ЯВНАЯ И ТАЙНАЯ ИСТОРИЯ ТАМПЛИЕРОВ
Nbsp;
Варакин А.С. – Розенкрейцеры - рыцари Розы и Креста
МЕГАПРОЕКТ - TERRA INCOGNITA
Варакин А.С.
В18 Розенкрейцеры - рыцари Розы и Креста / A.C. Вараютн. -М. : Вече, 2007. - 416 с. : ил. - (Тайные общества, ордена и секты).
ISBN 978-5-9533-2352-9
В этой книге исчерпывающая история тайных обществ соседствует с будоражащими воображение легендами о Христиане Розенкрейце и Джоне Ди, о Парацельсе и Сен-Жермене, о Святом Граале и сокровищах тамплиеров... В чем состоит миссия полулегендарного братства, избравшего своим символом мистическую Розу, вознесенную на Крест? Действительно ли это братство хранило тайны глубочайшей древности, или же оно возникло лишь в XVII веке, став неудавшейся попыткой одухотворить материалистическую науку и воздействовать на судьбы человечества?
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ. НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ 3
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ТАМПЛИЕРЫ И РОЗШКРЕЙЦЕРЫ 11
ГЛАВА 1. ЯВНАЯ И ТАЙНАЯ ИСТОРИЯ ТАМПЛИЕРОВ 12
Расхожий вариант 12
Фантастические уточнения и тайны 20
Иудео-христианство первых веков 24
ГЛАВА 2. ИНОЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ ТАМПЛИЕРОВ ВО
С точки зрения Элифаса Леви 30
Суровый немей и грамотная француженка 38
Поговорим о мистериях и еретиках 50
Кто есть кто? 59
ГЛАВА 3. ЗАГАДКИ КРУГЛОГО СТОЛА И ГРААЛЯ 64
Лсгепды-мнстерни 64
Язык магии, криптография и лубок 68
Святой Грааль. Галаад и алхимия 73
Труверы, авторы "Короля Артура» 82
ГЛАВА 4. ЗЛГЛДЮ\ФИГ1АПСОБОЙ МОЩИ ОРДЕНА ХРАМА.... 94
|
|
Немного правды 94
Младшие сыновья Старого Света 96
Жить-поживать и добра наживать 99
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ 112
ГЛАВА 5. ТАЙ! 1А ПРОИСХОЖДЕН ИЯ
ХРИСТИАН РОЗШКРЕЙЦА 112
Общеизвестная история 113
Доля скепсиса 116
Продолжение стандартной истории 118
Изрядная доля скепсиса 122
А что говорят теософы? 126
Скептическая и нссксптичсская точки зрения 130
ГЛАВА 6. ТАЙНА СИМВОЛОВ РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ 135
Некоторые мысли о разрешимости
и неразрешимости загадок 135
Символы 138
ГЛАВА 7. ИСТОРИЯ ВЕЛИКОГО МИФА 161
leopr Шустер развенчивает миф о розенкрейцерах 161
Попробуем порассуждать 167
Загадки остаются 177
ГЛАВА 8. БЫЛ ЛИ -1ТХРЕ^ОДНЫЙ ПЕРИОД»
МЕЖДУ ТАМПЛИЕРАМИ И РОЗЕНКРЕЙЦЕРАМИ? 178
Элифас Леви — за или против? 178
Великое делание за 100 лет до Христиана Розснкрейца 181
Элифас Леви о магах и колдунах 193
География и морфология «классики» розенкрейцерства 197
Откуда есть пошла систематика 204
ГЛАВА 9. ВЕЛИКИЕ МАГИ И .АЛХИМИКИ,
ЯВЛЯЮЩИЕ ПОРТРЕТ C.R.C 208
Прототипы C.R.C 208
Невероятная история, рассказанная нагон о мате 213
Раймунд Луллий и тайное знание 222
ГЛАВА 10. ДРУГИЕ ВЕЛИКИЕ МАГИ 229
ДжонДи 229
1еирих Корнелий Агриппа фон Неттесгейм 237
Филипп Аурсол Тсофраст Бомбаст фон Гогенгейм
|
|
(Парацельс) 243
Кунрат и Постель 246
ГЛАВА 11. АЛХИМИЯ: ВЕЛИКОЕ ДЕЛАНИЕ 250
ГЛАВА 12. ЗАГАДКИ ЗОЛОТЫХ ЗАПАСОВ НИОТКУДА 261
Еще одна история о Раймунде Луллий 261
Легенда о Колдуне- Мельнике 267
Легенда о Джоне Ди и Эдварде Келли 269
Венцель Зейлер и Тристан Старый 282
Истории с учеными и пафферами 286
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПРОСВЕЩЕНИЕ И ЗАКАТ
РОЗЕНКРЕЙЦЕРСТВА 291
ГЛАВА 13. ГЕНЕРАЛЬНАЯ ТАЙНА РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ
XVIII ВЕКА 291
ГЛАВА 14. СОВЕРШЕННЫЙ РОЗЕНКРЕЙЦЕР
СЕНЖЕРМЕН И ЕГО ТАЙНЫ 305
ГЛАВА 15. ЗАГАДКА ИЛЛЮМИНАТОВ 322
ГЛАВА 16. РОССИЯ И ТАЙ11ЫЕ ОРДЕНЫ XX И XXI ВЕКОВ.... 342
-Тамплиерскис» мотивы в старообрядчестве 342
То ли масонство, то ли розенкрейцерство 346
Л во г и окончание давней истории 352
Новейшие розенкрейцеры 358
ГЛАВА 17. ПАРАДОКСЫ РОЗЕНКРЕЙЦЕРСКОЙ ТЕМЫ.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ 361
Откровение от .Александра Кульского 361
Каков процент от общего? 367
Великий велик во всем 376
ПРИМЕЧАНИЯ 397
ПРЕДИСЛОВИЕ. НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Братство Розы и Креста, о котором иойдст речь в этий книге, одно из самых загадочных и не поддающихся привычному историческому осмыслению. Мы не можем сказать о нем определенно даже того, что вроде бы никак не связано с содержанием, смыслом существования тайного общества: например, историки не знают и приблизительной даты возникновения Нратства. Впрочем, скоро вы убедитесь, что это не сопегм так.
|
|
Розенкрейцеры, как принято считать, берутсвое начало в небольшой общине — братстве, возглавляемом монахом Христианом Розен-крейцем (1378-1481). однако не всякий исследователь согласите* с этим утверждением, поскольку -официально- Братство родилось лишь в начале XVII в.. и эту общину мы сейчас называем -классическими- розенкрейцерами. Некоторые же исследователи относят образование Братства в гораздо более глубоким векам, чему также имеется много подтверждений. Причем имя Христиана Розенкрсйца. как имеющего отношение к рассматриваемому сообществу, вовсе не является первичным, достоверным и тем более основополагающим. Хотя бы потому, что нс только даты жизни Роэенкрейца весьма условны, но условно-символично и само имя. как условны и символич ни имена легендарных или мифических царей — Менеса. Миноса. Ману и т.д. (если перевести это просто как Человек, или Мужчина, если хотите — Адам), в том числе и вроде бы подтвержденного археологическими находками троянского царя Приама (в переводе — просто -Первый-). Иногда розенкрейцеров, учитывая имя Христиан, которое якобы носил Розенкрейц (кстати, и Е.П. Ьлапатская, и Е.И. Рерих именуют его Розенкранцсм). называют исгинными хри стианамн (в отличие от -неистинных» официальных католиков, православных и разного рода протестантов), что также не может быть точным или правильным, поскольку даже первохристиане. общин которых было множество, нс исповедовали мистики и оккультизма в таких обьемах. чтобы это явилось основой нынешнего христианства. Касаясь деятельности Ордена тамплиеров и их борьбы за Свя тую Церковь, мы увидим, что и первохристнапг.тпо само по себе, и тайные последователи разгромленных тамплиеров с большой долей достоверности могут быть основой розенкрейцерства, но вовсе не потому, что и гам и тут одним из главных символов является крест. Вот что пишет о кресте розенкрейцеров Е.П. !>ланатекая в статье -Оккулыизм или магия- из сборника -Новый Панариоп»:
|
|
-Братство Розового Креста было основано лишь в середине 13-го века, и название его происходит не от латинского слова Rus (роза) и не от креста, символа Lux (света). Происхождение братстпа может быть удостоверено любым серьезным, истинным исследователем оккультизма, оказавшимся в Малой Азии, если он захочет свя-зать свои жизнь с одним из братств и посвятить себя 11а итрудн е и ш с й работе по расшифровке манускрипта розенкрейцеров, который строго хранится п архивах самой Ложи, основанной первым кабба-листом, почему имени было названо Братство, носящее теперь црутс название».
Таким образом, вы видите, что и название данной книги, в котором говорится всего о семи веках розенкрейцерства, можно считать весьма условным. Однако я оставил это название: такое решение принято лить потому, что именно о семи веках существования Братства Розы и Креста мы можем говорить с более-менее известной нам степенью достоверности. Хотя, конечно, если принять во внимание само содержание деятельности Ордена розенкрейцеров, сами знания, которыми это братство оперирует, мы углубимся в историю человечества столь давнюю, что ни о какой достоверности уже нельзя вести речи. Древние мистерии Востока. Греции и Египта, а еще прежде — легендарной Атлантиды. — вот та основа, которую нужно при писан, розенкрейцерам, чтобы не стать к ним несправедливыми.
Исходя из суммы знаний, которыми пользуются (скажем так: пользовались) розенкрейцеры, а прежде -классических» розенкрейцеров — тамплиеры, исследователи часто выводят историю происхождения первых из вторых. Правильно это или неправильно, мы vbiiojim. когда сравним деятельность Ордена тамплиеров с деятельностью Ордена розенкрейцеров. Впрочем, имеется п виду лишь тайная деятельность, потому что явная работа, вернее, аужен ие там п л > i -еров, всем известно, а настоящие розенкрейцеры практически не вели официальной деятельности. Этот сравнительный, хотя и достаточно поверхностный (за малостью данных), анализ будет, во-первых, данью той традиции, которая возникла, может быть, не так и давно, однако в последние два десятилетия уже счала общим местом в литературе о розенкрейцерах и тамплиерах, издаваемой в России, или. лучше сказать, на русском языке; а во-вторых, путаница в дан-пом вопросе служит и тамплиерам и розенкрейцерам плохую службу. - ведь если тамшшеры и занимались воспитанием -новой личности», то делали это вовсе не ради своего -я», пусть и божественного, а розенкрейцеры, хоть и не имея ничего против тамплиеров. Святой I Церкви и Иисуса Христа, -воспитывали- свое -я» никак не для славы Церкви, поскольку развивали в себе божественные свойства самого человека. Если тамплиеры основой своей деятельности выбрали Службу, которой подчинили Самовоспитание, то розенкрейцеры делали упор па Самовоспитание, целью которого была вовсе не Служба, а Уход из сего мира, со всей его -неправильностью-, и, соответственно, служить какой-либо отрасли данного мира, хотя бы и самой «правильной» религии, считали невозможным, дабы не усугублять, не продлевать дни этой грешной действительности. 11ожалуй, самым простым и достаточно важным отличием двух орденов друг от друга является тайна: тамплиеры до известного исторического момента в целом ме скрывались от власти и вместе с нею участвовали в историческом процессе, а розенкрейцеры изначально выбрали скрытый путь, из-за чего очень трудно добыть об этом Ордене достоверные сведения. Признаться, розенкрейцеры но -способу существования» п некоторой степени являются зеркальным отражепиемтамшшеров: те были открытыми, стали скрытыми, эти же эволюционировали наоборот — из скрытых сделались открытыми, причем до смешного, если этот термин подходит для братства.
Мы не сможем обойти многих важных соответствий и совпадений между тамплиерами и розенкрейцерами, ибо и тем и другим были свойственны мистическое отношение к реальности, оккультизм и гностицизм, и те и другие пользовались древними знаниями. Правда, розенкрейцеры менее, чем тамплиеры, делали различий между религиями, формально оставаясь христианами: Христос был для них воплощением того божественного начала в человеке, которого они стремились найти каждым в себе самом, и в ю же время — вселенским Божественным Светом, как идеалом, которого следовало достичь. Розенкрейцеров меньше занимал Новый Завет, чем Ветхий: там человек (Адам) совершил грехопадение, «закрыв» таким образом в себе божественное начало, и его требовалось «восстановить-.
Надо сказать, розенкрейцеры очень преуспели на этом поприще. Все самое невероятное, что вы могли когда-либо слышать о какой-то легендарной личности, со стопроцентной вероятностью можно отнести к факту (или догадке о) причастности этой личности к Орде-ігу розенкрейцеров. Если некий имярек остановил на лету стрелу или пулю. — не сомневайтесь, это розенкрейцер. Если некоего имярека видели в одну и ту же мшгуту п двух или трех разных местах, иногда отстоящих друг от друга на тысячи милі.. — будьте уверены, имярек окажется розенкрейцером. Для адепта Братства Розы и Креста невозможного почти столь же мало, как для самого Христа, как бы это ни звучало кощунственно. Речь идет, конечно же, о самых высших степенях посвящения...
Занимаясь рассмотрением этого удивительнейшего из тайных орденов планеты, мы много узнаем такого невероятного, что оно гак невероятным и останется, если читатель не захочет включить не столько воображение, сколько чистую веру в описываемое, иными словами — мистическое сознание. И это при том. что розенкрейцерство — не религия, это даже не паука, которой мы в силу многих аспектов нашего воспитания продолжаем доверять настолько, что часто не замечаем подмены понятий (для доказательства данного утверждения остановимся на подобной подмене чуть ниже): розенкрейцерство — это суровая, в чем-то даже очень жестокая практика, которой за ВСЮ историю владели и. может быть, владеют очень немногие. Например, тот же Христиан Розенкрейц, он же Фрэнсис Бэкон, он же Сен-Жермен... Мы немного поговорим об этих личностях (или одной личности) на страницах книги.
А пот пример подмены, которую может проделать наука, которой все мы очень и очень доверяем. Для начала — цитата из произведения Василия Валентина, одного из розенкрейцероп. автора научного трактата, имевшего для своего времени важное значение. И хотя произведение называется -Трактат о микрокосме-, то есть несет п себе значительную долю мировоззренческо-оккультного. поскольку описывает человека как отдельную вселенную, связанную своими законами с большой Вселенной, а целом это изрядный научный труд, каковые приносили не только теоретическую, но и практическую пользу — например. медицине. Недаром и язык трактата, и содержание, несущее в себе атрибутику Средних веков, очень похожи на подобный трактат знаменитого Абу Али ибн-Сины, которого занимали те же вопросы. Было много общего между розенкрейцерами и исмаилитами, к которым относился (через своего отца-чиновника) Авиценна, и неудивительно: познаниями Европа обогащалась на Востоке и в Центральной Азии. Заметьте, Авиценна жил на три или четыре века раньше!,. Итак, цитата из «Трактата о микрокосме- Василия Валентина:
-...Надо сказать, что благороднейший Дух Жизни живет более всего и действует сильнее всего в сердце человека, как в самом благородном из мест. Человеческая Сера питает этот Дух (Ртуть), и духовный доступ к его поддержанию открывается посредством Воздуха. Если воздух пе доступен человеку. Дух Жизни исчезает, невидимо покидает тело, и наступает смерті,. Благороднейший же дух Соли сохраняет оба других Духа. Этот благороднейший Дух движется по всему телу, выбрасывая, выводя наружу спою наиболее грубую часть п виде нарывов, что происходит вследствие особой операции этого Духа. То, что выходит вместе с нарывами, повышает теплоту тела и открывает новые запасы Соли, так как запасы Соли в человеческом существе не ограпнчены. Даже после смерти и сожжения тела можно из пепла выявить остатки Соли. То же можно увидеть и в солях минералов, которые растут от тепла, коагулируются и выводятся с помощью жидкости, как на большинстве соляных и каменпо-соляных рудников. Дальнейшие примеры излишни.
Дух Жизни (Ртуть) имеет выход из сердца во все остальные органы и члены тела: в ноги, в руки и т.д. Ои приводит все в движение. Во время болезни или вследствие травмы Дух Жизни ослаблен, и поэтому человек находится без сил. Если же человек находится в полном здравии и питает свое тело с помощью растительного Духа, с помощью Хлеба, фруктов, овощей и особенно вина, его тело сильно. Дух Жизни посредством такого питания (Серы) крепок и так полон, что он исходит из своего основного жилища и распределяется но телу и осуществляет свое воздействие. Если сердце слабо — это признак недостаточности питания, поэтому разные смертельные болезни овладевают организмом и убивают его. Огонь не вечен, и рано или поздно он гаснет.
Огонь в сердце и природная теплота поддерживаются посредством Воздуха, который живет в сердце, попадая туда через легкие.
В печени должен быть Воздух, иначе человек не мог бы смеяться. В селезенке должен быть Воздух, иначе бы ее движение причиняло колики и боли.
Тот кто не видит оснований для ЭТОГО или не принимает этого по внимание, не может стать настоящим врачом и не может дать никакого лекарства. Только отделение холодного от теплого, сухого от влажного, а также знание, опыт и познание Природы делают из человека настоящего врача, приводят его к Творцу, чьей Мудростью все движется: и Начало, и Середина, и Конец».
Здесь мы видим пастолько непривычное для нас описание внутренних Арганов человека, в том числе кровеносной системы, что, конечно, требуются некоторые пояснения к атому тексту. Остановимся лишь на принципе, который вменяется автором микрокосму: для устроения микрокосма человека 1>ог используеттс же четыре СТИХИИ, что и п Макрокосме — Огонь. Воду. Землю и Воздух. Правда, Василий Валентин, говоря о Жизни, поскольку человек живое существо, пе забывает еще и о Движении, Порядке, а также Воображении, на коих строится сама Жизнь, но сейчас для нас это не так важно. Л важно то. что мы знаем о микрокосме, или, лучше сказать, о внутреннем строении и функциях внутренних органов, причем не только человека, но и животного. Итак, не сиоря с автором, скажем нынешним научным языком почти то же, что сказал нам Василий Валентин: человек жив. пока бьется его сердце — один из самых важных органов. Сердце, сокращаясь, прогоняет по всему организму кровь, которая несет питание клеткам, в том числе и воздух (кислород) для их дыхания. Кроветворные органы (селезенка и печень, в которой кровь подвергается очистке от шлаков) тоже, конечно, питаются кислородом, приносимым кровью, но, как вы видите, воздух в печени и селезенке нужен совсем не для того, для чего нашел им применение монах Валентин. И из легких воздух поступает не в сердце, как ему кажется, а в кровь, причем воздух нужен не столько сердцу, сколько всем клеткам организма.
Нам кажется сейчас, что мы умнее «неграмотного» врачевателя, посвятившего жизнь 1ос1юду Богу. Еще бы: он ведь не имеет представления об эритроцитах и лейкоцитах, благодаря которым и образуются при случае те самые нарывы, о которых столь вдохновенно попе-сгвует монах. Мы сейчас вооружены таким знанием о внутреннем устройстве человека, какое Василию Валентину и не снилось! Наука - громадная сила и средство познания мира — дала нам наши представления обо всем, в том числе и о человеке.
И вот мы подходим к подмене. Скажите, положа руку на сердце: хорошо ли врачевал монах Валентин болящих? Наверное, хорошо, иначе бы человечество вымерло еще до того, как современная наука задумала возникнуть. Но лучше ли мы врачуем больных сегодня? Посмотрите, сколько умираег людей даже не от СПИДа, а от элементарных заражений крови, не говоря уже о сердечных болезнях, раке и т.д. и тлі. Мы знаем антибиотики, высококлассную хирургию и микрохирургию, но стал ли человек здоровее за истекшие с тех времен века?..
Л дело в том, что мопах Валентин в своем трактате пытается описать не внутреннее строение человека, а самого человека, что гораздо важнее с любой точки зрения, поскольку приближает читателя трактата к божественному пониманию самого себя, а наши эритроциты и лейкоциты, несмотря на их важность, всего только описывают механическую, химическую и любую другую структуру, из чего состоит челопек, но вовсе не принимают во внимание человека как единицу мироздания. И кто же ближе к Истине — малознающий монах (не в обиду Василию Валентину: на его месте были и Авиценна, и Гиппократ) или нынешний академик медицины, открывший или освоивший тончайшие нюансі.і микрохирургии? Позитивная паука не только не приблизилась к Истине, но далеко от нее ушла. И это мы видим на примере не одной медицины, а и любой другой отрасли знаний. Разве наука может что-то предложить вместо «наивного» утверждения монаха о том, что Господь «вдохнул Жизнь», и существо стало живым, в то время как до сего важного момента было -мертвым трупом» (слова из другой части того же трактата Василия Валентина)? Наука до сей поры не может ответить! і а вопрос, как конкретно зародилась жизнь во вселенной. Жалкий лепет про какой-то органический -бульон», в котором вроде бы под воздействием космической радиации стали образовываться самовоспроизводящиеся примитивные клетки — то ли жипые, то ли полуживые...
Иеверояттгость наблюдаемой нами Вселенной, в которой все построено исключительно разумно, не может не привести к мысли о божественном промысле в организации этой очевидной невероятности. А поскольку человек — это микрокосм, то есть мини-вселенная, а п то же время и неотъемлемая часть большой и разумно устроенной Вселенной, да при этом и сам обладает разумом, который сходен с Божьим, поскольку сотворен по образу н подобию Lro. то как на этом понимании было ис зародиться такому замечательному яв-лению. как розенкрейцерство?..
И разве удивительно, что логическая мысль розенкрейцеров пришла к столь же очевидному вопросу: а раз но образу и подобию. - так отчего ж столь жалок разум человеческий в сравнении с Божьим? И розенкрейцеры нашли ответ, таящийся в Священном Писании: грехопадение поставило барьер человеческому разуму, и этот барьер необходимо преодолеть, дабы вырваться сознанию па свой прежний, божественный уровень!
Иначе получается, что человек, если он наивысшее существо из животного мира, является, таким образом, самым животным из всех животных, как сказал философ—
Итак, не отвергая науки и религии, но црмняв во внимание еще одну необходимую ипостась познания мира - мистическое знание, которое является врожденным чувством человека (если сказать совсем просто, это знание как бы ниоткуда), розенкрейцеры совершили великий прорыв в понимании мироздания в целом и его разумной единицы - Человека - в частности. В это иониманис неиременно ложились и те обрывки древних знаний, которые либо прежде были разрозненны и непонятны, либо, скорее вест, хранились мудрецами, пришедшими к тем же открытиям гораздо раньше первого гностика, по имени которого названо то первое восточное братство, именуемое с XIV в. в Европе Братством Розы и Креста.
Сложная интрига, построенная на фактах уже болсс-мснсе известных, а также не известных читателю, и непременные тайны, что сопровождали на всем протяжении существования Орден Розы и Креста, ждут нас впереди.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Тамплиеры и розенкрейцеры
История розенкрейцерства достаточно странна и расплывчата. Начало Ордена Розы и Креста исследователи относят как к 1410 г. (когда Христиану Розенкрейцу было примерно 32 года), так и к более поздней дате — первому или второму десяі илстию XVII в. 1 !о меньшей мере, говорят историки, никакой декларации Братства Розы и Креста до 1610 г. не сутцествопало. А вот в указанном году возник первый документ розенкрейцеров -Fama Fraieinitatis» (-Слава Братства-), который имелся прежде всего п списках с рукописи. По разным источникам, декларация была опубликована голив 1612. то ли в 16Н г. в Касссле. Следом за нею или раньше (1613) там же было опубликовано -Confesúo Eraternitaüs» (-Откровение Братства»), а годом или двумя позже - -ChymUche Hoclucit: Christian Kosenkreutz» (-Химическая свадьба: Христиан Розепкрейц»). Об этих источниках мы поговорим в свое время.
Самое важное в истории возникновения розенкрейцерства -тайный сто характер. Орден с самого начала возпик как закрытое Братство, куда доступ не только посторонним, но и сочувствующим, если они случайно узнали бы цели и методы Ордепа. был закрыт.
Здесь сразу же возникает масса побочных и прямых вопросов — например, какую цель преследовала сама публикация документов Ьратства, если оно тайное? — и эти вопросы создают свою ауру таинственности и недоумений вокруг Ордена розенкрейцеров.
Европа к началу XV в. (т.е. к гипотетическому 1410 г.) еще прекрасно помнила историю тамплиеров (хотя французские авторы заявляет, что уже через 30 лет после гибели Ордена Храма о тамплиерах было прочно забыто), и сам факт отсутствия тамплиеров на официальном европейском горизонте порождал множество домыслов о Дальнейшей судьбе Ордена Храма, в полное исчезновение которого сочувствующие не могли поверить и верить не хотели. Потому хоть какой-то слух о чайном братстпе или обществе непременно порож дал догадку о том, что под новым именем объявляются бывшие рыцари-храмовники, которые не исчезли совсем и гсперь существуют тайно от какой бы то ни было власти.
Чтобы вскоре попробовать пыяснить, имеется ли связь между тамплиерами и розенкрейцерами, обратимся прежде к тамплиерам и коротко рассмотрим историю их возникновения и гибели.
ГЛАВА1.
ЯВНАЯ И ТАЙНАЯ ИСТОРИЯ ТАМПЛИЕРОВ
Расхожий вариант
Большинство современных авторов приводит историю Ордена тамплиеров так, как она представлена в этой главе. Правда, по ходу дела вы встретите немного моих комментариев, которым, по-хорошему, следовало бы присутствовать в главе 2. но все-таки они укажут на некоторые несообразности, имеющиеся у исследователей в книгах, опубликованных на русском языке. Авторов я не называю но понятным причинам: они убеждены в том, что излагают дело так. как оно должно быть, а потому нет смысла разубеждать их в собственней! непогрешимости и наносить тем самым незаслуженные обиды, — вовсе не вина их. что они пользовались какими-то источниками, где эти ошибки присутствуют.
В Предисловии уже упоминалось, что Орден храмопников существовал вполне официально. Причем начало его зафиксировано в истории конкретным и беенрецедентиым для такого случая событием - Вселенским собором 1118 или 1119 г.. а затем Орден утвержден напой с полного одобрения всех присутствовавших на соборе прелатов. Собор был католический, и потому называть ею Вселенским было неправильно: с 1054 г. христианская церковь официально разделилась. Впрочем, католики, а затем и православные продолжили и продолжают именовать события такого рода Вселенскими соборами, что окончательно утверждает (или, лучше, подтверждает) разделение церквей.
Собственно. Вселенским собором тот специальный экстраорди нарный собор был назван гораздо позже, и назван устами защитников Ордена в процессе его «закрытия* на другом соборе — во Вьен-не. в 1311 г. А на том первом был не только основан орден тамплиеров (хотя основание его произошло само собою, кажется, двадцатью годами раньше, о чем мы поговорим), но и якобы (почему якобы, увидим позднее) утвержден Устав, согласпо которому духовно-рыцарский Орден Храма обязался осуществлять миссию охраны паломников в Святую землю и хранить этой земле особую верность. Кстати сказать, как замечает В.В. Смирнов в очень серьезном труде «Чаша Іоснодня. Воскресение тамплиеров- (М.:Вече, 2005). подобной клятвы не давало никогда и ни одно из христианских объедшк .: ий Не сколько позже Орден тамплиеров взял на себя еще одну обязанность — охрану христианских святынь. Учитывая, что Крестовые походы в Иерусалим отнюдь не были экскурсионными прогулками и несли в себе несколько важнейших функций, в том числе функцию физического освобождения и защиты Святой земли <гг иноземных и иноверных захватчиков, понятно, что последняя задача, которую брал на себя Орден, была не только весьма важной, по сложной и опасной. Как бы ни был Орден верен своим принципам, насколько бы верными ни были его члены, все же он мог бы не брать на себя столі, сложной и смертельной роли. Верность предназначению будет доказана рыцарями Ордена в боях...
Как бы тони было, начиная с Собора 111К г., новый Орден Храма был выделен из всех других орденов и -обретал особые права*, как выразился исследователь тамплиеров Луи Шарнаптье. Святой Бер-нар Клервоскнй назвал указанный Вселенский собор -великим-, а всех тамплиеров объявил равными священникам (впрочем, так он выразился, вероятнее всего, о Соборе в Труа. состоявшемся в 1128 г.).
Небольшая справка. Историческая роль Бернара Клервоского в создании и -теоретическом обосновании- Ордена тамплиеров неоценима. Мы еще не раз встретим это имя. Но хочу обратить внимание читателя на то, что говорит о св. Бернаре Советский энциклопедический словарь: -Французский теолог-мистик, аббаг монастыря в Клерво. оказал влияние на церковно-по.титичсскую жизнь Западной Европы, был вдохновителем Второго крестового похода. Выступал против теологич. рационализма П. Абеляра-. И все!.. Чем же Не угодили тамплиеры ортодоксам большевизма?.. Вопрос излишний. и дальше мы наверняка обнаружим, почему теоретики КПСС не говорили о св. Ьернаре правды. Впрочем, и в борьбе с Пьером Абеляром, а также с Арнольдом Врешнаиским (своим же учеником), и в борьбе с другими Бернар и.т Клерво тоже -уличен» историей, однако, не будь сего аббата, кто поручится, .тиалн бы мы великую славу Ордена Храма?..
За более чем 200 лет (или чугь менее двухсот) существования гам или еры не уронили своей славы -святого рыцарства Иерусалимского», а также приобрели даже в глазах православной церкви (вернее, практически только в ее глазах!) образ святых мучеников при жизни. Дело»в том. что православная церковь знала рыцарей не понаслышке: они причащались в ее Иерусалимском храме, и этот факт был даже зафиксирован в Уставе ордена. После запрета Римом ритуала Святого причастия (запрет наступил в середине XIII в.) тамплиеры могли осуществлять этот обряд талько в православной церкви! А о том. какую важность составлял он для адептов Ордена Храма, становится ясно из книги В.В. Смирнова -Чаша Іосподня. Воскресение тамплиеров-. Окоторой уже говорилось.
Когда идет речь о храмовниках, следует помнить, что все. что говорится хорошего о них и о Крестовых походах, относится только к первым крестоносцам, породившим Орден, и к первым Крестовым походам. Позорный набег носителей Креста на Византию в 1204 г. не имеет отношения к тамплиерам, как не имеет к ним отношения и позднейшее нашествие псов-рыцарей на Русь, ггрославившес вовсе не тевтонцев, а святого Александра Невского. Впрочем, эта история весьма неоднозначна: до сих пор археологи не нашли ни одного подтверждения тому, что битва на Чудском озере вообще имела место...
Начиная примерно с конца ХЛ в. Римская церковьприходит в опасную стадию разложения и объявляет одігу за другой войны против христиан - Визаїттии. Лангедока. Прованса. Сицилии. Руси и т.д. Как не могли отвечать тамплиеры за новые крестовые походы, вдохновляемые Римом, так в Х111 в. тамплиеры, стоявшие у истоков Тевтонского ордена, не могли помыслить, что Тевтонский орден под руководством Рима отправится навязывать православному' І Іовгороду католицизм. Если истинным тамплиерам, сосредоточенным в Провансе, пришлось воевать с крестоносцами Севера, среди которых были и тамплиеры тоже, понятно, насколько неоднозначной сделалась ситуапия в христианской Европе. Рим вербовал крестоносцев даже в Святой земле, оголяя тем самым Иерусалимское королевство, делая его менее защищенным... Это вопрос не только разложения папства: корни нротивостояння кроются в первых веках христианства, и главный спор между ветвями и общинами христиан уходит к жесткой дискуссии между апостолом Павлом (он же Савл. и он же. как предположил В. Смирнов, Симон) и братом Христа Иаковом, держащим истинную иерколнхю общину христиан, которых называют нулео-христианами. Тогда апостолы не сошлись всего по нескольким вопросам, которые касались новообращенных язычников. Вопрос настолько глубок и серьезен, что он. возможно, стал одной из причин -закрытия- Ордена Храма, ареста европейских тамплиеров, а также казни на медленном огне 54 рыцарей (Великого магисгра Жака де Моле казнят двумя годами позже, в 1314 г.). после чего официально считается, что Орден Храма прекратил свое существование.
Данте Алигъери в -Ьожественпой комедии* показывает, причем с большим знанием дела, что тайна тамплиеров - вовсе не тайна для него1. Это прекрасно освещено в названной книге В.В. Смирнова. Вообще. Виктор Владиленович Смирнов настолько глубоко владеет вопросом истории тамплиеров и исторической подоплеки их ухода со сцепы, что в разговоре о тамплиерах мы не можем не обращаткя к его материалам.
Приведем вкратце историю Ордена Храма.
В 1099 г. иерусалимский король Ьодуэн І (Баллуин I) позволил неким франкским рыцарям поселиться на месте бывшего Храма Соломона. Что это за рыцари и для чего они поселились на святой горе Мориа?
Во-первых, все они были знатные молодые люди из хороших семей, все были набожны, все не щадили своих жизней в Первом крестовом походе, освободившем Иерусалим и способствовавшем образованию на месте Святого города христианского Иерусалимского королевства. Площадь, занимаемая этим государством, была очень мала, но врагов вокруг него было предостаточно, а потому рыцари иыбрали для себя благородное поприще — они вызвались быть проводниками для паломников в Святую землю. Путь ко Гробу Господню, Помимо своей дальности, действительно был труден и опасен, и христианские паломники очень нуждались в такого рода провожатых, готовых пожертвовать ради них своею жизнью. Однако, учитывая
Небольшое числа рыцарей, понятно, что сопровождение было ЛИШЬ na коротком участке — от побережья до Иерусалима.
Рыцари, а числом их было девять, получили прозвание рыцарей-храмовников, поскольку место их обитания было местом бывшего Храма Соломона. Новая постройка на сем месте не вся была новой; считается, что часть здания, храма, включая подвалы и подземные ходы, осталась не рззрттеипой. Как думает американский исследователь древних тай» Грэм Ханко к, благородная миссия, исполняемая рыцарями-храмовниками, не являлась их единственной целью: ведь христиан волновали почти одинаково как загадки Нового Завета, так и тайны Ветхого. Г. Хэнкок предположил, что храмовники (тамплиеры) поставили перед собой задачу открыть великую тайну—найти хотя бы следы Ковчега Завета, который был натчажнейгпей реликвией древних евреев, с помощью которого они завоевали хогдц-то Иерихон и который хранился, как известно, в тайном помещении Шрама Соломона. Хэнкок ff сям посвятил поискам Ковчега Завета много сил и средств, а затем изложил с ною захватывающую и полную удивительных открытий историю в книге -В поисках Ковчега Завета», русский перевод которой несколько лет назад увидел свет в одной из серий тайн в издательстве «Вече». Американский исследопа-теяь считает, что храмовники, конечно, не нашли следов Ковчега в остатках Храма, иначе они покинули бы Иерусалим, и тогда, возможно, паломники остались бы без провожатых... А может быть, они искали еще что-то? Причем это «что-то» было столь важным, что рыцари задержались на Свитой земле на целых двадггдтт. лет'. Припомним, что Вселенский собор, определивший статус Ордена тамплиеров, собрался лить а 1118 или 111$ г., и все это время рыцари пребывали в Иерусалиме.
Писатель-фантаст и эзотерик Еремей Парнов пишет следующее: «В середине 50-х гт. XX в. апглийскис ученые расшифровали один из древних так называемых Кум ране ких свитков, найденных в пещере па побережье Мертвого моря. В нем говорилось о спрятанных несметных сокровищах Соломонова храма. Возможно, именно эти сокровища и были обнаружены исчезнувшими рьщарями в годы их странствий, став основой будущего могущества Ордена, Тогда становится понятным и тот факт, что в 1127 г. Орден объявился во Франции, л три года спустя тамплиеры уже имели обширные владения во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии. Испании. Германии, помгшкраЩщ - рыши рощ н край
том—в Италии. Австрии, Венгрии... В XJJ столетии храмовники становятся владельцами не только земель, но и верфей, портов, мощного флота. Они первыми ввели многие бухгалтерские документы, изобрели векселя Ичеки, поощряли развитие наук...»
Ну, предположим, рыцари нашли -несметные сокровища*, запрятанные в подземельях Храма Соломона. В пользу такого предположен и я говорит тот факт, что вдруг однажды рыцари повели себя, как говорится, «неадекватно-—aim совершенно неожиданно для иеру-салимлян выставили охрану вокруг своей территории и окутали тайной свою 'внутреннюю» деятельность. Так что с некоторых пор никто не смог бы даже поинтересоваться, чем они занимаются в свободное от основных з&пятии время. Основное занятие, как мы помним, у тамплиеров было одно: охрана путей для паломников.
Также неожиданно выяснилось, что тамплиеры воздвигают на месте своего пребывания новую резиденцию- Зачем им было новое здание, что они собирались в Нем делать — пгтапалась неизвестны м несколько лет. Несмотря на расширение --жилища», рыцари никого не допустили в свой круг: на протяжении девяти лет, то есть вплоть до 1108 или И09 я, они проживали па горе Мориа вдевятером. А строительство, по мнению исследователей, было для отвода глаз — оно ноналобилось тамплиерам ряди продолжения подземных поисков реликвии.
Потом тате же неожиданно тамплиеры вдруг стали принимать в свой круг новых рыцарей. К моменту Вселенского собора, где Орден Храма был утвержден Римской церковью, храмовники насчитывала!' уже несколько сотен членов нового Ордена.
И все же находки рыцарей под Храмом Соломона—это из области догадок: никто и никогда не привел на этот счет более-менее доказательного утверждения. Хотя, конечно, можно предполагать, что находки были, и находки важный. Наиболее вероятным нам хлжет* ся обнаружение рыцарями древнихархивов Храма, которые могли включать в себя неизвестные рукописи, причем не обязательно еврейские, которые содержали, возможно, не одтгу, а множесгво загадок из области тайных знаний, к которым мы еще обратимся. В самом этом факте не может быть ничего удивительного: известно, что все древние знания сохранялись при храмах, и Храм Соломона не был исключением из правила. Герметики Древнего Египта (а евреи пришли из Египта) издревле культивировали и накапливали знании
пооккулыным паукам,истории іісмли. алхимии (эта паука тоже принта ил Египта), географии, философии и т.д. Етиисч скис жрецы, открывшие когда-то будушему правителю Афин Солону (со слов Ила-тона) лишь малую часті, своих полиций о легендарной Атлантиде, вероятно, имели об этой стране гораздо более точное и обширное представление, чем донесли до нас платоновские тексты і имея и «Критик». В том числе не исключено, что под храмом тамплиеры обнаружили и ту несметную казну Соломона, о которой говорит Е. Парнов, ссылаясь на расшифрованный текст Кум райского свитка.
Важный исторический факт косвенно подтверждает находку сокровищ? Орден и в самом деле стал в одночасье неслыханно богат, несмотря па то. что. утверждая Вратство. тамплиеры клялись в пер-пую очередь в бедности2... Во всяком случае, поводом к уничтожению Ордена Храма потом станут не только усилившаяся в Европе и на Востоке влаегь тамплиеров, но и их богатство, которое захочет присвоить себе французская корона.
К чести рыцарей следует сказать, что эти сокровища, если они были найдены а Храме Соломона, никак не повлияли на характер членов Ордена: па протяжении всей своей не тории тамплиеры нро-являлн завидно одинаковые бесстрашие, самоотверженность, храбрость, взаимовыручку и т.д. Достаточно сказать, что они продолжали охрану Святой земли малыми силами, исполняя ее весьма успешно, и как воины прославились среди сарацин столь же (если, конечно, уместна данная аналогия), сколь против передовых отря-доп вермахта прославят себя впоследствии советские штрафные роты...
Малые силы тамплиеров эффективно защищали христианский Иерусалим, а это было весьма непросто. Длина Иерусалимского королевства составляла около 70 лье. ширина колебалась от 2 до 20 лье. Несмотря на небольшую величину, христианское государство требовало для за щи ты от внешних враюв (от внутренних гоже) большого и хорошего войска. А этого войска насчитывалось в мирное время всего л00-600 рыцарей-храмовников. При военной опасности к рыцарям присоединилось бы ополчение и какая-то часть тамплиеров из некоторых местностей, лежащих не так далеко от Святой земли — с ОСтрОМ Кипр, например. Тем не менее, по отзывам самого противника, каждый рыцарь-гамнлнер стоил десятка, сотни, а то и тысячи воинов. Во всяком случае, тамплиеры сражались любым числом и с любым числом врага, не задумываясь о поражении, а потому им часто доставалась победа. Тысячи рыцарей-храмовников нашли свою славную смерті, в Святой земле, но задачу, которую Орден принял на себя, выполнили. Правда, можно сказать и обратное: Иерусалим они удерживали всего 90лет. а еще через столетие, в 1291г. потеряли и последний оплот на Востоке, крепость Акру... Но были, во-иервых. очень неравными силы храмовников и сарацин, а во-вторых, если бы не мешал Рим и другие обстоятельства... Но и здесь все не так однозначно: п одно и то же время папа мог относиться к тамплиерам Европы и тамплиерам Святой земли по-разному, хотя Орден был единым и неделимым — он только простирался очень широко.
Усиление Ордена Храма беспокоило правителей Европы. А больше всего Орден не устраивал католическую власті.. К началу XIV в. ниодно католическое государство уже не могло не считаться с Орденом, поскольку либо на его территории тамплиеры имели обширные земельные владения, банки, порты, верфи и т.д., либо непосредственно вмешивались в управление государством, как это было, например, в Англии.
Конец истории тамплиеров связан с секретным посланием папы Климента V, где всем царствующим домам Европы предписывалось п один и тот же день н один и тот же час арестовать и судить всех членов Ордена Храма. Что и было проделано большинством правителей. Это произошло 13октября 1507г. Исключением стали Англия иНидерланды, куда ненадолго перебрались избежавшие ареста тамплиеры. Впрочем, сведения об этих странах противоречивы, разные авторы называют и разные страны. Например, прибавляют еще Италию и Испании». Кроме Неаполя, где казни осуществились. Или, как сообщал Георг Шустер п начале XX в. в книге -История тайных союзов-, португальский король Дсниз (Дионисий), знавший цели короля Филиппа и папы Климента V. взял тамплиеров под свою защиту, а в Англии даже суд опрапдал рыцарей Храма. Кстати, Дионисий Португальский основал в 1319г. Орден Христа, дабы собрать под его знамена всех пострадавших тамплиеров (причем со всей Европы), и вскоре именно этот орден ct.ltвеликой силой в освоении новых земель (при Генрихе Мореплавателе) и сыграл громадігую роль в Великихгеографических открытиях. По сей день Орден Христа существует, однако не ведет практически никакой деятельности, кроме иочет-нойнаградной. Эти сведения содержатся в блестящей книге француженки Марион Мслі.пиль -История Ордена Тамплиеров», написанной уже в наше время и систематизировавшей практически все, что нам известно об Ордене Храма. К прочтению этого фолианта мы еще вернемся, причем также не один раз. Хотя исследование М. Мельвиль, по моему мнению, не совсем правильно гасит значительную часть заслуженного сияния вокруг имени тамплиеров, оно весьма полно и исторически точно, когда дело касается событий, имен и дат, а к тому же подтверждено массой подлинных документов истории храмовников.
Проклятие Великого магистра Жака де Моле, адресованное королю Франции Филиппу IV Красивому, папе Клименту V и их подручным (шевалье Гийому де Ногарс). организовавшим судебный фарс над тамплиерами, как над злостными еретиками, исполнилось, и это известно всем. А розенкрейцер Элифас Лепи называет еще Скена де Флориана, главного обвинителя Ордена Храма, однако этого имени я не нашел больше ни в одном исследовании. Зато есть сподвижник Ногаре Гийом де Плезиан, не менее виновный во всей этой истории. Смерть настигла папу Климента V на 40-й день после казни Жака де Моле, затем та же участь ждала Флориаиа (?), Ногаре и Филиппа IV. Причем проклятие простерлось глубоко в будущее (казнь Людовика XVI и Марии Антуанетты) — именно до тринадцатого колена, как и пред-рекЖакдсМолс. По странному (или вовсе не странному?) стечению обстоятельств королевскую семью в течение 1792—1793 гг. держали под арестом как раз в замке Тампль, принадлежавшем Жаку де Моле и отобранном у него королем Филиппом.
Экстренный Вселенский собор во Вы. призванный объявить Орден Храма вне закона, своей миссии не выполнил: из 140 кардиналов только четверо французских, боявшихся мести королевской власти, проголосовали за папский вердикт, а в произносившихся по поводу тамплиеров речах звучало больше оправдательных нот. чем обвинительных. Тогда папа своею буллой (от 2 мая 1312 г.) просто запретил Орден, как еретический.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1188; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!