Формирование слухо-двигательного представления на этапе подготовительной работы баяниста над полифоническим произведением



Бабарико В.А.,

преподаватель кафедры музыки УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск,

Республика Беларусь

Научный руководитель – Чабан В.А., канд. искусствоведения, профессор

 

Целью исследования, излагаемого в настоящем докладе, является определение приоритетных направлений предварительной работы баяниста над полифоническим произведением с позиций формирования соответствующего исполнительского представления. В исследовании использован комплексный метод, основанный на теоретическом, сравнительном и функциональном анализе сведений из психологии внимания, интонационной теории музыкального искусства и практики музыкального исполнительства.

В психологии определено, что «наименее эффективно запоминаются нейтральные, фоновые раздражители, не связанные ни с содержанием, ни с характером протекания определенного действия» [цит. по: 3, с. 154]. Творческое, художественно ценное исполнение музыки предполагает тесную связь идейно-смыслового содержания воспроизводимого нотного текста с действиями по поддержанию «непрерывности звуковыявления» [1, с. 344], т.е. с активным использованием инструментально-интонационных средств при подчинении периферийных, вспомогательных средств ведущему. Интонирование, выражающееся в инструментальном исполнительстве через активное использование соответствующих средств, определяет содержание сольной музыкально-исполнительской деятельности; в процессе интонирования задействуются основные ресурсы внимания музыканта. На основании приводимых положений можно сделать вывод о том, что фрагменты звукового потока сольно исполняемой полифонии, не поддерживаемые использованием ведущих инструментально-интонационных средств, становятся фоновыми в слуховой и двигательной составляющей формирующегося исполнительского представления.

Практика занятий, в которых неактивно используется ведущее инструментально-интонационное средство для поддержания «аффективно-эмоционального речевого тонуса» [1, с. 344] исполняемой музыки приводит к тому, что генеральные (интонационно приоритетные) объекты слуховых образов наряду с сопутствующими, автоматически воспроизводимыми двигательными образами теряют рельефность в сознании исполнителя, становясь, своего рода, сплошным фоном в его восприятии. При этом увеличивается вероятность неожиданных фигуро-фоновых перестановок объектов исполнительского восприятия при воспроизведении данного представления. Непроизвольное выдвижение фигур в поле исполнительского восприятия, возникающая потребность сознательного анализа музыкантом собственных исполнительских действий (в т. ч. последовательности моторно-тактильных образов соответствующего представления) и их звукового результата объясняется тем, что психологические механизмы, служащие условием и предпосылкой деятельности, «включают в себя и механизм <…> сознания; <...> сама деятельность, реализуемая посредством определенных механизмов, может потребовать осознания их наличия, состояния и степени сформированности» [2, c. 236]. Данное обстоятельство означает, что внимание баяниста при воспроизведении полифонии должно быть постоянно привлечено к какому-либо аспекту исполнительского процесса.

Использование баянистом ведущего инструментально-интонационного средства (филировки, осуществляемой действиями меховедения) напрямую связано с напевностью исполняемого звучания. В соответствии со смыслообразующей функцией интонирования в музыкально-исполнительском искусстве, правомерно установить, что для сохранения стабильности сольного сценического воспроизведения полифонической фактуры на баяне музыканту – в процессе выступления – следует реализовывать предварительно определенный и сохраненный громостно-динамический (интонационный) план исполняемого полифонического произведения, направлять внимание на активное предслышание известной интонационной линии фактуры, т. е. необходимо постоянное наличие интонационных ориентиров, либо, при отсутствии таковых, в качестве фигуры восприятия целесообразно выдвижение осознаваемой (известной) туше-схемы.

Таким образом, приоритетными направлениями предварительной работы баяниста над полифоническим произведением (с позиций формирования соответствующего слухо-двигательного представления) являются: 1) определение интонационно ведущей линии исполняемой полифонической фактуры при активном привлечении слухового внимания к различным голосам воспроизводимой полифонии и поиске необходимых действий меховедения; 2) нахождение оптимальной для выделения того или иного голоса туше-схемы (аппликатуры и туше) при контроле над экономичностью соответствующих действий.

 

Литература:

1. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс: в 2 кн. / Б.В. Асафьев. – Л.: Музыка, 1971. – 376 с.

2. Дормашев, Ю.Б., Романов, В.Я. Психология внимания: Учеб. / Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов; Послесл. проф. В.П. Зинченко. – 3-е изд., испр. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2002. – 376 с.

3. Соколов, Ф. О музыкальной памяти пианистов-исполнителей / Ф. Соколов // Музыкальное исполнительство: Сб. статей. Вып. 6 / отв. ред. А. Николаев, сост. и общ. ред. Г. Эдельман. - М. : Музыка, 1970. – С. 144 – 161.

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 348;