ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И ДОШКОЛЬНИКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Богушевич Т.Е.,

студентка 3 курса УО «БГПУ им. М. Танка», г. Минск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Горбатова Е.В., канд. пед. наук, доцент

 

Гуманизация педагогического процесса в дошкольном учреждении связана с формированием личностно-ориентированной модели взаимодействия воспитателя с ребенком. В настоящее время появилось много интересных работ по формированию у педагога гибкости в общении с ребенком, в умении принять и поддержать его активность (Р.С. Буре, В.А. Петровский, Н.Б. Кокарева, А.С. Спиваковская и др.).

Одной из важнейших характеристик стиля общения является занимаемая педагогом позиция взаимодействия с ребенком. Традиционно в исследованиях позиция в общении определяется как реальная направленность человека, выражающаяся в предпочитаемых им способах взаимодействия с партнером. Изучение психолого-педагогической литературы и наблюдения за взаимоотношениями педагога с ребенком показали, что взрослый вольно или невольно занимает разные позиции в этом взаимодействии. Выбор позиции зависит от педагогических взглядов, ценностных ориентаций, знаний педагогом возрастных и индивидуальных особенностей детей. [1]

В практической части нашего исследования мы использовали интересные формы взаимодействия на занятиях искусствоведческой направленности, на которых детей знакомят с видами и жанрами искусства. Ознакомление с творчеством художников, с разнообразием решения одной и той же темы разными художниками, с различием манеры позволили использовать не только монолог-рассказ педагога, но и диалоговую форму взаимодействия, графическое рассказывание (в сочетании с показом), элементы пассивных движений, передающие характер образа.

Большие возможности для взаимодействия, по нашему мнению, предоставляет использование дидактических игр. При этом мы ориентировались не только на их основную функцию - обучение в игровой форме. Нами учитывались их возможности в эстетическом воспитании, развитии глазомера, координации движений рук и глаз, развитии мелкой мускулатуры и моторики рук. Взаимодействуя с детьми в процессе дидактических игр, мы содействовали накоплению сенсорного опыта, уточняли представления о различных предметах, которые, становясь объектом изображения, позволяли детям не только зафиксировать их, но и передать характерные черты и детали.

Общение педагога с детьми целесообразно на всех этапах обучения изобразительной деятельности. Так, на этапе восприятии предметов и явлений окружающей действительности мы ориентировали детей на выделение основных свойств объектов, которые должны быть переданы в рисунках, лепке, аппликации, уточняли их сходство и различие, учили объединять по общим признакам. На этапе создания изображения уточняли целесообразность использования изобразительных материалов, обучали технике и способам изображения. Мы считаем верным положение педагогики о том, что ребенок развивается путем усвоения общественно- исторического опыта предшествующих поколений, обобщенного в орудиях труда, в произведениях искусства. И носителем, и транслятором этого опыта является взрослый, педагог. Именно этот усвоенный ребенком опыт и становится необходимой базой для развития творчества дошкольников. [2, 3].

Общение педагога и ребенка происходит и в процессе самостоятельной изобразительной деятельности дошкольника, которую мы стремились сделать максимально разнообразной. Позитивно влияет на развитие изобразительного творчества использование серии графических упражнений. Мы предлагали для использования в изобразительной деятельности различные цветные графические материалы, которые позволили выполнить комплекс художественных задач, обеспечить на занятиях сенсорное разнообразие, осуществить индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.

Таким образом, педагог, взаимодействуя с ребенком в совместной деятельности, учитывает помимо образовательных аспектов специфику конкретной ситуации, динамику эмоционального состояния ребенка и накопившийся опыт предыдущих контактов с ним. Именно такая позиция педагога будет содействовать развитию обоих партнеров по общению и в конечном итоге формированию изобразительного творчества ребенка-дошкольника.

 

Литература:

1. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М., 1999.

2. Давыдова С.Д. Проектирование развития художественной культуры личности / С.Д. Давыдова // Искусство и образование. 2001. № 3.

3. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И. Культуросообразное образование: концептуальные основания / В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков // Известия РАО. – 2001. № 4.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 980; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!