Художественного произведения



Принципы анализа художественного произведения – это те общие положения, которые позволяют учителю методически грамотно построить анализ конкретного текста. Они основываются на закономерностях восприятия литературы как искусства слова читателями-школьниками.

 

Принципы анализа Смысловое наполнение понятия
1. Анализ должен быть целенаправленным Система вопросов и заданий должна вести к достижению цели
2. Анализу предшествует целостное эмоциональное восприятие текста Первичное эмоциональное восприятие текста является необходимым условием анализа и понимания текста
3. Анализ текста должен опираться на возрастные и индивидуальные особенности восприятия учащихся Восприятие художественного произведения учащимися имеет специфические черты: младшие школьники воспринимают текст наивно-реалистически, старшие способны увидеть существенные связи и отношения, способны к абстрактному пониманию идейного замысла произведения
4. Принцип «медленного чтения» Пробуждение интереса к чтению на основе обдумывания текста, постановки и решения проблемных задач
5. Анализу подлежит не жизненная ситуация, а изображение этой ситуации автором Г.А. Гуковский: «Знать произведение – это значит понимать то, что отразилось в нем в действительности, т.е понимать его идею… Проблема заключается в том, как правильно, полно и убедительно раскрыть идею произведения, раскрыть ее в самом произведении, а не прикрепить ее к произведению, раскрыть в системе образов, а не только в прямых суждениях автора»
6. Анализ должен быть избирательным Выбор пути и приемов анализа зависит от особенностей изучаемого произведения, анализируются только те элементы произведения, которые наиболее ярко выражают идею
7. Анализ должен быть целостным Художественный текст рассматривается как единое целое, как система, все элементы которой взаимосвязаны, и только в результате постижения этих связей можно освоить художественную идею. Условия реализации принципа целостности: 1) единство эмоционального и логического; 2) единство личных и общепринятых оценок произведения; 3) рассмотрение произведения в единстве формы и содержания; 4) соотнесение части произведения с целым и частей друг с другом; 5) проблемность школьного анализа; 6) умение понять позицию автора
8. Анализ должен способствовать литературному развитию читателей-школьников В процессе анализа учащиеся постигают специфику художественного произведения, на этой основе у них формируются начальные литературоведческие представлению, читательские умения
9. Анализ произведения завершается синтезом Выделенные в процессе анализа элементы текста на этапе обобщения должны быть объединены в единую систему
10. Принцип историзма Рассмотрение произведения с точки зрения общественных проблем того времени, когда было написано произведение. Принцип реализуется и в обращении к биографии писателя, к прототипам героев, к событиям реальной жизни, ставшим основой сюжета

Таблица № 10. Пути анализа художественного произведения

На современном этапе развития науки выделяется несколько подходов к анализу художественного произведения: «вслед за автором» (М.А. Рыбникова), проблемный (В.Г. Маранцман), пообразный (Г.А. Гуковский), «человековедческий» (Е.Н. Ильин), герменевтический (Е.А. Зинина), эссеистический (Е.В. Любичева), филологический (Н.М. Шанский, Н.А. Николина). Рассмотрим самые распространенные в школьной практике.

 

Путь анализа Условия использования Содержание Методические рекомендации
1. «Вслед за автором» (М.А. Рыбникова) 1) большой объем произведения; 2) недостаточная подготовленность учащихся; 3) задача обучения навыкам анализа текста. Последовательное продвижение в тексте от главы к главе, от действия к действию. Использование приемов чтения (классное, коллективное, комментированное, по ролям), беседы по прочитанному (свободные, аналитические, проблемные), пересказы (подробный, сжатый, с изменением лица рассказчика)
2. Проблемный (В.Г. Маранцман) 1) предварительное прочтение произведения; 2) владение хорошими навыками самостоятельного чтения, анализа; 3) наличие определенного читательского опыта. Изучение произведения через анализ поставленных и решенных автором проблем. Организация домашнего чтения, система заданий, направляющих чтение и самостоятельный анализ учащихся; работа с зпизодом, проблемная беседа, дискуссия, ролевые игры, дебаты.
3. Пообразный (Г.А. Гуковский) 1) предварительное прочтение текста; 2) владение навыками анализа образа-персонажа; 3) умение сопоставлять героев по сходству и различию. Постижение смысла произведение через анализ образной системы. Работа с ключевыми эпизодами текста, составление графических схем, словаря героев, словесное рисование, ролевые игры, проблемные и аналитические беседы.

 

Таблица № 11. Формы разбора текста (М.Г. Качурин)

 

Форма разбора Цель использования Методические рекомендации
1. Обзорный Общее представление о произведении (тема, идея, сюжет, главные образы), выбранный круг вопросов рассматривается в общих чертах, без внимания к деталям. Используется при изучении обзорных тем, произведений в целом, отдельных его частей, системы образов. Методы и приемы: репродуктивный (лекция учителя, свободная беседа); исследовательский (сообщения учащихся, рефераты)
2. Выборочно-направленный Изучение произведения, главы или образа героя произведения под углом зрения каких-то вопросов, обладающих емкостью и изобразительностью (М.А. Рыбникова назвала такие вопросы «лучевыми») Используется на этапе анализа текста. Методы и приемы: эвристический (аналитическая и проблемная беседа); исследовательский (самостоятельная работы учащихся с текстом, учебником, литературно-критической статьей)
3. Детальный (текстуальный) Анализ ключевого эпизода на разных глубинах и уровнях Используется на этапе углубленного анализа текста. Методы и приемы: эвристический (беседа, комментированное чтение), исследовательский (самостоятельный анализ лексики, средств выразительности), приемы анализа (стиля, образа, композиции), инсценирование, режиссирование, иллюстрирование и др.
4. «Скрытый» разбор Анализ художественного произведения через сопоставление различных интерпретаций (живописных, музыкальных, кинематографических и др.) Используется на этапе анализа текста и заключительном этапе. Методы и приемы: иллюстрирование, режиссирование, словесное рисование, написание рецензий, изучение критических статей, написание отзыва на просмотренный спектакль.

 

 

Таблица № 12. Приемы анализа текста

Приемы анализа литературного произведения в школе имеют разнообразные функции. По основному назначению приемы можно разделить на следующие группы: 1. Приемы постижения авторской позиции в литературном произведении (литературоведческие); 2. Приемы активизации сотворчества читателя (методические).

 

Литературоведческие приемы Методические приемы
1. Культурологический анализ 1.Выразительное чтение, объяснение интонаций, обмен живыми впечатлениями о тексте
2.Приемы освоения композиции (сопоставление частей и различных элементов текста, сопоставление образов персонажей, выявление функций элементов композиции) 2.Рассказывание (подробный, выборочный, творческий с изменением лица рассказчика)  
3. Наблюдения над стилем писателя (стилистический эксперимент, составление плана, перестановка эпизодов, дописывание сюжета) 3.Устное словесное рисование (представление портрета героя, интерьера помещения, где происходит действие, мимики и жестов героев и др.)
4. Сопоставление художественного произведения с его реальной основой, героя и прототипа 4. Составление киносценария (выделение ключевых сцен, эпизодов, раскадровка действия)
5. Сопоставление разных редакций, вариантов текста 5. Инсценирование (психологическая мотивация игры, интонаций, собственная интерпретация характера героя)
6. Сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя 6. Установление межпредметных связей (литература и живопись, музыка, изобразительное искусство, театр, кинематограф)
7. Сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов 7. Театрализация (ролевая игра, цель которой: представить спектакль с точки зрения режиссера, актера, костюмера, художника и т.д.)

 

Таблица № 13. Планирование работы учителя-словесника

 

Успешность и результативность работы учителя-словесника во многом зависит от планирования его деятельности.

 

Вид планирования Цель планирования Содержание
1. Перспективное (рабочая программа) Адаптация содержания авторской Программы по литературе к особенностям конкретного класса, школы, региона. 1) цели и задачи программы; 2) указание количества часов на изучение произведений (в том числе введение регионального компонента); 3) система обучающих и контрольных сочинений; 4) внеклассное чтение
2. Тематическое планирование Планирование изучения темы (обзорной, монографической) 1)цели и задачи изучения темы; 2)выделение основных проблем и образов для углубленного изучения; 3) средства наглядности, ТСО; 4) проверочные и самостоятельные работы; 5) темы сочинений
3. Поурочное планирование Планирование конкретного урока 1)тема, цели и задачи урока; 2) тип урока; средства наглядности; 3) этапы, содержание и методика проведения этапа урока; 4) домашнее задание.

 

Таблица № 14. Структура традиционного урока

(М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер)

Образовательные задачи урока Содержание этапа урока Возможные методы и приемы обучения

1. Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на уроке: обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на уроке, психологическая подготовка к общению на уроке Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания учащихся. Словесные методы

 

Целеполагание

Формирование мотивации на обучение. Озвучивание ТДЦ (образовательной, развивающей, воспитательной), объявление плана урока Словесные методы, организация проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса

 

3.Этап проверки домашнего задания

Установление правильности, полноты и осознанности выполнения домашнего задания; выявление пробелов в знаниях, устранение недостатков в выполнении задания. Выяснение степени усвоения заданного учебного материала, определение типичных недостатков, исправление ошибок Тестирование, опрос, выполнение заданий, подобных домашнему, разноуровневые задания, взаимоопрос, самопроверка по алгоритму

4. Актуализация знаний

Актуализация субъективного опыта учащихся (ценностных отношений, личностных смыслов, опорных знаний) Показ социальной и практической значимости изучаемого материала, создание проблемной ситуации и постановка перед учащимися учебной проблемы Мозговая атака, предложение загадки, отгадка на которую открывается в работе с новым материалом, «мысленный эксперимент»

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!