О ХУДОЖЕСТВЕННОМ МЕТОДЕ ВОЛЬФГАНГА БОРХЕРТА



Шаркова А.Г.,

студентка 5 курсаУО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Гомон А.А., канд. филол. наук, доцент

 

В литературоведении принято считать, что немецкий писатель Вольфганг Борхерт явился основоположником того поколения, которое традиционно называют «поколением вернувшихся». И несмотря на то, что писательское наследие его невелико, полемика вокруг творчества Борхерта, начавшаяся сразу после его смерти и продолжающаяся до настоящего времени, свидетельствует о важности тех онтологических и культурологических проблем, к осмыслению и разрешению которых обращался писатель.

Цель нашей работы заключалась в анализе особенностей языка и стиля Вольфганга Борхерта. Ключевой задачей для достижения  поставленной цели стало рассмотрение концептуального вопроса о творческом методе писателя.

Цель и задачи обусловили выбор методики исследования, в основу которой мы положили элементы историографического, сопоставительного, герменевтического, психологического методов и подходов, кроме того, нами были применены методы лексического описания и синтаксического анализа.

Проблема соотнесения творчества Борхерта с определённым литературным направлением всегда находилась в сфере пристального внимания исследователей. И все же нужно констатировать, что существенный вопрос о художественном методе писателя в литературоведении, тем не менее, не становился предметом специального изучения. Данное обстоятельство, по-видимому, связано не только с историко-литературной и теоретической сложностью указанной проблемы, но и с особенностями творческой личности Борхерта.

Совершенствование творческого почерка писателя происходило в течение неполных двух послевоенных лет, когда он работал над малой прозой, а также пьесой «На улице перед дверью». Следует подчеркнуть, что именно непосредственное участие во Второй мировой войне стало главным стимулом к оформлению его художественной манеры, но, по нашему мнению, не единственным.

Изучение эпистолярного наследия Борхерта позволило нам заключить, что, несмотря на болезнь и длительное пребывание в лечебных учреждениях, писатель находился в центре культурной и литературной жизни своей эпохи. Многочисленные письма Борхерта свидетельствуют о том, что он чутко улавливал те художественные тенденции, которые витали в эстетическом пространстве Западной Германии, и не случайно в малой прозе Борхерта обнаруживаются аллюзии на творчество Хемингуэя, межтекстовые параллели с некоторыми произведениями Айха, Кольбенхофа, Шнурре.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что творческий метод Борхерта соединил наиболее выразительные элементы экспрессионистической и импрессионистической стилистики, переосмыслив в соответствии с требованиями времени романтическую и неоромантическую традиции.

Тем не менее, его запечатленная в лексике, пейзажах и бытовых реалиях связь с вещественным миром зачастую отделяет его от экспрессионизма и, напротив, сближает с примечательным в немецкой литературе первых послевоенных лет стилем «инвентарной описи» («складывать, подбивать итог, перечислять») [1, с. 15].

Говоря о художественном методе Борхерта, мы не можем также не отметить, что на формирование мироощущения художника в немалой степени, помимо всего прочего, повлияло и страстное увлечение театром. Театральный опыт органично «вошел» в творчество писателя, оказав в дальнейшем существенное воздействие на сюжетно-композиционную структуру малой прозы и обусловив появление так называемых героев-марионеток – живых и мертвых солдат.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что важными предпосылками формирования индивидуального художественного стиля Борхерта были, прежде всего, его жизненный опыт и участие в войне, а также литературные пристрастия и, в немалой степени, актерское дарование художника.

Нужно отметить, что литературный талант Борхерта позволил ему выработать свой собственный язык и стиль, которые сделали его творчество уникальным явлением в немецкой литературе. С именем Борхерта связана новая глава в истории послевоенной западногерманской литературы. Следует подчеркнуть, что его творчество и его исполненная символического смысла судьба имели в последующие годы программное значение для Белля, Рихтера, Шнурре и других представителей послевоенной немецкой литературы, а сам он по праву считается одним из первых немецких писателей, ступивших на путь бескомпромиссного расчета с фашистским прошлым.

 

Литература:

1. Борхерт, В. Избранное. Пер. с нем. и вступительная статья И. Фрадкина / В. Борхерт. – М.: «Художественная литература», 1977. – 302 с.

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 871; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!