А. Гайдар. «Тимур и его команда», «Судьба барабанщика» (по выбору учителя). 2 часа.



Героические и трагические приметы времени в повестях Гайдара (аресты, сиротство, военные конфликты, социализация жизни детей).

Стремление подростков к установлению связей с «большим» миром (не чувствовать себя лишним в мире).

Духовная и душевная связь детей и родителей в книгах Гайдара. Непонимание и предательство взрослых – одна из главных причин подростковых трагедий. Вера, надежда, любовь – необходимые духовно-нравственные основы внутреннего мира детей. Актуальность проблем гуманизма и эгоизма, мужества и трусости, верности и предательства, активности и пассивности. Романтика добрых поступков.

«Судьба барабанщика» - повесть-предупреждение.

«Тимур и его команда» – повесть воспитания.

Юмор и задушевность Гайдара.

Литературное творчество.

Монологическое высказывание или сочинение на тему: «Быть сильным и добрым одновременно, возможно ли это?» или «Что значит совершать добрый поступок?».

Опорные понятия.

Повесть.*

Приметы времени в повести.

Роль художественной детали в создании образа.

Юмор

Самостоятельное чтение.Р. Погодин. «Красные лошади», «Трень-брень».

 

*Р. Фраерман. «Подвиг в майскую ночь». 1час.

Героизм советских воинов в годы Великой Отечественной войны. Тема подвига и бессмертия в произведении. Смысл эпиграфа, его роль в раскрытии идейного содержания повести.

Значение рассказа о детстве Сергея Шершавина в структуре повести. Роль родного пейзажа в раскрытии характера героя и его внутреннего мира.

Развитие воображения и литературное творчество.

Устное словесное рисование: создание галереи портретов героя в разные периоды его жизни.

Составление фрагмента киносценария по заданному эпизоду.

Опорные понятия.

Психологический портрет героя.

Характер героя.

Пейзаж.

Диалог.

Эпилог.*

Эпиграф.*

Внутренний мир.*

 

 

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ.

К.Г.Паустовский. «Мещерская сторона» Главы: «Обыкновенная земля», «Несколько слов о приметах», «Леса», «Небольшое отступление от темы», «Мой дом», «Бескорыстие». 4 часа.

Обострённое чувство национального, родного и близкого.

Корневая связь с родной Землёй. Родственная любовь и счастье близости к своей земле. Постижение сущности понятия «малая» Родина в её органической соотнесённости с Родиной «большой».

Природа как устойчивый элемент национальной жизни, одна из специфических форм её самовыражения, как характер и психология человека.

Эстетическое вхождение в мир природы. Что значит не просто «смотреть», а «видеть» по Паустовскому. Ёмкость, простота и выразительность описаний. Лирическое созерцание подробностей. Художественное освоение «обыкновенного» как истинной эстетической и духовной ценности.

Эстетический принцип – «необыкновенное в обыкновенном». «Поэзия непритязательных душ, невзрачных вещей…». Чувство родства с миром. Создание эмоциональной атмосферы притягательности и тепла «родного дома». Раздумья о незаменимости этого дома для человека.

Хозяева и гости природного Дома Земли.

Развитие воображения и литературное творчество.

Подготовка восприятия учащихся: сочинение по жизненным впечатлениям.

Сочинение этюдов (опыты стилизации): как нарисовать луг, лес, озеро…

Иллюстрирование эпизодов с обоснованием.

Дописывание в стилистической манере автора.

Опорные понятия.

Автор и герой-рассказчик.

Роль пейзажных зарисовок.

Словесная живопись.

Звуковой рисунок.

Самостоятельное чтение.С.Г. Аксаков. «Мелкие охотничьи рассказы», И.С. Тургенев. «Лес и степь».

М.М. Пришвин. «Кладовая солнца», «Лирические миниатюры».

Часов.

Метафора как основа мироощущения М. Пришвина. Смысл названия произведения. Соединение сказочности и реалистичности в повести. Образы Насти и Митраши, их народно-сказочные параллели (сестрица Алёнушка и братец Иванушка и т. п.). Образ леса, детализация природных картин, одушевление природных явлений, собака Травка как аналог фольклорного помощника. Сказочный мотив пути-дороги как основа сюжетики повести. Злые силы леса. Особенности пришвинского понимания единства человека и природы – способность творческого поведения.

Лирические миниатюры: «Лягушонок», «Этажи леса», «Муравьи» и другие по выбору учителя.

Наблюдение как основа изображения, пристальность и конкретность художественного видения. Движение поэтической мысли М. Пришвина в единстве знания об окружающем со знанием о себе. Лирическое первооткрытие в структуре миниатюр.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 217;