизма, су­щественно повлиявший на развитие американской по­литической мысли и формирование политических институтов США, государственный деятель, один из отцов-основателей и четвертый президент США. Его статьи, выступления и переписка, в которых изложены его политические взгляды, объединены в изданиях: «Журнал дебатов конституционной конвенции, написанный Джейм­сом Мэдисоном» (1908); «Работы Джеймса Мэдисона» (1900—1910); «Бумаги Джеймса Мэдисона» (1962—1991); «Федералист» — сборник из 85 статей (29 принадлежат Мэдисону), публиковавшихся в нью-йоркских газетах в 1787—1788 гг.

Политические идеи Д. Мэдисона связаны с демократическим прав­лением, разделением властей и федерализмом. Целям распределения власти и поддержания един­ства нации служат принципы демократизма и федерализма. Центральную проблему политики видел в обеспечении эффек­тивности государственного управления в общенациональных масштабах при создании условий, гарантирующих ответственность правительства. Совмещение власти называл тиранией. Утверждал, что личные интересы, которые обычно ведут к фрак­ционности и тирании, при соответствующем поряд­ке организации власти и его закреплении в конституции, могут служить источни­ком единства нации и гарантией свободы. Идеи Дж. Мэдисона о разделении полномочий нашли удачное развитие в аме­риканской системе «сдержек и противовесов», основанной на частичном пересечении компетенций властей и их взаимном конт­роле. Принцип разделения власти не позволяет большинству захватить все ветви власти, а двухпалатность (бикамерализм) парламента помогает не допустить концентрации большинства в законодательном органе и в случае контроля большинством одной из палат противостоять ему.

В формально демократических странах демократия остается на бумаге, реальная же власть принадлежат корпоративно-бюрократическим структурам, элитам, олигархическому капиталу. Население пребывает в бедности и нищете, политически пассивно и практически не участвует в управлении делами государства. Отсюда кризис многих здоровых моральных ценностей, экстремизм, активизация националистических проявлений, бюрократизация управления, ограничение политических свобод, усиление полицейско-надзирающих функций государства. Как тут не вспомнить А. Токвиля, который предупреждал, что политическая апатия означает лишь одно — начало процесса политической централизации и социального подчинения, что политическим следствием политического индивидуализма может быть не равенство в демократии, а равенство в рабстве демократического деспотизма.

Россия — демократическое государство. По крайней мере, мы однозначно продвигаемся именно в этом направлении, понимая несовершенство нынешнего российского общественного устройства. Российский демократизм базируется не на идее классового господства, а на конституционном закреплении народовластия, гарантированности прав и свобод человека, разделении власти, свободы слова, политического, экономического и идеологического многообразия, местного самоуправления. Признается, что только народ через институты демократического государства и гражданского общества вправе и в состоянии гарантировать незыблемость нравственных и политических основ развития страны на многие годы вперед[200].

Особо важное значение имеет конституционное положение о том, что первоосновой и первоисточником власти в стране является весь многонациональный российский народ, а не отдельный класс или отдельная социальная группа, не партия или элита (хотя от них очень многое зависит). Любые попытки захвата или незаконного удержания власти, присвоения властных полномочий и использования власти в корыстных целях преследуются законом. Как тяжкое преступление против народа, против основ конституционного строя и безо­пасности государства рассматриваются захват власти, узурпация властных полномочий, публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя.

От имени и по мандату народа выступают парламент и всенародно избираемый глава государства. Каналы прямого волеизъявления народа — референдумы и свободные выборы, собрания, сходы, проправительственные демонстрации, марши протеста, конференции граждан, собрания избирателей, индивидуальные и коллективные обращения к президенту и парламентариям, в другие органы государственной власти и местного самоуправления. Существенную роль в реализации власти народа играют политические партии, общественные палаты, неправительственные организации, различного рода политические движения, гласность политического процесса.

Россия — правовое государство. Правовое государство — это реальное воплощение принципов законности и свободы, реализу­емых в правовых формах и строго ограниченных законом пределах. Главное для правового государства — оградить человека от произвола, тотального внешнего контроля и мелочной политической опеки; гарантированность индивидуальных свобод и основополага­ющих, прежде всего естественных прав личности. Его базовые отличительные черты — верховенство закона; гарантированность конституционных прав и свобод человека и гражданина; разделение власти с эффективной системой «сдержек и противовесов»; взаимная ответственность личности и государства. Вот почему «государство, основанное на праве и законе, — более высокая ценность, чем социализм и анархизм, которые один в силу жажды равенства, другой — жажды свободы — доводят человека до небытия» (Н. А. Бердяев)[201].

Конечно, правовое государство и управление на основе его принципов — это идеал, которого в реальной практике функционировании государственного механизма (даже в условиях развитой демократии) достичь крайне сложно. Тем более это сложно в условиях России с ее многовековыми традициями ограничения прав человека, господства абсолютизма и тоталитаризма, а теперь еще и «управляемой демократии». Но вектор движения российского государства избран верный, во всяком случае в соответствии с вековыми мечтами российского народа о государстве, в котором правление осуществлялось бы на основе закона и морали, в русле общемирового исторического тренда. Реалии сегодняшнего дня дают достаточно четкое представление о будущем России как правового государства, главные отличительные черты которого:

1) суверенитет народа как базового субъекта государственной власти (народоправство);

2) господство права и верховенство закона, нормативное (законодательное) регулирование общественных отношений строго на правовой основе в соответствии с принципом «все, что не запрещено законом, разрешено» и ограничивающего государство принципом «государству запрещено все, что не разрешено законом» (правовая законность);

3) соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права;

4) приоритет прав и свобод личности, ее свободное развитие (социальность);

5) последовательное проведение в жизнь принципов разделения государственной власти по горизонтали и федерализма по вертикали;

6) открытость, самостоятельность и независимость судебной власти. Независимый суд гарантирует примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на государственные и общественные институты, касается всех без исключения физических и юридических лиц;

7) взаимная ответственность и доверие государства и личности: государство создает необходимые правовые условия для честной жизни и плодотворного труда человека, человек же, в свою очередь, обязуется соблюдать законы, платить налоги, бережно относиться к памятникам истории и культуры, охранять природу, заботиться о детях и нетрудоспособных родителях, защищать Отечество. Тем самым и народ, и каждый человек становятся равноправными парт­нерами государства, получают реальную возможность предъявлять к государству требования, участвовать в управлении делами государства (народовластие). Государство же в своей управленческой деятельности должно руководствоваться волей народа. Отсюда — важность для государства доверия народа, значимость которого трудно переоценить.

Изложенные положения полностью соответствуют идеям основоположников теории правового государства (Г. Гегель, А. И. Герцен, Т. Гоббс, П. Гольбах, Д. Дидро, И. Кант, Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Б. Спиноза, Н. Г. Чернышевский, Б. Н. Чичерин, И. Фихте) и современным международным представлениям о ценностях и стандартах современного цивилизованного государства. Все они стремились обосновать ра­зумную меру власти, расширить права местного самоуправления, вскрыть историческую пагубность произвола государства. Н. М. Капустин связывал создание благоприятных условий для жизнедеятельности людей через реализацию принципов равенства и свободы. А. М. Горовцев доказывал, что право должно осуществляться независимо от сословного положения человека. П. И. Новгородцев считал, что для государства высшей целью должна быть защита человече­ской свободы.

Люди всегда были сторонниками повсеместного и неукоснительного соблюдения закона всеми без исключения субъектами общественной жизни. Причем, подчеркиваем, не только закона как такового, а закона, основанного на принципах социальной справедливости и гуманистических ценностей. Тем не менее, факт остается фактом — традиция скептицизма (правового нигилизма) и даже враждебности к праву в пользу политической целесообразности и бюрократического интереса сохраняется. Проблема законности в государственном управлении остается крайне актуальной и для современной, казалось бы, вполне респектабельной демократической России. Похоже, нам еще надо, с одной стороны, научиться создавать совершенные и перспективные законы, а с другой — строго руководствоваться ими в повседневной жизни. Привыкать, как говорил А. И. Солженицын, к свободе в условиях «юридической формы существования»[202], т.е. формы, которая уже давно стала обыденным явлением на Западе.

Именно в духе идей правовой законности выстраивается современное цивилизованное общество, в котором человек — абсолютная ценность, никто не имеет права использовать его как орудие или средство для реализации собственных, даже самых благородных целей. Единственное, что может ограничить произвол, — это право и мораль. Квинтэссенцию изложенного можно представить известной формулой: «править в обществе должны законы, а не люди».

Хотя многие (более 45% россиян по социологическим замерам «Левада-Центра» середины 2000‑х гг.) этого до конца не понимают и считают, что России нужна какая‑то особая, собственная законность и демократия, учитывающая менталитет нашего многонационального народа и российские исторические традиции. Около 16% опрошенных убеждены, что для нашей страны наиболее приемлемыми являются принципы правления в духе советского режима. Наша же цель в идеале принципиально иная — построение государственной системы, важнейшие признаки которой — научность, господство закона во всех сферах общественной жизни, подчиненность законам всех органов власти, физических и юридических лиц, взаимная ответственность государства и граждан.

Процесс формирования такого государства, надо признать, протекает крайне сложно и противоречиво, между сущим и должным — «дистанция огромного размера». В обществе господствует правовой нигилизм; значительная часть принятых законов не работает; немалая доля населения не ощущает себя защищенной ни экономически, ни в правовом плане; принцип разделения власти действует в каком‑то искаженном варианте. Процветают бесконтрольность, безответственность, коррупция, клановость и землячество, наблюдается сращивание власти с преступными кланами.

Такая ситуация, конечно, объяснима. Становление правового государства — это длительный процесс укрепления правопорядка и декриминализации экономической жизни, преодоления националистических и фашистских проявлений, коррупции, бытовой и организованной преступности с их «мозговыми центрами», «крышами», «судами по понятиям», «подразделениями внутренней безопасности». Новое надо выстрадать. Но хорошо уже то, что мы уяснили, что демократия и правовое государство — это единственная альтернатива государственной диктатуре и бюрократизму, что только в правовом государстве с сильным гражданским обществом право и законы становятся обязательными для всех, политика становится правовой, а право максимально деполитизированным.

Россия — президентская республика. Президент в Российской Федерации — глава государства, его главная задача — определение основных направлений внутренней и внешней политики, государственная безопасность, гарантия прав и свобод человека и гражданина. Понятно, что президентская республика — это генеральное направление предстоящего исторического развития российской государственности. О президентской республике говорят, когда в лице президента сосредоточены большие, а иной раз и чрезвычайно большие полномочия, и практически вся полнота политико-управленческой власти. В нашей стране, которая относительно недавно стала на путь демократических преобразований, также сложилась президентская, а по мнению многих авторитетных юристов, даже суперпрезидентская форма правления[203]. При этом сохранены существенные элементы парламентаризма и формальные признаки независимости судебной системы.

Президент обладает широкими полномочиями и может действовать по собственному усмотрению независимо от правительства и полностью контролировать его[204]. Глава государства вправе, «исходя из собственного понимания своих обязанностей», само­стоятельно трактовать круг своих полномочий. Тем более, что «многие функции главы государства в Конституции Российской Федерации закреплены рамочно и не конкретизированы, а значит, требуют от президента самостоятельного, нередко достаточно решительного реагирования. Поэтому у главы государства всегда есть реальные возможности свободного действия, особенно в экстраординарных непредвиденных условиях»[205].

Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, стоит на страже суверенитета и целостности страны, координирует взаимодействие органов различных ветвей власти. Глава государства утверждает структуру исполнительной власти, формирует правительство и контролирует его деятельность, по своему усмотрению отправляет его в отставку, самостоятельно назначает и освобождает министров, заслушивает отчеты правительства и федеральных министров. По своей инициативе он может проводить заседания правительства. Кроме того, Президент РФ непосредственно осуществляет руководство министерствами и службами силового блока, являясь при этом Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

По представлению или при непосредственном участии Пре­зи­дента РФ решаются кадровые вопросы практически по всем высшим государственным должностям федерального уровня. Президент РФ инициирует назначение глав администраций субъектов РФ и отправляет их в отставку (в случае некачественного исполнения конституционных полномочий или потери доверия). Под его контролем находится работа с федеральным кадровым резервом.

Президент РФ обеспечивает единство государственной власти, по сути, исполняет роль генерального направляющего центра, высшей контролирующей инстанции и своего рода арбитражного управляющего в случае возникновения разногласий между органами государственной власти. При определенных обстоятельствах он принимает решение о роспуске Государственной Думы, лишения полномочий губернаторов и других высших должностных лиц. Его решения (указы и распоряжения) обязательны для всех властных структур и должностных лиц на всей территории страны.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 11; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!