И.С. Тургенев. «Муму». Стихотворение в прозе «Собака». 4 часов.



Истоки и смысл конфликта в душе героя. Нравственное и социальное зло в рассказе. Своеобразная деформация в человеческой душе под влиянием деспотизма. Внутренняя драма героя. Психологические и социальные мотивировки поступков героя. Темы «вечных» ценностей, оскорбленных чувств, жажда любви и счастья. Необратимость душевных и духовных потерь. Вечный диалог человека и «братьев наших меньших».

 

Развитие воображение и литературное творчество.

Словесное рисование портретов героев в разных ситуациях, интерьера.

Письмо герою. Дописывание эпилога.

Словесно-изобразительное сочинение: «Что увидел Герасим, возвращаясь в родную деревню».

Опорные понятия.

Емкость сюжета и композиция рассказа*.

Стремление действия к единому центру – образу главного героя.

Автобиографизм рассказа.

Значение художественной детали.

Принципы изображения героя (диалог, портрет, интерьер).

Роль пейзажа в рассказе.

Образ рассказчика*.

Самостоятельное чтение.И.С. Шмелёв. «Марс».

И.С. Шмелёв. «Последний выстрел». 2 часа.

Своеобразие писательской манеры рассказа как выражение души героя. Сквозной мотив «истинных и ложных ценностей». Духовные обретения человека в процессе его вечного диалога с природой. «Родственное внимание» к миру «братьев меньших». Мотив мести в рассказе и его своеобразное разрешение. Сострадание и милосердие как нравственно-этический смысл рассказа. Тургеневские традиции в рассказе.

Развитие воображения и литературное творчество.

Устное словесное рисование.

Художественное рассказывание запомнившихся эпизодов.

Иллюстрирование обложки книги.

Составление киносценария.

Опыты стилизации. Написание этюда.

Опорные понятия.

Автор – рассказчик – герой.*

Автобиографизм рассказа.

Смысл заглавия.

Лиризм повествования.

Словесная живопись.*

 

Э. Сетон-Томпсон. «Лобо», «Виннипегский волк» и другие по выбору учителя. 2 часа.

Рассказ учителя о Э. Сетоне-Томпсоне, натуралисте, художнике, писателе. Чтение отрывков из книги «Маленькие дикари». Скрытая жизнь природы и животных в рассказах Сетона-Томсона. Психологизм в изображении животных. Окружающий мир и человек глазами животных. Мотив конфликта человека с природой. Жестокость человека и великодушие «гонимых». Обострённое чувство сопереживания автора, его нравственный суд.

Развитие воображения и литературное творчество.

Подготовка восприятия учащихся: рассказы о волке, его

образе жизни и повадках (межпредметные связи).

Конкурс иллюстраций к книге Сетона-Томпсона о животных.

Сочинение «Случай из моей жизни, связанный с животными

или птицами».

Опорные понятия.

Психологизм в изображении животных*.

Мастерство портретных характеристик животных*.

Приёмы очеловечивания животных.*

Использование несобственно-прямой речи*.

Приёмы изображения действительности

через восприятие животных.

Самостоятельное чтение.Дж. Лондон. «Белый клык». Н.С. Лесков. «Зверь». В.М. Гаршин. «Медведи».

 

*Г. Машкин. «Синее небо, белый пароход». 2 часа.

Проблема добра, сопереживания, сочувствия к другим людям, пробуждающихся в душе ребёнка. Тема взросления человека. Понятие «человека прозревающего» в творчестве Г. Машкина. Человечность бабушкиного характера; бабушка и отец.

Тема интернационализма и понимания («тень Херосимы») в повести. Нравственное противоречие человеческого поступка («белая птица») как секрет машкинской прозы.

Символическая роль «белого парохода» в повести.

Литературное творчество.

Придумывание сказки про белый пароход по предложенному учителем плану или заданному началу.

Опорные понятия.

Символ.

Роль художественной детали в создании характера героя.

Язык художественной литературы.

Конфликт.

Аллегория.*

Нравственное противоречие.*

 

 

ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ.

ДОМ. СЕМЬЯ. ДОМАШНИЙ ОЧАГ.

В.Г. Короленко. «В дурном обществе». 4 часа.

Краткие сведения о писателе. Детство В.Г. Короленко. Автобиографизм повести. Воссоздание атмосферы таинственного в произведении. Основное противопоставление, определяющее поэтику произведения «В дурном обществе»: человеческое сердце и серый камень. Группировка образов: Вася и Валек, Соня и Маруся, отец Васи и Тыбурций. Роль образа Маруси в повести. Значение художественной детали (цветок, камень) в его воссоздании. Детство и смерть. Проблема суда и преступления, справедливости и несправедливости, социального презрения к нищим. Тема внутреннего взросления героя.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 242;