Технология коррекции голоса при заикании



 

Л. И. Белякова и Е. А. Дьякова выделяют следующие задачи работы над голосом при заикании:

1) развитие силы и динамического диапазона голоса;

2) формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;

 

3) развитие мелодических характеристик голоса.

Начальные этапы работы над голосом могут быть включены в период «щадящего речевого режима» или «режима молчания». Работа начинает - ся с изолированного произнесения гласных звуков.

 

Точное, четкое, ясное и полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи. За счет изменения звучания гласных возможно в дальнейшем применение других техник:

 

а) замедление темпа речи; б) выравнивание послогового ритма;


 


в) использование «полного стиля» произношения.

 

В основном за счет гласных звуков можно интонационно окрасить речь и, главное, достичь ее слитного и плавного произнесения.

Работу над голосом можно проводить в следующей последовательности:1. Занимающимся предлагается сделать диафрагмальный вдох и на выдо - хе произнести длительно, растягивая на весь выдох, звук «а». Звук должен произноситься легко и свободно, при средней степени звучания голоса. Рот должен быть широко открыт, при этом звук «посылается» вперед. Следует следить за тем, чтобы заикающиеся не произносили звук на «остаточном»

выдохе, т. е. чтобы начало выдоха и начало фонации совпадали во времени. 2. Затем таким же образом предлагается протянуть гласный «о». Для

объяснения рациональной артикуляции гласного «о» можно использовать образ: «пинг - понговый шарик во рту».

3. При произнесении гласного «у» обращают внимание на то, что губы вытянуты вперед, при «и» – губы растянуты в улыбку, при звуке «э» – рот слегка полуоткрыт и т. д.

В развитии речевого голоса необходимо учитывать атаку звука и ре - гистр голоса.

Под атакой звука понимают начало звука, т. е. включение в работу голо - совых складок. Атака звука зависит от плотности смыкания голосовых скла - док и силы выдоха. Существуют три вида атаки звука: твердая, мягкая и придыхательная. При придыхательной атаке звука сначала слышится лег - кий шум выдоха, а затем слышится звук, похожий на «Х - А - А - А». При мяг-

кой атаке момент смыкания голосовых складок и момент начала выдоха совпадают. Звук получается мягкий, богатый обертонами. При твердой ата-ке сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох. Звук получается твердый, часто резкий.

Заикающиеся обучаются начинать произнесение каждого гласного с «мягкой» голосоподачи, или атаки. Логопед дает образец «твердой» ата - ки, т. е. резкого начала гласного звука и «мягкой» атаки, или мягкого «вплы - вания» в звук. После чего заикающиеся упражняются в подаче звука на мягкой атаке, произнося гласные и их сочетания, а затем слова и фразы, начинающиеся с гласного звука.

В речевом голосе принято выделять три регистра:

грудной, нижний регистр, в котором преобладает грудное резониро - вание;

смешанный, средний регистр;

головной, верхний регистр, в котором преобладает головное резони - рование.

При работе над голосом заикающихся учат добиваться плавного пере - хода из регистра в регистр.

В самом начале работы над голосом заикающиеся обучаются использо -

 

вать грудной резонатор, так как это снижает напряжение голосовых складок.


 


При обучении использованию грудного резонатора гласные звуки да - ются в следующей последовательности: А, О, У, И, Э. Такая последователь - ность связана с тем, что звук А содержит в себе резонирование как высо - ких, так и низких тонов; звуки О, У относятся к резонаторам низких тонов, звуки И, Эк резонаторам высоких тонов.

 

Детям предлагают в игровой форме произнести звуки низким и высо - ким голосом, используя для этого различные игровые упражнения.

Например:

«Как гудит большой паровоз (на звук У - У - У), а как маленький парово - зики т. д.

 

«Как рычит большой медведь низким голосом (на звук И - И - И), а как рычит маленький медвежонок высоким голоском

 

У взрослых для ощущения звука в грудном резонаторе можно предло - жить произнести гласный [ А ] низким голосом, при этом ладонь приложить к грудине, слегка постукивая по ней. Заикающийся должен ощутить лег - кую вибрацию в области груди. Постановка диафрагмального дыхания и

 

включение в звучание голоса нижних резонаторов позволяют поставить голос на «опору». Это снимает излишнее напряжение голосовых складок, стенок гортани и глотки, т. е. способствует снятию «зажимов».

 

При постановке голоса очень важно вызвать у заикающегося ощуще - ние «открытой глотки», которое закрепляется при произнесении гласных звуков. Важно, чтобы нижняя челюсть была расслаблена.

 

Использование диафрагмального дыхания, использование нижнего ре - зонатора, ощущение «открытой глотки» и расслабленной нижней челюс - ти позволяет литься голосу свободно и легко. На этом этапе начинается работа над развитием интонационно - мелодических характеристик.

 

Перед заикающимися ставится задача, используя ряд гласных звуков, ме - нять высоту голоса, придавать ему речевые интонации вопроса, ответа, удив - ления; передавать голосом различные эмоциональные состояния радости, печали и пр. Работа над голосом продолжается затем на материале автома - тизированных рядов, слов, словосочетаний и фраз. (См. приложение).

 

Таким образом, формирование рациональной голосоподачи плавно пе - реходит в развитие просодической стороны речи.

 

Заикающиеся обучаются слитно произносить длинный ряд гласных (АоуиАоуиАоуиАоуи) при непрерывном артикулировании на одном ре - чевом выдохе. Такое слитное произнесение обеспечивается непрерывным

 

голосоведением. Оно должно обязательно сопровождаться интонационным модулированием голоса. Этот навык в дальнейшем переносится на слит - ное произнесение синтагмы.

 

Работа над голосом должна быть систематической, регулярной, длитель - ной и проходить на всех этапах коррекционной работы. Объем работы над голосом и методические приемы зависят от возраста заикающегося. Чем младше ребенок, тем в большей степени работа над голосом должна идти


 


по принципу подражания. Это указывает на большое значение состояния голоса у родителей, воспитателей и, тем более, логопеда.

 

Приемы постановки голоса описаны во многих руководствах (Н. П. Вер - бовая и др., 1977; М. И. Буянов, 1989; Э. М. Чарели, 1991; Л. З. Арутюнян,1993 и др.).

 

Поскольку формирование навыка рациональной голосоподачи и голо - соведения тесно связано с развитием интонации, то эти задачи решаются практически одновременно. Мы продолжим рассмотрение данного воп - роса в разделе «Технологии развития интонационной стороны речи».

 


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!