Развитие воображения и литературное творчество. Подготовка восприятия учащихся: сочинения по жизненным впечатлениям.
Подготовка восприятия учащихся: сочинения по жизненным впечатлениям.
Устное словесное рисование портретов героев в различных ситуациях.
Дописывание: предыстория героев.
Иллюстрирование понравившегося эпизода.
Опыты стилизации (написание этюда «о чём могут рассказать деревья…»).
Опорные понятия.
Роль пейзажа.
Олицетворение.
Сравнение.
Портрет героя.
Метафора.
Художественная деталь.
Сказочные мотивы.
Приёмы детализации.
Ю. Коваль. «Капитан Клюквин».1 час.
Внимание рассказчика к миру природы – в чем оно проявляется?
Человек и природа: сложность обретения гармонии. Как выбирается «имя» клеста? Настроение рассказа (как песня клеста – и печаль, и радость).
Роль подробностей. Юмор в рассказе. Голос рассказчика.
Д.Кедрин. «Зяблик».
Развитие воображения и литературное творчество.
Творческий пересказ.
Воображаемый монолог птицы.
Иллюстрирование обложки книги рассказов Ю. Коваля.
Опорные понятия.
Художественная деталь.
Юмор.
Лаконизм и выразительность языка.
*Т.А.Младова. «Отважная зимовщица», «Орлик». 1 час.
Природа родного края (Прибайкалье) в очерках. Точность заметок натуралиста; выразительность описаний. Есть ли в очерках антропоморфизм (очеловечивание)? Как проявляется в очерках чувства рассказчика и других действующих лиц? «Имена» питомцев.
Литературное творчество.
Сочинить очерк по личным наблюдениям.
|
|
Опорные понятия.
Очерк*
Антропоморфизм*
*Н. Устинович. Рассказы из цикла «Лесная жизнь» по выбору учителя. 1 час.
Красота природы родной Сибири в творчестве Н. Устиновича. «Подлинно художественная хрестоматия природы». Любовь и сочувствие к животным. Охотничьи мотивы.
Традиции пришвинской прозы в циклах «От весны до весны», «Азбука следопыта».
Развитие воображение и литературное творчество.
Устное словесное рисование «Портрет моего любимого животного».
Словесно- изобразительное сочинение (цветослово).
Опорные понятия.
Традиции пришвинской прозы.
Портрет.
Описание.
Пейзаж.
Цикл рассказов.
ПЯТЬ ПУТЕШЕСТВИЙ В СТРАНУ ПОЭЗИИ. 10 часов.
Формирование культуры восприятия поэтического слова.
Введение понятия о лирике. Развитие понятий о стихотворной и прозаической речи. Поэтическая условность. Тайны поэтического слова. Некоторые секреты стихотворной формы. Смысловое значение размера, рифмы, ритма, звука. Перекличка слов, звуков и смыслов. Поэтические повторы. Строка и строфа. Белые стихи, лимерики, акростих.
Авторское видение мира. Переживания и мысли поэта. Некоторые способы передачи душевного состояния ( А. Пушкин, М. Цветаева). Точное и поэтическое. Образная точность поэзии (К. Некрасова, Ю. Мориц). Образ чувства и образ настроения (классическая японская лирика).
|
|
Мир «братьев меньших» в поэзии (В. Маяковский, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий).
Стихи о природе (А. Фет, Ф. Тютчев, И. Бунин, С. Есенин, Б. Пастернак).
Игра со словом. Словотворчество как выражение мыслей и чувств поэта (В. Хлебников).
*Сибирь глазами поэта (Е. Стюарт, М. Сергеев, Г. Граубин, М. Трофимов).
Словесная игра в стихах сибирских поэтов (Ю. Черных, Г. Граубин, М. Сергеев, М. Трофимов).
Развитие воображения и литературное творчество.
Приёмы подготовки восприятия поэзии: актуализация эмоциональной памяти, опора на жизненные впечатления; устное словесное рисование, составление ассоциативных рядов, цветослово, «портретирование» слова, игра «что на что похоже», вживание в представления, иллюстрирование.
Опорные понятия.
Лирика*.
Поэзия и проза.
Художественный образ.
Метафора.
Сравнение.
Олицетворение.
Рифма.
Ритм.
Звуковой рисунок.
Срока.*
Строфа.*
Белый стих.*
Размер.*
На изучение произведений – 94 часа.
На развитие речи – 8 часов.
Всего – 102 часа.
3урока в неделю.
Мониторинг
Литературного развития школьников
|
|
В процессе внедрения авторской программы по литературе
Для 3-5-х классов
№ | Показатели литературных способностей | Критерии | Уровни | Формы диагностики | Сроки |
1. | Потребность в чтении | 1. Начитанность 2. Любовь к книге 3. Постоянство в потребности к книге 4. Направленность читательских интересов | высокий средний низкий | 1. Анкетирование 2. Индивидуальное собеседование 3. Читательские дневники | |
2. | Активность эмоционально-эстетических оценок | 1. Точное улавливание авторских чувств 2. Сопереживание ситуации, героям, автору 3. Умение воспроизводить прочитанное 4. Оживление ассоциаций | высокий средний низкий | 1. Собеседование 2. Отзыв на прочитанное произведение 3. Пересказ эпизодов 4. Составление ассоциативных цепочек, кругов | |
3. | Осознание нравственных уроков художественного произведения | 1. Умение выделять в тексте нравственные проблемы 2. Активность их оценки | высокий средний низкий | 1. Анкетирование 2. Сочинение «Эхо» | |
4. | Чуткость и отзывчивость на художественное слово осознание его образности | 1. Игра словом 2. Цепкость памяти на слово и фразу 3. Способность по отдельному слову и фразе «угадать» автора 4. Оживление ассоциаций | высокий средний низкий | 1. Анкетирование 2. Разгадывание метафоры 3. Творческие работы ассоциативного характера | |
5. | Способность применять в анализе художественного произведения необходимый круг теоретико-литературных знаний | 1. Умение проследить развитие сюжета 2. Умение видеть слово-образ 3. Умение выделить авторскую позицию 4. Мотивировать поступки героев, события 5. Концептуальное осознание художественного произведения на уровне темы, идеи | высокий средний низкий | 1. Анкетирование 2. Литературные задачи | |
6. | Воспроизводящее и творческое воображение | 1. Выключение ассоциативного фонда 2. Умение преображать словесный материал 3. Умение эмоционально воспроизводить прочитанное | высокий средний низкий | 2. Разные виды творческих работ | |
7. | Потребность самовыражения через литературно-творческую деятельность | 1. Умение найти в собственном жизненном опыте аналог ситуации произведения 2. Умение видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет героя 3. Умение передавать динамику чувств автора 4. Умение перевести литературное произведение в другой вид искусства 5. Умение воплотить свои переживания в художественную форму | высокий средний низкий | 1. Задания по литературному творчеству: а) дописывание художественного произведения б) опыты стилизации (этюды) в) составление киносценария г) сочинение художественного произведения в заданном жанре д) анкетирование |
|
|
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 411; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!