ГЛАВА 8. БЫЛ ЛИ ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД» МЕЖДУ ТАМПЛИЕРАМИ И РОЗЕНКРЕЙЦЕРАМИ?



 

Элнфас Леви - за или против?

 

Да, Элифас Леви именовал себя... ну, конкретно розенкрейцером Луи Констаи себя все же не назвал, но преподавал-то он — взгляды ролп1крн1церов\ Будь эта «кличка1* такой уж позорной, стал ли бы он упоминать ее? В этой главе мы примемся допытываться от прославленного мага и автора -Истории магии-, как он смотрит на розенкрейцеров, и откроем (вместе с ним) несколько тайн, имеющих к этой истории, как мне кажется, самое непосредственное отношение.

И хотя книга -История магии- написана Элифасом Леви полтора столетия назад, исследователям розенкрейцерства почему-то не покатались важными Иди хотя бы странными слова мага, содержащиеся в главе V книги V (книга называется «Адепты и священство-, а глава — «Некоторые знаменитые колдуны и маги-). Стопа эти касаются времени проявления розенкрейцерства па мировой арене, а потому очень важны для всякого исследователя розенкрейцеров. К сожалению, прислушалась к ним только £.11. Блапатская. считающая начало розенкрейцеров не с XIV. то есть не с Христиана Розе» крейца, а с XIII в. Впрочем. Елена 11етровна также слушала или читала мата не очень внимательно: она -опустила» «нашего Прославленного Отца и Брата C-R.C. - на столетие в прошлое, в го время как Э. Леви говорит о вполне конкретном розенкрейцерстве XIII в. Разговор об этом не может закончиться одной-лвумя процитированными фразами, а потому приступим к долгому разговору, ибо один факт или одна мысль тянут за собою факт другой и мысль другую.

Мы уже знаем исследование В.В. Смирнова, посвященное тамплиерам, где автор очень подробно рассматривает произведения Данте (в основном "Божественную комедию»), доказывая не только осведомленность великого флорентийца относительно Первой церкви. Грааля и вообще практически всех исторических и сакральных атрибутов тамплиерства, а также истории Ордена тамплиеров и зловещей роли Рима в его судьбе («Божественная комедия» написана в 1МЗ г.). Однако мы не приводили аргументов В. Смирнова, поскольку следом за ним пришлось бы переписать, пожалуй, большую половину его книги. Однако вы можете сами убедиться в аргументации, поскольку автор — наш с вами современник, и книга эта доступна, так как вышла совсем недавно. Так вот, интересно то. что Элифас Леви 150 лет назад начинает упомянутую главу книги «История магии» именно с Данте (курсив опять же мой), говоря следующее:

Среди многочисленных комментариев и исследований труда Данте, кажется, ни один не дает его главной характеристики- Шедевр зпамепитого Гибсллнна — это декларации войны против папства провозглашением откровения таинств. Эпическая поэма Данте иоаннистнч-на и гностичпа, это смелое приложение каббалистических фигур и чисел к христианским догмам и является тайным отрицанием их абсолютного элемента; это посещение сверхъестественного мира аналогично инициациям Элевсина и Фив. Его вел Вергилий по кругам нового Тартара, как если бы нежный и меланхолический пророк судеб сына Поллио был. в глазах флорентийского поэта, незаконным, но все же истинным отцом христианского эпоса. Благодаря языческому гению Вергилия Данте выходит из этой бездны, на двери которой он прочел сентенцию отчаяния, он удалился, стоя на голове, что означает перевертывание догмы. Так он поднялся к свету, используя самого демона, как чудовищную лестницу: силой ужаса он преодолел ужас, страшное силой страшного. Кажется, он удостоверил, что ад без пыхода существует лишь для тех. кго не может сам идти назад; он хватает дьявола против шерсти, если можно так выразиться, и получает освобождение благодаря смелости30. Здесь просматривается чвиый протестантизм, и ноэт врагов Рима уже предсказывает Фауста, поднимающегося в небеса на голове поверженного Мефистофеля. Заметим также, что ад Данте — это отрицательное чистилище; это оэпачает. что его чистилище имеет форму ада (здесь имеется в виду литейная форма матрицы). Оно подобно крышке или скорее пробке бездны, и это будет понято так, что флорентийский титан, посходя к раю, намеревался отбросить чистилище в ад.

Кто небеса составляют серию каббалистических кругов, разделенных крестом, подобно пантаклю Иезекииля; в центре креста цветут розы. Этим, прежде всего, объясняется симвагрозезтрейцеров. Мы скажем, почему ГиЙом де Лоррис, который умер в 1Ш) г., за пять лет до рождения Данте40, не написал "Романа о Розе"; сто покров ниспал перед Клопииелем через пятьдесят лет. С некоторым удивлением было открыто, что "Роман о Розе" и "Божественная комедия"являются двумя противоположными формами единого труда - инициацией независимостью духа, сатирой на современные учреждения и аллегорической формулой великих секретов Братства Розы и Креста.

Эти важные манифестации оккультизма совпадают с падением тамплиеров. Жан де Мен, или Клопинель, современник Данте, провел свои лучшие годы при дворе Филиппа Красивого. "Роман о Розе" - это эпос старой Франции. глубокое произведение тривиальной формы, откровение оккультных тайн, изложенных так же, как у Апулея. Розы Фламеля, Жана де Мена и Данте принадлежат к одному и тому же кусту.

Гений, подобный Данте, не мог бы быть архиеретиком. Великие люди дают импульс уму, и этот импульс последовательно побуждает к активности беспокойные посредственности. Весьма возможно, что Данте никогда не был прочитан*1 и, конечно же, не был понят Лютером. Тем не менее миссия гибеллинов становилась плодотворной благодаря могучей мысли поэта, поднимавшего империю против папства медленными шагами. Это продолжалось от столетия к столетию под различными именами и в конце концов сделало Германию протестантской. На самом деле не Лютер породил реформацию; то, что было сделано до пего, вывело его вперед. Этот монах с квадратными плечами мог гордиться лишь смелостью и упорством, но он был необходимым орудием революционных идей. Лютер был Дантоном анархической теологии; суеверный и неосторожный, он верил, что одержим дьяволом; это дьявол диктовал ему аргументы против Церкви, заставляя выступать, изрекать чепуху и, более того, писать. Гений, вдохновляющий всех Каинов, к этому времени не прося ничсго. кроме чернил, предусматривал, что эта жидкость, текущая с пера Лютера, скоро станет морем крови. Лютер зпал об этом и ненавидел дьявола, потому что он был другим учителем, однажды он швырнул чернильницу в его голову**, как если бы это было после бурной выпивки. Этот эпизод напоминает тоі"о шутливого цареубийцу, который выпачкал своих соучастников чернилами, когда подписал смертный приговор Карлу I*.

О том, что описание Великого делания можно заподозрить не только в громадной поэме Дайте, но н, пожалуй, в какой-нибудь сказке про Алису Патрикесвну, мы уже говорили. Но Элифаса Леви, самого большого знатока магии и таинственного процесса Великого делания (увы, наверное, только как теоретика), трудно уличить в предвзятости. Тем более что В. Смирнов обнаружил в •Божественной комедии» полный ритуал, совершаемый в литургии Первой церкви, а этот ритуал, как известно, идентичен Великому деланию, что подтверждает и Парацельс, слова которого мы также приводили. Однако Данте Алигьсри как-то не очень подходит на роль первого розенкрейцера. И хотя Э. Леви и зовет его гибеллином, все же легче всего и правильнее всего считать великого поэта скрытым тамплиером, ибо антипапская позиция его поэмы более подходит представителю обманутого Ордена храмовников, славно закончившего свое существование на кострах, в тюрьмах и бесславно на пенсиях. Впрочем. Э- Леви зовет Данте еще иоаннитом. то есть таміьтиерский характер сто произведения все же оценивает по достоинству, ибо, не смотря на взаимную неприязнь, а иногда вражду, тамплиеры и госпитальеры — идеологически почти одна волна.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 361; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!