ГЛАВА 15. ЗАГАДКА ИЛЛЮМИНАТОВ



 

У А. Кульского в его исследованиях розенкрейцерства присутствует одна важная мысль, с которой у других авторов мы не столкнемся. Если утрировать, содержание ее таково: -хорошие- роэенкре] церы в определенный исторический момент разделились на -хороших- и «плохих-. Имеется н виду, что первые исповедовали магию правой руки, а вторые — магию левой руки. И хотя и то и другое — это все-таки демонизм, но магия правой руки, используя демонические силы, творила благо, а пот магия левой руки — сами поп что. Именно от -плохих- розенкрейцеров и произошло течение 1 имени иллюминизм. во главе которого стоял Адам Вайстаутгт (< скос имя Спартак). Многие авторы пишут это имя как Вей< данная транскрипция неправильна: уже в середине и конце XX русски лучше было писать -вайе» (белый, weis ■ нем.) вместо -1 тем более что вся Россия знает и любит вымышленного героя на Вадима Кожевникова «Щит и меч» по имени Иоганн Вайс. Bi вала даже глупая шутка: -Иоганн Вайс, в переводе па русский —j сандр Белов-. Ну да не п этом, как говорится, дело, и потому i лсм к нашему делу.

Скептицизм Мишеля Монтени очень скоро переродился в; Просвещения. Как бы мы ни оценивали деятельность вс| Христа (или во всех вместе взятых богов всех религий) роз церов. даже и самых темных, которые верили в Антихриста, но то была верп, а значит, духовное начало во всех действиях присутствовало — либо со знаком плюс, либо со знаком минус. Атеизм же закрыл духовное, оставив лишь материальное, и Антихрист не замедлил этим воспользоваться. Как может адепт догадаться, что им от дьявол, как он может выбирать, подчиниться ему или бежать к шеннику. если он не верит ни в Бота, ни в черта? Самые crpai самые циничные задачи могли ставить перед собою лишь ат Какое действие вто могло оказать на общество? Лучше всех bi ся ио этому поводу, как ни странно, розенкрейцер Франсис -Атеизм - это топкий слой льда, по которому один чехолек может а целый народ ухнет в бездну.

Иллюминизм XVIII в. возник на такой вот неприглядной и I ной атеистической основе. -Светоносны-, называя себя Tai вряд ли догадывались, куда они решили привести человечество.-'

ГНММ намерениями вымощена дороіа в Ад-. - говорит другой афоризм. Если бы благими!.. Посмотрим, что такое иллюминаты, руководимые своим Спартаком.

Если начать заниматься исследованиями иллюминатства вплотную, вы непременно выйдете на весьма загадочный исторический парадокс. Иллюминаты Вайсгаунта просуществовали не более 15 лет-с 1776 г. приблизительно до 1790 г.. но политический резонанс, им сотгутстповавший. докатился и до нашего циничного времени - эпохи -мыльных- онер и голливудских фильмов мерзостей (не Знаю, почему они до сих пор называются «фильмами ужасов-? — никакого ужаса, одна тошниловка). В нашем отечественном телесериале -Фавориты любви- Адам Вайсгаупт удостоился чести быть исполненным выдающимся актером Арменом Джигарханяном, и история, рассказанная с участием нашего любимца, удивительпа по своей фанатической сути. Иллюминаты, показанные в историко-при ключей-ческом жанре, это не похищения и подвиги по спасению чего-то или кого-то. как в известных -Гардемаринах-, а действительно маги и волшебники, которые могут практически все. Однако ради •человечества- они делают лишь то. что-человечеству- необходимо, не бо-

 

 

лес. Этакие -добрые- духи, вершащие злые дела только п исключи, тельных случаях, ради прогресса.

()фицпальная информации об иллюминатах именно такова. Если говорить о і.ідачах, стоявших перед Орденом иллюминатов, то можно не повторяться и отправить читателя к перечисленным А.П. Соловьевым целям, которые якобы ставили себе розенкрейцеры — помните? Это - осчастшвитьчеловечество справедливіш в.іастью, дать ему правильную философию и этику, а также средство от всех болезней. Первые две задачи ставили себе и иллюминаты. Впрочем, третья имелась в виду попутно: в упомянутом телесериале коварный Спартак дает героям именно такое средство — и .тля того, чтобы герой выжил, и для того, чтобы забылся, н для того, чтобы внал в кому... У Джигарханяна все эти порошки имеются в лаборатории, причем выглядят они одинаково, и потому, конечно, только он и знает, гдеу него что лежит. И еще одна задача — воспитание нового человека. В общем, то. что в этом абзаце выделено курсивом, считается целями и задачами, которые ставились Орденом иллюминатов На моей памяти -воспитание нового человека- нашего времени - точно такую цель ставила себе КПСС. Если выглянуть в окно, можно сказать одно: допоспитывались!..

Как видим, на первый взгляд, иллюминаты — это логическое продолжение розенкрейцеров, которые, вероятно, ставили себе указанные задачи. Здесь — задачи перечислены официально, как практические и вполне реальные. То есть деятельность иллюминатов предполагала активное вмешательство в самую высокую иолитику. И недаром этот Орден настигли обвинения не только и не столько в н мібинстве: Вайсгауита называли даже -отцом- якобинцев! Это обвинение, возможно, не имеет под собой оснований, но известно, что наряду с якобинцами Французскую революцию делали иллюминаты.

А вот теперь самое время опять обратиться к имени иллюминатов. На протяжении данной книги мы не раз уже упоминали его. По* мните -световиков- и -евстоносцев-? Оба имени придумал, в обшей* то. я сам. чтобы спя тать слово -иллюминаты- со светом, от которого оно происходит. Розенкрейцеров называли так же по той причине, что они старались достичь Спета, то есть Спета Божественного. Правда, как подсказывает Е.П. Блапатская. и Люцифер получил свое имя от слова -свет-, но здесь для обьяснений придется весьма глубоко *йги в философию, причем в философия) дорозенкрениегктванятгяюы - рыцари розы и гест* 

Мы этого делать не станем, поскольку магия сама по себе не разделяет духов па -черных- и -белых- именно потому, что -мрак- в магии считается абсолютным светом, то есть тем светом, видеть который человеку просто не дано, а значит, в начале мрака, как и в основе видимого света. СТОИТ Бог. Договаривались и до того, что темных сил просто не бывает, ибо тьма - і/то лишь тот случай, коеда свет отсутспигу-ет. Как види і ■ . иллюминатами можно было называть и -светлых- ро зен крейцеров, и -темных-, и христиан, и сатан истов, и так далее. Что. собственно, и делали -философы», натурфилософы, а оссязен-по мати. Не ушел от этого принципа и уважаемый магист Элифас Леви. Припомним, что Луи Констап (если вы забыли, это настоящее имя Элифаса Леви) жил и творил в XIX в., то есть после Великой фрашгузской революции, а значит, уж он-то должен был различать иллюминатов-розенкрейцероп и тех, кто сами себя назвали иллюминатами, тем не менее, он нарекает магов и алхимиков прошлых веков иллюминатами.

У такого подхода могут быть две причины, и обе они — в пользу нллюминатов Ваисгаупта. Первая — показать, что у нллюминнэма гораздо более глубокие исторические корни и что временем рождения иллюминатов Ваисгаупта просто смешно называть 1776 г. Вторая — иокаїать, что иллюминаты — вто те же розенкрейцеры, только лучше, ибо у всех на уме остались только розенкрейцеры XVIII в., то есть ложные, псевдорозенкрейцеры, а иллюминаты, мол, самые что ни на есть настоящие.

Но есть и третья причина, и четвертая, которые крепко связаны между собой, и это становится очевидным, когда мы посмотрим на них как на одну вытекающую из другой, причем все равно, какую из этих причин поставить основной. И вот они: иллюминаты с самого момента их запрета в 1790 г. уходят в подполье и продолжают свою Деятельность, разрастаясь и углубляясь и территориально, и теоретически (политическая практика, естественно, не прекращается, а усиливается). Их невидимое влияние продолжается, причем оно усиливается до такой степени, что участие, иллюминатов в общественных потрясениях Европы уже XIX в. можно было бы назвать не только успешным, но и триумфальным. Если приписать иллюминатам большую часті, революций и восстаний, мы поймем, насколько железно поставил Адам Вайсгаупг перед иллюминатами их задачи, а ааодно, насколько они были реальными, то есть осуществимыми.

Официальное- возрождение иллюминатства в Европе в 1Н96 г. — луч-шее доказательство того, что почти ровно через 108 лег после якобы распада Орден иллюминатов жив и готов к «работе». Не забудем и того обстоятельства, что именно в 189С г., и с приходом в России нового императора Николая II, немедленно возникает «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Законы розенкрейцеров и масонов: 108 лет деятельности - 108 лет затишья, практически полного молчания, - разве не похоже? Правда, у иллюминатов «возрождение» происходит всего через 106 лет, но кто знает, как оно па самом деле?.. Старик Вансгаупт, явно кокетничая, сказал однажды: «Кто бы мог подумать, что. задумывая наше скромное общество, я окажусь зачинателем всемирного движения?» А Э. Леви прекрасно знает о невидимом существовании иллюминизма в XIX в. и делает перед ним реверанс. Это причина третья.

И вторая из названных, то есть четвертая, причина: вероятно, Альфонс-Луи Констаи имел личную причину выгораживать иллюминатов. Вы можете возразить: на что великому Maiy Элнфасу Леви какая-то политическая организация, да еще и потерпевшая фиаско в самой Германии, не просуществовав и полугора десятилетий? Ведь он прекрасно себя чувствовал и без членства в сомнительном Ордене... Действительно, трудно себе представить, что магист Элифас Леви — один из иллюминатов, про которых в XIX в. известно лишь, что они то ли были, то ли нет, то ли еще есть, то ли никогда и не существовали.

Доказательство у меня имеется только одно, правда, достато Kocneimoe. Но иногда косвенная улика может перевесить десяток прямых. О самом доказательстве — чуть ниже.

Если иллюминаты ушли в подполье, следовательно, они действо-ват уже либо безымянно, либо под чужими именами. Например, им было на руку, что вся Европа охвачена масонским движением, и следовательно, какие бы события, из которых могли бы торчать масонские уши, ни произошли, это было па полыгу подпольным иллюминатам. Если обратить внимание на лозунги, под которыми происходили революции — даже неудачные, типа Декабрьского восстания в России 1825 г. (5 повешенных, пентаграмма!), —эти лозунги несли в себе «совершенствование существующей власти» и «установление справедливых порядков», то есть то, что было написано на знамени иллюминатов. Одурманивание простого народа, который шел класть

1-оловы ради интересоп Ордена (на что была русскому крестьянину Конституция??? — ему бы императорский Указ об отмене крепостничества.-.), весьма ярко проявилось как раз в России: крестьяис-сол-тзтнки и народ, крича: «За Константина и Конституцию!» — были на сто процентов уверены, что Конституция — это супруга Константина... Положение усугубляется еще и тем, что иллюминаты — это одновременно и розенкрейцеры, и иллюминаты, и масоны. Недаром именно в России наблюдалась жуткая путаница в понятиях: одни и те же лица, состоявшие в одном и том же тайном обществе типа «Северная звезда», могли именопать себя и масонами, и иллюминатами, а иногда и розенкрейцерами.

Hv. вот обещанное доказательство, что Элифас Леви, вероятнее-всего, скрытый иллюминат. Его книга «История магии», из которой мы много черпали для рассказа и о тамплиерах, и о розенкрейцерах, содержит главу, которая так и называется: «Германские иллюминаты». Если вы помните, Э. Леви много раз повторяет слово «иллюминаты», когда говорит о магах, алхимиках, философах и розенкрейцерах. А в указанной главе слово «иллюминаты» звучит всего два раза. Один раз — когда он говорит (вчитайтесь внимательно!): «Давно, когда еще и не возникал вопрос о медиумах в Америке и Франции, Пруссия имела своих иллюминатов и ясновидящих, которые поддерживали постоянную связь с усопшими». Понятно, что курсив мой, Как видите, здесь речь о спиритизме, о духовидснии, о привидениях, но никак не об Ордене иллюминатов!..

Так чему же посвящена сама глава? А вот чему. Значительная часть ее повествует о том. как в 1ёрмаиии вызывают духов. Даже начинается глава вполне в нсиллюминатском духе: «1ёрмания — страна метафизического мистицизма и призраков». Да, метафизический мистицизм — это Германия. Но призраки — это все же, наверное, Англия... Хотя французу Копсгану, конечно, лучше знать. Ну да ладно. Потом Э. Леви рассказывает о том. как был устроен аппарат для вызывания духов в «доме для вызывания призраков», построенном специально ради этой цели королем Фридрихом Вильгельмом. Правда, не уточняется, которым по счету Фридрихом Вильгельмом. И вот наступает момент для второго упоминания «иллюминатов»: «Его опыты (Фридриха Вильгельма. - A.B.) были столь изнурительны, что он Дошел до истощения и был вынужден восстанавливать силы эликсиром, изготовленным по рецепту Калиостро. Имеется секретная перспнска по этому* вопросу, ко і орли цитируется маркизом де Лі труде, направленном против иллюминатов».

Ну. вот и вес упоминания. Причем здесь, как видите, слово люминат- опять употреблено в столь узком значении, что пдаже как-то неудобно. Выходит, иллюминат — это всего-навсего зыватель призраков, а не член Ордена иллюминатов, где пне и спиритизм наверняка тоже имели место, но какое-то сятое или сотое.

После многих слов, рааьягняющих. как все же было чудо вызывания призраков и какие имели место казусы и апе во время этих бесед с духами. Э. Леви заявляет, что -нет н более опасного, чем мистицизм, потому что мания, которую он пызывает. ставит в тупик все комбинации человеческой мудрости». Далее — долгие (но очень интересные) рассуждения на тему: «Тот, кто нарушает равновесие мира, просто дурак, и безрассудное маньяка — это то, чего не моїут предвидеть самые великие И - масса примеров (которые и интересны). О том. что а храма Дианы п Эфесе, зарабатывая себе заслуженную славу, но же. не мог предвидеть, что появится какой-то Герострат спалит в одпу ночь. И далее, через жирондистов и Марата, па. Равальяка — Э. Леви переходит к Наполеону. В отрывке, рый обязательно стоит привести, Э, Леви, во-первых, сам того желая, демонстрирует свою принадлежность к сонму бонапа-тов(это не моя придумка, это следует из текста), а во-вторых, ве ятио, приводит единственный в главе пример, который с нат можно было бы отнести к Ордену иллюминатов, если бы -и Штабе» был хоть каплей похож ira иллюмината. Тем не менее отрывок: -Немецкие чудотворцы считали Наполеона Ап упомянутым в Апокалипсисе, и один неофит, по имени Ш ступил, чтобы убить военного Атласа, который в данный нес на своих плечах мир, выхваченный из хаоса анархии. Но нетическос влияние, которое император называл своей было сильнее, чем фанатический импульс пемецких оккультных кругов. Штабе не смог или не осмелился ударить; Наполеон допрашивал его. удивился сто решительности и смелости. Ьудучи императором и понимая свое величие, он пе мог бы унизить нового Сцеволу прошением. Он показал свое уважение, приняв его все рьеэ и позволив ему застрелиться».

Далее значительную часть текста Э. Леви посвящает германскому (!) гаг'!"омV братству Мопсов, практиковавшему -мистерии шабаша и секретные обряды тамплиеров», но -в смягченной и почти юмористической форме».

Остаток главы принадлежит рассуждениям на ту тему, что германская мистика имела и своего великого поэта. Имеется в виду Гёте, поскольку: -1сте был посвящен во все мистерии магической философии, в молодости он церемониально показывал свою причастность к ней». Дальше автор рассуждает о творчестве великого Iёте — п частности, немного говорит о -Вертере», а остальное, до конца главы — конечно же, о -Фаусте». И все. Леви даже не упоминает, что именно Гёте был посвященным иллюминатом}. (Э. Леви не выдает -своих».) На этом глава -Германские иллюминаты» (третье, или, вернее, первое упоминание) исчерпывается.

Зато достаточно информации читатель сможет получить в книге Георга Шустсра -История тайных союзов». Иллюминатам в этом двухтомнике посвящено достаточно места. Одттако и у Шустсра характер разговора об иллюминатах весьма тенденциозный. Автор будто бы призван высмеять заранее любые догадки или домыслы о том. что иллюминаты не перестали существовать, что они растворились и в скрытой форме действуют, возможно, до сих пор (имеется в виду время натшеанин книги — начало XX в.). Однако история созданного Адамом Вайсгауптом -общества» представлена весьма полно. Говоря об иллюминатах, я стану в основном придерживаться именно Г. Шустсра.

Но в материале Г. Шустсра кое-что отсутствует, причем именно то, что и позволило потом считать, будто иллюминаты не умерли, а продолжали свою деятельность, причем весьма активную. Вероятно, но главе Ордспа уже не стоял Вайсгаунт (а может, и стоял?), тем более что его уже пытались оттеснить еще в бытность Ордена официальной политической нии1сй на теле Германии (и Европы) Но об ;>Том главном — после. Давайте взглянем, что говорит Г Шустер о самом Адаме Вайсгаупте.

"Вайсгаутгт родился б февраля 174Н г. в Иигольпттадте. Его отец ЦП профессором юриспруденции при тамошнем университете. *Оный Вайегаупт учился в иезуитской гимназии своего родного города. Едва 15 лет он оставил гимназию, чтобы предаться изучению Философии, истории и государственных наук, главным образом, пра-

 

ШПЫН. Проникнутый горячен жаждой шапня и мыи неутомимым честолюбием, он ногрулмлгя в изучение ской просветительной философии. Эта философия и гнет скою воспитания создали из него ярого противника ордена ского. в особенности с тех пор как он лично начал происков его последователей. 11 меньшей степени ОН с опасность, какая ему угрожала вследствие долговременного Иезуитской морали. В 1772 г. Вайсгаупт сделался экстраорди Я в 1775 г. — ординарным профессором естественного и цер права в Ингольштадтском университете. Эту кафедру в 90 лет занимали иезуиты. Неудивительно поэтому, что он их зависть: вооружеишде бесчестным оружием лжи и клеветы, стали преследовать его тем яростнее, что он пользовался успехом, привлекал многочисленных слушателей своими и по философии, нравственности, в духе немецкой проев философии. В 1774 г. Вайсгаупт присоединился к ложе-слушания Karl Theodor Zum guten Rat в Мюнхене. Пройдя все он почувствовал разочарование. После бе їства из Вавлрии унт нашел приют в Іоте у герцога Эрнеста 11. Просвешенный сам состоявший членом ордена Иллюминатов, сделал безд гостя своим гофратом и назначил ему небольшое ежегодное жание. Даровитый ученый проявил в Іоте активную литера деятельность. В своих сочинениях он не только отстаивал патов, но и восставач против Канта, метафизику которого резко рннал в духе популярной философии. Этот человеколюбивый, п исполненный самых лучших устремлений человек умер 82 лет, ября 1830 г., искренно оплакиваемый многочисленной преданных друзей. Кго сыновья Карл и Альфред вступили на при Баварском дворе и достигли здесь высоких должностей».

Уважаемый Армен Борисович, слышите? Убивая преда ту. готовя грудного ребенка для своих медицинских опытов ( кролики тогда были не в ходу; а может, под рукой их не было в же.'), вообще отнимая детей у матерей и делая из них боевиков дена иллюминатов. Ват герой Адам Вайсіаупт, оказывается, с грировал истинное человеколкэбие и был преисполнен самых шпх устремлений. Вспомним 1890 г.: практически однов организовали партии: в Ісрманни — Энгельс (на него с го ссылается Г. Шустер, конечно, еще не зная, к чему привели менее через четверть века зги новые -иллюмииатские- игры), а в России — Ленин, бывший тогда еще. кажется. Ульяновым. Человеколюбие Владимира Ильича нам сегодня уже доподлинно известно, ну а -самые лучшие устремления- господина Фридриха Энгельса нам известны также, правда, больше со слов Владимира Ильича...

11о посмотрим, что говорит Г. Шустер о Спартаке далее.

-Чтобы правильно оценить деятельность Вайстаупта, чтобы понять, почему этот молодой, неопытный человек пришел к мысли сыграть роль Лойолы немецкой просветительской эпохи, нужно принять во внимание условия жизни тогдашнего курфюрства Баварского. В течение долгих веков римская церковь старалась подавлять духовный рост сильного германского племени. В народе царили нравственная распущенность, невежество и суеверие, страсть к чудесному и дух нетерпимости. Тогда курфюрст Макс Иосиф, гуманный и просвещенный человек, серьезно заботившийся о благе своего народа, ограничил власть клира и указал выродившемуся монатестау сго место. Школьное дело, погублепиое иезуитами, было улучшено, основаны новые школы, реформировано гимназическое преподавание. Открытая в 1759 г. в Мюнхене академия наук пробудила дремав пше \мы, внесла свет и жизнь в мрачтгую духовную атмосферу и оказала благотворное влияние на все стороны жизни. Но вскоре обнаружился недостаток в опытном учительском персонале, так что снова пришлось обратиться к членам распущенного ордена иезуитов. Недоставало также дельных и добросовестных должностных лиц, чтобы провести школьную реформу, "вопреки противодействию враждебного просвещению клира и неподвижной, полной предрассудков народной массы". Наконец, руководителям часто не хватало серьезной выдержки и необходимого единодушия в действиях. Политическая прозорливость никогда не была сильной стороной немца, а мысль, что отдельный человек должен добровольно подчиняться, с радостью приносип. жертвы, бескорыстно отдавать всего себя, когда дело идет об общем благе, о государстве, созданном путем огром-ных усилий, страданий н опасностей. - эта мысль проявляла свою благотворную силу лишь временно, в великие моменты отечественной ист орин. И в Баварии в ту эпоху личные наклонности и взгляды, гайные нашептывания и открытая борьба препятствовали единодушной п плодотворной деятельности. Для победы нового поколения над 1лулостью и ленью понадобилось содействие государя, соедипив-

шего в себе положительный ум государственною мужа с ясным взглядом на вещи и непреклонной энергией. Но благородный Макс Иосиф не был способен к быстрым решениям, еше менее - к смелым поступкам. И когда с его смертью (1779) прекратилась старшая линия Вит-тельбахского дома и Бавария перешла к курфюрсту Карлу Теодору Пфальцскому, все патриоты могли ожидать самого худшего. Карл Теодор, человек посредственных способностей, преданный внешнему блеску, окруженный ленивой и безнравственной аристократі был всегда игрушкой в руках коварных женщин и наперсников, миникаицы, франпнеканкы и экс-иезуиты вели благородную борьбу за введение инквизиции.

Эти несчастные обстоятельства вскоре набросили свою тень также и на те области, где люди науки оберегали духовные богатства, жили и боролись за истину и просвещение. Уже в 1777 г., вследствие иезуитских происков. Вайсгаупт чуть не лишился споей должности. Со всех сторон окруженный врагами и преследователями, оклеветанный и опозоренный, несчастный искал помощи и спасения-.

Иезуиты воспитали достойного ученика. Он не сидел сложа руки, ^илия Адама Вайсгаутгга увенчались успехом 1 мая 1770 г., когда был официально учрежден Орден иллюминатов. Чтобы привлечь под свою опеку (у него с самого начала были грандиозные планы) не больше и не меньше, как... (приготовьтесь!..) всех масонов іермапии... Впечатляет? Еще как! Итак, чтобы привлечь всех масонов. Вайсгаупт поначалу собирался, вступив в масонскую ложу, занять там лидирующее положение и подобрать под себя все ложи. Но это оказалось не так-то легко сделать. Несколько лет он безуспешно бился над этой проблемой, но результата не было. Пожалуй, только от неуспеха своей масонской задумки и создал Вайсгаупт Орден иллюминатов, который мог бы создать и раньше, чем в 1776 г. Кстати, -молодому и неопыт-пому», как говорит о нем Г. Шустер, в 1776 г. было 28 лег, а это по тем временам — ire такой уж неопытный возраст, хотя, пожалуй, и молодой. Значит, как создавать, так опытный, а как отвечать за то. что собирался весь мир прибрать к рукам, — это еще молодой...

Версия Г. Шустера о том. почему Вайсгаупт так долго не мог вступить в масоны, весьма примечательна и исходит, скорее всею, от самого Вайсгаупта. Вот что говорит исследователь: «Прием его в ложу, чего он добивался, замедлился до 1777 г. Отчасти ею устрашил высокий взнос, требуемый при приеме, отчасти он был горько обманут в своих надеждах, ознакомившись с заблуждениями масонов, особенно резко проявившимися в ту эпоху». «Зелен был виноград», — мемуары лисицы, известные всем.

Вайсгаупт построил свой Орден иллюминатов по принципу масонов и иезуитов. Форма была масонской, а дух и устав — иезуитские. Только так, по мнению Г. Шустера. он мог противостоять иезуитам, А формой — вероятно, -заблуждениям» масонов.

Тот же Г. Шустер очень интересно рассказывает о самом моменте создания Ордена иллюминатов. Здесь все тоже со слов Адама Вайсгаупта. Вернее, даже просто цитирование основателя Ордена, который, в свою очередь, цитирует другого автора:

-Что было бы, думал я, если бы ты сам взялся за новое дело? Мне самому эта мысль показалась чрезмерно суетной, дерзкой, если не безумной; без имени и положения, без знания света и людей, без знакомств и связей, без поддержки, зная едва Инюльпгтадт, вращаясь лишь в обществе студентов, самостоятельно основать такое обще ство. Для этою была нужна громадная вера в самого себя, в свои силы, смелость, которая преодолевает все препятствия или, как это и было со мной, величайшая неопытность и близорукость, которая видит весьма мало препятствий или совершенно не .замечает их. Два обстоятельства оказали на меня решающее влияние. Как раз в это время один офицер, некто Экер, открыл в Бурггаузене ложу, которая занималась алхимией и начала быстро развиваться. Один член этой ложи явился в Ииголыптадт, чтобы там навербовать последователей и выбрать наиболее способных студентов. К несчастью, его выбор пал как раз на тех. которых уже отметил и я. Мысль потерять таким ігутсм самых даровитых юношей, да к тому же видеть их зараженными этой ужасной эпидемией, этой страстью к деланию золота и тому подобным глупостям, мучила и терзала меня. Я обратился за советом к одному молодому человеку, к которому я чувствовал полное доверие. Он посоветовал мне воспользоваться моим влиянием на студентов и предотвратить, насколько возможно, распространение этой заразы при помощи противодействующего средства— учреждения собственного общества. Сюда присоединился еще один импульс, превративший мое намерение в действие. Среди многочисленных книг, которые я должен был прочесть, чтобы надлежащим образом подготовиться к кафедре практической философии, я наткнулся на превосходное сочинение Аббта о заслуге. Ни одна книга не оказала такого влиянии на выработку моего характера и воли. как эта. При чтении этой книги я наткнулся на одно мгсто. которое должно было зажечь ярким пламенем дутпу. так наполненную прочими материалами, как моя. Вог зто место: "Способствовать временному и вечному благу многих и многих людей устроить их жизнь гак. чтобы она становилась все счастливее и совершеннее, сделать так. чтобы правила подобной жизни были для них таким же привычным, как и приятным делом, придумать такие положенії которые бы их. при всем их сопротивлении, вели к общему благу, браться за работу, когда никто еще не считает ее даже возможной, работать годами, порою даже бесплатно, обнадеживать, ободрять самого себя, не обращать внимания ни на какие превратности судьбы, пи на какие опасности, подавлять внутреннее отвращение или апатию, - и это все лишь с целью послужить на пользу и благо сердечно любимых ближних, созданных но одному образцу с нами; о, где человек, который поступит таким образом? Если его уже нет, то где же его статуи, где его мраморное изображение? Скажите мне это, и я пойду туда, замкну холодный камень в мои объятия и. вспоминая оригинал, оболью изображение горячими слезами благодарности". И спрашиваю я, разве зто место, которое я впоследствии, когда случалось падать духом, многократно перечитывал, не возвышенно н не способно вдохновлять читателя?»

И он решился, вдохновленный таким научением. И создал свой Орден. Названия -Иллюминаты- еще не существовало, и Вайсгаупт придумал другое, написав к Уставу заглавие: -Статуты перфектиби-л истов-.

Но продолжим рассказ Г. Шустсрл (курсив мой. - A.B.): -Вайсгаупт занял место генерала ордена tut из одного только властолюбия, как его обвиняли, нотакже из убеяедсния. что монархическое правление безусловно необходимо для преуспеяния его широких планов. Он. вероятно, говорил себе, что такие люди, как Игнатий, Фрашшсх, Доминик - его прообразы - никогда не выполнили бы своей задачи, если бы они делили свою власть с другими.

Первыми доверенными лицами и помощниками мастера были старшие студенты: Массспгаузен. Мерц. но прежде всего фон Цвак — сделавшийся впоследствии пфальц баварским советником правления - и маркиз фон Констанцо. Кто дружеское отношение к студентам, из которых некоторые жили у него к доме и ели за его столом, привлекло еще несколылгх учеников. Вскоре его агенты отправились

33*

в Мюнхен и Фрейзинг. а Вайсгаупт сам вербовал кандидатов в близлежащем Эйхштадте. Агентам он поручил приглашать молодых людей знатных, ученых, влиятельных, богатых, с привлекательной внешнос тью, светских и ловких.

Но. вопреки желанию, были приняты люди неспособные и недостой ные. которые возлагали на орден частью эгоистические, частью чрезмерные ожидания. Вайсгаупт сам часто жаловался, что они наносили ущерб чести ордена и тормошили деятельность немногочисленных честных членов. Вследствие этого, несмотря на всю агитацию, число членов ордена оставалось незначительным. Учениками ордена были большею частью молодые люди, которых еще нужно было воспитать в целях ордена. Эти воспитанники должны были впоследствии сделаться воспитателями следующего поколения и стать во главе дела. В благородном самопожертвовании Вайсгаупт ничего не ожидал для себя н со-премсипости и не рассчитывал лично увидеть плоды труда всей своей жизни. "Но кто имел возможность глубже заглянуть во внутреннее устройство союза, ознакомиться с неустойчивой нравственностью учредителя и сто помощников и подслушать их дружескую беседу, тот совершенно не сомневался в том. что фантастическая пекггройка. которую возвели такие безумные руки", не могла долго существовать. Воображение Вайс1ауггга иногда уносилось в мечты о "служении опт. ордену огня, храму опт". При постоянных раздорах между деспотическим начальником и легкомысленными, ненадежными помощниками действительно казался близким момент, когда все это удивительное строение должно было рух1гуть. Но ■ минуту величайшей опасности в него удал с к: ь вдохнуть новую душу и новую свежую жизнь-.

Далее Г. Шустер вроде бы походя передает читателю очень важ-1гую информацию, которую даже в энциклопедиях найти очень трудно. Мы выясняем, что Север Германии не только был протестант с ким. но и -обработанным франкмасонами-То есть Юг. следовательно, был католическим и масонами обработан меньше. Значит, становится немного яснее, чем прежде, отчего Ордеп иллюминатов столь медленно вписывался в жизнь: духа протеста на Юге было значительно меньше, меньше было желания что-либо менять. В конце 1779 г. маркиз фон Констанцо отправился во Франкфурт-на-Майне вербовать в иллюминаты протестантов. Именно там он и познакомился с фон Книгте. высшим аристократом, который скоро очень много сделает для Ордена.

 

Со свойственным ему легко воспламеняющимся энтузиазмом

Книггс. который тогда сср!.еэно был занят учреждением ногомасонства, увлекся сообщенными ему новыми идеями. Ему лось, чтоворлене. который ОН считал давне» основанным, он идеал, о котором мечтал - "союз благороднейших, священный он непоколебимых борцов за мудрость и добродетель". Кра вые письма Вайсгаупта к нему еще более воо.тушевили его.

Книгге не удовлетворился вербовкой юношества: он стал« ся главным образом за знатнейшими, ученейшими и благород людьми. При его деловитости ему вскоре удалось склонить к о ну большое число лиц и пробудить в них самые горячие упова В пламенном воодушевлении они стремились, в свою очередь, НИТЬ к ордену Иллюминатов своих лучших друзей.

Быстрое и широкое распространение его граничит г чудесны И все же это бесспорный исторический факт: страстная жажда мапилма, необузданное, хотя и неясное, стремление к свободе и космопа, тизму паполняли сердца людей той зпохи. а большинство члене по-видимому, соблазнялось реализмом этого учения. Выло до оч видности ясно, что это учение "влияло самым благотворным обр эом на нравственное облагорожение человеческой природы, иие народной веры''*', создавало новое евангелие только что завое ной гуманитарной идеи". Не только на католическом Юге. но и протестантском Севере, в Дании. Швеции и России орден на горячих последователей. Среди 2000 членов союза встречаю люди из всех слоев общества. Даже министры, епископы и зьл67».

То. что масонству удавалось сделать лишь за десятки лет, а столетия, иллюминаты -провернули- очень проворно. Не( месяцев, от силы лет, понадобилось, чтобы максимально дит ь» состав Ордена. Книггс тоже совершенно никто не мешал <

НИЗОВаТЬ ВСе ПО-СВОСМу. ВПЛОТЬ ДО того, ЧТО В Орден ИЛЛЮМН1

перекочевали те самые степени посвящения, что практиковались: масонстве. Может быть, как раз ВТО обстоятельство внесло в России путаницу в залетевшие в нее представления о том. кто есть кто то ли масон, то ли иллюминат, а в масонстве есть еще и степень р*>" зенкрейцерства... Несчастные декабристы, вослед за Новиковыми, Кьтепищевыми-Кутузовыми и проч., — они помыслитьне могли, идлюминатский ритуал был разработан фон Кнште лишь до средних степеней, а высших в нллюминатстве па ту пору — не существовало... дрсоиагиты. числом двенадцать (апостолы же!), были высшим клас сом. что стоял близко к Ісііерхтисгимусу (Спартаку). Что там на самом деле было ниже, один Бог ведает. В самом же низу - мннервалы, первые посвященные, возникавшие из учеников, которым степени не полагалось, однако, по сообщению Г. Шустера. набирались они не самотеком: члены Ордена присматривались к кандидату в ученики, а потом не сразу вносили ему свое предложение. Принцип розенкрейцеров, именуемых -классическими». Не лукавит ли Адам Вайс-гаупт, когда подобное описывает? Много пришлось присматриваться, да скоро же две тысячи посвященных набрано.

Посвященный в мннервалы - еще не посвященный. Первый посвященный — то вторая ступень: инициат. Далее и выше — младший иллюминат (минор), больший иллюминат (мажор), управляющий иллюминат (или что-то в этом роде — дирижер. Ит^п).

Фон Книггс не узнал благодарности...

-Вся система в ее целом сохранила иезуитский характер и узаконила деспотическую опеку н надзор за остальными членами. Для эпохи просвещенного деспотизма такая опека была менее оскорбительна, чем для нас. Она была даже необходима для распространении просвещения. А от надзора люди с положением были заранее ограждены. Для новичков и мипервалов. побуждаемых к прилежным занятиям и обязанных беспрекословным послушанием, сущность ордена оставалась сокровенной тайной. Если іштомник находился в хороших руках то. как уверяет Воде, "прилежание учеников увеличивалось, любознательность пробуждалась и поощрялась, и сердце открывалось для всего доброго и благородного*.

Причина раздора между обоими вожаками заключалась в коренном различии во взглядах на религию и церковь, на управление орденом н форму различных обрядов. Книгге увлекался фантастическими обычаями так называемых высших степеней системы строгого послушания, поэтому он страстно желал перевести их в новый союз и. если возможно, облечь в еще более фантастические формы. Ьаисгаупт же, этот трезвый мыслитель, подобно большинству немецких ученых, не свободный от своенравия и упорства, быть может. Даже томимый завистью, не мот отрешиться от пристрастия к мишурпому блеску и признать неоспоримые заслуги своего сотрудника Никогда еще честный труд не встреча.* более недостойной оценки. Книгтс чувствовал себя хлубоко оскорбленным непростительным отношением к нему Вайсгаупта. Возникли серьезные недоразумения. Но полный разрыв был вызван другой причиной.

Вайсгаунт, пытавшийся развить и оформить основную идею Иллюминатства. постепенно пришел к воззрениям, далеко опередившим цели господствующей немецкой моральной философии. Он создавал утопические мечты о всеобщей свободе и равенстве. Но в эти неведомые области Кннггс но самой природе своей не хотел и'не мог последовать за мастером. Он предпочел совсем выйти из ордена. Письма и документы, полученные им от Вайсгаупта и других, опубликование которых было бы для некоторых в высшей степени неудобным, он уничтожил — черта великодушия и благородства, которая сделала бы странного, поверхностного просветителя более близким нашему сердцу, если бы мы не знали, что он оставил поле битвы68 как раз в тот момент, когда лемуры принялись рыть Иллю-мипатству могилу».

Из этого отрывка нас может интересован, не столько содержание (что над Орденом нависла угроза), не столько отношение Вайсгаупта к барону фон Книгге, сколько трепетное отношение интеллигеп-та Г. Шустера к Вайсгаупту. как гению, опередившему время, и достаточно презрительное, столь же интеллигентское (или. лучше: мещанское) отношение к фон Книгге: ишь, обиделся!.. В том числе я восстановил собственную сноску Г. Шустера. которая усугубляет впечатление. -Бедный Иорик!» Догадывался ли, что сделают и с Россией, и с сто родной 1срманисй яайсгаупты — ■ гении, опередившие время» — в двадцатом столетии?..

-Поход против Иллюминатства начался в 1783 г. Книгопродавец Штробль в Мюнхспе добивался приема в орден, но быт отвергнут. Раздраженный нанесенным ему оскорблением, он поднял шум. Затем историк Вестсиридер, серьезный, глубоко нравственный человек, сделавшийся Иллюминатом под именем Пифагора. ентпипнл союз в себялюбии и недостатке патриотизма, в то время как каноник Дан-цер горько жаловался на преследования со стороны Иллюминатов. Насколько эти голоса встрети^ш общественное сочувствие, остаюсь неизвестным. Известно лишь, что многие уважаемые члены внезапно отказались от своей принадлежности к ордену. Среди них был и "заслу-

 

жрнный" Утцшнсйдср, Хоткаммеррат, секретарь герцогини Марии Анны Баварской, аббат Реннер. профессор Грюнбергер. священник Косаидей, поэт І Іаупзсрт и др.

Они делали самые страшные разоблачения; говорили об изменнических замыслах Иллюминатов и тому подобных ужасных вещах"*. 3>то не осталось без последствий. Уже давно Иллюминаты были шипом в глазу иезуитов и Розенкрейцеров, господствовавших при дворе. 22 июня 1784 г. был издан указ курфюрста, запрещавший всякие тайные общества. Франкмасоны и Иллюминаты немедленно закрыли свои храмы. Они готовы были даже открыть все бумаги ордена и публично требовали, чтобы трусливые клеветники подтвердили свое обвинение. Но вместо того всемогущий патер Франк и его достой-пый помощник Крайтмайер издали 2 марта 1735 г. от имени курфюр ста второй указ о запрещении тайных обществ.

Несмотря на то что Иллюминаты беспрекословно подчинились Высочайшему повелению, несколько человек из их самых горячих сторонников были привлечены к ответственности. Первой жертвой пат глава Ордена. 11февраля 1785 г. Вайсгаунт. как "высокомерный и дерзкий глава ложи", был лишен профессорской кафедры, присужден к публичному покаянию и лишен права зашиты».

Дабы не вздернули на виселице (так Вайсгаупт гам написал). 1е-пералиссимус бежал. В Регенсбурге на его след опять напали, и тог-да он вьпгуждеп был уехать за границу, к принцу Слкс-1с>тскому. Остальное о нем вы знаете. А вот об Ордене:

■-..На несчастных Иллюминатов была спущена презренная свора сыщиков и доносчиков и обещаны награды за розыск заговорщиков. Началась сминая травля. Уличенный в принадлежности к ордепу или упрятывался ночною порою в тюрьму, или без формального процесса изгонялся из страны—судьба, постигшая советника Цвака, профессора Воадера. маркиза фон Коиггапцо, гофрата Ісртсля и др. Иногда, впрочем. Священный трибунал все же внимал голосу человеколюбия. По крайней мерс, влиятельные графы фон Паппснгейм и Гольштейн очень скоро были освобождены от преследования. Безуспешно молили обвиненные о справедливости, указывая на явную ложь и противоречия свидетелей, напрасно предлагали они противополож-н,'*е доказательства. Обыск, произведенный 11 и 12 окгября 1786 г. в квартире І Івака в его отсутствие, дал целую кугу документов, которые °скоре после того были опубликованы и разосланы всем европей-

339

$___________ «ИНЫЕ «ЩЕПВД. ОРДЕНА Н СЕКТЫ____________

ал. именуется "по его имени" — Gahtx.В поэме К per ьс на дс Труа и Перссваль на там Таллом" — "Li Gallois". Случайно ли это? Мы уже говорили об огромной роли Феникса в обоих корпусах текстов — безусловно. Феникс символизирует восставшую из пепла сакральную династию I la ре и Мира. И давайте сравним названия двух наиболее типичных трактатов Граалнаны и алхимии. Т. Мэлорн": "Повесть о Святом Граале- <...> каковая есть повесть, трактующая о самом истинном н самом священном, что есть на атом свете". А вот как начинается трактат Василия Валентина "Двенадцать клишей": "<...> коими двери таинства Древнего Камня наших предшественников отворены. За ними же наитаинственнейший источник вселенской святыни обнаружен". Дискурс налицо.

Даже такая деталь, как появление героев Святого Грааля в красных доспехах, соответствует изначальной cTpyícrypc Дреппего Камня и »1.пхч работы, именуемому Rubedo. "Кабота п красном". А если мы вспомним Персеваля Кретьена де Труа — "Красного рыцаря", и его невесту Вланшсфлер. "Белого цветка", то получается, что Фауст 1стс в своих алхимических сентенциях чуть ли не апеллирует к роману фрашгузгкого трувера:

 

Явился красный лев, — и был он женихом. И в теплой жидкости они его венчали С прекрасной лилией9, и грели их огнем, И из сосуда их в сосуд перемешали.

 

...Алхимические онусы действительно являются рецептами не только тотального исцеления и пробуждения светового начала внутри нас, по и нахождения "скрытого царя христианского мира" (Куг* ба и имама в традиции суфизма и шиизма, скрытого Мессии иудаизма). Более того, получается, что. просветляя себя, человек просвет лясг мир и облегчает страдания закованного в материю Светового Вождя, приближая его актуализацию и глобальную манифестацию абсолютной божественной справедливости. Ведь Вождь Света авра-амических традиций, находясь в сокрытии, безмерно страдает. Мы помним вопли страданий всей земли при появлении во дворце Грааля "Копья расплаты". Иудеи рассказывали, что скрытый Мессия, нищий и неузнанный, сидит на одном из мостов Рима и помогает перебинтовывать повязки прокаженным. Кутб суфиев скитается как


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 640; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!