Курляндский немец в прозе А. Задонского и Е. Яншевского



Макашина Н.Л.,

докторантДаугавпилсского университета, г. Даугавпилс, Латвия

Научный руководитель – Федоров Ф.П., Dr. habil. philol., prof.

 

А.В. Задонский (1897–1941) – русский писатель и публицист первой трети ХХ века, большая часть недолгой жизни которого была связана с Курземе – областью на западе Латвии. Задонский активно публиковался в различных латвийских и некоторых зарубежных периодических изданиях, выпустил три книги. В 1924 году появляются первые очерки и рассказы Задонского о прошлом и настоящем Курземе, которые становятся своеобразной «визитной карточкой» писателя. 

Курземе в произведениях Задонского существует в двух вариантах. Первый – это уходящий мир Курляндии XIX века, в то время являющейся частью Курляндской губернии Российской империи, второй – современная автору Курземе ХХ – территория молодого независимого государства.

Модель Курляндии ориентирована на идеологию, выдвинутую немецким национальным романтизмом и представляет собой гармоничный, целостный мир, пространство идеального социального мироустройства. Безусловным для автора моментом является доминирование здесь немецкой культуры, поэтому в текстах непосредственно относящихся к рассматриваемому нами периоду образы латышей либо факультативны, либо вовсе отсутствуют, в центре всегда немец. При всей личной индивидуальности, при разном социальном положении это люди единого типа мышления, единого мироощущения, единой системы ценностей, люди единого мира. В видении Задонского, это поколение людей-творцов, людей – демиургов собственной судьбы, живущих в гармонии с миром и с самим собой, наслаждаясь духовными и материальными ценностями. При этом балтийские немцы, с одной стороны, стремились свой богатый культурный опыт передать местному населению, с другой, помочь латышам, осознать себя нацией. Объединяющим фактором становится общее пространство, и для одних, и для других переживаемое как родина.

Модель Задонского – это точка зрения человека, не просто тесно связанного с немецкой культурой, а воспитанного на ее лучших образцах: балтийской немкой была мать писателя, Мария Бюргер. Поэтому продуктивным представляется сопоставление модели Задонского, выстроенной во многом с позиции немецкого сознания, с точкой зрения латыша. Наибольший интерес в этой связи представляет собой творчество Екаба Яншевского (1865–1931) – латышского писателя и журналиста, автора культурно-исторических романов о Курземе, и в частности, его роман «Dzimtene» («Родина») (1922–1925). В процессе работы использовались культурно-исторический, структурный и сопоставительный методы исследования.

Описывая один из центральных топосов своего романа усадьбу Цирулене, Яншевский строит во многом сходную с моделью Задонского структуру. Но у латышского писателя внешне единый и гармоничный курляндский мир оказывается декларацией, кажимостью: автор подчеркивает иерархичность отношений, где безусловное превосходство на стороне немцев. При этом стремясь к объективности, Яншевский не может показать всю глубину социальных противоречий между немецкой элитой и латышским населением в рамках замкнутого пространства усадьбы и его обитателей. Хозяин имения – старый барон Балтазар и члены его семьи могут продолжить ряд образов балтийских немцев Задонского, а имеющая место иерархичность в отношениях между ними и остальными жителями Цирулене во многом сходна с иерархией семьи. В связи с этим, особую значимость приобретает образ барона Нурмхузена, немца-чужака, изначально «не своего» (в силу жизненных обстоятельств, большая часть его жизни была связана со столицей), главная функция которого – демонстрация немецких жизненных принципов и установок с точки зрения латыша рубежа веков, для которого по-настоящему гармоничный и единый курземский мир всегда оставался только мечтой.     

 

Литература:

1. От Лифляндии к Латвии: Прибалтика русскими глазами. Рига: «Insight Ltd.», 1999. Т. II.

2. Janševskis J. Dzimtene: romāns dzīves ainās: 4 sēj.
1.sēj., 1.d. Kalpi, saimnieki un kungi. – Rīga: «Zinātne», 1986.

3. Janševskis J. Dzimtene: romāns dzīves ainās: 4 sēj.
2.sēj., 1.d. Kalpi, saimnieki un kungi. – Rīga: «Zinātne», 1986.

4. Janševskis J. Dzimtene: romāns dzīves ainās: 4 sēj.
3.sēj., 2.d. Ceļi un tekas. – Rīga: «Zinātne», 1987.

5. Janševskis J. Dzimtene: romāns dzīves ainās: 4 sēj. 4.sēj., 3.d. Lauki un pilsēta. – Rīga: «Zinātne», 1987.

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 482; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!