Прямой и переносный смысл в пословицах и поговорках.
Сравнение. Метафора. Метонимия. Гипербола. Олицетворение.
Ритм.
Рифма.
Звуковой рисунок.
Заговоры и заклинания. 1 час.
Магия слова. Исцеляющая и истребляющая сила слова. Воплощение в заговорах исконных представлений о добре и зле, определяющих жизнь человека и мироздания в целом. Ориентированность на космос. Единение человека с космосом. Художественные образы заговоров. Проявление национального мировосприятия. Своеобразие мировосприятия сибиряка в заговорах Восточной Сибири. Обусловленность стилистической стороны заговоров, бытующих в деревнях и сёлах Восточной Сибири, особенностями сибирского говора. Тайны воздействия слова на сознание человека. Суггестивные средства и приёмы направленного воздействия на личность (ритм, повторы, звукопись, цветопись).
Развитие воображения.
Устное словесное рисование: «представь», «вообрази», «передай свои ощущения словом».
Опорные понятия.
Сравнение.
Метафора.
Олицетворение*.
Эпитет*.
Повтор (рефрен).*
Ритмический рисунок.
Звуковой рисунок.
Небылица. 1 час
Фантастическая картина жизни в небылице. Герои-чудаки. Непривычность и сказочность их действий. Приемы создания «перевернутого» мира: повторы, гиперболизация, инверсия, слово-действие.
Игра звуком и ритмом. Роль звука и рифмы в передачи смысла картин. Веселое и жизнерадостное восприятие мира. Добрые фантазии автора. «Надежда» на интеллектуального и эмоционального читателя.
|
|
Развитие воображения. Литературное творчество.
Устное словесное рисование, иллюстрирование. Сочинение небылиц на современную тему.
Опорные понятия.
Воображение*.
Сказочность*.
Фантазия*.
Повтор*.
Инверсия*.
Гипербола.
Звуковой рисунок.
Ритм.
Рифма.
ДОБРО И ЗЛО. ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ.
ВЕРА. ЛЮБОВЬ.
Фольклорная сказка. 4 часа.
Начальные сведения о происхождении жанра волшебной сказки. Обычаи и верования, лежащие в основе сказки. Обряд посвящения (инициация) и связанные с ним сказочные мотивы и образы (путь-дорога, встреча с предком, превращение, избушка на курьих ножках). Смысл счастливой развязки сказочного действия. Роль и значение семьи в художественной системе сказки. Ведущие сказочные образы. Резко-контрастная группировка героев. Происхождение и функции главных персонажей волшебной сказки (герой, «низкий» герой, невеста, волшебный помощник, антагонист). Змей и Баба Яга. Волшебные предметы. «Тот свет» и «иное царство» в художественном пространстве сказки. Традиционные формулы сказки (языковые и композиционные). Этическое значение сказок.
Анализ сказки «Царевна-лягушка».
|
|
Сведения о происхождении бытовой сказки.
Социальная направленность жанра. Отличие бытовой сказки от волшебной: социологизация и «обытовление» повествования, ослабление магически-волшебного компонента, усиление личной инициативы героя. Ведущие персонажи бытовой сказки: богатый и бедный брат, старик и старуха, солдат, царь, муж и жена, батрак. Мотив спора, состязания, борьбы в бытовой сказке. Её комическая и сатирическая направленность. Речевая выразительность бытовой сказки.
Анализ сказки «Горшеня», «Мудрые ответы», «Злая жена», «Удалой батрак», «Солдат и разбойник» и др. (на выбор учителя).
Литературное творчество.
«Фантастический бином»: «Что было бы, если…».
Придумывание сказки по опорным словам, напоминающим известный сюжет.
Сказка «наизнанку» (выворачивание наизнанку сказочной темы, например, Красная шапочка злая, а волк добрый).
Придумать продолжение сказки: «А что было потом?»
Сочинение сказки на заданную тему.
«Салат из сказок» (создание сказки из сюжетных линий и героев других сказок).
Опорные понятия.
Сказка как жанр эпоса.
Фольклорная сказка.
Композиция и сюжет волшебной сказки.*
Словесные формулы.*
Изобразительно-выразительные средства (олицетворения, постоянные эпитеты, сравнения)*.
|
|
Комизм бытовой сказки.*
Нравственные уроки сказки.
Самостоятельное чтение.«Пёрышко Финиста Ясна Сокола», «Волшебное зеркальце», сказки народов Сибири.
Литературная сказка. А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». «Сказка о золотом петушке» (на выбор). 4 часа.
Слово о поэте. Мир сказки в жизни А.С. Пушкина (чтение отрывков из книги М. Басиной «Там, где шумят михайловские рощи»). Запись народной сказки о мёртвой царевне и сюжет А.С. Пушкина. Добро и зло, зависть и великодушие, любовь и верность в сказке. Смысл прекрасного и красивого в сказке как противопоставление истинного и ложного. Тема Дома и Домашнего Очага в сказке. Смысл контрастной композиции. Силы Зла и силы Добра в сказке. Просветляющая и животворящая сила любви.
Единство человека и природы в борьбе со злом. Фольклорные основы сказки. Нравственно-поэтические уроки сказки.
«Сказка о золотом петушке».Есть ли в сказке положительный герой? Прекрасное и красивое (образ Шемаханской царицы). Преступления царя Додона. Речь как средство характеристики героя. Сказка А.С.Пушкина и «Легенда об арабском звездочете» В.Ирвинга. Близость и различия в сюжете, характерах героев. Работа с иллюстрациями И.Билибина к «Сказке о золотом петушке» (роль детали в иллюстрации).
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 790; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!