Вопрос 32. Константин Дмитриевич Ушинский – основатель отечественной педагогической науки



 

Константин Дмитриевич Ушинский – российский педагог, основоположник научной педагогики в России.

К.Д. Ушинский родился 19 февраля 1824 г. в Туле. После учебы в  Новгород-Северской гимназии (Черниговская губерния) в 1840 г. поступил на юридический факультет Московского университета. После блестящего окончания университетского курса в 1844 году  он был оставлен в университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена. В июне 1844 г. ученый совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции, а в 1846 г. он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук в ярославском Демидовском лицее. Но прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея – это привело к тому, что в 1849 г. К.Д. Ушинский уходит в отставку.

Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле К.Д. Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где первоначально он смог устроиться только на мелкую чиновничью должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий. В январе 1854 г. К.Д. Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинский Сиротский институт. В 1857–1858 гг. К.Д. Ушинский написал статьи «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы».

В 1859 г. К.Д. Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Но уже в 1862 г. он был под благовидным предлогом уволен из института и направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время К.Д. Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, где он изучал учебные заведения – женские школы, детские сады, приюты и школы. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».

За границей в 1864 г. К.Д. Ушинский написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также издал хрестоматию по русскому языку «Детский мир» – это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. К.Д. Ушинский написал и издал также особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» – «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей» – до 1917 г. это методическое пособие выдержало 146 изданий.

В середине 1860-х гг. К.Д. Ушинский с семьей вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд – «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии» – он начал печатать в 1867 г. Первый том книги «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 г., а через некоторое время вышел второй том, но третий том остался незавершенным. В этой работе К.Д. Ушинский подходит к рассмотрению психических явлений на фундаментальной философской основе, так же в этом труде К.Д. Ушинский дал обоснование предмета педагогики, ее основных закономерностей и принципов.

К.Д. Ушинский скончался 22 декабря 1870 г. в Одессе. Похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.

Центральная идея педагогической системы К.Д. Ушинского связана с развитием национального самосознания человека: «Каждый народ имеет свой особый идеал человека». В условиях интереса общественности к развитию европейского образования он выступал против слепого подражания и механического переноса на русскую почву сложившихся у других народов и в других исторических условиях педагогических систем. Идея общественного воспитания в педагогической концепции К.Д. Ушинского проявляется в принципе народности:

1. Система воспитания детей в каждой стране связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями.

2. Система воспитания, построенная в соответствии с потребностями народа, развивает в детях ценные психологические черты и моральные качества – патриотизм, национальную гордость, любовь к труду.

3. С раннего возраста необходимо усваивать народную культуру, родной язык, знакомиться с произведениями устного народного творчества.

В статье «О необходимости сделать русские школы русскими» автор пишет о парадоксальной ситуации – при плохом знании русской культуры, истории и родного языка наши соотечественники хорошо осведомлены об истории, географии других стран. К.Д. Ушинский убежден, что «плохое состояние наших финансов, частый неуспех наших больших промышленных предприятий, неудачи многих наших административных мер, перевозка тяжестей гужом, рядом с железными дорогами, наши непроходимые проезжие пути, наши лопающиеся акции, пребывание громадных дел в руках безграмотных невежд и пребывание ученых техников без всякого дела <...> – все эти болезни <...> зависят от незнания нами нашего отечества». Автор статьи считает, что детей в школах учат «не для того только, чтоб учить, а для того, чтоб сообщать им знания, необходимые для жизни, т. е. такие знания, обладая которыми, можно быть полезным и себе и обществу».

В качестве основы и конечной цели всей деятельности учителя – К.Д. Ушинский выдвинул принцип воспитания нравственности в труде и для труда: «Дать человеку труд, труд душевный, свободный, наполняющий душу и дать средства к выполнению этого труда - вот полное определение педагогической цели всей педагогической деятельности». В понимании К.Д. Ушинского, труд неотделим от нравственности, он лежит в основе морали, определяет честь, счастье человека: «Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние, но только внутренняя, духовная животворная сила труда служит источником достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья». Ученье – это труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли; умственный труд тяжелее, чем физический и следует развивать в учениках способность к умственному труду постепенно на протяжении всего обучения в школе; предложил чередовать умственный труд с различными видами физического труда.

Значение педагогической литературы в образовании педагога отражено в статье К.Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы». Автор пишет, что знакомство с разнообразными педагогическими мерами и методами «может спасти воспитателя от той упрямой односторонности, которая, к несчастью, слишком часто встречается в педагогах-практиках, не знакомых с педагогической литературой». Педагогическая литература «может возбудить в обществе внимание к делу воспитания и дать в нем воспитателям то место, которое они должны занимать по важности возлагаемых на них обязанностей. Педагогическая литература установляет в обществе, с одной стороны, правильные требования в отношении воспитания, а с другой – открывает средства для удовлетворения этих требований».

К.Д. Ушинский во взглядах на общественное развитие пришел к признанию человека движущей силой социальной эволюции. Провозгласив антропологический принцип – все общественные явления выходят из частных психических явлений, К.Д. Ушинский произвел революцию в науке. К.Д. Ушинский считал, что в человеке скрыты огромные возможности для всестороннего развития, что эти возможности под воздействием воспитания могут быть умножены, но «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Будучи самостоятельной наукой, педагогика в то же время находится в тесной связи со многими смежными науками, использует знания о человеке, которые содержатся в антропологических науках – анатомия, физиология, психология, логика, философия, география, история и др. К.Д. Ушинский первый среди русских педагогов предпринял попытку связать воедино все научные знания о человеке, чтобы положить их в основу теории воспитания.

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 745; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!