Тема 31. Ян Амос Коменский – основоположник педагогической науки
Ян Амос Коменский – чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, основоположник научной педагогики.
Родился 28 марта 1592 г. в Нивнице (Южная Моравия) в семье члена общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-1610 гг. учился в латинской школе, затем в Герборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии – «Театр всех вещей» (1614-1627 гг.) и начал работу над полным словарем чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-1656 гг.). В 1614 г. Я.А. Коменский – учитель братской школы в Пршерове. В 1618-1621 гг. жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения.
В 1627 г. Я.А. Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Я.А. Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632 г.), а затем переработал ее и перевел на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (1633-1638 гг.), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631 г.), «Астрономия» (1632 г.), «Физика» (1633 г.), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа» (1632 г.). Я.А. Коменский усиленно занимался разработкой идеи пансофии (обучение всех всему), которая вызвала большой интерес европейских ученых.
В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1650 г. Я.А. Коменский был приглашен для организации школ в Венгрии, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование ее принципов, учебный план, распорядок дня были изложены в сочинении «Пансофическая школа» (1651 г.).
|
|
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Я.А. Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656 г.). В Венгрии он закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658 г.), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.
Переехав в Амстердам, Я.А. Коменский продолжал работу над начатым еще в 1644 г. капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества. Первые две части труда опубликованы в 1662 г., рукописи же остальных пяти частей найдены в 30-х гг. ХХ в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 г. В этой работе автор призывает человечество к миру и сотрудничеству. Провозглашены основополагающие педагогические идеи: всеобщее образование народа, демократизация и преемственность школьной системы, приобщение подрастающего поколения к труду, приближение образования к потребностям общества, нравственное воспитание на основе гуманизма. Итог своей долгой жизни Я.А. Коменский подвел в сочинении «Единственно необходимое» (1668 г.): «Вся жизнь проходила в человеческих стремлениях и педагогических исканиях». Скончался в Амстердаме 15 ноября 1670 г.
|
|
«Великая дидактика» - трактат, который состоит из 33 глав, в нем изложены мысли о необходимости поставить знание закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике. Последняя призвана обеспечить процесс, в результате которого личность должна приобрести знания и умения, сделаться способной к духовному и нравственному совершенствованию. В трактате сформулированы сенсуалистские педагогические принципы Я.А. Коменского. Он призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. Согласно его теории в эволюции в природе, а, следовательно, и в воспитании, не может быть скачков: «Все происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей». В книге раскрывается следующее содержание:
· I–XII главы: в них идет речь о положении и назначении человека (I - IV главы); об условиях и возможностях образования (V-IX главы); о характере и пути преобразования школ (XI-XII главы);
|
|
· XIII-XIV главы характеризуют основы для создания новых школ;
· XV-XIX главы раскрывают основы общей дидактики;
· XX-XXV главы посвящены частной дидактике отдельных дисциплин;
· XXVI глава повествует о школьной дисциплине;
· XXVII-XXXII главы дают характеристику организации четырехступенного устройства школ;
· XXXIII глава демонстрирует общие условия, необходимые для практического осуществления идей Я.А. Коменского.
Основные главы книги «Великая дидактика» | Основополагающие моменты, идеи |
Глава XVI. Общие требования обучения и учения т.е. как учить и учиться | Основоположение 1
|
Глава XVII. Основы легкости обучения и учения | Основоположение 1
|
Глава XVIII. Основы прочности обучения и учения | 1. Основательно должны рассматриваться только те вещи, которые могут принести пользу. 2. Все последующее должно опираться на предыдущее. 3. Все должно закрепляться постоянными упражнениями. 4. Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимания на чем-то одном. 5. На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят |
Глава XXVI. О школьной дисциплине | «Школа без дисциплины есть мельница без воды». Для поддерживания дисциплины руководствоваться:
|
Глава XXVII. О четырехступенном устройстве школ в соответствии с возрастом и успехами учащихся | Полное образование до 24 лет. Это время приходится на четыре школы:
|
Задачивоспитания:познание самого себя, управление самим собой, стремление к богу (подготовка к жизни загробной). Вся дидактическая система строится на принципах природосообразности, гуманизма, демократизма.
|
|
Я.А. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшимпринцип природосообразности в воспитании. Природное в человеке обладает самодеятельной и самодвижущей силой, следовательно, необходима самостоятельность учащихся в освоении мира. Эта идея развита в работе «Выход из схоластического лабиринта на равнину» (1655 г.). Принцип природосообразности представлен идеей подражания природе (естественный метод образования) – приведение в соответствие законов педагогической науки и законов природы. Я.А. Коменский разработал четыре стадии этих законов:
· автопия – самостоятельное наблюдение;
· автопраксия – практическое осуществление;
· автохресия – применение знаний и умений в новых условиях;
· автолексия – самостоятельное изложение результатов своей деятельности.
В работе «Выход из школьных лабиринтов» показано, что многие школы не имеют четких и твердых целей, средств, и, наконец, для применения средств – никаких определенных правил. Отсюда видна необходимость нового метода – естественного метода: основанного на человеческой природе. Естественный метод – исследовать все достойное изучения, осуществлять попытки сделать то, что должно быть сделано достойное, применять все подлежащие применению. Следовательно, школы будут хорошо снабжены средствами, если будут иметь для исследования образцы всею подлежащего познанию, орудия для всего, чем выполняется данная работа, и если, относительно правильного употребления всех вещей они будут снабжены указаниями во избежание злоупотреблений. У учеников следует развивать самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике, в применении, как единственную основу прочного знания, добродетели и блаженства. Этот метод освобождает умы от всяких лабиринтов и предлагает им немногое, но необходимое для жизни, немногое, но прочно усвоенное посредством упражнений, немногое, но такое, что обеспечивает применение его на деле. Кроме того, нужно желать, чтобы метод стал механическим, то есть предписывающим все столь определенно, чтобы все, чему будут обучать, учиться и что будут делать, не могло не иметь успеха. Всякий ребенок, принимаемый в мастерскую гуманности должен выйти оттуда человеком – истинным господином вещей, настоящим властелином самого себя и своих дел.
Природосообразность означала и признание природного равенства людей. Люди наделены природой одинаково, они в равной степени нуждаются в возможно полном умственном и нравственном воспитании, так как это принесет пользу человечеству. Таким образом, их права на образование равны. Но Я.А. Коменский не отрицал наличия индивидуальных задатков. Считал, что ребенку присуща склонность к деятельности. Он ставил цель воспитания: посредством развития чувств дети знакомятся с окружающими предметами и явлениями, усваивают образцы окружающего мира, учатся активно действовать.
Я.А. Коменский дал теоретическое обоснование классно-урочной системы, в которой видел не только педагогически эффективную систему, но и одно из средств демократизации школьного образования. В трактате «Законы хорошо организованной школы» представлены законы о месте занятий, отдыхе и распределении времени, о наглядных пособиях и книгах, о ежедневном контроле знаний и экзаменах, законы для учителей и воспитателей, учеников и родителей, руководителей школы.
Я.А. Коменский оговаривает правила поведения учеников, старост классов (декурионов), служащих школы, учителей, воспитателей и директоров. «Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть. Следовательно, при руководстве юношеством должна иметь место кротость без легкомыслия, при взысканиях – порицание без язвительности, при наказаниях – строгость без свирепости».
Стержневой идеей педагогики Я.А. Коменского являетсяпансофизм – обобщение добытых цивилизацией знаний и донесение этого знания через школу на родном языке до всех людей. Ученый мечтал о приобщении человечества к всеобщей мудрости, подлинному знанию –пансофии. «Кто мудр, тот повсюду сумеет быть полезным и будет подготовлен ко всем случайностям». Я.А. Коменский стремился к формированию благочестия, самостоятельного мышления, способность к разнообразному труду. Он отстаивал гуманистическую программу школьного дела. «Идеальная школа - лаборатория подготовки гуманных людей обученных эффективно действовать на поприще труда».
Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1638; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!