ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ МЕСТО В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



 

Бодикова Е.Г.,

учащаяся 4 курса Оршанского колледжа УО «ВГУ им. П.М. Машерова»,

г. Орша, Республика Беларусь

Научный руководитель – Рябцева Л.В., магистр педагогики, преподаватель

 

Реализация задач, поставленных современной школой, настоятельно требует изыскания внутренних резервов процесса учения. Одним из них является формирование познавательной активности учащихся. Научить творчески мыслить, самостоятельно приобретать знания, можно только в том случае, если у школьников возникает потребность в познавательной деятельности, которая приводит в движение их умственной и моральной силы.

Однако, как показывает практика традиционная организация учебно-воспитательного процесса в начальной школе не всегда способствует становлению у младших школьников познавательной мотивации учения.

Среди средств активизации познавательной деятельности дидакты выдвигают такие, как «учебное содержание, методы и приёмы обучения, формы организации учения» [1, 7].

Возрастными особенностями младших школьников диктуется соблюдение такого требования, как привлечение занимательности. На уроке целесообразно использовать ребусы, викторины, загадки, применять игровые технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов в организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр [3,51].

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью[3, 52].

Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. [2, 15] выделяют несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка: I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами; II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности; III группа игр - используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами – дидактические игры; IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские; V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу.

Включение игровых технологий в различных их формах в систематическую учебную работу повышает степень её образовательного и воспитательного воздействия.

Педагогическая игра, являясь своеобразным катализатором многих психических процессов, создаёт благоприятные условия для активизации познавательной деятельности учащихся, для подготовки к будущему труду.

Однако, исследования показывают, что игры проводятся реже, чем планируются, чаще они однотипны. Следует отметить, что при использовании игр, учителя стараются заменить деловой стиль общения на игровой, работать живо, эмоционально.

Следует отметить, что результативность игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Очень важно создать в игре условия для умственной активности всех детей. Например, в отдельных играх можно использовать мяч, который ведущий, стоящий в центре, посылает разным детям, стоящим по кругу, требуя ответа на поставленный вопрос (игры «Что это за птица», «Считай дальше», «Скажи наоборот»). С этой же целью применяется палочка-выручалочка. Хорошо, если сочетается умственная активность с двигательной (можно предложить детям имитировать полёт и бег птицы, выполнять определённое число прыжков, хлопков и др.).

Игровые технологии, целесообразно включённые в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы младших школьников, ориентируют последних на решение задачи.

Таким образом, широкое внедрение в учебный процесс такого активного метода обучения, как игра позволяет сформировать такие личностные качества, как самостоятельность, творческую и познавательную активность, познавательный интерес.

 

Литература:

1. Осипова, М.П. Активизация познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. – Мн.: Нар.асвета, - 1987. - 111с.

2. Пидкасистый, П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М.: Российское педагогическое агенство, 1996. – 269 с.

3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии – М.: Народное образование, 1998.

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 648; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!