ПОСТРОЕНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В 5-м КЛАССЕ.
Сосновская И. В.
преподаватель, доцент ИГПУ,
научный консультант ЦО № 47
Бухарова И. Г.
преподаватель литературы ЦО № 47,
ст. преподаватель ИГПУ
Программа по литературе для 5-х классов
«Школа гармонии души и мысли»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основу концепции курса литературы для 5-го класса положен этико-эстетический подход к литературному образованию, который предполагает, прежде всего, формирование духовности подрастающего человека, понимаемой нами, как стремление к гармонизации ценностного мира личности. Такая духовно-личностная ориентация предмета особенно важна сегодня, в ситуации кризиса ценностей. Литература – это форма духовной культуры человечества, помогающая видеть неразрывность связей человека, общества, природы, Вселенной; помогающая осознавать свой внутренний мир, своё духовное «Я». Через художественное произведение на школьника идёт всё: и воспитательное влияние, и информация, и познание, и опыт человечества, и анализ состояния мира, и мечта о будущем, - то есть то, что так необходимо для развития и становления духовного и нравственного мира подрастающего человека. Но в литературе всё это находит образное воплощение. Этическое неотделимо от эстетического. Этому в программе придаётся определяющее значение. Одно связано с другим и понимается через другое. Иначе художественное произведение было бы равно жизни, реальному миру, что противоречит законам художественного творчества и законам восприятия искусства. Авторы программы убеждены, что важно дать школьникам возможность увидеть, почувствовать и пережить эту эстетическую реальность художественного произведения; открывая постепенно законы художественного творчества, открыть художника в себе.
|
|
Составители программы исходят из того, чтоосновной целью литературного образования в школе является формирование читателя, способного к глубокому проникновению в художественный мир произведения в соответствии с его образной спецификой, способного к эмоционально-ценностному видению и познанию связей художественного мира, человека, общества, Вселенной.
Предлагаемый курс литературы базируется на творчестве русских и зарубежных писателей. Этико-эстетический подход определил выбор художественных произведений для чтения и изучения. Главными условиями отбора программных произведений являются, во-первых, их высокие художественные достоинства, во-вторых, основные идеи программы, в-третьих, возрастные особенности восприятия учащихся.
Существует несколько вариантов структурирования литературного материала: по тематическому, жанровому, хронологическому, проблемно-тематическому, историко-культурному принципам. На каждом этапе литературного образования становится значимым тот или иной принцип. Авторы программы считают, что в 5-6-х классах наиболее приемлемым является проблемно-тематический принцип, позволяющий максимально сосредоточить внимание школьников на тех ключевых понятиях, темах и проблемах, которые могут служить определёнными ценностными ориентирами. В связи с этим материал структурируется по отдельным блокам гнездовым способом таким образом, что одна, выбранная тема и проблема, стягивает к себе цикл произведений, являясь своеобразным «ассоциативным контрапунктом». Все выделенные нами темы и проблемы – концепты (понятия) русской культуры. Авторы выбрали те из них, которые являются постоянными духовными ценностями культуры человечества. Центром русской культуры всегда являлась литература. Поэтому такие концепты как «Слово», «Вера», «Любовь», «Человек», «Личность», «Совесть», «Дом», «Родная земля» присутствуют не просто в сознании каждого рядового человека, но и прослеживаются через взгляды писателей и поэтов, иногда по-новому высветляя их духовный и моральный облик, их ценностное отношение к миру. В связи с этим подбор текстов, создающий своеобразную ценностную «ось сознания», не подчиняется хронологическим ограничениям, а определяется наглядностью раскрытия того или иного концепта.
|
|
|
|
Необходимо заметить, что соотнесение какого-то концепта с тем или иным произведением ни в коем случае не является раз и навсегда данным. Авторы понимают, что «подогнать» художественное произведение под одну тему или проблему невозможно. Поэтому выделенные нами концепты нужно воспринимать как название циклов и как те направления, по которым учитель может организовать работу с литературным материалом.
Особую важность составители программы придают включению регионального компонента в школьный курс литературы. Причём этот компонент, по глубокому убеждению авторов, не должен быть просто внеклассным чтением или факультативным дополнением к основному курсу, а должен восприниматься учащимися как неотъемлемая часть русской культуры. Именно поэтому региональный компонент органично включается составителями в каждый цикл программы в соответствии с предложенными концептами. Конечно, тот подход, который используется в формировании регионального компонента на данном этапе литературного образования, можно считать пропедевтическим. В дальнейшем он требует несомненного углубления содержания и иных принципов организации литературного материала. В программе этот материал отмечен звёздочками.
|
|
В состав блоков кроме изучаемых произведений включаются некоторые сведения об авторе произведения, необходимый теоретический аппарат, списки произведений для самостоятельного чтения школьников, виды работ по развитию воображения и по литературному творчеству учащихся.
Составители программы считали важным дать подробные аннотации к темам, учитывая, что развёрнутая характеристика содержания темы может быть важным методическим подспорьем для учителя, тем более что многие из предложенных нами тем ранее в школе не изучались.
Опорные теоретические понятия, включённые в каждую из тем, представлены тремя видами. К первому относятся такие, с которыми школьники знакомятся впервые и которые нуждаются в специальном рассмотрении на уроке. Они отмечены звёздочками. С понятиями второго вида учащиеся должны быть знакомы ранее, поэтому они нуждаются в повторении, закреплении и развитии. Эти понятия выделены другим шрифтом. К третьему виду относятся понятия, которые не нуждаются в специальном внимании, так как их смысл подсказывается либо речевым опытом, либо контекстом.
Представленная программа оригинальна и в методике преподавания, которая предполагает не столько общение умов, сколько прикосновение сердец. Важное внимание авторы программы уделяют проблеме подготовки восприятия учащимися художественных произведений, а также заданиям по развитию воображения и литературному творчеству. Эти задания не являются обязательными для каждого класса и могут варьироваться учителем. Выбор варианта такого задания зависит от индивидуальных особенностей школьника, от уровня подготовки и развития класса, от художественной специфики произведения.
Составители убеждены, что программа не должна сковывать творческую инициативу учителя. Творчество учителя состоит в умении наиболее оптимально заменить, сжать или расширить конкретную тему, найти тот вариант её методической разработки, который является посильным для школьников в конкретных условиях. Важно только, чтобы не искажались и не подменялись концептуальные идеи программы.
ПОСТРОЕНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В 5-м КЛАССЕ.
5 класс является ответственным этапом в процессе литературного образования школьников. С одной стороны, по некоторым возрастным характеристикам, он является естественным продолжением начальной школы. Поэтому авторам программы представляется целесообразным сохранить принцип тематического построения курса. С другой стороны, этот этап является переходным от начальной школы к средней и поэтому должен стать отправной точкой серьёзного читательского пути школьника, его интеллектуального и эмоционально-образного приобщения к художественной литературе. В связи с этим более разнообразной становится тематика курса, особенно значимым является принцип усложнения эстетической и творческой деятельности учащихся.
Можно выделить целый ряд психологических особенностей, присущих этому возрасту и влияющих на восприятие художественного произведения. Разнообразны, импульсивны и естественны проявления эмоциональной сферы 10-летнего читателя. Причём наряду с простейшими эмоциями соседствуют более сложные чувства и переживания. Эмоциональные проявления становятся более избирательными и более сознательными, но остаются ещё достаточно яркими. Эмоциональность окрашивает все другие психические свойства, связанные с восприятием. Своеобразная слитность мышления с эмоциями придаёт восприятию некоторую эмоциональную целостность («союз ума и сердца»). Это свойство как нельзя лучше отвечает тому принципу эстетической целостности, который считается основным в школьном анализе художественного произведения. Однако восприятие в этом возрасте, наделённое яркой эмоциональностью, впечатлительностью, силой переживания и целостностью, безразлично к форме художественного произведения и к авторской позиции в нём. Эстетическое воспринимается интуицией, сердцем. 10-летний читатель трудно абстрагируется и легче отзывается на конкретный образ. Часто он не в состоянии объяснить, но в состоянии почувствовать, а значит найти, увидеть, выделить. Искусство и действительность сливаются в сознании учащихся, обуславливая феномен «наивного реализма».
Основная задача преподавания литературы в 5 классе – формирование читательской культуры школьников, заключающейся в способности чутко реагировать на художественный образ и художественное слово, слышать голос конкретного автора.
Задача осуществляется через чтение художественного произведения, его анализ и интерпретацию, через постепенное освоение теоретических знаний, через литературно – творческую и эстетическую деятельность учащихся.
В соответствии с основными идеями программы литературный материал структурируется по циклам, лейтмотивами которых являются следующие темы:
- Слово.
- Добро и зло. Истинное и ложное. Вера. Любовь.
- Милосердие. Сострадание. Соучастие.
- Человек. Личность. Дом. Семья. Домашний очаг. Общество. История.
- Родная земля.
В аннотациях к названным циклам указываются сквозные мотивы, которые были ведущими в курсе литературы 3-его класса: истинные и ложные ценности, красота внешняя и внутренняя, мотив слёз, мотив «Обыкновенного чуда». Они отражают принцип преемственности в литературном образовании школьников.
Необходимо отметить, что каждый из циклов не является замкнутым на себя. Границы их открыты в том смысле, что в одном произведении может быть отражено сразу несколько концептов. Пусть учителя не удивляет некоторая повторяемость тем, мотивов, проблем в аннотациях к разным произведениям. Авторы намеренно придерживались принципа сквозного проникновения материала.
В первом цикле «Слово» представлены вводные уроки «Что в слове, что за словом?», «Секреты словесного искусства», «Духовная сила слова». У этих уроков несколько целей:
- напомнить учащимся позиции 3-го класса «око видит далеко, а ум ещё дальше», «Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце»;
- акцентировать внимание на понятии «сердечного видения»;
- вспомнить секреты сказки «Маленький принц»;
- от «секретов» сказки – к тайне слова, к его выразительным возможностям.
Слово в жизни и слово в художественном тексте (знакомое и незнакомое). Буквальное и образное восприятие слова. Несовпадение словарного значения слова и его образного воплощения. Приобщение к законам художественного творчества (отрывки из книги К. Паустовского «Золотая роза»: главы «Алмазный язык», «Искусство видеть мир»). Аналогия с другими видами искусства: живопись, музыка. Понятие о синкретизме. Духовная сила слова (отрывки из книги А.Н.Афанасьева «Древо жизни»). Слово в Библии. Поэты о власти и магии слова. В этот же цикл входят уроки по устному народному творчеству, объединенные темой «Слово в фольклоре».
Второй цикл обозначен концептами: «Добро и зло», «Истинное и ложное», «Вера», «Любовь». Этот цикл представлен разными жанрами, начиная со сказки (А.Пушкин, Г.Андерсен, В.Гаршин, О.Уайльд, П.Бажов, С.Писахов, М.Сергеев, С.Волкова), кончая повестью Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством». Смысл уроков по этому циклу не только в том, чтобы рассказать, как воплощаются названные концепты, но и показать неповторимость этого воплощения, угол зрения автора на поставленную тему или проблему.
В третьем цикле «Милосердие», «Сострадание», «Соучастие в судьбе» представлены произведения А.И.Куприна, И.С.Тургенева, Д.В. Григоровича, И.С.Шмелёва, Э.Сетон-Томпсона, Г.Машкина. Задача учителя – помочь школьникам увидеть высокий смысл в устремлениях души разных героев. Важно акцентировать внимание не только на сопереживании чувствам, мыслям и поступкам героев, но и на осознании нравственных уроков художественного произведения. Однако содержание необходимо соединить с эстетическим вниманием к слову, к художественным приёмам, которыми пользуется автор, открывая мир души человеческой.
Четвертый цикл носит название «Человек. Личность». Он имеет два раздела: « Дом. Семья. Домашний очаг» и «Человек. Общество. История». В пределах человеческой жизни наиболее приемлемой представляется тема детства. Она представлена произведениями А.П.Чехова, В.Г.Короленко, А. Гайдара, Ю.Яковлева, А. Алексина, Г.Куклина, Г.Михасенко. Показать неоднозначность этого времени в жизни человека, раскрыть психологизм писателя в изображении судьбы маленьких героев, их характеров и поступков - задача учителя.
Человек неотделим от общества и истории, которая вторгается в его судьбу, нередко определяя её дальнейшее течение. Концепт «Человек. Общество. История" представляет баллада М.Ю.Лермонтова «Бородино», басни И.А.Крылова, рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», повесть А.Гайдара «Тимур и его команда», повесть Р.Фраермана «Подвиг в майскую ночь».
В пятом цикле произведения объединяются концептом «Родная земля». В рассказах М. Пришвина, К. Паустовского, Ю. Коваля, Н. Устинович, Г. Граубина, Р. Бредбери откроется школьникам мир родной природы, трепетное и неповторимое отношение к ней каждого автора. Большая и «малая» родина, родной дом – корни души человеческой. В анализе художественных произведений учитель должен идти от конкретных наблюдений к образным обобщениям, к эстетическому освоению художественной природы произведения.
Особое значение авторы программы придают урокам поэзии в 5-м классе. В 3-м классе школьники уже учились читать стихи, сопереживать прочитанному, пытались увидеть окружающее глазами поэта. В 5-м классе эмоционально-образное приобщение к поэзии обогащается эстетическим. Важно не только попытаться пережить то, что пережил поэт, но и понять, почему он сказал об этом так, а не иначе; удивиться гармонии слов и словосочетаний, игре звука, необычности образов, зримости картин. Именно в этом направлении будет осуществляться и анализ лирического стихотворения на уроке.
Существует несколько подходов к изучению поэзии в среднем звене: чтение и изучение одного стихотворения на уроке, связанное с именем автора, обзорное знакомство с несколькими поэтами, произведения которых связываются тематически, уроки поэзии теоретического типа, направленные на изучение поэтики стиха (ритм, рифма, звукопись и т.д.). Авторы считают, что в 5-м классе возможно осуществление всех подходов, которые и будут представлены в программе. Однако учитель свободен в выборе того подхода, который является наиболее приемлемым для него.
Расчёт учебного времени в программе – примерный. Авторы отдают себе отчёт в том, что предложенные блоки могут быть слишком насыщенными. Учитель сам может изменить пропорции, оставить на обязательное чтение одни произведения и вынести на самостоятельное чтение другие.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 429; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!