II. Характеристика литературного героя.
1. Имя (говорящие фамилии, прозвища, имена, вызываемые ими ассоциации, отсутствие имен как прием обезличивания и др.).
2. Прототип (упоминание о прототипе демонстрирует знание творческой истории произведения, однако нарушает логику разбора).
3. Портретная характеристика:
а) прямое портретирование (описание внешности человека):
– сведения о возрасте, внешности, социальном положении, происхождении);
– образ жизни, привычки;
– психологическое состояние;
– черты характера;
– жизненные обстоятельства;
– деталь в портретной характеристике.
б) косвенная характеристика (через деталь одежды, интерьера, пейзаж, животных и т.д.).
4. Характеристика другими действующими лицами.
5. Сопоставление, сравнение с другими героями.
6. Эволюция героя ( информация о его прошлом, становление характера, действия и поступки героя).
7. Интерьер (помогает понять социальный статус, сферу интересов, личных качеств).
8. Пейзаж ( чьими глазами дан пейзаж, как он связан с переживаниями персонажа, каковы его функции в целом).
9. Речевая характеристика ( речь отражает социальное положение героя, индивидуальные особенности: уровень духовного и интеллектуального развития, интересы, темперамент, отношение к тому, с кем он говорит, язык мимики и жестов).
10. Авторская характеристика как средство выражения авторской позиции.
III. Осознание идеи произведения (понимание основной мысли автора, ради которой он создал произведение).
|
|
Таблица № 4. Функции учителя литературы
Функции учителя сегодня многообразны. Он уже не может быть только источником знаний, контролером и консультантом. В стремительно изменяющемся мире и функции учителя изменяются, усложняются, совершенствуются.
Функции учителя | Содержание функции |
1. Гностическая функция (учитель-исследователь) | Анализ учителем явлений языка произведений литературы и искусства, осмысление и применение научно-методических знаний, изучение школьных программ и принципов их построения, планирование целей и задач изучения конкретной литературной темы, отбор учебного материала, проектирование урока и т.д. |
2. Конструктивная функция (педагог-режиссер) | Разработка системы преподавания, планирование учебно-речевых ситуаций урока, отбор приемов и средств обучения литературе, определение форм деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе. |
3 .Организаторская функция (педагог-актер) | Умение выразительно читать художественное произведение, инсценировать, определять исполнительские задачи, импровизировать. |
4. Коммуникативная функция ( учитель-оратор) | Общение, контакт с учащимися, речевая деятельность, выразительное чтение, построение высказывания, организация диалога. |
|
|
Таблица № 5. Педагогическая позиция учителя
Педагогическая позиция учителя – единство личностного и профессионального. По словам В.И. Слободчикова, «педагог в своей действительно педагогической позиции нигде и никогда не встречается с ребенком как объектом (если он действительно педагог-профессионал, а не работник с «человеческим материалом»); в личностной позиции он всегда встречается с другим человеком (если он интеллигент), в собственно профессиональной – с условиями его становления и развития (если он исследователь)».
Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!