Различия в восприятии серьезных (академических) 8 страница
же содержание (синонимов). Например, к слову печаль
ный можно подобрать слова: грустный, задумчивый,
элегичный, меланхоличный и т.д
3. Нахождение ассоциацией между отдаленными
словами. Пример: Молодость — изумруд. Связываю_
щее слово — зеленый. Или: Характер — часы. Связу_
ющее слово — золотой.
4. Слово — шаг. На каждый шаг называть:
– любые слова на конкретную букву алфавита;
– имена;
– названия кулинарных блюд;
– города на букву А и т. д.
сто представляет собой причудливое и хаотичное нагро_
мождение треугольников, кубов, квадратов, кругов и спи_
ралей. Его можно представить как желание художника
через всевозможные комбинации этих геометрических
форм на бессознательном уровне почувствовать един_
ство мира во всем его многообразии, ощутить свое ме_
сто в нем и на символическом уровне слиться с ним.
8_________ _______
1. Нарисовать или вырезать из дерева свой соб_
ственный оберег.
2. Нарисовать флаг и герб своей семьи, используя
значения различных геометрических символов.
3. Нарисовать мандалу, отражающую:
·структуру вашего собственного Я;
·состояние гармонии;
·безмятежного покоя;
·состояние здоровья;
·состояние боевого воодушевления.
4. В абстрактном рисунке выразить свое мироощу_
щение с помощью кругов, квадратов, крестов и лома_
ных линий.
/_______
1. Багдасаров Р.В. Эллинский завет... // Наука и ре_
|
|
лигия. 2001. № 1.
2. Вишневская В.М. Резьба и роспись мастеров по
дереву Карелии. Петрозаводск, 1981.
3. Генон Р. Символы священной науки. М., 1997.
4. Голам А. Миф и символ. М., 1993.
5. Диагностика в арт_терапии. Метод «МАНДАЛА».
СПб., 2002.
6. Изобразительные мотивы в русской народной вы_
шивке. Музей народного искусства. М., 1990.
7. Миловский А.С. Народные промыслы: Встречи с
самобытными мастерами. М., 1994.
8. Мудрость древних и тайные общества. Смоленск, 1995.
9. Похлебкин В.В. Словарь международной символи_
ки и эмблематики. М., 1994.
10. Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни. М., 1991.
11. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.
$____ !_ :______ ______________ ___________
_!"
(__) **_ _________ ______________ ________
|
|
_!+
ставляют героя поставить цель, которую необходимо до_
стичь для восстановления душевного спокойствия.
3. Испытания и страдания. Движение героя к цели
всегда связано с преодолением разного рода трудностей,
проблем и препятствий, которые создают конфликт,
ситуацию борьбы и преодоления. Герой сначала терпит
неудачи и поражения, он испытывает разочарования,
которые заставляют его набираться опыта, ума и сил, и
в конце концов он научается быть победителем. Все это
происходит, как правило, вдали от родного дома.
4. Кульминация и переломная точка сюжета. В ре_
зультате накопленного жизненного опыта и добытых
знаний в сознании героя происходит переоценка цен_
ностей. Это может подтолкнуть некое событие, кото_
рое меняет мировоззрение героя, и он больше не мо_
жет жить по_старому.
5. Развязка. Герой вступает в решающее сражение,
где его, как правило, ждет блистательный успех и три_
умф. Он возвращается в родные места победителем и
становится почитаемым человеком. Но может случить_
ся и трагедия, в которой главный герой гибнет, и тогда
его дело продолжают последователи.
Классические сказки Г. Андерсена и Братьев Гримм,
короткие рассказы О.Генри, А. Чехова, В. Шукшина могут
|
|
служить примером для первоначального сочинительства.
<________ ______
Создание сказок — один из сильнейших способов
пробуждения фантазии ребенка и развития его лично_
сти. Здесь неоценимую помощь могут оказать книга
итальянского писателя Джанни Родари «Грамматика
фантазии» и работы нашего отечественного филолога
Владимира Яковлевича Проппа.
В.Я. Пропп в результате обобщения огромного
количества фольклорных источников выявил следую_
щую последовательность развития событий в легендах,
мифах и сказках.
1) отлучка кого_либо из членов семьи;
2) запрет, обращенный к герою;
3) нарушение запрета;
4) выведывание;
5) выдача;
5. Сочинение считалок, поговорок и пословиц.
6. Три друга. Взять три произвольных предмета,
например карандаш, ластик и клей. Одушевить их и
написать сказку или рассказ об их приключениях,
соблюдая при этом правила структурной композиции.
7. Конкурс врунов и лжецов. Придумать небывалые
истории наподобие рассказов барона Мюнхаузена. На
один из таких конкурсов в американском городе Берлинг_
тоне в свое время первый приз получил некий Джон
|
|
Мэгрин, сочинивший следующий рассказ: «В мой погреб
забралась крыса, причинявшая мне огромные убытки.
Чтобы поймать ее, я сделал маленькую виселицу, на ко_
торую повесил термометр. Под ним я положил кусочек
хорошего сыра. Вдруг появилась крыса и стала лакомить_
ся сыром. Тогда я закричал так душераздирающе, что у
крысы мороз продрал по шкуре. От этого холода ртуть
упала, пробила стекло и проломила крысе голову».
8. Окончи басню. Басня зачитывается до окончания
основного текста, до того места, где должен следовать
моральный вывод. Участники группы должны сделать
свой моральный вывод — юмористический, нравоучи_
тельный и философский.
B______ __#______ ________
За долгую историю развития литературного жан_
ра в нем сложились структура многих форм, которые
необходимо учитывать при сочинении. В фабуле пове_
ствования чаще всего присутствуют следующие со_
ставляющие.
1. Главный герой, который выглядит так, что чита_
тель или зритель и слушатель могут себя с ним как_то
соотнести и идентифицировать.
2. Обстоятельства, побуждающие героя действо
вать и изменить прежний образ жизни. Обстоятельства
возникают вследствие того, что либо он сам развивается,
либо происходят изменения в окружающем его мире.
Поэтому с героем обязательно происходят разного рода
события. Часто в качестве таких обстоятельств могут
выступить встреча, неожиданное известие, сильное
моральное или любовное чувство, появление злодея, ко_
торый преследует свои корыстные цели и мечтает пожи_
виться за счет героя. Изменившиеся обстоятельства за_
$____ !_ :______ ______________ ___________
_!_
(__) **_ _________ ______________ ________
_!,
2. Салат из сказок. Персонажи из одной сказки на_
чинают жить и действовать в другой сказке. Например,
Колобок приходит в гости к Дюймовочке или Оловянный
солдатик приходит на помощь к Красной Шапочке.
3. Изменение характеристик персонажей. Так,
волк из популярного детского мультфильма «Ну, пого_
ди!» становится глупым и неповоротливым, а заяц —
умным и сообразительным.
4. Перевирание сказки. Это как бы сказка наобо_
рот. Три поросенка становятся смелыми, и все их бо_
ятся, в первую очередь — сам злой волк.
Известный исследователь проблем творческого реше_
ния изобретательских задач Г.С. Альтшуллер разработал
алгоритм способов нахождения новых решений. Одним
из главных приемов в них является изменение парамет_
ров пространства и времени. Многие приемы с успехом
можно применять и в области художественного творче_
ства. Объект, действие или какой_либо факт может быть
при помощи волшебной силы изменен в сторону:
— увеличения–уменьшения
— твердости–мягкости
— динамичности–статичности
— ускорения–замедления
— дробления–объединения
— тяжести–легкости
Могут с успехом использоваться и традиционные
приемы работы воображения — агглютинация, гипер_
болизация, типизация.
B______ ________ _____
Мы приведем общие правила стихосложения наи_
более простых поэтических форм, которые могут дать
толчок для развития поэтического таланта.
Основой любого стиха являются метро_ритм и
рифма. Метро_ритм укладывается в размер стиха, ко_
торый чаще всего бывает двух_ или трехсложным.
Самые простые из двухсложных размеров — хо
рей и ямб. В хорее ударение делается на первый слог:
Буря мглою небо кроет…
В ямбе ударение делается на втором слоге:
Мой дядя самых честных правил...
6) подвох;
7) невольное пособничество;
8) вредительство (или недостача);
9) посредничество;
10) начинающееся противодействие;
11) герой покидает дом;
12) даритель испытывает героя;
13) герой реагирует на действия будущего дарителя;
14) получение волшебного средства;
15) герой переносится, доставляется или приводится
к месту нахождения предмета поисков;
16) герой и антагонист вступают в борьбу;
17) героя метят;
18) антагонист побежден;
19) беда или недостача ликвидируется;
20) возвращение героя;
21) герой подвергается преследованиям;
22) герой спасается от преследования;
23) герой неузнанным прибывает домой или в дру_
гую страну;
24) ложный герой предъявляет необоснованные при_
тязания;
25) герою предлагается трудная задача;
26) задача решается;
27) героя узнают;
28) ложный герой или антагонист изобличается;
29) герою дается новый облик;
30) враг наказывается;
31) герой вступает в брак1.
Дж. Родари в упомянутой книге предлагает много
интересных приемов, при помощи которых можно
придумать интересные сказки. Ниже приводятся не_
которые из них.
1. Бином фантазии. Берутся два отдаленных друг
от друга предмета и между ними выстраиваются сцен_
ка и взаимодействие, приводящие к неожиданным по_
следствиям и результатам. Например, мяч и мороже_
ное, школа и море. При этом предметы оживают и при_
обретают способность говорить.
1 См. В.Я. Пропп. Морфология сказки. М., 1969. Его же.
В.Я. Пропп. Трансформации волшебных сказок. Сб. Фольклор и
действительность. М., 1976. Его же. Исторические корни волшеб_
ной сказки. Л., 1946.
$____ !_ :______ ______________ ___________
_!_
(__) **_ _________ ______________ ________
_!_
Четырехслоговые пеоны создают особую плав_
ность и напевность речи и настраивают на лиричес_
кий лад.
:_.__
Рифмой называют повтор гласных и согласных
звуков, которые помогают связывать двух и более строк.
Рифмы делят на мужские — с ударением на последнем
слоге, женские — с ударением на предпоследнем сло_
ге и дактилические — с ударением на слоге третьем от
конца.
Мужская рифма:
В думы мрачны погружен
Наблюдал он игры волн.
Женская — c ударением на предпоследнем слоге:
Не остывшая от зною,
Ночь июльская блистала…
И над тусклою землею
Небо , полное грозою,
Все в зарницах трепетало…
Дактилическая — с ударением на третьем от кон_
ца строки слоге:
С музыкой дивной подружимся,
В танце задорном закружимся.
Рифмы бывают точные и неточные. Точные — это те,
которые совпадают по своим фонемам, имеющим схо_
жие звуки, например, при чередовании глухих и звонких
согласных : П_Б, Т_Д, К_Г, С_З, Ш_Ж, Ф_В. Точной рифма
является тогда, когда гласные и согласные звуки, входя_
щие в созвучные окончания строк, в основном совпада_
ют. Точность рифмы увеличивается и от созвучия соглас_
ных звуков, непосредственно предшествующих послед_
ним ударным гласным в рифмующихся строках.
Главной единицей стиха считается строфа, в кото_
рой рифмы располагаются особым образом. Самым
простым видом строф являются двустишия, которые
бывают строфические и нестрофические.
Строфические двустишия лаконичны, выражают
законченную мысль и отделяются пробелами от других.
В трехсложных размерах имеются следующие
ритмы:
Дактиль — Ударение через каждые три слога:
Жил_был у бабушки серенький козлик.
Амфибрахий — с ударением на каждом втором
слоге из трех:
Как ныне сбирается вещий Олег…
Анапест — с ударением на третьем слоге:
Что так жадно глядишь на дорогу?
* * *
Пеоны— так называются четырехсложные разме_
ры, в которых один слог ударный, а три остальных —
безударные. Вот пример первого пеона:
Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле.
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
(Толстой А.К. 1856 г.)
Пример второго пеона, в котором первый слог
безударный, а второй — ударный:
За дальней, за околицей
Я слышу чудный звон…
Пример третьего пеона, в котором первые два
слога безударные, третий ударный и четвертый безу_
дарный:
Ах, зачем, моя подружка,
Ты покинула меня…
Пример четвертого пеона, в котором первые три
слога безударные, а четвертый — ударный:
Когда фонарики качаются ночные
И все прохожие торопятся домой.
$____ !_ :______ ______________ ___________
_!_
(__) **_ _________ ______________ ________
_!_
одинаковая для обоих четверостиший. Порядок чере_
дования рифм в трехстишиях может быть различен —
рифма может быть как перекрестная, так и смежная.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако: давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу. Счастлив. Все во мне.
(Бунин И. Вечер. 1909 год)
Английский сонет имеет те же четырнадцать строк,
которые делятся на три четверостишия и одно двустишие.
Увы, мой стих не блещет новизной,
Разнообразьем перемен нежданных.
Не поискать ли мне тропы иной,
Приемов новых, сочетаний странных?
Я повторяю прежнее опять,
В одежде старой появляюсь снова,
И кажется, по имени назвать
Меня в стихах любое может слово.
Все это от того, что вновь и вновь
Решаю я одну задачу:
Я о тебе пишу, моя любовь,
И то же сердце, те же силы трачу.
Все то же солнце ходит надо мной,
Но и оно не блещет новизной.
(Шекспир В. Сонет № 76, перевод С. Маршака)
Когда легковерен и молод я был,
Младую гречанку я страстно любил.
Гляжу как безумный на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
Нестрофические двустишия не образуют отдель_
ную строфу. Они создаются смежными рифмами, ко_
торые могут располагаться по принципу смежности,
по принципу кольца и перекрестно.
В строфе со смежной рифмовкой первая строка
рифмуется со второй, третья — с четвертой. Схема
рифмовки — аабб:
К ним пришел советник тайный
И принес им столик чайный…
Будут час баклуши бить
И чаек душистый пить.
В строфе с перекрестной рифмой первая строка
рифмуется с третьей, вторая — с четвертой. Схема
рифм — абаб.
Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.
В строфе с кольцевой рифмой первая строка риф_
муется с четвертой, вторая с третьей. Схема рифм —
абба:
О Север, север_чародей,
Иль я тобою околдован?
Иль в самом деле я прикован
К гранитной полосе твоей?
<___
Эта структура строф весьма распространена в
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 343; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!