II. Упражнения по развитию высоты голоса



 

Проводятся путём подражания звучанию различной высоты с опорой на движения руки и графические изображения.

 

1) Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков У, О, А, И, Э.

2) Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из 2- х

 

и 3- х звуков (слогов).

3) Повышение и понижение голоса при произнесении слогов.

4) «Укачивание».

5) «Ступеньки».

6) Проговаривание стихотворений, соблюдая изменения голоса по высоте.


 


7) «Вопросответ».

 

Дети делятся на 2 группы, произнося текст разным по высоте голосом: вопросывысоким, ответынизким.

8) Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса.

9) Пение песен.

В работе используются стихи С. Я. Маршака, О. Высотской и др. Можно рекомендовать также стихи А. Барто, И. Токмаковой и других детских поэтов.

Е. М. Мастюкова и М. В. Ипполитова отмечают, что у детей с церебраль -

 

ным параличом работа над голосом при дизартрии всегда является одним из звеньев комплексной реабилитации. Формирование голоса проходит в рам - ках ортофонического метода, предусматривающего соединение артикуляци - онных, дыхательных и вокальных упражнений, цель которыхразвитие коор - динированной деятельности дыхания, голосообразования и артикуляции. У детей с церебральным параличом эти упражнения модифицируются в зави - симости от формы дизартрии и клинической картины заболевания в целом.

 

Коррекционная работа ведётся поэтапно, но все этапы тесно связаны и плавно переходят друг в друга.

 

1. Работа над голосом всегда начинается: А) с общего расслабления,

Б) артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики.

 

А) Известно, что при волнении дети с церебральным параличом склон - ны впадать в шепот и в беззвучную речь. Поэтому в процессе речевой

 

коммуникации важно создавать у детей эмоционально положительный фонситуацию уверенности»).

 

Б) Большое место в логопедической работе занимают круговые движе - ния головой, активизация движений мягкого нёба: глотание капель воды, покашливание, зевота, произнесение гласного звука а на твердой атаке. Упражнение проводится перед зеркалом, под счет. Логопед привлекает вни -

 

мание ребенка к ощущению поднятой и удерживаемой в этом положении (под счет) нёбной занавески. В качестве подготовительных могут быть ис - пользованы следующие упражнения:

 

стимуляция задней части языка и нёба легкими похлопывающими дви - жениями при помощи языкового депрессора;

обучение произвольному глотанию. Логопед из глазной пипетки ка - пает против задней стенки глотки капли воды. Голова ребенка несколько запрокинута назад;

 

стимуляция кашлеподобных движений и зевания.

Нормальное голосообразование возможно в том случае, если ребенок может открывать и закрывать рот, опускать нижнюю челюсть, имитиро - вать жевательные движения. Логопед может стимулировать поднятие ниж - ней челюсти путем легкого и ритмичного постукивания по подбородку (че - люстной дрожательный рефлекс) ребенка. Через некоторое время ребенок овладевает умением самостоятельно поднимать нижнюю челюсть. После


 


этого его учат умению опускать нижнюю челюсть. Первоначально ниж - няя челюсть ребенка опускается самим логопедом (на 1 – 1,5 см). Затем логопед просит ребенка делать это самостоятельно. Постепенно челюсть ребенка опускается на оптимальное расстояние.

 

Для укрепления мышц нёбной занавески используются упражнения в чередовании ее расслабления и напряжения. Например, ребенка просят до окончания зевательного движения произнести звук а и при широко от - крытом рте перейти от произнесения этого звука к звуку и, задерживая воздух во рту под давлением, прежде чем произнести взрывной звук и, при - влечь внимание ребенка к ощущению состояния нёбной занавески.

 

3. При работе над голосом очень полезно использовать как можно боль - ше совместного с логопедом пения, выразительной декламации. Большое значение имеет медленное произнесение гласных. Звуки произносятся по - переменното шепотом, то громко.

 

2. Одновременно работают над увеличением длины речевого выдоха: вначале на одном выдохе произносится по две гласных, затем по три, и, наконец, по четыре. Потом произносятся слоги с постепенным удлинени - ем их цепочек, затемслова с определенными звуками, на последних эта - пахстихотворения, скороговорки; последние произносятся со сменой уда - рения и убыстрением темпа речи то шепотом, то громко.

 

4. Большое значение имеют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса. Например:

 

а) счет десятками с постепенным усилением и с ослаблением голоса, б) произнесение букв в алфавитном порядке, в) чтение стихотворений с постепенным усилением и ослаблением голоса.

Для развития высоты и тембра голоса большое значение имеют: а) различные логопедические игры, б) чтение сказок по ролям, в) инсценировки и т. д.

 

Разыгрываемые детьми игры - инсценировки помогают также развитию мелодико - интонационной стороны речи, гибкости и модуляции голоса. При подборе речевого материала необходимо учитывать следующие факторы: структуру дефекта, возраст, интеллект, конкретную логопедическую зада - чу, а также воспитание нравственно - этических сторон личности.

 

Необходимо помнить, что нарушения голоса у детей с дизартрией при церебральном параличе усиливаются при выраженности у них позотони - ческих рефлексов. Поэтому в этих случаях работа над голосом должна на - чинаться в рефлекс запрещающих позициях.

 

Кроме того, дизартрия у детей с церебральным параличом осложняет - ся наличием многих рефлексов орального автоматизма. Поэтому одной из важных задач коррекционной работы является подавление этих рефлек - сов. С этой целью ребенку придается соответствующая рефлекс запреща -


 


ющая позиция. Логопед нежно прикасается к губам ребенка ваткой, дру - гой рукой препятствуя рефлекторному движению губ. Таким же путем га - сятся и другие рефлексы. Важно проводить эти упражнения систематичес - ки, 2 – 3 раза в день. Для учащихся эти упражнения должны быть особым видом домашних заданий по логопедии.

 


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 31; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!