АНТИВОЕННАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ ГРИММЕЛЬСГАУЗЕНА



 

Лаходынова Ю.А.,

студентка 2 курса УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Терещенко Е.В., канд. пед. наук, доцент

В Германии в XVII столетии не было такого литературного деятеля, в творчестве которого не отразились бы события Тридцатилетней войны. Одним из них является знаменитый Ганс Якоб Кристоффель Гриммельсгаузен. Главное его произведение, принесшее ему мировую известность, – роман «Симплициссимус». Несмотря на то, что произведение написано задолго после окончания войны, страшные призраки пережитых событий, их кошмары гнетут сознание писателя. Цель этой работы заключается в следующем: изучить влияние Тридцатилетней войны на творчество Гриммельсгаузена, его характер и особенности.

Имя героя романа – Симплиций Симплициссимус («простой из простейших»). Таких имен никто не носил в Германии. Это имя выдуманное, символизирующее философскую основу романа. Автор предлагал читателю взглянуть на мир глазами простака, у которого зрение не замутнено цивилизацией, университетским образованием, книгами, теориями и сохраняет природный здравый смысл. Вся жизнь героя – вереница насилий над ним, над его волей, над его природным здравым смыслом, инстинктом добра и нравственными принципами, также полученными им от природы. Гриммельсгаузен рассказывает о приключениях своего героя отнюдь не ради развлечения читателя и не ради реалистического бытоописания. Наоборот, он показывает, что мир полон безумия, что мир утратил любовь к человеку. Несчастье человека служит потехе, веселит людей.

В романе прослеживается жизнь Симплициуса с детства до старости. Это жизнь человека из народа, жизнь обыкновенного немца. Жизнеописание строится по принципам авантюрного романа, когда напасти и удачи героя чередуются независимо от его воли и усилий [1, c. 79]. В этой показательной жизненной судьбе Гриммельсгаузен уловил существенные явления эпохи Тридцатилетней войны. Симплициус сталкивается лицом к лицу с миром, делающим человека игрушкой в руках фортуны, где, по словам поэта, нет ничего более постоянного, чем непостоянство [2, c. 206].

Как мы видим, автор сталкивает Симплициуса со множеством социальных типов, помещает его в самые различные социальные среды, он водит его по всей земле и показывает, как наивный и необразованный юноша становится таким, как все [3, c. 206].

Гриммельсгаузен верен жизненной правде. Повествование лишено украшений. Речь его проста, почти обыденна, часто грубовата, как те нравы, которые он описывает. Роман этот не что иное, как философское раздумье о человеческом мире. Мысли автора, выраженные в пестрой галерее картин его романа, мрачны. Ни один луч света не прорезывается сквозь темную пелену обрисованных кошмаров. В непрестанных скитаниях Симплициуса Гриммельсгаузен вскрывает абсурдность и безумие мира, погрязшего в кровопролитиях, алчности и порока. Но этот мир не хочет признавать своего безумия и потому объявляет безумцем того, кто не хочет жить по его законам [1, с. 80]. И, как мы видим, образ главного героя в романе претерпевает эволюцию. Из простака Симплициус превращается в хитреца. Наивность он сохраняет как маску, пряча за ней незаурядную сообразительность. Этим автор показывает, что он не верит ни в какую стабильность бытия – все изменчиво, причем изменчивость мира – трагического порядка. Все меняется к худшему [3, с. 205].

В годы страшных бедствий народу случается терять свой жизненный оптимизм. Так произошло в Германии в период Тридцатилетней войны, и народный писатель Гриммельсгаузен изобразил мир как хаос зла, он не увидел в действительности никакой руководящей, разумной закономерности, не хотел видеть ее и в искусстве.

 

Литература:

1. Пронин, В.А. История немецкой литературы: учеб. пособие / В.А. Пронин. – М.: «Университетская книга»; «Логос», 2007. – 383 с.

2. История немецкой литературы: в 3 т.: пер. с нем. / редкол.: А. Дмитриев (гл. ред.) [и др.]. – М.: «Радуга», 1985. – 350 с.

3. История зарубежной литературы XVII – XVIII вв. Учебник для студентов пед. ин-тов / С.Д. Артамонов [и др.]. – 5-е изд. – М.: «Просвещение», 1978. – 320 с.

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 655; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!