Тема 34. Василий Александрович Сухомлинский – педагог-гуманист



 

Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 г. в селе Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии. После окончания школы крестьянской молодежи поступил в Кременчугский медицинский техникум. В 1939 г. с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы. Участвовал в Великой Отечественной войне, был тяжело ранен, после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 гг. работал директором школы поселка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

С 1948 г. до последнего дня своей жизни (он умер 2 сентября 1970 г.) работал директором средней школы поселка Павлыш Кировоградской области Украины. В.А. Сухомлинский – автор около 30 книг и свыше 500 статей – «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», «Разговор с молодым директором школы», «Письма к сыну», «Рождение гражданина» и др.

В.А. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание В.А. Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.

Организация учебно-воспитательного процесса в Павлышской средней школе. [1] «Павлышская школа стоит на окраине большого села на лоне природы и вместе с тем недалеко от домов, где живут ее ученики.

Школьный участок площадью около 5 гектаров примыкает к лесу, к плодородным полям колхоза, к реке Омельник – небольшому притоку Днепра, огибающему этот участок с южной стороны. Здесь река запружена, создано большое водохранилище.

Село утопает в садах. Между школьным участком и колхозными полями дети вместе со своими учителями заложили несколько полезащитных дубрав и рощ. Рядом со школой – спортивный стадион, обсаженный яблонями. С северо-западной стороны школьного участка сначала чернел овраг. Потом его тоже обсадили дубками, а на склонах прикопали кусты сирени. Возникли дубрава и чудесная сиреневая роща.

Василий Александрович понимал, что все окружающее детей пространство должно быть для них в эстетическом отношении бесценным, то есть чтобы во все были вложены их большой труд, забота, волнующие чувства. Он стремился, чтобы ребенок видел красоту природы, которая становится еще красивее оттого, что к ней обратил свою заботу он, ребенок. В каком бы месте двора ни находился ученик Павлышской школы, перед ним плодовые деревья – яблони, груши, черешни, сливы, абрикосы. Они прекрасны и в пору цветения, и летом, и глубокой осенью. Плодовый сад – наиболее яркое сочетание первозданной красоты с красотой, созданной руками человека. Плодоносный сад и в прямом, и в философском смысле – сердцевина педагогики В.А. Сухомлинского. Не какие-то особенные методы и способы воспитания детей – он пытался описывать их, и сейчас они выглядят наивно, – а именно философия сада лежит в основе его педагогики. Такие простые четыре понятия: терпение и вера, любовь и волшебство.

Учебные занятия проходили в четырех зданиях. Главное здание с десятью классными комнатами было предназначено для 5–10 классов (5–7 классы – на первом этаже, 8–10 – на втором). В трех других зданиях находились классные комнаты начальной школы.

Получалось, что в каждом доме жила как бы небольшая семья, в которой все дети знали друг друга, а постепенно входили в жизнь и общешкольного коллектива. Не было суеты, толкотни, от которой маленький ребенок быстро устает. Из своего дома дети выбегали сразу же в сад, на зеленые лужайки; по бетонированным дорожкам они в любую погоду, буквально не замочив ног, могли добраться в любое здание – к своим старшим или младшим товарищам.

В младшем возрасте нравственные понятия, представления, оценки утверждаются в сознании благодаря ярким, эмоционально насыщенным взаимоотношениям маленьких детей с их старшими друзьями. И те, и другие не только проявляют, но и познают себя в этой общей деятельности. В.А. Сухомлинский считал, что задатки и одаренность ребенка раскрываются лишь при том условии, если у него ежедневно есть время для занятий любимым трудом, трудом по своему выбору при участии школьных друзей и взрослых – мастеров своего дела. Вот почему все другие помещения и уголки школы предназначались для общего труда независимо от возраста участников.

Между плодовым садом и виноградником находились теплица и зеленая лаборатория. В теплице выращивали цветы и овощи, ставились опыты. Над дорожкой к теплице ряд проволочных арок, по которым вился морозоустойчивый виноград. Зеленая лаборатория – центр опытнической работы юннатских и научно-предметных кружков. В комнате – стеллажи с ящиками для образцов почв, посуда, образцы почвенных смесей, инвентарь. С южной стороны – застекленная веранда. Зимой здесь ставились опыты, требующие пониженной температуры для закаливания растений; весной это была еще одна теплица для выращивания цветочной рассады. С веранды вход в погреб. Здесь в леднике ставились биологические и биохимические опыты, хранились семена и саженцы некоторых растений, для развития которых необходимо длительное выдерживание при низкой температуре.

В зеленой лаборатории – сушильная камера для высушивания семян и плодов и для засушивания отдельных органов растений (листьев, веток, корней).

Рядом с теплицей – парники, почва которых согревается биологическим топливом. За парниками, в зелени плодового сада, домик учебно-опытной кролиководческой фермы.

Между крольчатником и зданием учебных кабинетов – персиковая роща. Весной, когда эти деревья цвели, казалось, что часть плодового сада покрывается розовым облаком.

Рядом с виноградником, в тени деревьев, – пасека. Это один из самых тихих уголков школьной усадьбы. Недалеко еловая и каштановая аллеи. В центре сада – голубятня. Искусно сделанный домик, украшенный резьбой, возвышался среди деревьев на высоком столбе. С северной стороны – помещение детского театра и кинозала. Здесь же комната для занятий драматического кружка. На пруду – маленькая водная станция школы. Пруд переходит в заливные луга – прекрасное место для летнего отдыха и экскурсий в природу.

На западной стороне школьной усадьбы домик кружка юных строителей. С весны до осени кружковцы изготовляли здесь железобетонные плиты, блоки, трубы и другие детали для хозяйства школы. Рядом с этим домиком – географическая площадка и метеорологическая станция с необходимой аппаратурой для определения атмосферного давления, силы направления ветра, температуры воздуха, количества атмосферных осадков. Рядом с географической площадкой – небольшая ветроэлектростанция, дающая ток невысокого напряжения для маленьких действующих моделей.

Рядом с садом – учебно-опытный участок площадью два гектара. На участке – поля севооборота зерновых и технических культур, плодопитомники, детская фабрика удобрений.

За учебно-опытным участком – здание кабинета машиноведения и гараж для двух учебных автомашин и двух тракторов. Здесь стояли также сеялки, плуги, культиватор, опрыскиватели плодовых деревьев и прочие машины и механизмы.

В главном учебном корпусе, в котором учились в основном старшие, кроме классных комнат, учителя устроили еще специальные кабинеты: математический, языка и литературы и кабинет иностранных языков с фонотекой. Тут же располагались радиолаборатория (со школьным радиоузлом), фотолаборатория, уголок изобразительных искусств и спортивный зал.

Важная деталь: в комнате по ручному труду для 1–4 классов стоял шкаф с инструментами, электролобзики, два токарных станочка по дереву. К окончанию 4 класса все павлышские дети умели точить на этом станочке. Считалось, что это такая же азбука труда, как и умение пользоваться ножницами. Так вот: эта рабочая комната примыкала к взрослым мастерским, поэтому ученик младшего класса каждый раз видел, как работают его старшие товарищи, запросто заходил и к юным конструкторам, и к юным мастерам автоматики и радиоэлектроники. Малыш убеждался на личном опыте, что одного желания заняться каким-либо интересным делом мало, надо научиться хорошо пилить, строгать, клеить, точить.

В каждом доме для младших возрастных групп и на каждом этаже главного учебного корпуса располагалась комната для чтения. На полках дети находили научно-популярные и научные книги, журналы и брошюры, детские хрестоматии по науке и технике, Детскую энциклопедию, художественную литературу. Каждый мог пользоваться книгой в школе или брать ее домой.

А главная школьная библиотека соседствовала с мастерскими. Это тоже принципиально. Интеллектуальный труд тут был в цене. Несколько шкафов отводилось отделу «Бессмертные произведения мировой литературы». Список этих книг всегда висел в вестибюле главного учебного корпуса. Не прочесть их считалось признаком бескультурья и невежества. Если ученик по той или иной причине мало читал книг из этого списка, «событие» обсуждалось педагогическим советом.

Во времена В.А. Сухомлинского в школьной библиотеке было 18 тысяч книг, в личных библиотеках учителей – более 49 тысяч. В библиотеке семьи Сухомлинских, которая находилась в его квартире, было более 19 тысяч книг: художественная, историческая, педагогическая литература, книги по теории и истории искусства.

Он отбирал в нее лишь то, что представляло с его точки зрения значительную художественную ценность. Мечтал, чтобы эта библиотека была критерием эстетической культуры. С полок брали книги учителя, ученики, родители. Каждая встреча с читателем приносила Василию Александровичу большую радость: завязывалась беседа, выкладывались жизненные истории. Сухомлинский говорил, что это в большой мере расширяет его педагогический кругозор» (Хилтунен Е. Идея школы Сухомлинского).

Природа как фактор воспитания детей в «Школе радости». «Чувство красоты природы – это, образно говоря, тот ручеек, который несет в детскую душу красоту слова. Творчество средствами слова входит в духовную жизнь ребенка, становится такой же потребностью, как потребность слушать музыку. Ребенку хочется сказать как можно красивее, ярче о том, что он видит, чувствует, переживает. Мы учим детей: человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, – увидел и изумился, и начал создавать новую красоту.

В первую осень своей школьной жизни дети у нас проводят один день – с утра до ночи – в лесу, в поле, на лугу. Выбираем теплый, солнечный день. До рассвета отправляемся на окраину села. Стоим, очарованные красотой утренней зари. Дети словно и не знали, что небо может быть таким красивым, так переливаться изумительными оттенками. Одна за другой гаснут звезды, рождается день, всходит солнце. Слушаем пробуждение птиц, блеяние овец на полевом стане, рокот тракторов на далеком поле. Идем в лес, собираем опавшие листья; каждый стремится найти листья как можно более ярких оттенков. Останавливаемся на поляне: зажигается костер – мальчики бегут за водой, собирают сухой хворост, а девочки варят кашу. Отдых…

После заката солнца наблюдаем вечернюю зарю, смотрим, как загораются звезды, как меняется окраска полей, холмов, лугов, далеких курганов на горизонте. Вслушиваемся в ночную тишину – до нашего слуха доносятся голоса ночных птиц, удивительно звонкая трель кузнечиков. Этот день остается в памяти на всю жизнь; воспоминания об этом дне усиливают эмоциональную окраску нового восприятия красоты природы» (Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа).

В.А. Сухомлинский о значении и развитии детского творчества.Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Творчество младших школьников в Павлышской средней школе развивалось через рисование, сочинительство песен, стихов, сказок. Процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

В.А. Сухомлинский отмечал, если ребенок, очарованный красотой полей, мерцанием звезд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине гармонии тела и духа. Забота о человеческом здоровье – это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества. Переживание красоты немыслимо без фантазии, без личного участия детей в таком творчестве, как сказка. Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка: его ум, чувства, воображение, волю.

В детстве каждый ребенок – поэт. Дать ребенку радость поэтического вдохновения, пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества – это такое же важное дело, как научить читать и решать задачи. В.А. Сухомлинский видел, что у отдельных ребят поэтическое вдохновение – это не бурный кратковременный взлет, не вспышка огонька, а постоянная духовная потребность. «Задаче возвышения человека я всегда стремился подчинить жизнь детского коллектива как частицы общества. Этой же задаче подчинялось творчество детей, развитие их задатков, способностей, дарований» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям).

Труд как средство воспитания в педагогической теории В.А. Сухомлинского. «В.А. Сухомлинский придавал исключительное значение исследовательскому характеру умственного труда: наблюдая, думая, изучая, сопоставляя, дети находят истину или же видят, что для открытия истины необходимы новые наблюдения, необходимо чтение, экспериментирование. Уже эти поиски сами по себе пробуждают положительные эмоции, представляющие собой психологическую основу личного отношения ребенка к истине. В процессе таких опытов еще глубже познается действительность, но вместе с тем человек познает самого себя. Опыт, эксперимент, труд, в ходе которого идея становится личным убеждением, взглядом – это самая сущность богатства действительных отношений ученика к жизни. Познавая – доказывать и доказывая – познавать – в этом единстве мысли и труда как раз и рождается мировоззрение. В результатах своего труда ребенок видит не только материальные ценности, но и самого себя – свою настойчивость, силу воли. Очень важно, чтобы это активное видение мира началось в младшем возрасте, чтобы в раннюю юность человек вступил уже с прочной основой мировоззренческих убеждений.

Осмысление понятий – лишь одна, разумеется, важная часть умственного развития детей. Ребенок думает, работая руками, и работает руками, думая. Лишь при этом условии знания становятся его убеждениями, этого требует сама природа ребенка: интеллектуальные операции у него проходят наиболее ярко в процессе труда; понятия, утверждающиеся его собственным трудом, пробуждают глубокие эмоции – этот сильнейший стимул человеческого поведения. Весь уклад жизни школы В.А. Сухомлинского – это настоящая лаборатория труда, построенного на научной основе, и воспитания высокого человеческого духа» (Хилтунен Е. Идея школы Сухомлинского).

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!