Различия в восприятии серьезных (академических) 12 страница



1. Отсутствие четкого планирования своей работы

на день, на месяц, на квартал. Плохо выявленные прио_

ритеты, когда человек не знает, что надо делать в пер_

вую очередь, что во вторую, что в третью.

2. Отсутствие автоматизированных навыков при

выполнении повторяющихся задач — написание кон_

спектов лекций, рефератов, докладов.

3. Привычка проводить много времени в пустых

разговорах, сплетнях и перекурах, за обсуждением чу_

жих дел — как своих коллег, так и сокурсников.

4. Отсутствие умения правильного ведения учеб_

ной и деловой документации — нет сортировки по

тематике, из_за чего много времени тратится на поис_

ки нужного документа.

5. Отсутствие привычки быстрого ответа на пись_

ма, из_за чего их приходиться читать дважды — в

момент поступления и в момент ответа. Это происхо_

дит из_за страха или нежелания принимать решение

сразу. Перенос решения «на завтра», «на потом» — по_

казатель нерешительности и слабости характера.

6. Отсутствие навыков концентрации, распределе_

ния и переключения внимания.

Надо помнить, что хорошее решение любой проб_

лемы требует концентрации внимания только на чем_

то одном. Если нет навыков установления приорите_

тов, выявления что главное, а что нет в данный момент,

стремление решить все проблемы сразу и безотлага_

_,,

F___5_____

_,_

ме скрипача Синити Судзуки. В этой системе раннего

развития, нацеленной на пробуждение творческих

способностей и развитие народных талантов, детей с

двух_трех лет по тщательной продуманной, расписан_

ной по месяцам методике начинают приобщать к му_

зыке, танцам, изобразительному искусству.

Построение демократического общества, что запи_

сано в нынешней Конституции России, невозможно

осуществить с недоразвитыми в личностном плане и

моральном отношении людьми.

«Демократия как ценность, — писал Н. Бердяев в

книге «Судьбы России», — есть уже образовавшийся

народный характер, выработанная личность, способная

обнаружить себя в национальной жизни... Властвовать

может лишь тот, кто властвует над собой. Потеря лич_

ного и национального самообладания, расковывание

хаоса не только не уготовляет демократии, но делает

ее невозможной, — это всегда путь к деспотизму. За_

дача образования характера есть задача образования

национального характера. Образование же националь_

ного характера предполагает образовании личного ха_

рактера. Общественное сознание, общественная воля

должны быть направлены на выработку закала лично_

сти. Вот этой направленности у нас и нет. Демократию

слишком часто понимают навыворот, — не ставят ее в

зависимость от внутренней способности к самоуправ_

лению, от характера народа и личности. И это — ре_

альная опасность для нашего будущего».

Эта мысль Бердяева перекликается с мыслью Тол_

стого о том, что для того, чтобы жизнь в обществе стала

лучше, надо, чтобы сами люди стали лучше. Эту же

мысль мы находим у великого русского социолога Пи_

тирима Сорокина: «Судьба любого общества зависит

прежде всего от свойств его людей. Общество, состоя_

щее из идиотов или бездарных людей, никогда не будет

обществом преуспевающим. Дайте группе дьяволов

великолепную конституцию и все же этим не создадите

из нее прекрасное общество. И обратно, общество, со_

стоящее из талантливых и волевых лиц, неминуемо

создаст и более совершенные формы общежития». При_

мер тому — Англия, в которой нет Конституции, но

общество прекрасно живет и функционирует благодаря

традициям английского воспитания.

/!$_;____

9___-_____)                                                                                        #__________

Отец всех философов, Аристотель, в одном из сво_

их трактатов писал: «Необходимо влиять на молодое по_

коление искусствами трех родов посредством красок

и образов, посредством голоса и слова, посредством

гармонии и ритма». И в самом деле, человек, вошед_

ший в сферу искусства и не вошедший в нее, — это

два разных человека. Разница будет такая же, как

между дикарем и цивилизованным человеком. Поэто_

му искусство во всех странах является общепризнан_

ным средством воспитания.

Михаил Чехов в системе Станиславского видел

способ совершенствования человека. «Система, — пи_

сал он, — учит актера узнавать недостатки свои и

общечеловеческие и бороться с ними».

Воспитание через искусство втягивает человека в

Лоно Культуры и дает ему возможность не только

проживать свою собственную жизнь, но и осваивать

жизненный опыт людей прошлых поколений, которые

жили до него. И тогда масштабы личности становятся

иными — значительными и впечатляющими.

Воспитание таких людей — главнейшая цель и

жизненная миссия тех, кто преподает сегодня искусст_

во в общеобразовательных школах, школах и колледжах

искусства, кто учится в вузах и университетах культу_

ры. Сделать мир своими усилиями чуточку лучше и

добрее – что может быть прекраснее? Но этого можно

добиться только через воспитание новых, более совер_

шенных поколений людей и уж никак — через эконо_

мические достижения, как считают многие нынешние

политики и экономисты.

Сегодня весь мир восхищается качеством товаров,

производимых в Японии. Но далеко не все видят, что

Япония смогла добиться впечатляющих успехов в ма_

териальном производстве во многом благодаря совер_

шенной системе образования, в которой на ранних

этапах воспитания детей — в яслях и детских садах, —

огромное значение придается именно художественно_

му и эстетическому воспитанию по знаменитой систе_

F___5_____

_,_

F___5______

_,_

Драматизм и трагизм нынешних дней российского

общества свидетельствуют не столько об экономиче_

ских трудностях страны, сколько об удручающе низ_

ком уровне присутствия в ее жизни морального,

нравственного и, наконец, творческого эстетического

начала. Можно спорить, что здесь первично, а что вто_

рично — экономика или эстетическое отношение к

жизни, но, на наш взгляд, именно низкий уровень эс_

тетического сознания, основным критерием которого

являются чувства меры и пропорции, определяет то,

что проявляется сегодня и в сфере политики, и в сфе_

ре экономики, и в сфере права. Именно его отсутствие

обуславливает все те перекосы общественной жизни,

которые были упомянуты выше. Общество социальной

справедливости можно построить только с теми граж_

данами, которые сами являются носителями нравствен_

ного поведения, а для этого ими должен быть освоен

тот опыт праведной жизни, который несет в себе чело_

веческая культура.

Известно, что неухоженное поле, зарастает сорня_

ками, сад, оставшийся без присмотра садовода, зарас_

тает бурьяном, а заблудившихся овец, как известно, па_

сут волки. Продолжая эти аллегории, мы скажем, что

эти волки сегодня — социальные пороки, которые пред_

стают в нашем обществе в виде преступности, наркома_

нии, бродяжничества и других асоциальных форм по_

ведения. И особенно печально, что проявление этих со_

циальных пороков все время молодеет.

Надежда нашего общества — на тех, кто сегодня

ходит в детский сад и поступает в школу. У них надо

развивать чувства сопереживания и эмпатии к окру_

жающему миру, ответственности по отношению к сво_

ей стране и к своему народу, у них надо воспитывать

бережное отношение ко всему живому вообще и к

другому человеку в частности. И сделать это по_насто_

ящему могут только те, кто преподает искусство, —

учителя музыки и хореографии, изобразительного ис_

кусства и театра, литературы и истории.

Сегодня это делать нелегко, потому что еще очень

многие управленцы от образования полагают, что ис_

кусство — это всего лишь необязательный десерт в

воспитании молодого поколения. Но им надо постоян_

но напоминать, что в тех странах, в которых государ_

— Поэт в России больше, — чем поэт, — сказал

однажды Евгений Евтушенко. А больше поэта может

быть только пророк, миссия которого состоит в про_

буждении людей к более высокой и нравственной

жизни, в которой есть торжество справедливости, ра_

дость обновления и гармония сущего.

Артисты и художники, писатели и музыканты,

драматурги и хореографы — все они в той или иной

степени поэты, а значит, и пророки, которые помогают

обычным людям понять и выразить то, что они чувству_

ют, но высказать не могут.

«Мысль изреченная есть ложь», — сказал Ф. Тют_

чев. Но та же мысль, выраженная при помощи пласти_

ки танца, интонаций музыки и красок живописи, не

может быть ложью. Потому что она исходит из сердца

художника и обращается к сердцу созерцателя. И по_

этому художественное выражение мысли, которым

владеют большие художники, оказывается гораздо

сильнее и действеннее обычных слов.

Сегодня наша страна переживает не лучшие свои

времена. Многие из тех, кто гордился своей духовно_

стью, стали поклоняться золотому тельцу и смотреть

на окружающий мир через копейку, но чаще всего –

через доллар. Пресловутая система коммунистическо_

го воспитания, создавшая в свое время ореол святости

вокруг человека новой формации — «личности разви_

того социализма», в одночасье рухнула, когда спали

внешние идеологические оковы, и все увидели, что у

человека не оказалось внутреннего морального стер_

жня, который мог бы помочь ему противостоять бедам

и превратностям жизни, обрушившимися на нашу стра_

ну с началом перестройки.

Современную школу поразил тяжкий недуг отсут_

ствия в ней подлинного воспитания, из_за чего мы

видим все те перекосы в нравственной жизни обще_

ства, о которых сегодня пишет наша пресса. Но еще

Д.И. Менделеев говорил, что знания без воспитания —

меч в руках сумасшедшего.

Знания сами по себе еще не делают человека нрав_

ственным. «Совершенно необразованный человек, —

говорил в свое время Т. Рузвельт, — может разве что

очистить товарный вагон, а выпускник университета

может украсть железную дорогу».

F___5_____

_,_

F___5______

_,_

ства, и только усиленное и целенаправленное воспи_

тание молодого поколения на гуманистических прин_

ципах может ее излечить.

Еще раз повторим, что внутренние моральные

регуляторы поведения, которые обеспечивают нрав_

ственный облик человека, могут быть сформированы

только на основе механизмов эмпатии и идентифика_

ции, которые лучше всего развиваются в процессе

художественного творчества. При наличии в психике

человека подобных механизмов, делающих окружаю_

щий его мир неким подобием продолжения самого себя,

он не сможет совершать насилие ни над другим чело_

веком, ни над природой, ни над законами справедли_

вости. Идентифицируя себя со своим Отечеством и

ощущая с ним эмпатическую связь, чиновник не смо_

жет брать взятки, промышленник — загрязнять при_

роду, бизнесмен не сможет вывозить свои прибыли в

зарубежные банки, но будет вкладывать их в процве_

тание своей собственной страны.

И потому «Прекрасное — неизбежно».

ство экономит деньги на нравственном воспитании

подрастающего поколения, где людям не предлагают_

ся условия и пространство для их личностного роста и

развития, те правительство тратит гораздо больше де_

нег на строительство тюрем, психиатрических больниц

и содержание правоохранительных органов.

Поэтому прекрасное — неизбежно. Альтернативой

могут быть только последующее вымирание и деграда_

ция народа, лишенного нравственного и эстетическо_

го чувства. Это будет продолжаться до тех пор, пока к

обществу не придет понимание того, что нельзя под_

нять экономику, уровень и качество жизни, не решая

при этом проблем духовной, эстетической, творческой

и нравственной жизни народа.

Американский философ Ральф Эмерсон отмечал,

что «по_настоящему об уровне цивилизации говорят не

переписи населения, не размеры городов, не собран_

ные урожаи, нет, о нем говорит качество человека,

которого производит страна».

В стране не воцарится демократия, пока люди не

начнут руководствоваться общечеловеческими нрав_

ственными нормами поведения, пока внутренние ре_

гуляторы поведения, связанные с моралью и совестью,

не сменят внешние регуляторы, связанные со страхом

разоблачения и наказания. Эти внутренние регулято_

ры смогут быть сформированы только через целена_

правленное воспитание, вовлечение подрастающего

поколения в общественно полезную деятельность че_

рез приобщение его к искусству.

Многие представители власти и образования упова_

ют на то, что обращение к религии и к ценностям хрис_

тианства может спасти страну от морального разложе_

ния. Но смешно видеть, как вчерашние партийные бон_

зы, которые при коммунистах преследовали верующих и

разрушали церкви, сегодня держат в храмах свечки.

Статистика говорит о том, что верующими христиа_

нами у нас в стране считают себя около от 49 до 52 про_

центов населения. Но социологические исследования

свидетельствуют, что только 2 процента из них знают

и совершают обряды, без которых невозможна жизнь

истинно верующего христианина.

Расхождение слова и дела, что мы видим в данном

примере, — многолетняя болезнь российского обще_

_,

_________

_,!

5. КОНКУРС ХОРОВ И ДИРИЖЕРОВ. Какой дири_

жер более выразителен и эксцентричен в переда_

че художественного образа?

6. РИНГ. Аполлон против Дионисия:

а) каждая команда ставит свой музыкальный фраг_

мент и критикует музыку оппонента.

б) каждая команда выбирает живописное или архи_

тектурное произведение своего стиля и критикует

произведение оппонента.

Жюри оценивает.

7. ДИАЛЕКТИКА. От каждой команды избирается

философ, который примиряет две противополож_

ные точки зрения в пяти предложениях. Общаясь

с классикой, человек размышляет о смысле жизни

и своем месте в ней. Общаясь с современным ис_

кусством, человек ощущает себя на празднике

жизни, без чего тоже нельзя жить.

8. МОЙ ТЕМПЕРАМЕНТ И МОЕ ИСКУССТВО. Каж_

дый член команды выбирает свое любимое произ_

ведение искусства и объясняет свою любовь к нему,

исходя из особенностей своего темперамента.

После проведения конкурсов жюри подводит ито_

ги, его председатель высказывает краткое резю_

ме, и обе команды поют нечто вроде гимна своим

богам — Аполлону и Дионисию.

_ ________

Приложение 1

GC7?HI<8_I99JI                                                                                7I/K=%L<1%I

M

%$:J

Цель предлагаемых игр — активизация интереса

к искусству через возможности соревнования двух ко_

манд — знатоков искусства.

Действующие лица — команда «Аполлон», защи_

щающая «высокое» искусство. Команда «Дионисий»,

защищающая интересы «низкого» искусства.

Обычное Жюри, Высокое Жюри, к которому обра_

щаются в случае апелляции. Жюри выставляет баллы

после каждого конкурса. Результаты выписываются на

доске по 10_балльной шкале.

Содержание игр(проводятся в три отделения).

В первом отделении, которое проводится в фойе,

команды представляют себя зрителям в стихах, поют

или пляшут свободные танцы, строго выдержанные

или вакхические, в которых отражаются и сущность

Аполлона, и сущность Диониса.

Второе отделение проводится в зрительном зале.

Капитаны и их команды соревнуются по задаваемым

друг другу вопросам из истории мировой художествен_

ной культуры. Жюри заранее просматривает эти воп_

росы.

Вопросы могут касаться следующих тем:

1. ЗНАНИЯ ИСТОРИИ различных видов искусств—

музыки, живописи, танца, литературы, театра. (По

одному вопросы, допускающему краткий ответ от

каждой команде другой.)

2. ЗНАНИЯ СТИЛЕЙ— барокко, романтизма, клас_

сицизма, импрессионизма, экспрессионизма как в

музыке, так и в живописи. Для живописи показы_

ваются слайды.

3. ПЕВЧЕСКИХ ГОЛОСОВ И ИНСТРУМЕНТОВ.

Какой голос звучит и какой инструмент играет?

(Также по 5 вопросов от каждой команды.)

4. КОНКУРС ХУДОЖНИКОВ. Дается музыкальный

фрагмент, который надо адекватно отразить в жи_

вописном образе. Члены команды могут рисовать

или сообща, или каждый по отдельности.

_________

__"

_________

__+

82) могущественно

83) начальственно

84) незыблемо

85) непреложно

86) непререкаемо

87) неопровержимо

88) неоспоримо

89) ораторски

90) царственно

91) сосредоточенно

92) сдержанно

93) степенно

94) размеренно

95) обстоятельно

96) солидно

97) серьезно

98) строго

99) чинно

100) устойчиво

101) широко

102) масштабно

103) размашисто

104) наполненно

105) объемно

106) емко

107) пространно

108) веско

109) весомо

110) космично

111) огромно

112) громадно

113) бесконечно

114) безгранично

115) беспредельно

150) вдохновенно

151) невинно

152) неискушенно

153) завороженно

154) нежно

155) ласково

156) ласкающе

157) любовно

158) с любовью

159) радушно

160) мягко

161) благородно

162) трогательно

163) приветливо

164) елейно

165) деликатно

166) любезно

167) почтительно

168) приятно

169) целомудренно

170) чисто

171) безропотно

172) беззлобно

173) доверчиво

174) лелея

175) мило

176) сладостно

177) спокойно

178) мирно

179) безмятежно

180) добродушно

181) просто

182) безыскусно

183) наивно

116) набатно

117) монументально

118) тяжело

119) увесисто

120) грузно

121) громоздко

122) массивно

123) мощно

124) неуклюже

125) угловато

126) напряженно

127) натруженно

128) тягуче

129) густо

130) насыщенно


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 324; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!