Новая основа для моральных и духовных ценностей
Глобальное общество не может возникнуть до тех пор, пока не напьется вдоволь из источника моральных и духовных ценностей. Помимо культур, религий и философий в человеке живет любовь к свободе, дух преодоления своих пределов, стремление к тому, что кажется неощутимым и часто безымянным. Опыт показал, что ни диктатуры, ни насилие, ни различные ограничения не смогли удалить из сердца человека эти часто невидимые, но страстные поиски.
Как уже отмечено, люди нуждаются в том, чтобы обрести чувство собственной личности, самости, если они хотят жить в достойных условиях. В результате миграционных процессов многие люди столкнулись с культурными противоречиями, часто страдают из-за утраты идентификации, деморализации и просто лишены работы. В западном обществе, охваченном потребительством, где царят утверждения “Я есть то, что я имею”, “Я есть то, что я делаю”, более фундаментальные аспекты жизни, включая религию, чувство этнической принадлежности, коренные ценности и верования сузили сферу своего влияния.
Действительно ли традиционные ценности вдруг забыты или отменены? Действительно ли духовные ценности отодвинуты в сторону? В главе “Человеческие недуги” мы отмечали, что и ценности на самом деле постепенно отвергнуты новым поколением. И люди обеспокоены такими симптомами. Никогда прежде ценности не были предметом такого количества симпозиумов, дискуссий и исследовательских проектов, как сейчас. Это доказывает, что наряду с разрушением старой системы ценностей возникает осознание необходимости в новой системе ценностей, которая обеспечит основу стабильности общественной и личной жизни.
|
|
Означает ли это, что новая ценностная система выступает как оппозиция традициям? Можем ли мы говорить сегодня об универсальности человеческих ценностей, которые могли бы быть общими для всех жителей планеты независимо от их культурных различий? Ответы на эти вопросы непросты. Глобальное общество трудно себе представить без такой основы, состоящей из общих и сравнимых ценностей, которые формируют отношения, общую решимость перед лицом глобальных вызовов, моральную силу для ответов на изменения и управления ими. Мы не можем надеяться на появление такого общества, пока оно не будет основываться на возможности жить вместе, допуская различия и плюрализм.
Большая часть традиционных этических ценностей еще действительна сегодня, хотя они могут приобретать различную форму. Нынешнее общество повсеместно стало более открытым, более богатым или, по крайней мере, стремящимся ко всеобщему благосостоянию. Оно также лучше информировано. Например, идея солидарности выросла из традиций семейного клана, но приобрела такое широкое значение, что сводить ее сегодня к понятию о клане - это значит дискредитировать ее. Среди вечных ценностей мы бы назвали свободу, человеческие права и обязанности, семью, равноправие мужчины и женщины, сострадание к старикам и инвалидам, уважение других, терпимость, жизнь, мир, поиски истины.
|
|
Вообще следует различать индивидуальный и коллективный уровни, хотя во многих случаях они совместимы: борьба против загрязнений хороший пример тому. Взаимозависимость наций и глобализация ряда проблем вызывают всеобщую озабоченность и порождают новую международную этику. На коллективном уровне мы отметим некоторые аспекты этики, вызванные к жизни под давлением новых явлений:
этика природы, вызванная глобальными проблемами охраны окружающей среды;
этика жизни, выделяемая нами из-за появления генной инженерии;
этика развития, проистекающая из возрастающего разрыва между богатыми и бедными;
этика богатства как противопоставление финансовым спекуляциям;
этика образов, которая должна определять собой поведение средств массовой информации;
этика солидарности, продиктованная тем фактом, что размерность проблем, перед которыми оказалось человечество, требует кооперации.
|
|
Эти новые этические взгляды с необходимостью отразятся и на национальном уровне. И в заключение следует сказать, что скорость эволюции заставляет нас включить в число этических ценностей и временной фактор.
В какой степени возможно сосуществование различных традиционных и современных, коллективных и индивидуальных ценностей? Возникновение определенных универсальных ценностей не означает конца действия ценностей наших предков, мало того, они могут вступать в противоречие. Яркий пример - торговля оружием, что для конкретной нации служит источником прибыли и способом создания рабочих мест, но противоречит стремлению той же нации к миру. Важно отметить также опасность фундаментализма, выражающуюся в навязывании индивидуумам коллективных ценностей. Они имеют право на существование, лишь когда обеспечены реальная свобода и высокий уровень культуры.
Завершая этот краткий раздел, мы хотим еще раз обратить внимание на два процесса, развивающихся в противоположных направлениях: ослабление морального чувства индивидуумов и процесс возрастающей коллективной озабоченности глобальными проблемами, что поощряет исследования и порождает надежды. Духовные и этические факторы не являются больше предметом пренебрежения. Они воспринимаются как необходимость, которая должна привести к новому гуманизму.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 434; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!