Тема 17. Концепции воспитания личности



 

Концепция – система взглядов на что-нибудь, основная идея, замысел, руководящая идея.

Концепция воспитания –система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс.

Описать концепцию воспитания – значит охарактеризовать основные компоненты воспитания: цели, содержание, принципы, методы, средства и формы, условия, критерии и показатели эффективности.

В современной литературе часто в значении «концепция» употребляется термин «модель». Как только люди попытались осмыслить свое бытие, свой социальный опыт, они начали вести поиск наиболее приемлемых для общества моделей воспитания. При этом модели или концепции воспитания были самые разные. Их отличие друг от друга было обусловлено как объективными факторами (характером общественных отношений и государственной власти), так и субъективными, связанными с личностью педагога-ученого.

Уровни концепций воспитания:

· официальная концепция, национальная доктрина в стране;

· воспитательная система в школе, в том числе авторская воспитательная система;

· индивидуальный стиль общения учителя с ребенком.

В истории образования и в современных системах образования разных стран можно выделить две группы воспитательных концепций: гуманистические и авторитарные.

В настоящее время в системе образования России, в педагогической теории, в практике школ, в сознании и работе учителей происходит смена парадигм воспитания с авторитарной на гуманистическую.

Авторитарным воспитательным концепциям свойственно следующее:

· рассмотрение воспитанника как объекта воспитания;

· ориентация на образование по единой, с некоторой дифференциацией программе для всех, т.е. на определенные для всех цели и содержание образования и воспитания;

· ориентация на формирование заданного уровня академических знаний учащихся и на формирование личности по определенному эталону;

· достаточно выраженное управление учебно-воспитательным процессом со стороны школы, учителя;

· наличие требований, распоряжений, регламентирующих деятельность и жизнь учащихся.

Гуманистическим воспитательным концепциям присуще:

· рассмотрение воспитанника как субъекта воспитания;

· безусловная любовь, принятие ребенка таким, какой он есть, положительное отношение к нему, признание его права быть собой и права получить поддержку от взрослых.

· демонстрация доверия детям, вера в возможность развития каждого;

· помощь детям в осознании себя;

· эмпатия (способность понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность ученика и принимать его) и др.

К достоинствам гуманистической педагогики относится, во-первых, внимание к внутреннему миру ребенка, ориентация на развитие личности школьника посредством учения и общения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения и взаимодействия с ребенком.

Однако нельзя строить воспитание и обучение исключительно на интересах и самодеятельности детей и на культивировании уникальности личности. Это ведет к снижению роли взрослых в воспитании, представляет моральную и социальную опасность.

Воспитательные системы гуманистической направленности ставят целью личностное, индивидуальное развитие, ориентируются на формирование глубоко личных, внутренних качеств, на самоценность личности, а не на ее служение обществу. При этом главным средством достижения этой цели является свободная деятельность ребенка, сопровождаемая поддержкой взрослого.

Утверждение официальной, принятой в стране концепции воспитания определяется социально-экономическими, политическими, историко-культурными, психологическими и собственно педагогическими факторами. Так, в Законе РФ «Об образовании» можно найти непрямые формулировки целей воспитания. В ст. 14 отмечается, что содержание образования ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

До недавнего времени в Российской Федерации отсутствовала общенациональная концепция воспитания, лишь в 2009 г. была опубликована «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция определяет:

· характер современного национального воспитательного идеала;

· цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

· систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

· основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, который вводится с 2011 г.

Современный национальный воспитательный идеал –  это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Современный национальный воспитательный идеал определяется:

· в соответствии с национальным приоритетом;

· исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;

· согласно Конституции Российской Федерации;

· согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).

Существует множество авторских воспитательных концепций, одна из них – концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (О.С. Газман и др.).

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Рос­сийской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и представлены им в 1995 г. После смерти О.С. Газмана разработку концеп­ции продолжили его ученики и коллеги Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. По­ляков, С.М. Юсфин.

Согласно данной концепции, разви­тие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возни­кает гармония двух сущностно различных процессов – социа­лизации и индивидуализации. Социа­лизация способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в расту­щем человеке социально-типичного), а индивидуализация – становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке). Воспитание– специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, а обучение – передача и усвоение системы знаний о природе, обще­стве, человеке и способах человеческой деятельности.

Педагогическая поддержка – пре­вентивная и оперативная помощь детям в решении их инди­видуальных проблем, связанных с физическим и психичес­ким здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуни­кацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбо­ром (самоопределением).

Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность («самость», са­мостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное со­четание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.

Идеальная цель воспитания – формирование гармо­ничной, всесторонне развитой личности.

 Реальная цель воспитания – дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъек­тивные условия (желание индивида) и объективные воз­можности семьи, школы, общественности, государствен­ной власти на местах.

Нормы педагогической поддержки(по Н.Б. Крыловой):

· любовь к ребенку, безусловное принятие его как лич­ности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпе­ние, умение прощать;

· приверженность к диалоговым формам общения с деть­ми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

· уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

· ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;    

· признание права ребенка на свободу поступка, выбо­ра, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);

· поощрение и одобрение самостоятельности, независи­мости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирова­ние самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

· умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;

· собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.

Основа содержа­ния воспитания – базовая культура личности. Приоритетные направления базовой культуры:

· культура жизненного самоопределения;

· культура семейных отношений;

· экономическая культура и культура труда;

· политическая, демократическая и правовая культура;

· интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;

· экологическая культура;

· художественная культура;

· физическая культура.

Центральное звено базовой культурыкультура жиз­ненного самоопределения личности учащегося в четырех важ­нейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности).

Сфера «Человек» предполагает самоопределение в пони­мании самоценности человеческой жизни, индивидуально­сти, самобытности ее процесса, смысла деятельности, в по­нимании человека как вершины эволюции.

Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение ценностей такого порядка, как Родина, народо­властие, демократия, гласность, правовое государство, се­мья, труд, гражданская ответственность.

Самоопределение в сфере «Природа» может строиться че­рез осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование себя (здоровья, эстетического начала, духовных устремлений). Оно включает также овла­дение экологической культурой, понимание собственной ответственности перед будущими поколениями в процессе освоения и преобразования природы.

«Ноосфера» (продукты человеческой деятельности) как сфера самоопределения предполагает осознание нравственной ответственности в использовании продуктов научно-техни­ческого прогресса, формирование у человека представлений о возможных последствиях его некомпетентного взаимодей­ствия с техникой, освоение учащимися мира духовной куль­туры во всем ее многообразии, т.е. формирование гражданс­кого отношения к историческим, духовным, нравственным завоеваниям народа, восстановление и охрана памятников культуры, воссоздание национальных традиций и их разви­тие как части мировой духовной и материальной культуры.

Таким образом, самоопределение личности ребенка и свя­занные с ним процессы самореализации, самоорганизации и самореабилитации являются главным предметом воспита­тельной деятельности педагога.

Для проведения более целе­направленной работы воспитателя по оказанию помощи де­тям в их развитии и саморазвитии О.С. Газман предлагал разрабатывать и осуществлять пять целевых программ:«Здо­ровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».       

Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей – умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорга­низации и самореабилитации. Механизм педагогической поддержки ре­бенка в решении жизненно важных проблем складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, вы­полняемых ими на следующих пяти этапах:

I этап (диагностический) – фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, уста­новление контакта с ребенком, вербализация постановки про­блемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

II этап (поисковый) – организация совместно с ребен­ком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);

III этап (договорный) – проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отноше­ний и заключение договора в любой форме;

IV этап (деятельностный) – действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимули­рование его инициативы и действий, координация деятель­ности специалистов в школе и за ее пределами, безотлага­тельная помощь школьнику);

V этап (рефлексивный) – совместное с ребенком об­суждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельнос­ти, констатация факта разрешимости проблемы или пере­формулирование затруднения, осмысление ребенком и пе­дагогом нового опыта жизнедеятельности.

Решение проблем жизнедеятельности ребенка, формиро­вание качеств его личности происходит тогда, когда воспи­тателями создаются благоприятные условия для развития школьника в доступных ему видах деятельности (учебной, производственной, досуговой); в общении со средствами мас­совой коммуникации, с искусством, со взрослыми и сверст­никами; в обыденной (бытовой) сфере.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса:

· готовность ребенка к самоопределению, самореализа­ции, самоорганизации и самореабилитации;

· развитость индивидуальных способностей ученика;

· нравственная направленность личности;

· физическое и психическое здоровье школьника;

· сформированность базовой культуры учащегося;

· защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообщности.

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1645; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!