ЗЕМЛЯ И НЕБО В КАРТИНЕ МИРА РОМАНА ВЛАДИМИРА КОРОТКЕВИЧА



«ХРИСТОС ПРИЗЕМЛИЛСЯ В ГРОДНО»

Прокофьева В.И.,

докторант 3 курса Даугавпилсского университета, г. Даугавпилс, Латвия

Научный руководитель – Станкевич А.И., доктор филол. наук, ассоциированный профессор

Цель: определение семантики хронотопа неба и земли в картине мира романа
В. Короткевича «Христос приземлился в Гродно»

Методы: анализ, сравнение, синтез.

В системе пространственных координат художественного мира романа «Христос приземлился в Гродно» центральное место занимают две онтологические структуры: небо и земля. Трактовка пространственной вертикали земля – человек небо опирается на несколько культурных традиций, среди которых важнейшими являются христианская и фольклорная (славянская).

Пространственная парадигма земля-небо актуализируется автором в важнейшие моменты пути Юрася Братчика, принявшего нелёгкую судьбу гродненского Христа: «Каложа встала перед ним [Юрасем. – В.П.] влунномсиянии такая простая, такая совершенная, что перехватило дух» (510). «Большего совершенства ему не приходилось видеть.<...> А выше деревьевнебо. Вселенная. Он миновал храм и сел на берегу Немана <…> Проступал в небе силуэт Каложи» (511). [Здесь и далее выделено мной. – В.П.]. Это идеальная модель бытия, когда человек оказывается включённым в универсальную систему: абсолютный верх это – небо, луна, вселенная; не менее значим и земной круг, в приведённом фрагменте это – деревья, берег реки и храм. Таким образом, строится необходимый человеку небесно-земной универсум, в котром всё связано: луна освещает землю, построенный руками человека храм устремлен в небо.

Жизнь реального человека в Беларуси ХVI века далека от идеальной модели, поэтому и образы неба и земли обретают широкую многозначность. Христос-Братчик неоднократно обращается к небу с горькими словами: «Грязь впереди. Про нас давно забыли на небе» (328). В реальном мире земное и небесное противопоставлены, и смысл оппозиции вариативен: реальное – идеальное, страдание – радость,  родное – чужое. Находящееся далеко вверху небо часто становится знаком чужого, недостижимого; своей жемыслится земля, на которой человек живет и трудится: «Он глядел на семицветную далекую звезду. <…> Земля неодолимо звала его к себе. Глаза следили за звездой, а колени подгибались, и наконец он встал на них, склонился к земле. «Ты прости, – мысленно попросил он. – Ты, небо. <…> Я – здешний. Я – белорус. Нет для меня дражайшей земли, и тут я умру»(511). Таким образом в картине мира романа Короткевича горькая, страдающая земля обретает для человека более высокий по сравнению с небом сакральный статус. Подобная трактовка земли восходит и к восточно-славянской фольклорной традиции: «В предчувствии бед мужики хотели поскорей бросить зерно в землю. Она тянула к себе, как любимая женщина, как желанная. Рукам мнилась ее мягкость, глаза искали ее лоснистого блеска, ноздри раздувались от воспоминания о сладковатом запахе пашни» (493).

Традиционно христиане во все времена стремились максимально приблизить земное бытие небесным устоям. В романе «Христос приземлился в Гродно» построена иная модель: рай уподоблен идеальному крестьянскому миру, в котором главная ценность – земля. Перед казнью Христос-Братчик видит сон, в котором представляет себе, каким счастливым будет его народ в будущем, соответствующая глава называется «И увидел я новое небо и новую землю».Во сне Юрася Бог Саваоф гостеприимно угощает Христа земными яствами: солеными огурцами, редькой в сметане, мочеными яблоками. В окно же небесной хаты, откуда сверху вниз смотрит Христос, видна новая земля, жизнь новых людей, и сравнивается эта земля не с Эдемом, а с пахучим букетом цветов, выросших на земле: «Земля, вся прибранная, чистая <…> Дымилась от сытости и довольствия.  <…> Всюду – бесконечные следы приложенных к делу человеческих рук. <…> Она была красивее всего, что он видел сквозь облака» (585). Таким образом, не отрицая величия неба, Короткевич ядром своей системы ценностей делает белорусскую землю.

Знаменательно, что повествование в романе заканчивается сценой, в которой описывается, как Христос-человек выходит на пашню, чтобы засеять её. Христианский мотив о Спасителе, готовом принести себя в жертву во имя счастья и блага людей, обретает дополнительные коннотации. Рядом с важнейшей христианской идеей величия Спасителя, ставится идея величия Сеятеля, не только в традиционной трактовке о том, что зерно (слово) должно упасть на добрую почву (отзывчивую душу). Сеятель – это ещё и тот, кто реализует себя в неразрывной связи со своей землёй.

 

Литература:

1. Короткевич, В. Христос приземлился в Гродно / В. Короткевич. – Санкт-Петербург: «Амфора», 2006. – 614 с.

2. Караткевiч, У. Хрыстос прызямлiýcя ý Гароднi / У. Караткевич. – Мн.: «Ураджай», 1998. – 479 с.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 562; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!