Тайные общества. ордена и секты. 'і'ью - н п то же время неповторимий новизной



 

'і'ью - н п то же время неповторимий новизной. 1іс знаю твердо, каков был ДОШеЯЬ этого мага, по писатель он отменный. В этом смысле знаток и описатель учений и ритуалов. ВСІ ории и символов магии Элифас Леви со своим трехтомником кажется тяжеловесным и неуклюжим. Хоти надо сказать, что и Элифас Леви, и Макс Гендель — это представители совсем нового розенкрейцерства, первый из них — из девятнадцатого века, второй - иа двадцатого. Как знатоки они производят на читателя громадное впечатление, по вот как «делатели- — этого мы ни о том ни одругомнезігасм. Как незнаем, кстати сказать, -сумела- ли -сделать- что-либо уважаемая госпожа ЕЛ I. Бла-ватская. Теософия, даже самая выдающаяся, это хорошо, это увлекательно и поучительно, однако обывателю и читателю хотелось бы. чтобы Елена Петровна оказалась бессмертной (или омолодившейся) Бабой-ягой, а Лун Констап, подобно Фаптомасу. снял бы свою маску и оказался тем самым графом Сен-Жерменом. на которого всем так желательно посмотреть. Ничего этого, увы. нет. и все эти авторы (плюс те. которых я еще не успел перечистить, или даже не перечислю) так и ос гаю гея для нас пускай хорошими, но теоретиками. Бремя от времени мелькают в прессе обрывочные сведения о том. что-де вот где-то обьнвился СеаЖермсн (кстати, многие встречают и по сей день самою Агасфера!). но потом этот слух как-то сам собою затихает.

Но вернемся к Розе. Итак, Роза ттлутЗадуров - это Дева, под которой многие понимают даму сердца (именно со строчной буквы), по это опять же вульгарное прочтение. Большинство поэтов времсп тамплиеров пели Деву (Розу) как невесту Христову, то есть как Святую Церковь. И еще один вариант, не менее важный, — это Дева-Богоматерь. Сакральный смысл этого символа от тамплиеров практически напрямую перешел к розенкрейцерам.

Однако историк тайных обществ Георг Шустер дает и еще один вариант прочтения Розы, весьма ошеломляющий. Правда, он объединяет Розу и Крест (как это и делали розенкрейцеры), но. помещал Крест внутри изображения Розы, заявляет, что это — всего-навсего -эмблема страдания в любви-!.. Правда, можно прочесть -любовь» как Бога (Бог есть Любовь), а «страдание- - как служение Ему. но Г. Шустер при этом никаких намеков к расшифровке сказанного не делает.

Однако для пас мнение Г. Шустера все-таки важно, ибо -роза с крестом внутри- — это знак, из которого при небольшом старании

_______ ИИИдЮЫ - РЫМЯ НЗЫ И РЕПА__________________ Щ


 

очень легко получить один из самых главных знаков тайпого знания Эгот символ очень многие называют (и ошибочно) шестиконечной звездой, или звездой Давида, но символ должен восприниматься как несоединимое в плоскости сочетание двух треугольников. Лучше £.11. Блаватской об этом никто не сказал, и потому дадим ей слово: .«Как понимают на Западе настоящие каббалисты. дух и материя символизируются соответствующими цветами двух переплетенных треугольников и никоим образом не связаны с линиями, образующи ми сами эти фигуры. Для философов-каббалистов и философовтер-мстиков все в природе представляется в триедином аспекте: все является множественным и троичным в единстве, и может быть символически представлено различными геометрических.: фигурами. Чин геометризирует". - говорит Платон. Три каббалистических Лица" - это "Три Огня" и "Три Жизни" Эйн Софа (Парабрахмана Запада), называемого также "Центральным Невидимым Солнцем". "Вселенная — его дух. душа и Тело", его "Три Эманации". Эта триединая природа - чисто духовная, чисто материальная и срединная или невесомая материи, из которой состоит астральная душа человека, — представлена равносторонним треугольником, стороны которого равны вследствие тот. что эти три первопричипы (принципа) растворены во всей вселенной п равных пропорциях и по природному закону идеального равновесия вечны и сосуществуют. Далее западная символика лишь немного отличается от символики арисв. 11азва нищ мо1уг быть различными, могут быть добавлены небольшие де-

 

гали, по основные идеи - те же. Двойной треугольник, символически изображающий макрокосм, или больпгую вселенную, содержит в себе идеи Единства, двойственности (как показано двумя цветами и двумя треугольниками. - мир духа и мир материи). Троичности, пифагорейской Чстверицы. правильного прямоугольника вплоть до двенадцатиугольника и двенадцатигранника.

Халдейские каббалисты древности - учителя и вдохновители еврейской каббалы — не были похожи ни на ветхозаветных, ни на современных антропоморфистов. Их Эйн Соф - Бесконечный и Безграничный - "имеет форму и ПС имеет формы". - так говорится в Зогарс59. и далее загадка разъясняется так: "Незримый принял Форму, когда Он призыва,! Вселенную к существованию". То есть Божество можно видеть и воспринимать только в объективной природе — это чистый пантеизм. Для оккультистов, так же как и для ариев, три стороны треугольника представляют дух. материю и срединную природу (идентичную по значению с понятием "пространство", "космос"), а. следовательно, и созидательную, охран тел ытую и разруши-гслыгую энергии, представленные образно "Тремя Огнями". Первый Огонь пробуждает разум!гую. сознагелыгую жизнь во всей вселенной, соответствуя таким образом созидательной энергии. Второй Огонь непрерывно создает формы из иредсущего космического вещества внутри космической) крута и является, следовательно, охранительной энергией. Третий Огонь создает Всслсшгую плотной физической материи. По мере удаления последнего от центрального духовного Огня, яркость его уменьшается; постепенно он превращается в Тьму или Зло, ведущее к Смерти. Так он становится разрушительной энергией, постоянно работающей над формами и очертаниями -временными и меняющимися. Три каббалистических Лица" "Основателя Основ" - у которого "нет лица" — это арийские божества Брахма. Вишну и Рудра, или Шива. Двойной треугольник каббали-стов заключен в крут, образованный змеей, проглатывающей собственный хвост (египетский символ печности). а иногда в обычный крут (см. теософскую печать). Единственное различие, которое мы видим между арийской и западной символикой двойного треугольника. - судя по объяснениям автора - заключается в сто неупомина-нии глубокого и особого значения понятий, которые, если мы его правильно поняли, он называет "зенитом и нулем". По западным каб-балистам. вершина белого треугольника восходит к зениту10, миру чи-

т

стой нематери ал ьн ости или чистого духа, в то время как нижняя вершина черного треугольника направлена вниз к надиру, т.е. указывает, сети использовать весьма прозаическое высказывание средневековых герметиков, к чистой, или. скорее, "нечистой" материи, понимаемой как "грубое чистилище небесного Огня" (духа), втянутое в пучину уничтожения, в тот низший мир, где формы, очертания и сознательная жизнь исчезают, чтобы раствориться и вернуться к первородному, истинному источнику Космической Материи. Также и относительно центральной точки и центральной полости, которая, по учениям Пуран. "считается местом пребывания Авынсга Брахма-па — Непроявлснного Божества".

Оккультисты обычно изображают этот символ таким образом (см. первый рисунок (у нас это рис. 5. — A.B.)], как это показано на рисунке, а не просто центральной геометрической точкой (которая, не имен ни длины, ни ширины, ни толщины, представляет незримое "Центральное Солнце", Свет "Непроявлснного Божества"): они часто помешают в центр изображения Cntx Ansäte ("крест с петлей", египетское тау), в вершине которого простую прямую линию заменяют окружностью (кругом, кольцом?), символом беспредельного, несозданного Космоса. Измененный таким образом, этот крест имеет почти такое же значение, как и "Космический крест" древних египетских алхимиков (магов), крест внугри круга (у нас это рис. 6. - A.B.).

Следовательно, ошибочно говорит!., будто в издательской заметке (L.I1. Блаватская пишет комментарий-рецензию на статью Кришны Иашкара Лалшанкара "Шестиконечная и пятиконечная звезда". — A.B.) утверждалось, что двойной треугольник представляет "только дух и материю", ибо этот символ имеет столь много значений, что для их объяснения не хватило бы и целого тома.

Наш критик пишет: "Если, как вы утверждаете, двойной треугольник должен представлять только мировой дух и материю, остается необъяснимым возражение, что две стороны - или любые две лещи — не могут образовывать треугольник или что треугольник не может символизировать что-то одно — дух или материю,— как делаете вы. разделяя белый и черные цвета -

Считая, что мы уже достаточно объяснили некоторые сложнос-*И и показали, что западные каббалисты всегда почитали "троичность в единстве" и наоборот, мы можем добавить, что пифагорей-

 

ВЫ объяснял»! '■возражение'', на котором особенно настаивает автор выше приведенных Строк, около 2500 лет назад- Священные числа этой школы, основная идея которой заключалась в признании существования постоянного принципа Единства, превосходящего все силы и объективные изменения Вселенной, - не включали число Два или Диаду. Пифагорейцы отказывались признавать это число даже как абстракт1г>то идею именно на основании того, что в геометрии невозможно построить фигуру из дт-х прямых линий. Очевидно, что с точки зрения символов невозможно связать по число ни с какой начертательной фигурой ни в плоскости, ни в пространстве, и таким образом, поскольку это число не может представлять единство во множестве, - в противоположность любой другой многосторонней фигуре, -егонельзя рассматривать как священное число. Учитывая, что число два изображается в геометрии двойной горизонтальной линией (=). а в римском исчислении двойной вертикальной линией 11, а линия имеет длину, но не имеет ширины и толщины, то для предания (гак написано, мы уже говорили о качестве перевода и редактуры книги. - А.&.) значимости к этому числу необходимо прибавить другое число. Только в сочетании с числом "один" можно получить фигуру, равносторонний треугольник. Таким образом становится очевидным, почему, символизируя дух и материю (начало и конец Космоса). алхимики использовали два переплетенных треугольника (оба представляющих "троичность в единстве") закрашивая один из

них, символизирующий дух. белым мелом, а другой, символизирующий материю, черным углем.

На вопрос, что озпачают две другие вершины белого треугольника, если одна "белая вершина, уходящая вверх к небесам, символизирует дух", - мы отвечаем, что. согласно каббалистам. две ниаснис вершины означают "дух. нисходящий в порождения", т.е. смешение чисгой божественной Искры с материей объективного мира. Такое же объяснение справедливо и для двух вершин при основании черного треугольника; третьи же вершины обоих треугольников символизируют, соответственно, прогрессирующее очищение духа и прогрессирующее огрубление материи. Повторяем: сказать, что "любое понятие верха или низа" в "тонкой идее Космоса" кажется не только "отталкивающим, но не существующим". - значит противоречит!, абстрактному символу, представленному в конкретном образе. Почему бы тогда не покончить со всеми знаками, в том числе и с изображениями Вишну и приведенными автором мудрыми обзл с нениями Пуран? И почему идея каббалы более отталкивающая, чем идея "Смерть. Уничтожитель. Время", в которой "Время" является синонимом Бесконечной Вечности, представленной кругом, опоясывающим двойной треугольник? Странная пспоозс\1оватслъность. которая к тому же полностью расходится со всей остальной статьей! Если автор "нигде не встречался с рахтичением треугольников на белые и черные", это просто потому, что он никогда не изучал, а. возможно, и не видел сочинений и изображений западных каббалистов.

Приведенные выше объяснения содержат ключ к общей пифагорейской формуле единства во множестве. Единого, проявляющегося во многом, наполняющею многое и все целое. Их мистическая декада (единица + два * три + четыре = 10) выражает эту идею целиком; она не только не отталкивающая, но положительно возвышенная. Один - это Божество; два - Материя - число настолько презираемое ими как материя в чистом виде, которая никогда не может быть сознательным единством". Три (или треугольник) сочетают Монаду и Диаду, берет от природы обеих и становится Триадой -объективным миром. Тетрада, или священная Чегверица. - ио пифагорейцам идеальная форма. - в то же время выражает пустоту всего - майю. А Декада — сумма их всех - охватывает весь Космос. "Все лепная есть комбинация тысячи элементов и одновременно выражение единственного элемента - абсолютная гармония и дух - это хаос

 

 

для чувств, но идеальный космос для разума". - говорится в "Разоблаченной Шиде".

Пифагор учился в Индии. Вот откуда сходство основных идей в учениях древних посвященных браминов и пифагорейцев. И когда, определяя Шлткон:*\ аптор говорит, что эта фигура представляет великую Вселенную (Брахманду") - всю бесконечную Махакаигу-СО всеми планетарными и звездными Мирами". - он лить повторяет другими словами объяснения шестиконечной звезды или "двойного треугольника", данные Пифагором и философами-алхимиками.

...Пифагорейцы, включавшие в свою декаду весь Космос, еще более почитали число 12, так как оно образуется умножением священной Четверпцы на S и таким образом получается три идеальных (правильных) прямоугольника, называема тетрадами. Философы-алхимики или оккультисты, следовавшие их учению, представляли число 12 -двойным -греуі олыпгком- - большой вселенной, или макрокосмом - как показано на рисунке... (у нас это рис. 7. - A.B.) - и включали в эту схему н пентограмму (к сожалению, так в khiiiv. -A.B.). или микрокосм, которую называли малой вегленной.

Разделяя 12 букв, обозначающих: внешние утлы, на Л группы триад или на 3 группы тетрад, они получали двенадцатиугольник, пра-

м

пильный геометрический многоугольник, ограниченный двенадцатью равными сторонами и имеющий двенадцать равных углов, символизирующих, по учению древних халдеев, двенадцать "великих богов"**. Брахма как 11раджаиати проявляется [ (как обоеполая Ссфи-ра и 10 сефирот) в 12 телах, олицетворяемых 12-ю богами, символизирующими: 1) Огонь: 2) Солнце; S) Сому (Луну); 1) всех живых существ; 5) Вайю; G) Смерть - Шиву; 7) Землю; 8) Небеса: 9) Агни; 10) Адитью: 11) Разум; 12) великий бесконечный цикл, который нельзя остановить. С небольшими изменениями вто соответствует каббалистической идее о сефиротах.],:". а, поучению иудейских клб-балистов, — десять сефирот. или созидательных сил природы, эма-нирующих от Ссфиры (Святого Огня), которая сама является главой сефирот и эманацией Хокмы. Высшей (или Непроявлеиной) Мудрости, и Эйн < !офа Бесконечного: а именно: три группы триад сефирот и четвертая триада, состоящая из Ссфиры, Эйн Софа и Хокмы. Высшей Мудрости, которую "нельзя постичь с помощью мысли" и которая "лежит, сокрытая, внутри и снаружи головы Удлиненного Лица", наивысшей вершины верхпего треугольника, образующего Три каббалистических Лица". Эти четыре триады образуют число 12. Более mm. двенадцать фигур образуют два прямоугольника или двойную Чгтвернпу. представляющую в пифагорейской символике два мира-луховныйи физический. Восемнадцать внутренних и шесть центральных углов в сумме дают 24, т.е. дважды священное число, представляющее макрокосм, а также 24 "божественных не проявленных сил". Перечислить их в столь малой по объеме работе невозможно. Кроме того, в наши дни скептицизма представляется более разумным следовать совету Ямвлиха. говорившего, что "божественные силы всегда негодующе относились к тем. кто раскрывал содержание двенадцатигранника", а именно к тем. кто объяснял метод вписывания п сферу двенадцати грантгика. одну из пяти п ростра нет венных фигур геометрии, состоящей из двенадцати равных и правильных пятиугольников, - тайный каббалистический смысл этой фигуры будет небесполезно изучип. нашим оппонентам.

В добавление к этому, как показано в "двойном треугольнике" ira рисунке, пентотрамма в центре дает ключ к осознанию понятий философов-алхимиков и каббалистов. Этот двойной знак так хорошо ч»вестеп и распространен, что его можно увидеть нал входом в Лха-к-КВпгв (храмы с буддистскими статуями и изображениями), в каждом

W

 

1Ьонг-иа (ламаистском святилище) и часто - над хранилищем реликвий, называемом в Тибете Дунг-тинг.

Каббалисты Средневековья в своих сочинениях дают ключ к пониманию значения этого знака. "Человек — это малый мир ппутри большой вселенной". - учит Парацельс. И вновь: "Микрокосм, заключенный внутри макрокосма, как зародыш, держится на трех основных силах в матрице Вселенной". Эти три силы описаны как двойные: 1) силы природы (физическое земное тело, и жизненное начало); 2) силы звезд (зпеэднос, или астральное тело и воля, управляющая им); 3) силы духовного мира (животные души и гонкие. 6«(жественные души). Седьмой принцип — почти нематериальная сила, божественный Лугсйлес. Лтмап, представленный точкой в центре, соотвстствуюшсй пупку человеческого тела. Этот седьмой принцип является индивидуальным богом каждого человека — так говорят оккультисты Запада и Востока.

Следовательно, объяснения Шатконаи Паникина*, приведенные нашим критиком, скорее согласуются, нежели разрушают эту теорию. Говоря о пяти треугольниках, построенных по "пятью пять", или 25-ти точкам, критик дает разъяснение пентофаммы: "Иными словами, это число, соответствующее 25-ти силам природы, образующим живое человеческое существо". Предполагаем, что иод "силами природы" критик подразумевает именно то. о чем говорят кабба* листы, когда учат, что эманации 24-х божественных "ненроявленных сил" и "несуществующая" или "центральная точка" - 25-я - создают идеальное человеческое существо. Но. не споря об относительных значениях слов "силы природы" и "эманации" и считая, что приведенное выше предположение подтверждается дополнительным пояснением критика о том. что "вся фигура микрокосма целиком", "фигура внутреннего мира живых существ" является знаком Брахмы, "божественной созидательной энергии". - каким же образом, спрашиваем мы, это предположение расходится с нашими утверждениями, что последователи философии алхимиков и каббалы рассматривают пять точек пентаграммы как символ пяти основных конечностей человека? Мы не ревностные ученики и не последователи западных каббалистов. однако, считаем, что в этом они правы. Бели 25 сил природы, представленных пятиконечной звездой, создают "живое человеческое существо", тогда все эти силы жизненно необходимы, независимо от того ментальные они или физические, а фигура, символизирующая "созидательную энергию , еще более подтверждает идею каббалистов. Каждый из пяти грубых элементов -земля, вода, огонь, воздух (или "Ветер") и эфир - имеется в человеческом организме, и как бы мы ни говорили — "пять органов движения", "пять конечностей" или "пять чувств". - это одно и то же, если не вдаваться в особо топкие различения.

Несомненно, "знатоки" могли бы объяснить свои утверждения но крайней мере гак же убедительно, как и автор, который оспаривает и отрицает их. объясняя свои взгляды. В "Кодексе Нлзарсян". основной каббалистической книге. Высший Царь Света и основной зон. Мано, эмапирует пять зоной, если учитывать его самого и Бога Фср-хо (эмапапию "Непознаваемой бесформенной Жизни") - получается семь эонов, образно представляющих 7 принципов - основ чело-зека, причем пять из них — чисто материальные и полуматериальные, а два высших - почти нематериальные, духовные. От каждого из семи эонов исходит пять светящихся лучей света; пять потоков проходят через голову, вытянутые руки и йоги человека, как представлено пятиконечной звездой, один обволакивает сто, наподобие тумана, и последний - как яркая звезда блестит над головой. Такое изображение можно видеть в некоторых старинных книгах о "Кодексе Назареян" и каббале Поскольку электричество или животный магнетизм наиболее мощно исходит от пяти основных конечностей, и так как явление того, что сейчас называют "гипнотической" силой, изуьэлось еще в храмах древнего Кгшгга и Греции и было познано так глубоко, как нельзя и надеяться познать его в наш век идиотического и априорного отрицания, то неудивительно, что древние каббалисты и философы, выражавшие в символах каждую силу природы, должны были (в силу причин, совершенно очевидных для тех. кто знает что-либо о таинственных учениях и мистических связях, существующих между числами, фигурами и мыслями) избрать для изображения "пяти основных конечностей" человека - головы, рук и ног - пять точек пентаграммы (здесь вдруг правильно! Вероятно. Упущение корректора. — Л.В.).

Элнфас Леви, современный каббалист. рассматривает эту проблему столь же глубоко - если не более - как и его древние и средневековые братья, ибо в книге "Догма и ритуал высшей магии" он утверждает: "Использование пентаграммы в соответствии с учениями каббалы может влиять на внешность нерожденного ребенка, и посвященная женщина может придать г поему сыт- черты Нсрея или Ахиллеса. Людовика XTV или Наполеона".

Астральный огонь оккультистов Запада - это Акаша индуистов. Мало кто из индусов берется изучать мистические соответствия Акант под руководством посвященных каббалистов или браминов, п почитая этому свой образ Праджны І Іарами 1 ы". И все же и то и гос суіцествует. и они идентичны-.

 

Вы видите, что я. желая -немного процитировать» Плаватскую, па самом деле привел почти весь текст этой важной статьи. Прост очень трудно из цитаты fc.ll. Блавагской изъять что-либо: ведь oi ■rirt*Bl«T в объяснение символов и взгляды Пифагора и пифагорейцев, завязывая их с древнеиндийскими взглядами, и перечисляет богов (трудно еще где-либо найти эти перечисления), чье присутствие огражает фигура -большой вселенной-, я которой отображ на также -малая вселенная-, и даже цитирует Элифаса Левн. бождая меня самого от поисков этой цитаты я работе самого Э. Левн. Гак что нропту прощения за эти длинноты.

Тем не менее мы пемного разбираемся с символами. И хотя ка бала и клббалисты - это еще не значит розенкрейцеры, но вы не станете отрицать, что именно эти символы, связанные с. тайными знаниями, брались на вооружение и розенкрейцерами. Из приведенных для нашего разговора важны первые два — это «шестиугольная звезда- из рис. 5 и -космический крест - (рис. 6). Очевидно, что. гово пока о Розе, мы уже не первый раз сталкиваемся с Крестом. С вечности — круг, получившийся из змеи, кусающей собствен хвост. - здесь нам не только не мешает, а может и помочь. По ку ятот круг - окружность, в которую вписаны два треуголыги (рис. I). то и при отсутствии этих треугольников они в данном ГС могут подразумеваться. Именно этим сближаются фигура пер и фиг\ра вторая (-космический крест»). Тем более что. если уб; из первой фигуры оба треугольника, она становится идентичной гурс на рис. б. поскольку внутри треугольников также изоб Крест (египетское ray). Не знаю, правомерно мятнет идти в лизме чуть дальше и, абстрагируя два переплетенных треутоль и выведя из них просто Цветок (с шестью лепестками), назвать е допустим. Розой. I io если поступить гак, то из первой фигуры мы лучим Розу с нарисованным внутри нее Крестом. То же представ

 

нам и вторая фигура — -космического креста-. — ибо здесь не надо и абстрагироваться: описанная окружность, хоть и пустая (если не считатьначертанного в нейКреста), вполне может также символизироватьабрис цветка (Розы).

Если идти путем такой логики, то третья фигура (-большая все ленная с заключенной в ней малой-, то есть шестиконечная звезда, содержащая внутри себя пятиконечную) еще больше может символизировать в абстракции Розу, поскольку этот цветок всегда содержитвнутри себя еще лепестки, собранные в бутон. Таким образом, раскрытаяРоза — этошестилучевая звезда, а бутон — пятилучевая. Го естьсимвол Вселенной, включающей в себя Человека. Точка внутри пятиконечной звезды - это, как подтверждает Блаватская. -Центральное Солнце-. Свет -Непроявленною Божества» (в фигуре на рис. 5 згаточка заменена именно Крестом). Такая же точка на рис. 7 означает-несуществующую- силу (-центральную точку), только вкупе с которой 24 -испроявленныесилы- (24 * 1) дают идеальное не*олеческое пщеетво.Если эту 25-ю точку заменить Крестом, мы получим описаннуюГеоргом Шусте ром -эмблему» розенкрейцеров.

Почему Роза? Почему не шести- и пятиконечные звезды?

Да питому что пентаграмма, используемая алхимиками и колдунами(как и шестиконечная звезда), если бы сс применить как символ братства, немедленно привела бы это братство на костер в полном составе. К тому же и пятиконечная, и шестиконечная звезда считались инквизицией знаками дьявольскими. Потому нужен был символ, который и содержал бы в себе эти звезды, и не вызвал бы подозрений.

Второй вариант розенкрейцерского символа, кажется, более поздний - это крест, увитый цветущими розами.Его происхождение гораздоболее понятно, если первая эмблема расшифрована нами но догадкеправильно: крест, увитый розами, был уже очень далек от того,чтобы ассоциироваться с магическими фигурами, рассмотреннымиКН. Ьлаватской. Ас чем он мог -ассоциироваться?

Вернее, с самим крестом разобраться можно, выясняя древнюю символику крестообразных фигур. Крест в значении Свет, как это ни сгранно,зафиксирован и посейчас в электро- и светотехнике; если фшуруна рис. 6 (-космический крест») повернуть на 45*. это станет изображениемисточника света на электрической схеме. Как видите, мы.светотехники (мой университетский диплом от 1976 г.). тоже

 

нсмиожки мат. Л что могут символмзировл ть розы, рассыпанные по кресту?

Ну. во-первых, не последние криптографы, розенкрейцеры таким Образом могли зашифровать ту первоначальную эмблему, о которой мы только что говорили: ирочесть рассмогрснную нами эмблему для знающего кое-что о тайпых символах и о каббале, вероятно, не представляло труда. Как известно, инкипзиция и тайная полиция сведущи во многих и многих вопросах, особенно если они (читают, что твоя паша представляет опасность для власти. Розу с крестом внутри, таким образом, легко расшифровать и наказать за нес. А если эмблему перевернуть, обратить?.. То есть изобразить не крест внутри розы, а розы в!гутри креста? Получается уже нечто близкое к иезуитам, к классическим христианам — католикам или православным, — то есть не представляющим особой опасности ни для светской, ни, тем более, для духовной власти (а ее-то инквизиция и есть страшная сила). Только вот как объяснить множество роз на аресте (одна роза, согласитесь, была бы уж очень уязвима и привлекла бы самое серьезное пниманпе)?

Л могут ли эти розы, когда их множество, символизировать огонь? Скажем, огонь любви носителей сего знака ко Христу (поскольку крест налицо)? То есть розы, как небольшие порции огня веры и любви, в сумме дающие большой Огонь Веры и Любви. Или. как мы уже цитировали Макса Генделя: -...Красные розы указывают на очищение человеческой природы желания на кресте материи. - кровь стремящегося очищается от страсти. Белая роза символизирует чистоту сердца, а также горло, которым человечество, очистившись, произнесет Созидающее Слово. Белый крест представляет "Золотой свадебный наряд" - эфирный проводник, который строится Духом в течение жизней чистоты и служения».

Любопытно понимает Крест и Розу так называемый новый розенкрейцер, не правда ли? Забыты магия и алхимия, забыты мистика и оккультизм, нет даже теософии — голая философия, впрочем, немного сдобренная мистикой. Но это век двадцатый, когда розенкрейцеров (я считаю, что все они — с приставкой -псевдо») — уже тысячи, когда общества открыты, никем не преследуются (кроме довоенного СССР), и если КТО-ТО из "посвящечшых- захочет вам открыть какую-нибудь свою страшную тайну, это все будет делаться не с таинственным, сколько театрально-таннсгвенным образом, — то есть іиить бы подтвердить, что вы пинали к тем самым розен крейцерам. (уднако золота из ртути уже не варят, панацея от всех болезней человечеству не дадена (мы знаем ужасную статистику не связанных с войной и преступностью смертей), разумных правителей как не было, гак и нет, а уж если говорить о реформировании философии, то куда уж ярче: полмира заболело марксизмом, поставившим Бытие зышс Сознания. Оглядываясь на только что ушедший XX век, ясно видишь, что не помогли человечеству ни до-розен крейцеры, пи розенкрейцеры, что были непосредственными братьями самого Христиана Розснкрсйца. если таковой существовал, ни классические розенкрейцеры XVII века, ни новые розенкрейцеры века XVIII. XIX и

XX. Задача не выполнена.

Но выловим зерно в определении Макса Генделя: розы символизируют очищение от страсти (это я сократил его слова до минимума). А что есть очищение и чем оно может производиться, как не огнем, если лаже сама страсть — есть огонь?

Итак, мы опять приходим к тому, что Розы на Кресте вполне могли символизировать Огонь. И как бы это доходчиво и понятно прокомментировать?..

Для этого в книге -Новый Панарион» Е.Н. Блаватская предусмотрела статью как раз -Крест и Огонь», которую мне сейчас и придется цитировать, но покороче, чем ее работу про звезды. Итак:

-Очевидно, самыми распространенными и известными символами древних астрономических систем, дошедших с потоком времени а наш век и оставивших много следов в христианской и других религиях, являются Крест и Огонь - символ Солнца. Древние арии использовали оба символа как знаки Агпи. Где бы древний поклошшк Агни ни избрал место для поклонения, пишет К. Бернуф <£. Ветпои/. "Science des Religions", гл. X). он складывал два куска дерева в виде хреста и с помощью трения добывал огонь для жертвоприношении. Ью символ называют свастикой, а орудие, изготавливаемое из священного дерева и имеющееся у каждого брамина, - Лрани.

У скандинавов существовал такой же знак, называвшийся Молотом Тора, из-за его таинственной магнито-электрической связи с Тиром, Богом Грома, который, подобно Юпитеру, вооруженному •чолпнями, также держит в руке эту эмблему власти не только над Смертными, но и над злыми духами природы. В масонстве знак этот предстает в форме деревянного молотка великого магистра: в Аллахабаде его можно увидеть на стенах форта в виде джлннистского креста — талисмана правителей джайнов: а молоток современного судьи не что иное, как crux dissimulata. как его называет археолог де 1'осси, ибо молоток -это знак власти и силы, как молот, символизировавший могущество Тора, расщеплявшего, как гласят легенды Севера, с его помощью скалы. Доктор Шлимлн обнаружил этот символ па терракотовых дисках в нижних слоях при раскопках на месте, где. по его мнению, находилась древняя Троя. Это. как считает доктор Лунди. продемонстрировало, что "арийская цивилизация намно предшествовала греческой н могла существовать приблизительно во 2—3 тысячелетиях до н.э.". Бертгуф называет эти изображения крес та самыми древними из известных человечеству и утверждает, чт-"в древней греческой религии этот же символ В01ьтощастся в фшу-ре Прометея — носителя огня, распятого на горе в то время, как н бесная птица ведических гимнов - Шиепа - ежедневно поедала е внутренности". Болдеттн (BoMetti, "Osscrvaziom". т. 15, с. 60) приводи копию картины с кладбища Св. Себастьяна, на которой изображе новообращенный христианин, могильщик Диоген со знаками свасг ки на обеих ногах и на правой руке. Этот символ существовал в М сике и Перу, а в древних гробницах Кгиггта его находили в форме Vay \

То. что символика Agnus Dei. Агнца Божьего, идентична символ" ке индийского Бога Лгни, — как минимум странное совпадение, к торос отмечали даже некоторые христианские священники, В то время как Agnus Dei искупает грехи мира в одной религии. Бог Лгни в другой, также искупает грехи против богов, человека, души и п вторные грехи, как показано шестью молитвами, сопровождают мися шестью жертвоприношениями ("Colcbrooke Essays", т. 1, с. 190)

И если Крест и Огонь так тесно связаны п эзотерической сю лике практически всех наций, то это потому, что на соединении си этих двух знаков покоится вся схема вселенских законов. В астре мии, физике, химии, во всех разделах естественной философии знаки всегда представляют невидимую причтгу и видимое следств по только метафизика и алхимия, или метахимия (предпочитас? ввести новый термин, чтобы шокировать скептиков) (теперь можете видеть, откуда и я взял этот термин в начале главы. - ЛИ.). может во всей полноте окончательно выявить их таинственное зн чение. Тем. кто захочет немного полумать, будет достаточно нсскол ких МИНУТ.

Центральной точкой, или, как говорят каббалисты, великим центральным солнцем Космоса, является Божество. Это точка пересечения двух противоречивых сил — центростремительной и центробежной, — под действием которых планеты движутся по эллиптическим орбитам и. проходя Зодиак, вычерчивают крест. Эти бешеные, хотя пока еще гипотетически с и воображаемые, силы поддерживают гармонию и стабильное, непрерывное движение вселенной; четыре перегиба свастики символизируют обращение- Земли вокруг своей оси. Платон ... - г вселенную "благословенным богом" в форме крута, пересеченного в форме буквы X (мы, конечно же, узнаем "космический крест". — A.B.). Довольно астрономии.

Б масонстве степень Королевской Арки сохраняет Крест, как тройное египетское тау. Это космический круг, по которому быстро вращается астрономический крест; идеальный квадрат в пифагорейской математической системе чисел, его оккультное значение объяснял Корнелий Агриипа. Огонь — это тепло, центральная точка; перпендикулярный луч представляет мужской элемент — дух, горизонтальный — женский — материю. Дух оживляет и оплодотворяет материю, все исходит из центральной точки, фокуса жизни, света и тепла, представленного земным огнем, И вновь довольно физики и химии; иоле для аналогий безгранично, а законы вселенной непреложны и одинаковы во внешнем и внутреннем приложении. Без намерения проявить к кому-либо неуважение или удалиться от истины, думаем, что можем сказать: существуют серьезные основания для веры в то. что в первоначальном смысле есть христианский крест, как причина, и вечные муки в адском огне, как прямое следствие отрицания кре-fma (курсив мой. —А. В.), — более связаны с двумя древними символами, чем готовы признать наши западные теологи.

Ксли Огонь — божество для некоторых язычников, то и в Библии Бог уподобляется Жизни и Свету мира.

Если Святой Дух и Огонь очищают христианина, то Люцифер тоже Свет и "Сын утра .

Куда бы мы НИ обратились, почти у всех пародов и наций непременно найдем это соединение остатков древних культов. От ариев. халдсев, зороастриицев. перуанцев, мексиканцев, скандинавов, кель-1'с'в. древних греков и римлян они в полной мере перешли к современным парсам. Финикийские кабнры и греческие диоскуры частично возрождены в каждом храме, соборе, деревенской церкви: а, как ипостаси — мужские А для мл гнета, алхимика, мистика и оккультис­та непременно требовался знак женский. Иначе какая же «свадьба» (Великое делание)? Двойка, наиболее ярко выражающая женское начало, как нам уже точно известно по Пифагору, не имеет геомет­рического воплощения. Привилось найти эквивалент, лежащий од­новременно и в сакральной, и в открытой традиционной областях: ризу, символизирующую и невесту, и Христову невесту (Святую Цер­ковь), и царственность (приіщесса), и чистоту (Дева), и (через Деву непорочную) — Богородицу. Два этих знака - Крест и Рта, -изображеіі-иыерядом (или друг в друге), сделались в своем сочетании как бы единым сим­волом символом, выражающим Весь Смысл роїенкрейцерства.

Процитируем на эту тему Евгения Іоловииа. В статье «Муравьи­ный лик (Якоб Беме о грехопадении)- он говорит: -Символ Евы — крут без центральной точки (круг с точкой - символ андрогина), сим­вол Адама - крест, где горизонталь обозначает уровень манифеста­ции». Как видите, достаточно близко к только что приведенным рас­суждениям. Впрочем, если приять данный взгляд Якоба Беме, мож­но было бы обойтись одним символом - «космическим кругом» (правда, отказавшись при этом «регулировать- высоту перскладипы). Однако если в круге нет точки (а крест ее непременно заменит), мы, таким образом, не можем объединить круг и крест п единый знак.

Возникшее, на первый взгляд, противоречие никаким противо­речием пе является: ведь, во-первых, -космический крест» — это го­раздо более наполненный символ, чем просто крест. Во-пторых. и в главных, - розенкрейцеры своей эмблемой символизировали не Адама и Еву. а Вселенную с Богом в ее основе, а также Деву, а не Еву хотя преяеде. чем зваться Евой, женщина звалась именно Девой — это говорит все тот же Е. Головин и в той же статье).

Не знаю, к месту ли. но другого случая, думаю, мне может не пред-ставиться: я хочу несколько засомневаться в другом утверждении с, Головина, а именно - в том. что. как он утверждает, философия стала определять Бога как Природу начиная лишь со Спинозы. Счи­таю, что это не так. хотя бы потому, что натурфилософы еще до Спи­нозы, только еще родившегося в 1632 г.. уже хотя бы в начале XVII в.

будет показано ниже, христиане-болгары через тысячу лет после обращения в христианство сохранили культ Солнца. И вес же остаются такими же язычниками, как и раньше, справляя Рождество и Новый год по старым обычаям. До сих пор они называют этот пр дник Суржааки. так как оп совпадает с праздником в честь древнего славянского бога Суржа. Это божество в славянской мифологии — Сурья. или Сурва - явно идентично арийскому Сурье-Солнцу и представляет бога тепла, плодородия и изобилия-.

Дальше Елена Петровна подробно рассказывает о ритуале празднования Рождества в Болгарии, предметно показывая, насколько сильны традиции поклонения Солнцу, однако до конца статьи новых примеров с Огнем и Крестом утке не будет - - если не считать того, что традиционный семейный пирог (его нарезают и каждому дают но одному куску, и каждый находит в пироге запеченный в нем символ дом. сад, корова, кошка и т.д.) готовится па огне.

Учтем и еще важнейшую для алхимиков (а розенкрейцеры гаки алхимиками) деталь: огонь - это далеко не последний из пиков алхимического процесса, то есть процесса Великого делай

И все-таки: отчего бы алхимикам-розенкрейцерам не выбрать им символом просто пентаграмму с точкой в центре? Это однолр мепио и Человек (пятиконечная звезда. Алеф), и Бог (точка в цен-ре — «несуществующая сила[1] и т.д.), и сильнейший магический Почему они остановились на Кресте и Розе? Крест — понятнее (х стиане), чем Роза, но и ко Кресту вопросы: у разных христиан и сты разные. Мы помним, что у тамплиеров восьмиконечный кре восьмиконечный же у русских староверов (но друтой восьмикон ный). Значит. Крест розенкрейцеры выбрали больше как опред< ющнй знак, чем религиозный символ, а религиозным он стан ся только по той причине, что именовался Крестом. Кстати сказа многозначность Креста, как мы успели увидеть, всеобъемлюща.

Тогда второй вопрос: а зачем розенкрейцерам понадобился в рой знак — Роза? Если Крест всеобъемлющ, не достаточно ли б бы его одного? Тем более что «космический крест» заодно символом и двух переплетенных треут-ольпиков. что не парисо но подразумеваются... Здесь припомним пифагорейцев, пользую ся числовой магической системой и понимающих «космически крест- как основу основ, как полное Божественное проявление. О пако что такое Троица? Это Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

 

С религиозным трепелом и и<> <м ношению к Ногу, и по отношению к Природе. Но сети таков был взгляд -классиков- розенкрейцерства, то что можно говорить о родоначальнике его. жившем за 200 лет прежде? А вдруг приписываемое Спинозе - есть открытие Хри на Розенкрсйна?.. Однако если даже достаточно поверхностно „, нуть на время Христиана Розенкрейца. мы обнаружим массу ли— туры и многих авторов, в том числе литературы полемической, где на место Бога ставится Природа. И это за 250 лет до Спинозы. В частности, Пьер Коль ставит Природу на место Бога, правда, лишь сфере Любви, а лучше сказать - Эротики, по тема-то уж очень показательна: это происходит в разгар полемики С теологом Жаном соном, противником -Романа о Розе»...

К -Роману о Розе», написанному двумя авторами — Гийомом Лоррисом и Жаном де Меном - и являющемуся, на мой взгляд, лее ключевым, чем даже-Божественная комедия- Данте, мысщеяе немея для серьезного разгопора о происхождении розенкрейце сгва. А пока прошу прощения за некоторое отступление от темы. Вернемся к розенкрейцерским символам.

И третий аспект, в котором еще можно рассмотреть эмблему зенкрейцероп: понимая -шестиконечную звезду- и -космичес крест», они вполне могли шприничатъпифагирспемх символов отражения собственных воззрений, хотя числовая машя ими по себе принималась и против символов они тоже ничего не им Объявив себя приверженцами Креста и Розы, розенкрейцеры мо ли -сочинить» заново свою символику - то есть взять не -космиче кий-, а просто Крест, точно так же манифестирующий мужское жеское начало Вселенной, и Розу — символ Девы, женского начала. Абстрагировав Розу, получили пустой круг и в него вписали Крс Возникший новый символ стал уже не символом -космического ста», а Розой со вписанным в нее Крестом. Графическая ностьсимвола -космического креста- и розенкрейцеровгкого не означала идентичности трактовки. А дабы не было путаницы. Р была восстановлена, а Крест уменьшен. Вот так все сложно, одна мне кажется, что некоторый смысл в этом объяснении при ет. Лесли это так. мы имеем один из немногих примеров деабст гирования в истории тайных знаков.

Еще один вариант трактования эмблемы розен крейцеров та ко Крест есть просго символ христианства. А Роза (или одна в ц

Креста, или много по перекладинам, или. что интересно. - вне Кре-, га. но в пределах его лучей: четыре Розы в четырех сегментах (впрочем, без Круга) - Роза являет собой дохристианский символ: гак обозначалась... тайны

11 вот что нише Iсовременный автор Б. Ьеренс о розенкрейцерах р книге «Вселенная духа: История и философия эзотеризма в лицах— (М.: Слово и дело, 2001):

-Формула эта ("Христианин Розы и Креста". Так автор трактует имя Христиан Розснкрейц. - Л.П.) смотрится несколько диковинно, прежде всего потому, что привычный символ христианства - крест -здесь поставлен в некую связь с другим очень популярным религиозным символом - розой, отношение к которому, однако, в христианских священных книгах никак не обозначено и который в целом более характерен для символического языка дохристианской эпохи. Эта двойственность заключает в себе намек на факт "двойственного посвящения" носителя этого имени, черпавшего свои необъятные знания и у христианских наставников, и у "языческих" мудрецов (под последними следует понимать таинственных обитателей арабского Востока). Как историческая персона, X. Р. никогда не существовал, однако легенда о нем один из последних великих мифов христианского эзотеризма. вызнавший из небытия внушающую глубочайший душевный трепет фигуру Великого 11сиэвсстного. Целью, предназначением этого мифа являлось в первую очередь сохранить единую линию преемстве и ногти эзотерического I Полиса на стыке двух эпох -Средневековья и Повою времени, что представлялось особенно насущным и актуальным в раздираемой религиозными конфликтами Квропе начала XVII столетня».

Бытует также мнение, объясняющее Андреевский крест (а у ро-•сикрейцеров он Андреевский) как символ, избранный Андреа для того, чтобы запечатлеть в эмблеме свое имя. ну а Розу - как символ гаины, таинственности. Это опрощение, на мой взгляд, мало оправданно, поскольку символизм - даже при столь примитивном -лобовом*, подходе - все равно себя проявит и в других, более ТОНКИХи более глубоких аспектах. Тем более что речь все же не о мимолетном г имволе, а о Кресте, имеющем повсеместное оккультное и мистичес-к°с значение. Колумб, прибывший в Америку, имел немалый случай "'Дивиться тому, что индейцы пох-хоняютея Кресту1.

Но прочтем Б. Беренса далее (курсив будет мой — Л.В.):

•О гностической, и. стало быть, "еретической" природе розеї крейцерстпа говорит не только легенда о X. Н. отказавшемся от "сі того города" Иерусалима ради таинственного Дамкара (если, кстат правильно предположение, что "Дамкар" следует на самом деле тать как "Дамаск", то в этом случае налицо прямая линия иреемствеї ности с эзотерическими братствами Ближнего Востока первых ков н.э.. иногда иносказательно именовавших себя "дамаскианами" ср. с названием одного из основных текстов Кумранской общиіпа Книга Дамасского завета или Дамасский документ, про апторов торого говорится в тексте, что "это люди, вступавшие в Новый вет в земле Дамаска"), не только эзотерическая доктрина Б: но и само символическое обрамление этой легенды и этой д< ны, ибо роза и другие сходные с нею представители ра< мира издавна считались у гн ости коп символами несказаниоймі койТайны. (Например, в Песнеофитов. известной в переложении Соловьева: "Белую лилию с розой, // С алою розою мы сочетаем. /, Тайной пророческой грезой // Вечную истину мы обретаем...") М* стический культ прекрасного цветка был в высшей степени развит іу суфиев, в которых можно видеть претендентов на роль настав! ков X. Р. Скрытом эротическая подосновароаспкрейцеровского ілизма (если рассматривать розу и крест как соответственно жен< и мужской символы) также связана с ритуалами и мистериями, тиковавшимися в определенных гностических кругах,где половое с< итие воспринималось как земной аналог высочайшего небесного \Не следует упускать из пилу, что мистические символы всегда мної значим, ибо "работают" на уровне коллективных архетипов, — помимо вышеуказанного значения, сочетание розы и креста мс был. также истолковано и как аллегория алхимического Великого ним(алхимия признавалась розенкрейцерами "царицей наук"; см. этой связи хотя бы Химическую свадьбу Кристиана Розенкрейда),: в чисто мифологическом аспекте, и иными способами.

Однако язык символоп. при всей сто архетип и чес кой наполіи ности. сам по себе чересчур абстрактен и эзотсричеп и в силу: может иметь хождение лишь в достаточно ограниченном кругу священных". Когда же определенная идея или доктрина, кул русмая в этом кругу, предназначается хтя распространения за его іделы - а именно это и произошло в начале XVII в.. - то она до; предстать перед потенциальными адептами не в виде отвлеченными абстракции, а в более доступной для восприятия форме; иными словами, символ должен найти для себя адекватное предметное воплощение и обрести некую, хотя бы и призрачную, плоть и кровь.

10 .тот механизм 'опредмечивания ' символа и был запущен в ход в случае с X. Kiы. как показала дальнейшая история Ордена, вполне себя оправдал -X. И. сделалех неотъемлемой частью духовной истории Западной Европы, не дав распасться "великой связи времен V

 

И вот мы поговорили, наконец, обо всех основных символах розенкрейцерства. Стало ли нам что-то более понятным в том. кто, для чего и но какому иоводу образовал Орден розенкрейцеров? Разъяснились ли задачи, которые розенкрейцеры поставили перед собой? И о i вечают ли хоть частично Крест и Роза тому, что мы знаем о розенкрейцерах за эти несколько столетий? А мы знаем хотя и немного, ПО нечто весьма существенное; розенкрейцеры были либо великие алхимики, либо великие долго- или многожитсли, либо вообще суперлюди, которым было подвластно все.

Однако хорошо сказала Е-П. Блаватская: называть всех христиан баптистами (потому, что они тоже верят в Христа) так же неправильно, как всех алхимиков именовать розенкрейцерами — лишь потому, что тоже занимаются алхимией.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 498; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!