ГЛАВА 7. ИСТОРИЯ ВЕЛИКОГО МИФА



 

Георг Шустер развенчивает миф о розенкрейцерах

 

Я умалчивал о взгляде на розенкрейцерство 1еоргаШустера. А он Поразительно сходится со взглядом Элифаса Леви на тамнлиероп. " тоти другой очень не любят — один тамплиеров, другой розенкрейцеров. Причем один из них — фрашгуз. другой — немец. Как и искрим тамплиеров связана в основном с землями Франции (не счи-г>*я.конечно, общей для них всех Святой земли), так роэснкренцс-Р°в - с 1ёрманией.Факт поразительный для авторов, которым '""Чедопалобы проявить гордость тем. что хотя бы описываемые ими события всликоіі европейской истории (независимо от их смысла) совершались на их родной земле. Ан нет!..

Маг Э. Леви не может простить тамплиерам еретичества и греха (которых, скорее всего, просто не было, мученики-рыцари оболгали самих себя), и зто все же понятно.

А вот что не нравится в истории розенкрейцеров Георіу Шу ру, мы должны рассмотреть в этой главе. Причем я очень надеюсь, что попутно с помощью уважаемого автора нам удастся раскрыть один из важнейших мифов розенкрейцерства, а именно — так ли уж достоверно существование и классических-то розенкрейцеров XVtl в.?..

Из всех авторов, исследовавших розенкрейцерство. I*. Шустер, сказавший про Орден Розы и Креста не так уж много, наилучшіт образом обосновал свою позицию. Правда, известный процент дл сомнения он читателю все же оставляет, и за то ему наше больше постсоветское спасибо. История Ордена и Христиана Розенкрей в интерпретации Г. Шустера отличается от известной вам толь небольшими деталями Но деталями тоже весьма существенными проливающими больший снег на деятельность братьев и приводяї ми эту деятельность в некую гармонию со здравым смыслом (если, конечно, читатель верит в то. что алхимия и магия вяжутся с та вым). Обратите на детали внимание по мере чтения текста Г. Шуе ра, а потом мы поговорим о них. Итак:

-Основание алхимических обществ сильно укрепило веру в р-решимость алхимической задачи, и благодаря этому в первой четпе ги XVII столетия распространилась вера в существование некое союза, члены которого, наряду с прочими тайнами, обладали тайн искусственного добывания благородных металлов, и который откр вал для всех ищущих соблазнительные перспективы тоже при шиться к такому знанию.

Подтверждение того, что такое общество действительно ствует, видели в нескольких анонимных сочинениях, появиі в 1614 и 1616 гг. В них подробно трактовалось о иском Обще которое поставило себе задачей реформу всего мира и облагоражив человеческого рода (курсив мой. — A.B.). Основателем его был не Христиан Розенкрейц. который родился в 1378 г. и в юные годы б отправлен с одним бывалым монахом в Святые места. Три года пробыл в Дамаске. Иерусалиме и у белых арабов в Дамкаре, а ПОТ

отправился в Египет и Фец. чтобы познакомиться с тамошними мудрецами. После этого прошло два долгих года, и Отец Р.К. вернулся через Испанию в Германию. Здесь он заключил союз с тремя единомыслящими с ним братья ми монахами, чтобы осуществить задуманную им мировую реформу. Так возникло Братство Р.К., то есть розенкрейцеров. После того как в Союз было принято еще четыре участника, все его члены рассеялись по земному шару и стали повсюду распространять свои идеи (курсив мой. и далее тоже. - АЛ)] но ежегодно они возвращались на родину, собирались в училище Розенкрей-ца и давали отчет о своей деятельности.

Маститый старец умер в возрасте 1 Об лет. Место, где on был похоронен, осталось неизвестным для братьев. Они действовали в духе учредителя еще 120лет. Впоследствии могила Роэенкрейца была случайно открыта в подвале Союза. Здесь, вместе с массой мелких мистических предметов, найдены были рукописи с изложением тайн и открове иий Ордена, главным образом, о представшем светопреставлении. Птавпейшая задача Союза, который просуществовал. должно быть, до начала XVI века, состояла в уменьшении земных бедствий путем приведения человечества к истинной философии, которую познал Адам После своего падения, и которой следовали Моисей и Соломон. Вместе с тем Союз обещал дать своим членам обладание высшим знанием и руководство к тому, как предохранить себя путем нравственно чистой жизни от болезней и недугов. То, что до сих пор было иэпестно и сообщалось только в тесном кругу братства, теперь должно было стать доступным для всего света. Поэтому и предлагалось ознакомиться с задачами Союза, которые были опубликованы. Всякий, кто выражал готовность честно действовать в его духе и сообщал свое имя. получал немедленно дальнейшие разъяснения. При этом для возбуждения людского любопытства немного приподнималась завеса над таинственным миром Ордена. Так. между прочим, осуждалось "проклятое дыхание золота", но тут же подчеркивалось с похвалой, что это Снятие было лишь parergon (побочным занятием) для братьев, и что они "знали еще тысячи подобных штучек и даже еше получше, чем

 

 

Хотя эти писания давали очень скудные сведения о задачах Иратства зепкрейцерое и таинственных средствах к их осуществлению, но в т°. весьма падкое па такие вещи, время они возбудили громадное любопытство, получили самое широкое распространение и вызвали необозримую литературу. G большим остроумием, по всего чаще с необычайной громогласностью пустого напыщенного словоизвержения трактовались всевозможные вопросы, например, о деятельности Союза и надеждах, сопряженных с вступлением в него. О том же, существует ли Союз в действительности, насколько точные сведения о нем распространяют эти сочинения, и кто неизвестный автор последних — такие и подобные им естественные вопросы, как это изумительно, вовсе нс- ставились. Очевидно, в головах царил такой невероятный хаос, что о проверке легендарных сообщений никто и не мал. Поэтому голоса, которые подвергали сомнению самое существ ванне Союза и отваживались высказывать взгляд, что Союз просто-напросто занимается распространением ложных учений по медицине и геологии, — эти голоса пропадали, и их, по-видимому, никто н слушал.

К числу тех. которые всю ту исгорию объявляли гнусным обма ном. принадлежал и сам автор таинственных книг. Хотя и горазд позже, по зато с большей убедительностью было выяснено, что а* ром этим является вюртембергскнй теолог Иоанн Валентин Андрея*

Что касается общей тенденции его сочинений, то в науке п ладает тот солидно обоснованный взгляд, что Лндреа имел в в предать в них осмеянию Страсть своей эпохи ко всему чудесному тайны теософическо-алхимической стряпни и легковерность сов менников. Как бы то ни было, по во всяком случае факт тот. что мое существование Союза не подвергалось сомнению ни в нерв время после появления этих сочинений, ни впоследствии. Явил" множество охотников вступить в таинственное общество. Но пи не получил ответа. И вот явились обманщики, которые, воспольз шись таким положением вещей, стали выдавать себя за Розенкрс церов и поддерживали веру в существование их Союза.

В большинстве случаев на первый план в этих двусмыслепп проделках** выступала алхимия. Она являлась одной их тех тайн привилегий Союза, которые приобретались новичками пемедле по их вступлении и завершались познанием философского камня, самом деле, эта радостная весть привлекла массу охотники и мнимые представители Общества немедленно признали их го ми к принятию па низшие его степени.

Таким образом, создалась возможность образовать во многих м стах группы из лип. веривших в свою принадлежность к летен дари му обществу. Какой-нибудь субъект, выступающий в роли представителя "Союзного Управления*1, мог вступить в сношения — от себя лично или от имени тех, которые группировались вокруг него в данной местности, — с другим, игравшим такую же роль в другом месте. Однако легитимировалось такое звание только мнимыми членами Союза, принадлежавшими еще к низшим степеням, по пи в каком случае не Высшим Управлением, ибо такового не существовало. Каждый из таких фиктивных представителей местной группы Розенкрейцеров мог поставить себя в такое отношение к другому подобному представителю, как будто бы он стоял ближе, чем тот, к Верховному Управлению Союза, занимал в Союзе высшее положение, а потому был глубже посвящен в его тайны. Кто именно из братьев Союза брал верх над другими, зависело отличной самоуверенности и смелости п обхождении, а также и от того, кто кого лучше умел обморочить.

Члены низших ступеней были связаны обетом строжайшего молчания. Само собой разумеется, что, кроме своего старшего, они знали только тех, кто принадлежал к Союзу в их местности. Что же касается их фиктивных эмблем*** (даже и те, которые носились открыто, были точно описаны), то эти сведения приходится принимать с опаской, если только не согласиться с тем предположением, что эти знаки были введены в употребление на тайных собраниях Божьими Брать-ями или же тайными Академиями и Обществами Натурфилософов, а позорную кличку "Розенкрейцеры" присвоила этим корпорациям не веж ест венная масса».

Что ни говори, приведенный текст, несмотря на свою повество-ватсльность, очень окрашен личным (или корпоративным) отношением автора к тому, о чем он пишет. Курсив, который я применил, не всегда совпадает с теми яркими кусками текста, о которых только что сказано, потому что курсив 1гужеи мне для другой цели — прояснения вопросов, которые возникли или могли у вас возникнуть в предыдущих главах. Например, многие нынешние авторы повторяют "Дно и то же: братья, мол, разошлись по свету, чтобы сравнить свое учение с другими и потом исправить его, т.е. внести соответствующие коррективы в учение. О том, что это совершенно бредовая интерпретация рассеяния братьев по свету, мы уже немного говорили. И вот наконец-то у I*. Шустера мы видим, для чего именно разбрелись братья: да конечно же. распростра11Ять учение, а не собирать и уточнять его! Однако из песни слова не выбросишь, и потому Г. Шустер, вероятно, цитируя -Сопгсмю», сообщает все т\' же ч\'шь. известную нам: раз в год братья собирались -п училище-. Стоило же разбредаться по спету! Ведь, припомним, дорога в один конец (скажем, в Индию) заппм;1лаполгода и больше. Это что же — только добрался и назад?.. Л как же распространять учение или -собирать- местные знания и -сравнивать- сучением?.. Или. получается, братья разбрелись все же не по свету, а лишь по Западу, то есть по Европе (Америка подавляющему большинству была тогда неизвестна. Австралия тоже).

Другая информация, которая для нас: очень важна, наконец-то ставит на свои места загадки, связанные с находкой усыпальницы Розенкрейца. Из всех прежних рассказов об этом событии можно было сделать вывод, что усыпальница была найдена хоть и не сразу по смерти Прославленного Отца и Врата C.R.C., но все же еще теми братьями, кто знал и помнил его лично. Правда, куда потом девалась эта усыпальница и где вообще находится здание, в подвале которого имеется (имелась) комната -с семью стенами и семью углами-, где почил Христиан Розенкрсйц, ни один исследователь не говорит. Еще нам было непонятно, какое значение имел для братьев свиток, найденный при Розенкрейце: ведь все знания суммировались ими всеми в какое-то хранилище (например, в другой свиток), а значит, не было никакого смысла мертвому Христиану Розенкрейцу держать в руке копию того, что им и так было известно (а раз они собрались здесь по прошествии некоторых лет. им непременно стало уже из стно н больше, чем в красиво оформленном, как вы помните, с кс). Из текста Г. Ш у стера нам делается ясно, что усыпальница на на все же через 120 лет после смерти основателя Ордена, а нетто делается понятным, как удивительна была находка: Розенкрсйц то лишь вчера почил, да и в руке его находился свиток, в коем со жался текст Учения. Да. через 120 лет по какой-то причине Ьратст могло утерять свое Учение, хотя совершенно непонятно, в чем кр ется эта причина. Если преемственность была прерпана (здесь н причина интересует уже меньше iltiiдаже вовсе не интересует). Ибыли уже совсем новые братья, то братьями какого Ордена и Учения они были? Получается, что текст, содержащийся в св был хтя них полным откровением (conlc«io)... Зато становится я ным. о каких именно 120 годах составил Розенкрсйц перед смерг транспарант -POSTСХХ ANNOS РАТЕВО» (-Через 120 лет я вое

 

1Б6 ну»). Действительно, накоиец-то впечатляет! И в этом присутствует сакральная тайна, которой в прежних рассказах о том же — не присутствовало.

Теперь прибавим к 1484 г. (году смерти Прославленного Отца и Брата) роэенкрейцеровские 120 лет. Получим 1604 г. На Руси Смута, Иван Болотников и ггрочис неприятности. А немцы открывают хтя

себя Христиана Розенкрейца...

Кстати, а почему — открывают?.. 11отому что Г. Шустер заявляет недвусмысленно, будто Братство Христиана Роэепкрсжга просуществовало все-таки только до начала XVI в. Однако отчего и почему имепиотак. нам он не разъясняет. К этой тайне Братства мы вернемся позже, а пока пройдемся по курсивам далее.

 

Попробуем порассуждать

 

Мы сталкиваемся с тою же целью, о которой нам говорит сегодня А.П. Соловев — это «мировая реформа и облагораживание человечества-. 11и больше, ни меньше. Заметьте, это записано в докумен тях. о которых мы все время говорим (их всего три) и которые приписываются перу самого Христиана Розенкрейца. Еще заметьте, что всего сто лет прошло с того позорного костра, на котором сгорели не только тамплиеры — сгорели какие-либо надежды на Святую Церковь бенедиктинцев, францисканцев, иоаннитов и т.д. Если бы документ был написан незадолго до костра — например, в 1300 г.. в него было бы проще поверить, чем в то. что он написан в 1400 или 1410 г. Правда, в 1410 г.. как мы помним по школьной программе, состоялась Грюнвальдская битва, но вот кто и с кем бился, а главное, кто победил — с этим у нас туго. Но я напомню, что бились польгколитовско-ругские войска Ягайла с Тевтонским орденом. И победили отнюдь не немцы. А в 1ёрманин какойто Розенкрсйц сочиняет тем временем воззвание к народам, где сообщает, что ставит своей целью -облагородить человечество». Это после того, как экспансия Тевтонского ордена на Восток наконец-то остановлена.

Еще не следует забывать, что Русь, находящаяся несколько восточнее пол!.ско-литовского государства, все еще была под татарами. Кого из них собирается -облагораживать- Христиан Розенкрсйц и какое той же Руси предполагает -философски избранное» правление?

Для сведения, едва ли не ос поп им ми участниками ГрюнпальдскоЙ биты были татары —как с той. так и с другой стороны. Примерно также, как за Русь па Куликовом поле стояли и татарские войскатоже, а за татар — литовскиеНу, об этом мы уже начинали -философствовать-.

Ро:1епкрейиерскнедокумснти нельзя назвать ни основополагающими, ни учре дительными. ии -самыми важными-, и нельзя этогосделан, только потому, что их и в самом деле всего три.-Хотя писания давали очень скудные сведения о задачах Братства Р крейцеров (признается, как мы уже видели, Г.Шустер. - A.B.)и Йнствснпых средствах к их осуществлению, но в то, весьма п-на такие вещи, время они возбудили громадное любопытство, п чили самое широкое распространение и вызвали необозримую л тературу». Так вот, эта «необозримая литература- не имела к сами розенкрейцерам непосредственного отношения, как не имею и я ним нспосредо венного отношения, потому что являюсь только комментатором к существующим па сегодня данным исследований и кументальным или предположительно документальным сведен о Братстве. Bñ -необозримая литература» — это была комменгато екая литература! Правда, алхимические или магические трактат могли существовать и сами по себе, без розенкрейцеров... Литера рл комментировала только те три источника, что были опублико ны в начале XVIIв., и все. К термину -комментаторская-, конеч же. можно отнести и любую литературу вымысловпо поводу розе крейцеров, в том числе мистификацию в русле и мистнфикац -анти». Влюбом случае, это была литература по иоводу.

Курсив про то, что якобы никто не удосужился проверить О ликованпмх источников. — это не совсем корректное замена Г. Шустсра. Анонимную публикацию вообще трудно проконтроли вать. если это не публикация с требованием выкупа, то есть если подключатся к поиску профессионалы (полиция, тайная поли или... инквизиция). Конечно же. никому на первых порах и в голо не могло прийти, что розенкрейцеры XVIIв. - это умело орган ванная интрига, мистификация, имеющая, можетбыть, соверше искренней целью подвигнуть человечество сделать хоть один ре ный шаг к провозглашаемым задачам. Апторы (предположи тел Андрея) не ожидали ажиотажа и испугались его. Но цель была д тнгнута. И столь простым средством! Правда, о последствиях

, .и:,.шип для -классических» розенкрейцеров еще можно говорить.

В истории, и особенно истории литературы, имеются и равноценные, и даже более яркие мистификации (правда, не со столь масштабными последствиями). Одна из последних - «Хазарский словарь» Мило рада Павича (кажется. 1989 г.). представляющий собой не только многослойную мистификацию, но и крутую интригу (впрочем, безобидную): автор издал одно и то же в двух вариантах — женском и мужском. — причем наверняка самый первый слой читателей прочел оба варианта (и мужчины, и женщины), то есть дважды иод-ряд од1гу и ту же книгу. Однако сколько истинной романтики, сколько блестящих придумок реализовано в тексте! Книга из отрывков, написанных в разных жанрах, в целом содержит в себе такой слой информации обо всем (попадается немного и о хазарах, однако прайда ли — судит только читатель), что зга хазарская -энциклопедия» на сегодня более реальна, чем сам Хазарский каганат, гпххущегтвовав-ший, видимо, меньший исторический период, чем тот. что суждено прожить книге. Да сейчас ведь мало кто и знает о том, что лаже критика не знала, кем написаны «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», и если бы не сам Пушкин, мы. вероятно, проводили бы сейчас текстологические экспертизы и гак бы ничего и не добились, поскольку, как и должно быть с гениальным писателем, все пушкинские повести написаны разным языкам, и |м>днит их между собою толь-кото, чему завидовал Толстой и что называется «пушкинской прозой». Впрочем, к А.С. Пушкину мы еще вернемся (думаю, очень недаром).

 учесть обстановку па литсрс1турно-И1Ггелле1стуаль11ом фронте начала XVII в.. мы еще проще ответим на вопрос «почему никто с самого начала не хотел разоблачить» авторов «документов» розенкрейцерства. Дело в том, что яти три документа как раз к моменту 'публикации очень назрели и вполне соответствовали общественному опросу на них. а лучше сказать - обществе и но-экоиомическому. Ажиотаж, последовавший за публикациями, доказал это. Можно даже промолчать о том факте, что именно в связи с публикациями и возчик наконец Орден розенкрейцеров, и. может быть, этого не произошло раньше (хотя как знать...). Похожим примером своевременности поставленною вопроса является неожиданно всплывшая не ред 11ерпой мировой войной тайна Атлантиды. Ведь более 2000 лет существовали диалоги Платона, где поднят этот вопрос («Тимей- и «Критий»), на протяжении 20 столетий многие авторы писали к платоновским диалогам комментарии и так и не смогли ни доказать, н опровергнуть первоисточника. Ажиотажа, как такового, можно сказать, не было, хотя многие ученые исследовали вопрос об нсчеан тем острове (или континенте?). И вдруг наступил момент, когда газете-Нью-Йорк Америкен» (20 октября 1912 г.) за подписью 25-него «доктора- Пауля Шлнмапа (внука знаменитого Генриха 111л на. раскопавшего Трою) вышла сенсационная статья «Как я па потерянную Атлантиду, источник всех цивилизаций-. Нельзя сказа -ажиотаж-, но очень устойчивый интерес не просто любителей п ключсниЙ. а серьезнейших ученых, п том числе египтологов. ГС гов. атлантологов (тогда они уже существовали), не спадает вот почти 100 лет. И это при том, что буквально двадцатью годами ра шс (1882) Игнатиус Донелли издал в Лондоне серьезнейшую кн об Атлантиде. — она, естественно, не прошла незамеченной, но отажа не вызвала. Более того: в 1911 г. книга была издана на нем ком языке (это обстоятельство как раз и поспособствовало знак ству с нею Пауля Шлнмана) и публикация тоже прошла спокойно, вот откровенная мистификация (если не сказать круче) внука вс кого Шлимлна подняла «девятый вал- интереса к Атлантиде. И знает, не благодаря ли -хорошо осведомленному- вруну Паулю II ману мы интересуемся сейчас и розенкрейцерами. — ведь тайн знания имеют для нас начало в Атлантиде! И вне сомнения. Ат тида получила их от кого-то, кто ей предшествовал на Земле. Тако же рода интерес вызвала первая книга Джеральда Хокинса о Ст хендже (начало 1960-х). Этим интересом не побрезговал лаже С издав русский перевод книги в 1963 г. Именно с тех пор. а не с мента предшествовавших исследований (на всем протяжении с ствования этот мегалитический памятник возбуждал интерес) С унхендж п центре внимания вот уже больше 40 лет.

И если говорить о -разоблачениях-, то голосов этих разобла ний (больше всего от египтологов) в начале XX в. по поводу все навсего статьи (!) П. Шлимапа никто из романтиков не услышал, то время как ca.ua тема пришлась им по душе. Или. например, м поколение помнит замечательный фильм Эриха фоп Дэнике «Воспоминания о будущем-, претерпевший потоки академических зоблачений и опровержений, но до сей поры не закрыта ни одна из мнительных -инопланетных- и другого рода тем, порожден может быть, даже больной фантазией одержимого исследователя. Пе так ли произошло и с «документами- Андреа? «...Эти голоса пропадали, и, по-видимому, их никто не слушал-, - сокрушается Г. Шус-

 

Это подтверждается еще и тем. что говорит он дальше; розенкрейцеры призывали единомышленников, и -охотников- нашлось предостаточно: -Явилось множество охотников вступить в таинственное общество. Но ни один не получил ответа-. Зато потом возникли -ложные- розенкрейцеры, обманщики — они-то и создали ложное Братство Розы и Креста. Таких отделений Братства, но словам Г. Шу-стсра, возникло тоже множество, и всякое из них старалось взять верх над другим — -кто кого лучше умел обморочить».

Наконец. 11-орг Шустер считает, что настоящих розенкрейцеров не было вовсе, и что под этим именем (неправильным, -позорным», как он гопорит. даже обзывая имя -кличкой», которую -присвоила этим корпорациям невежествен па я масса-) выступали существовавшие в действительности Божий Братья -или же тайные Академии и Общества Натурфилософов».

Запомним это и вернемся к тексту С Шустсра, приведенному в этой главе. Вы наверняка заметили, что в трех местах в этом тексте имеются звездочки —этосноски Г. Шустера. общий обт-ем которых, пожалуй, превышает размеры самой статьи. Но примечания также содержат важнейшую информацию, и я постараюсь привести эти сноски как обычный текст, а к тому же намерен, по мерс возможности, сократить их. Первая, и самая большая, сноска касается Иоганна Валентина Андреа. Вот она:

-А. (1586—1654) был человек разносторонне образованный, много видевший на своем веку, проницательный, высоко стоявший над своей мелкобуржуазной средой и свободный от того самодовольства, которым было прониюгуто ортодоксальное лютеранство того време «и. Он выступал против догматических распрей своей эпохи, в целом ряде сочинений проповедовал деятельное христианство, основанное на братской любви и взаимопомощи, и создал план основания религиозного братства, которое должно было соединенными Усилиями стремиться к осуществлсник1 своего идеала.

В качестве внешнего отличительного знака членам братства присваивалась эмблема страдания в любви (курсив мой. далее тоже. -Л.И.) — роза с крестом внутри. Но вследствие 30-летней войны

 

Fraternitas Christiana, вызванная к жизни в 1620 п, влачила весьма печальное существование.

А. еам впоследствии признался, что фантастическое произведение "Химическая свадьба" принадлежит его юношескому перу. Относительно других произведений он хоть и уверял, что содержание их является вымыслом, по автором себя не признавал. Николаи, а равно и Буле, впоследствии приписывал А. также и эти основные сочинения и держался того мнения, что общество, о котором они трактуют, "сочинено Л., под влиянием моральных и политических настроений, подобно тому как сочиняют поэму". Этот взгляд опровергается Гердером (Teutscher Merkur, 1782. с. 224 и след.): он говорит, что все это дело было для Л. лишь "игрушкой". К нему примыкает и loccöax. (loh. Val. А. и. seine Zeitalter, 1819). Он сопоставляет суждепия современников и изучает психологию времени, приходя к заключению, что если А. и был автором Fama и Confessio, то целью его была только сатира на многочисленных мечтателей его времени"».

Здесь я вынужденно прерываю текст сноски, ибо далее приводится вовсе несущественная чехарда авторов, которые были -за» либо «против» — только перечисление и констатация, кто из авторов кто. Но вот возникает автор по имени Ф. Клч (пишет этот автор в 1897-м):

-В своем почтенном, при всех его недостатках, труде Кач энергн» но отстаивает действительное существование Ордена роз< ров, то есть "тайного союза избранных ученых, связанных одним! и теми же общественными интересами". Неизвестный учредив этого Союза, некий "немецкий патриот", мечтал "учреждением его братства создать oiltot против всемогущего тогда Исзуитско! Ордена". Розенкрейцеры "были преданны теософии и человеколюбивым заветам"; что же касается алхимии, то oirá являлась для hi "чаепплм делом довольно сомнительного свойства". Учреждение о\ дена относится приблизительно к 1604 г. Раймунд Луллий и Фо» Кемпийский. эти кроткие представители "братов общей жизни", дали соответствующие черты для образа героя fama, доблестного Р< зенкрейца. Братство хотело основать ein Gehau .Sri Spiritus во славу жыо и Христову и в назидание свое собственное и всех прочих. Б "( ратья" принимали по предложению одного из братьев и требов; от нового ЧДСна клятвы в верности и молчании. Каждый из братье! был обязан "позаботиться в течение своей жизни об одной подхо; щей личности", которая могла бы "остаться его преемником" ш сго смерти. Формальное основоположение союза заключалось в требовании "братской любви и единения, спокойной, но умеренной и благодетельной жизни". Братья оказывали друг другу взаимную поддержку словом и делом. Во главе их стоял "Старшина", именовавшийся "Отцом" и распределявший работы. За ним следовали "старшие", на попечении которых находились "младшие". Эти последние составляли "классучеников, которые проходили курс учения". По мнению К. и др.. знаменитый педагог Коменский был "другом и приверженцем педагогической методы розенкрейцеров".

Важным шагом со стороны розенкрейцеров на пути к последовательному и законченному осуществлению их программы было принятое в 1617 г. решение "принимать в свой Орден членов независимо от какого-нибудь определенного христианского исповедания", но вместе с тем ими было установлено незыблемое положение, что доступ а Орден открыт только для христиан. К. видит в этом решении "основное положение новейшего франкмасонства" да и, вообще говоря, в позднейшее время "Розенкрейцеровское братство постепенно преобразовалось в братский союз франкмасонов". Это случилось в Англии, куда скрылись во время 30-легнеЙ войны остатки немецких розенкрейцеров.

Сопоставление всех данных, выясненных исследованиями об Андреа и его отношении к древним розенкрейцерам, приводит к убеждению, что окончательно еще не может быть решен вопрос о том, действительно ли существовал союз, о котором сообщают Ната и Сол/вше, или оба эти произведения имели целью лишь способствовать основанию такого союза, что, может быть, наиболее соответствует истине, — или же, наконец, все это было не более как простой пародией».

Открещусь сразу же от других курсивов — тех, коими записаны латинские или немецкие имена газет, обществ и т.д. А в первом из моих курсивов вы узнали трактовку символа «Крест внутри розы». Это мнение Шустсра (вернее, не мнение, а пересказ чьего-то определения) нам известно из предыдущей главы.

Относительно второго курсива (о том, что «Химическая свадьба Христиана Розенкрейпа» принадлежит -юношескому перу» И.В. Андреа) можно сказать следующее. Имеются данные о том, что *Го произведение существовало в рукописи уже в начале 1590-х. Крайний срок — конец гого же десятилетия (из-за каких-то ошибок свидетельствующих лиц). Но лаже в этом случае трудно допустить, чтоб 13—14-летний автор смог осилить стольстройное и упорядоченн алхимическое произведение, отражающее процесс Великого д ния. Тем более что. как мы уже знаем. -Химическая свадьба» нос еще и тамплиерскую (причем правильно примененную) атрибути причем имеет еще и испанские следы (мавры и пр.). Пародией назвать трудно хотя бы потому, что тамплиеры, о которых в смы детализации образа к концу XVI в. -юноше», даже весьма образо ному, знать было как-то не с руки, даже если оставить за ним лите турное мастерство, которое тоже откуда-то все-таки должно было взяться. Таким образом, все три источника розенкрейцерства у повисают в воздухе: от первых двух сам Андреа упорно откаэыва ся, третье же написать он. видимо, наоборот, пе мог. Так что мнен Ф. Кача немного не соответствует только что сказанному, то с -простой пародией» (последний курсив) документы розенкрей ров — по крайней мере от руки Андреа - не могли быть.

Предпоследний курсив весьма интересен также Я отметил тек где говорится, что Братство принимало в свои члены только хр тиан. Это противоречит целям розенкрейцерства — осчастлнв весь мир правильной властью и правильной философией (ну а за но и подлечить все человечество). Что они собирались делать с и днйцами, китайцами (про татар и монголов промолчим), евреями всей поголовно черной Африкой, где христиан были жалкие ос ки. да и то среди мавров (эфиопов) и коптов, — остается загад По крайней мере Ф. Кач в сноске Г. Шустера об этом не сообща И данный вариант розенкрейцерства сам собою -отменяет- пос шение. полученное Христианом Роэенкрейцем на Востоке. По; ется, ни в каких Дамкарах и Дамасклх юноша Христиан не бывал все свое тайное учение высосал из пальца, сидя в келье франциа ского монастыря. Сам Андреа - лютеранин, и может быть, таки образом Ф. Кач -догадался», что -юноша» Андреа не против -юн ши» Христиана Роэенкрсйца и еше некоторых ответвлений хри анства? Вероятно, беря только историческую канву событий крейиерства. Ф. Кач (илиГ. Шустер) забыл об основном содержан Ордена, то Сеть о тайном знании. А может быть, и тот и другой и ли о нем смутное представление. Признаюсь, что и я в нем не сил но все же стараюсь стать на позиции человека, который хоть до дывается о том. что оно существует, и существует в одной (или чти одной) и той же форме во всех конфессиях. Потому что принцип -Ka" наверху, так и внизу- - основной постулат, та -печка», от которой любой народ начинал -плясать».

Получается, Андреа нельзя верить потому, что он открещивается от того, что написал, и присваивает себе то, чего не писал. Кстати вспомним, что на смертном одре он признается в том, что сочинил все три произведения. Поверим ему относительно Fama и Confessio. возникших тогда, когда Иван Валентинович был уже в сознательном возрасте (около 1610-го). а о -Химической свадьбе» нам ничего не остается делать, как думать, что она имеет два варианта -сырой юношеский конца 1090-х и отредактированный рукою литературного мастера (самого автора) в 1610-х. Как понимать существо-панне -Химической свадьбы» в начале 1590-х. остается загадкой.

Идем дальше. Сноска под двумя звездочками касается слова -проделки-. Эти -проделки-осуществлялись -обманщиками-, образоплп шимн заявленное Андреа Братство Розы и Креста, и залучали в него легковерных. Вот эта сноска, данная Г Шустсром:

-Л. Келлер (Die Reformat um und die alien fie/ormparteien) ("Реформация и старые партии реформ" Перевод мой. — A.B.) указывает на то замечательное обстоятельство, что "отдельные сочинения, появившиеся в XVII в. под именем Розенкрейца. представляют собой не что иное, как воспроизведение таких произведений, которые создавались в XVI столетии в старо-евангелических общинах, известных под именем Крестителей. Поэтому можно было бы указать известную связь между так называемыми Розенкрейцерами XVII в. и "потомками тех древних немецких братьев, которые образовались на почве немецких обществ каменщиков - и благодаря вступлению любителей ремесла развились в некоторых случаях в Общество Гуманистов". — В другом месте высказывается еще следующее (М.Н. der Com.-Ges. 1899. S. 127 f. 1902 S. 145 ff.) (перевести это я не в силах. - A.B.): "Общество, которое само себе приписывало имя Розенкрейцеров, никогда не существовало, а были только такие Розенкрейцеры, которые (по словам некоего Роберта Флудда (.Summum Btmum), который мог *то знать"] называли себя не Розенкрейцерами, а Божьими друзьями и Братьями"... "Впрочем, существовали общества, академии и Школы натурфилософов, среди которых, помимо всех прочих символов . были в употреблении роза и крест. В. Андреа мечтал преобразовать и обделинить эти общества под новым именем и хотел ислыгать его применимость для СВОИХ заветных целей, для чего и отдал его па всеобщее обсуждение. После нескольких лег страстной литературной борьбы выяснилось, что это название не годится: противникам удалось придать ему характер секгы со скверным направлением и окончательно его дискредитировать'"».

Что ж. кое-что относительно -классических- розенкрейцеров, коими ознаменован XVII в.. становится ясным. -Обманщики-, но словам Г. Шустера, или сами зачинатели течения (в лице Аидреа. ио словам Л. Келлера) не смогли (а может, сделали вид, что не смогли?) сами справиться со своей придумкой. Но крайней мере мы теперь понимаем, каких Ьожиих Брап.ев имел в виду Г. Шустер в конце своей статьи. Именно ради разъяснения того моего курсива и пригодилась вторая сноска Г. Шустера.

Третья же сноска автора (под тремя звездочками) может пригодиться нам для общего сведения. Считаю, что это тоже некий (возможно, менее удачный) вариант розенкрейцерства.

-Члены Академии Алхимиков (Розенкрейцеров) или, что то же, Союза Божественных Братьев в Амстердаме (около 1022 г.) являлись на свои собрания с голубой орденской лентой, на которой висели золотой крест с розой. Редкое фантастичное, но при всем том очень нужное произведение Occulta phiuaophia, принадлежащее перу Орвия, "было напечатано на Острове довольства в 1737 г. с одного старинного и редкостного мат/скршгта" вместе с ~любоиьгп1ой новостью жизни автора и шайки его приверженцев". Здесь сообщается, что Розенкрейцеры носили в верхней петлице своих кафтанов черный шелковый шнурок и выстригали догола волосы между лбом и макушкой, точно преступники {Luder), что Розенкрейцер, при встрече с другим Розенкрейцером, говорил в знак приветствия Ave/•'rater, а тот отвечал ему Rosaeet Andreae benedictus Deus Dominus nosier, quidedit nobis sigmens[2].Там же упоминается и "фартук" (ЛсЛшт), который носит учреди гель Союза. Фартук, но указанию Келлера (М.Н. d. С.-С. IV, с 143), напоминал одеяние, практиковавшееся в итальянских академиях, и намекая на "постройку того храма духа", созданию которого посвящали себя члены».

 

Здесь вес понятно, и мои комментарии, как бы я ни старался, ничем не помогут. Правда, имею сообщить, что я могу перепести лить немного с немецкого, но никак не с латыни. Гак что если приветствие -Авс Фратер- еще можно по догадке перевести как -Здравствуй. Брат-, то длинный латинский ответ, в котором поминается зачем-то Андрса. здесь остается без должного перевода. Прошу прощения.

А может быть. -Аидреа- звучит в этом ответе неспроста? Вернем ся к материалу -Зазеркалье розенкрейцеров» А.П. Соловьева, где пстретим любопытнейший абзац:

-С именем И.В. Андрса связана еще одна загадочная история. В 1621 году вышла замечательная книга "Анатомия Меланхолии", автором которой был Роберт Бертон. Во введении к этой книге в одной из сносок упоминается имя "Йог. Валент. Аидреа, Лорд Веру дамский". Эта сноска соотносит немецкого ученого с сэром Фрэпсисом Бэконом, который и был английски.[3] лордом Веруламским. Лорд Бэкон родился в 1561 и умер в 1626 году. Есть много свидетельств, говоря тих, что похороны Бэкона были ложными н что, оставив Англию, он много лег жил в Европе под другими именами и посвящал себя служению тайному обществу и распространению его доктрин. До сих пор не утихают споры о соотнесенности Бэкона и Шекспира и их связи с розенкрейцерами. Если касаться споров об истинном авторе "Гамлета", фантасти ческой комедии "Сон в летнюю ночь" и других произведений, а также идентификации этих двух лиц, то интересно утверждение, что бард с Эйвоиа - это "призрачный капитан, розсп-крейцеровская маска"».

Комментировать здесь ничего не стану, но в процитированном тексте курсив, как вы правильно догадались, мой. А к Шекспиру мы ненадолго вернемся.

 

Загадки остаются

 

Итак, несмотря на некоторую сумбурность, с каковой писалась данная глава книги, мы выяснили несколько весьма важных подробностей истории Ордена розенкрейцеров. Во-первых. Христиан Ро-■нчікрейц - это явный миф. Андрса сам же его и развеял. Во-вторых, -классические- розенкрейцеры Х\Т1 в. - похоже, тоже миф. Мы достаточно внимательно и, насколько возможно, достоверно (честно гопоря. именно со стспсш.то достоверности дело плохо) проследили историю создания первого и второго мифов. Остальное - это вес же частности, какими бы подробными они пи были.

Однако остается два важнейших вопроса, которые пока что ни один исследователь строго не отмел:

1. Кто же занимался тайными знаниями? Ведь в XIX в. Элифас

Леви. называя себя розенкрейцером, рассказал нам о них. Это факт.

2- А может. Братство Розы и Креста все же существовало до XVII в.?

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 390; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!