ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА



 

 

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «КУЛЬТУРА» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

 

Акулович А.Н.,

преподаватель УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

 

Сегодня в психологии, как теоретической, так и прикладной, а также в других социально-научных дисциплинах внимание уделяют понятию «культура». Проблема изучения понятия «культура» является одной из самых сложных в науках об обществе.

Понятие «культура» существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах. До сих пор не сформулировано такое определение культуры, которое бы удовлетворило если не всех, то хотя бы большинство ученых. Известные американские культурологи, ученые Гарвардского университета, А. Кребер и К. Клакхон насчитали почти 170 определений культуры, извлеченных из работ западноевропейских и американских исследователей, опубликованных с 1871 по 1950 г. В настоящее время, как утверждают ученые, уже существует свыше 600 определений культуры. Одни авторы рассматривают культуру как «специфический способ деятельности, как специфическую функцию коллективной жизни людей», другие делают акцент на «развитии самого человека как общественного человека». Иногда культуру трактуют лишь как искусство и литературу [1].

В рамках психологических, исторических, философских, педагогических, этнографических, филологических, социологических, искусствоведческих, этических, религиоведческих и других гуманитарных дисциплин можно обнаружить самые разнообразные представления о культуре. Это объясняется многогранностью данного феномена и широтой использования термина «культура» в конкретных дисциплинах, каждая из которых подходит к этому понятию в соответствии со своими задачами. Хотя до сих пор, как в отечественной, так и зарубежной науке не выработано единого определения феномена культуры, все же наметилось некоторое сближение позиции и многие исследователи подошли к пониманию культуры как сложного многокомпонентного явления, связанного со всем многообразием жизни и деятельности человека [2].

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Антрополог Ч. Хоккет утверждает: «Культура – это привычки, которые люди приобретают в результате научения... от других людей». Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она, не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. Культура формирует личность, тем самым она в значительной степени регулирует поведение людей в обществе [3, с. 43].

Раньше, чем в других европейских языках слово «культура» в современном его значении утвердилось в Германии. В немецких книгах оно появляется уже в конце 18 ст. Тогда оно имело два смысловых оттенка. Первый – господство над природой с помощью знания и ремесел. Культура рассматривалась как вечное, материальное достояние человека, а близкое ему по смыслу понятие цивилизация (от лат. civilis – гражданский) ассоциировалось с социальными установлениями, правами и свободами, мягкостью нравов и вежливостью в обращении. Второй – духовное богатство личности обозначалось словом bildung – образование [4].

Философ И. Кант рассматривал понятие «культура» как способ самоосуществления человека, он называл культурой силу и дисциплинированность разума, достигаемые благодаря занятиям философией [3].

В XIX в. и до середины XX в. господствовало тэйлоровское определение культуры. Так, Э.Б. Тэйлору принадлежит известное определение: «Культура или цивилизация – в широком этнографическом смысле – слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и привычек, усвоенных человеком как членов общества». В этом собирательном определении культура представлена как сумма явлений [5, с. 56].

Сущность культуры, ее подлинный смысл достаточно убедительно показывается в новых исследованиях. Независимо от общего подхода к проблеме культуры практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека; раскрывается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека, равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, языковые формы, символы и знаки.

Таким образом, на сегодняшний момент ученые справедливо считают, что культурные процессы исследуются в главных сферах жизнедеятельности человека. Культура материальная – это производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение многое другое. Вторая сфера жизни людей – социальная, и культура раскрывается в социальных отношениях, она показывается процессы, происходящие в обществе, раскрывает его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые и моральные нормы, типы управления. Важной сферой жизни человека является его духовная жизнь, которая раскрывается в понятии духовной культуры, включающей в себя все области духовного производства – науки и искусство, литературу и религию, миф и философию и основанной на едином, понятном всем членам данного сообщества языке [6].

 

Литература:

1. Уайт, Л.А. Понятие культуры / Л.А. Уайт // Антол. исследований культуры. Т.1 / отв. ред. Л.А. Мостова. СПб.: Универ. книга, 1997. – 250 с.

2. Культурология: учеб. пособие для вузов / С.В. Лапина [и др.]; под общ. ред. С.В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 495 с.

3. Kroeber, A.L. Culture: A critical review of concepts and definitions / A.L. Kroeber, C. Kluckholm. – Cambrigt. – MA: Peabody Museam. – Vol 47. – No 1.

4. Мамонтов, С.П. Основы культурологии / С.П. Мамонтов. – Минск: Асар, 1998.

5. Тэйлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тэйлор. – М., 1989. – С. 34–63.

6. Константинович, П.М. Язык, знак, культура / Вступ. ст. С.С. Неретиной. – изд. 2-е, стереотипное. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 328 с.

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 658; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!