Обработка и интерпретация результатов. 77. а) Для творчества нужно очень много свободного
Ключ
1б 26б 51б 76а
2а 27а 52а 77б
3б 28а 53а 78б
4б 29б 54б 79б
5б 30а 55б 80а
6б 31б 56б 81б
7а 32а 57б 82б
8б 33б 58а 83б
9а 34б 59а 84а
10а 35а 60б 85а
11а 36б 61а 86а
77. а) Для творчества нужно очень много свободного
времени;
б) мне кажется, что в жизни всегда можно найти
время для творчества.
78. а) Обычно мне легко убедить собеседника в своей
правоте;
б) в споре я пытаюсь понять точку зрения собесед_
ника, а не переубедить его.
79. а) Если я делаю что_либо исключительно для себя,
мне бывает неловко;
б) я не испытываю неловкости в такой ситуации.
80. а) Я считаю себя творцом своего будущего;
б) вряд ли я сильно влияю на собственное буду_
щее.
81. а) Выражение «Добро должно быть с кулаками» я
считаю правильным;
б) вряд ли верно выражение «Добро должно быть
с кулаками».
82. а) По_моему, недостатки людей гораздо заметнее,
чем их достоинства;
б) достоинства человека увидеть гораздо легче, чем
его недостатки.
83. а) Иногда я боюсь быть самим собой;
б) я никогда не боюсь быть самим собой.
84. а) Я стараюсь не вспоминать о своих былых не_
приятностях;
б) время от времени я склонен возвращаться к вос_
поминаниям о прошлых неудачах.
85. а) Я считаю, что целью жи^ни должно быть нечто
значительное;
б) я вовсе не считаю, что целью жизни непремен_
но должно быть что_то значительное.
86. а) Люди стремятся к тому, чтобы понимать и дове_
рять друг другу;
б) замыкаясь в кругу собственных интересов, люди
|
|
не понимают окружающих.
87. а) Я стараюсь не быть белой вороной;
б) я позволяю себе быть белой вороной.
88. а) В доверительной беседе люди обычно искренни;
б) даже в доверительной беседе человеку трудно
быть искренним.
89. а) Бывает, что я стыжусь проявлять свои чувства;
б) я никогда этого не стыжусь.
90. а) Я могу делать что_либо для других, не требуя,
чтобы они это оценили;
б) я вправе ожидать от людей, что они оценят то,
что я для них делаю.
_________
__!
_________
__
Можно получить результаты в процентах, решив
следующую пропорцию.
15 баллов (максимум по каждой шкале) составляют
100%, а число набранных баллов составляет x%.
1. Шкала ориентации во времени показывает, на_
сколько человек живет настоящим, не откладывая свою
жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прош_
лом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо
понимающих экзистенциальную ценность жизни «здесь
и теперь», способных наслаждаться актуальным момен_
том, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обес_
ценивая предвкушением грядущих успехов. Низкий
результат — это люди, невротически погруженные в
прошлые переживания, с завышенным стремлением к
достижениям, мнительные и неуверенные в себе.
|
|
2. Шкала ценностей. Высокий балл по этой шкале
свидетельствует, что человек разделяет ценности са_
моактуализирующейся личности, к числу которых
А. Маслоу относил такие, как истина, добро, красота,
целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность,
уникальность, совершенство, свершения, справедли_
вость, порядок, простота, легкость без усилия, игра,
самодостаточность. Предпочтение этих ценностей ука_
зывает на стремление к гармоничному бытию и здоро_
вым отношениям с людьми, далекое от желания мани_
пулировать ими в своих интересах.
3. Взгляд на природу человека может быть положи_
тельным (высокая оценка) или негативным (низкая).
Эта шкала описывает веру в людей, в могущество че_
ловеческих возможностей. Высокий показатель может
интерпретироваться как устойчивое основание для
искренних и гармоничных межличностных отношений,
естественная симпатия и доверие к людям, честность,
непредвзятость, доброжелательность.
4. Высокая потребность в познании характерна для
самоактуализирующейся личности, всегда открытой
новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность
к бытийному познанию — бескорыстную жажду ново_
|
|
го, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлет_
ворением каких_либо потребностей. Такое познание,
считает Маслоу, более точно и эффективно, поскольку
его процесс не искажается желаниями и влечениями,
человек при этом не склонен судить, оценивать и срав_
нивать. Он просто видит то, что есть и ценит это.
5. Стремление к творчеству, или креативность, —
непременный атрибут самоактуализации, которую попро_
сту можно назвать творческим отношением к жизни.
12б 37б 62б 87б
13а 38б 63б 88а
14б 39а 64б 89б
15а 40б 65б 90а
16б 41а 66б 91а
17б 42а 67б 92а
18а 43б 68б 93а
19б 44а 69а 94а
20б 45а 70б 95а
21а 46б 71б 96б
22б 47а 72а 97б
23б 48а 73аа 98б
24б 49б 74б 99а
25а 50б 75а 100б
Стремление к самоактуализации выражается сле_
дующими пунктами теста: Отдельные шкалы вопрос_
ника САМОАЛ представлены следующими пунктами:
1. Ориентация во времени: 16,11а, 17б, 24б, 27а, 36б,
54б, 63б, 73а, 80а.
2. Ценности: 2а, 16б, 18а, 25а, 28а, 37б, 45а, 55б, 61а,
64б, 72а, 81б, 85а, 96б, 98б.
3. Взгляд на природу человека: 7а, 15а, 23б, 41а, 50б,
59а, 69а, 76а, 826, 86а.
4. Потребность в познании: 86, 24б, 29б, 33б, 42а,
51б, 53а, 54б, 60б, 70б.
5. Креативность (стремление к творчеству): 9а, 13а,
16б, 25а, 28а, 33б, 346б, 43б, 52а, 55б, 61а, 64б, 70б, 71б, 77б.
6. Автономность: 5б, 9а, 10а, 26б, 31б, 32а, 37б, 44а,
|
|
56б, 66б, 68б, 74б, 75а, 87б, 92а.
7. Спонтанность: 5б, 21а, 31б, 38б, 39а, 48а, 57б, 67б,
74б, 83б, 87б, 89б, 91а, 92а, 94а.
8.Самопонимание: 4б, 13а, 20б, 30а, 31б, 38б, 47а,
66б, 79б, 93а.
9. Аугосимпатия: 6б, 14б, 21а, 22б, 32а, 40б, 49б, 58а,
67б, 68б, 79б, 84а, 89б, 95а, 97б.
10. Контактность: 10а, 29б, 35а, 46б, 48а, 53а, 62б,
78б, 90а, 92а.
11. Гибкость в общении: 3б, 10а, 12б, 19б, 29б, 32а,
46б, 48а, 65б, 99а.
Примечание
Шкалы № 1, 3, 4, 8, 10 и 11 содержат по 10 пунктов,
в то время как остальные — по 15. Для получения со_
поставимых результатов количество баллов по указан_
ным шкалам следует умножить на 1,5.
_________
__"
_________
__+
уровень коммуникативных способностей личности или
навыки эффективного общения, но как общая предрас_
положенность к взаимно полезным и приятным кон_
тактам с другими людьми, необходимая основа синер_
гической установки ЛИЧНОСТИ.
11. Шкала гибкости в общении соотносится с на_
личием или отсутствием социальных стереотипов,
способностью к адекватному самовыражению в обще_
нии. Высокие показатели свидетельствуют об аутентич_
ном взаимодействии с окружающими, способности к
самораскрытию. Люди с высокой оценкой по этой
шкале ориентированы на личностное общение, не
склонны прибегать к фальши или манипуляциям, не
смешивают самораскрытие личности с самопредъяв_
лением — стратегией и тактикой управления произво_
димым впечатлением. Низкие показатели характерны
для людей ригидных, не уверенных в своей привлека_
тельности, в том, что они интересны собеседнику и
общение с ними может приносить удовольствие.
6. Автономность, по мнению большинства гума_
нистических психологов, является главным критерием
психического здоровья личности, ее целостности и
полноты. Это понятие тяготеет к таким чертам, как
жизненность (aliveness) и самоподдержка (self_support)
у Ф. Перлза, направляемость изнутри (inner_directed)
у Д. Рисмена, зрелость (ripeness) у К. Роджерса. Само_
актуализирующаяся личность автономна, независима
и свободна, однако это не означает отчуждения и оди_
ночества. В терминах Э. «Фромма автономность — это
позитивная «свобода для» в отличие от негативной
«свободы от».
7. Спонтанность — это качество, вытекающее из
уверенности в себе и доверия к окружающему миру,
свойственных самоактуализировавшимся людям. Вы_
сокий показатель по шкале спонтанности свидетель_
ствует о том, что самоактуализация стала образом
жизни, а не является мечтой или стремлением. Спо_
собность к спонтанному поведению фрустрируется
культурными нормами, в естественном виде ее можно
наблюдать разве что у маленьких детей. Спонтанность
соотносится с такими ценностями, как свобода, есте_
ственность, игра, легкость без усилия.
8. Самопонимание. Высокий показатель по этой
шкале свидетельствует о чувствительности, сензитив_
ности человека к своим желаниям и потребностям.
Такие люди свободны от психологической защиты,
отделяющей личность от собственной сущности, они не
склонны подменять собственные вкусы и оценки вне_
шними социальными стандартами. Показатели по шка_
лам самопонимания, спонтанности и аутосимпатии, как
правило, связаны между собой. Низкий балл по шкале
самопонимания свойствен людям неуверенным, ори_
ентирующимся на мнение окружающих. Д. Рисмен
называл таких людей «ориентированными извне» в
отличие от «ориентированных изнутри».
9. Аугосимпатия — естественная основа психичес_
кого здоровья и цельности личности. Низкие показате_
ли имеют люди невротичные, тревожные, неуверенные
в себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодо_
вольства или некритичного самовосприятия, это просто
хорошо осознаваемая позитивная «Я_концепция», слу_
жащая источником устойчивой адекватной самооценки.
10. Шкала контактности измеряет общительность
личности, ее способность к установлению прочных и
доброжелательных отношений с окружающими. В во_
проснике САМОАЛ контактность понимается не как
_________
___
_________
__,
10. На мое настроение сильно влияют окружающие
люди.
11. Я считаю иностранцев холодными и бесчувствен_
ными.
12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную
с общением с людьми.
13. Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают
необдуманно.
14. Мне очень нравится наблюдать, как люди прини_
мают подарки.
15. По моему мнению, одинокие пожилые люди недо_
брожелательны.
16. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама)
расстраиваюсь.
17. Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя
счастливым человеком.
18. Читая книгу (роман, повесть и т. п.), я так переживаю,
как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.
19. Когда я вижу, что с кем_то плохо обращаются, то
всегда сержусь или переживаю, негодую.
20. Я могу не волноваться, даже если все вокруг вол_
нуются.
21. Если мой друг или подруга начинают обсуждать со
мной мои проблемы, я стараюсь перевести разго_
вор на другую тему.
22. Мне неприятно, если люди вздыхают и плачут,
когда смотрят кинофильм.
23. Чужой смех меня не заражает.
24. Когда я принимаю решение, чувства других людей
на него, как правило, не влияют.
25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие
чем_то угнетены.
26. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраи_
вающихся из_за пустяка.
27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдание
животных.
28. Глупо переживать то, что происходит в кино или о
чем читаешь в книге.
29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных
старых людей.
30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не
сочувствие.
31. Я очень переживаю, когда смотрю фильмы.
32. Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к
любому волнению вокруг.
33. Маленькие дети плачут без причин.
7_________ __0___)__4 &_#___
Инструкция. Тест содержит 33 утверждения. Про_
читайте их и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая
или предполагая, какие чувства в подобной ситуации
возникали или могли бы возникнуть лично у вас. Если
ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем,
что предложены в утверждении, то в бланке ответов
против соответствующего номера, совпадающего с
номером утверждения, подчеркните ответ «да», а если
они иные, т. е. не соответствуют утверждению, то под_
черкните ответ «нет».
Помните, что в тесте нет хороших или плохих от_
ветов. Не старайтесь своими ответами произвести бла_
гоприятное впечатление. Свое мнение выражайте сво_
бодно и искренне, только в этом случае вы получите
действительное представление о своих психологиче_
ских особенностях. Лучше давать тот ответ, который
первым пришел вам в голову. Каждое последующее
утверждение читайте после того, как ответите на пре_
дыдущее, старайтесь также не оставлять данные во_
просы_утверждения без ответа.
Если у вас возникнут какие_либо вопросы, связан_
ные с заполнением бланка, задайте их исследователю,
прежде чем начнете работу по, тесту.
Опросник
1. Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый че_
ловек чувствует себя среди людей одиноко.
2. Люди преувеличивают способность животных по_
нимать и переживать.
3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживать_
ся и открыто проявляют свои чувства.
4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они
сами себя жалеют.
5. Когда кто_то рядом со мной нервничает, я тоже
начинаю нервничать.
6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.
7. Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.
8. Порой песни о любви вызывают у меня сильные
переживания.
9. Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать
людям неприятные для них известия.
Приложение 9
_________
___ ___
____ !__ !
1. Александров Н.Н. Дж. Байрон. Жизни замечательных лю_
дей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. Челя_
бинск, 1978. С. 332.
2. Алексеев А.Д. Русские пианисты. М., 1948.
3. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Ру_
ководство по игре на клавишно_струнных инструментах /
Хрестоматия «От эпохи Возрождения до середины XIX ве_
ка. Киев, 1974. С. 82–84.
4. Андреева А. Неожиданные последствия уроков музыки //
Коммерсант. № 228. 5 декабря 1998 г.
5. Андреевский П.В. Воспоминания о В.В. Верещагине. Пано_
рама искусств. № 8. М., 1985.
6. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.
7. Аристотель. Поэтика // История эстетики. Памятники ми_
ровой эстетической мысли: В 5_ти т. М., 1962–1970. Т. 1. С. 78.
8. Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. М., 1975.
9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Про_
гресс, 1974.
10. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и ис_
полнительства. М.; Л., 1969.
11. Баумгартен А. Эстетика / История эстетики. Памятники
мировой эстетической мысли. Т. II. С. 455.
12. Бахтин М.М. Литературно_критические статьи. Автор и
герой в эстетической деятельности. М., 1986.
13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
С. 369.
14. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. Х. М., 1956. С. 3.
15. Белинский В.Г. Т. 7. С. 307.
16. Бенуа А.Н. Мои воспоминания: В 5_ти кн. Кн. 4–5. М., 1980.
С. 706.
17. Беранже П.Ж. Его жизнь и литературная деятельность.
Биографический очерк М. Барро // Биографическая биб_
лиотека Павленкова. Электронная книга.
18. Бердяев Н. Самопознание. М., 1990. С. 200.
19. Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспита_
нии ребенка с первых дней его детства. М., 1916.
20. Библер В. С. Мышление как творчество. М., 1975.
21. Бирман А. О художественной технике пианиста. М., 1973.
22. Благовещенский И.П. Некоторые вопросы исполнительс_
кого искусства. Минск, 1965. С. 56.
23. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как про_
блема творчества. Изд_во Ростовского ун_та. С. 193–173.
Обработка результатов
Цель обработки результатов — получение индекса
эмпатийности (или эмпатических тенденций) испытуемого.
Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно под_
считать количество ответов, совпадающих со следую_
щим ключом:
Да 1, 5, 7, 9; 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27,
29, 31
Нет 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30,
32, 33
Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) являет_
ся суммой совпадений ответов по вопросам_утвержде_
ниям, предполагающим ответ «да», и по вопросам_
утверждениям, предполагающим ответ «нет»,
Для определения уровня эмпатических тенденций
предлагается таблица интерпретации индекса Иэ с
учетом возрастай пола респондента.
Анализ результатов
Эмоциональная отзывчивость на переживания дру_
гих, называемая в психологии эмпатией, относится к
высшим нравственным чувствам и очень важно для
прогресса художника, артиста, музыканта. Эмпатия в
форме сочувствия или сопереживания (независимо от
того, чему — радости или печали) связана с умением
человека «проникать» в мир чувств других людей. В раз_
нообразных жизненных ситуациях эмоциональный от_
клик зависит от адекватности восприятия переживаний
людей и эмоций животных, а также от представления о
вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становит_
ся побудительной силой, направленной на оказание по_
мощи.
_#+$___(!"________4____.__5___ +__
K&_+____ _#_.____ __)____
P_+7__ CC:BE_ BD:AG_ AF:AH_
__$*7___ CC:BI_ BH:BB_ BA:AB_
_
/_______
___
/_______
___
52. Голицын Г.А., Георгиев М.Н., Петров В.М. Показатели
межполушарной асимметрии творческого процесса в
изобразительном искусстве // Вопросы психологии. 1988.
№ 6.
53. Гофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фор_
тепианной игре. М., 1961.
54. Гройсман А.Л. Личность. Творчество. Регуляция состоя_
ний. Руководство по театральной и паратеатральной пси_
хологии. М., 1998. С. 129–130.
55. Давыдова М.А. Биографический очерк. В.А.Моцарт его
жизнь и музыкальная деятельность. Биографическая се_
рия. Библиотека А. Павленкова. Челябинск, 1998.
56. Диагностика в арт_терапии. Метод «МАНДАЛА». СПб.,
2002.
57. Дидро Д. Парадокс об актере. М., 1922.
58. Дога Е. Моя жизнь полна чудес. Интервью с Т. Сергее_
вой // 7 дней. № 19. 9–15 мая.
59. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.:
Питер Ком, 1999. (Серия «Мастера психологии».)
60. Егоров Б.Е. Прогностические рисуночные методики в
изучении бессознательного и особенности психотера_
пии пограничных нервно_психических расстройств. М.,
1995.
61. Ершов П.М. Технология актерского искусства. М.: Горбу_
нок. 1992.
62. Житинкин А. Плейбой московской сцены. М., 2003.
63. Житомирский Д. Роберт Шуман. М., 1964.
64. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1978. С. 45.
65. Зильберман И.А., Гамаюнов Б.П. Психотерапевтический
театр как продолжение психотренинговой группы при ле_
чении неврозов у детей // Вестник гипнологии и психоте_
рапии. СПб, 1992. № 2.
66. Зинченко В.П. Развитие зрения в контексте перспектив
общего духовного развития человека // Вопр. психол.
1988. № 6.
67. Зинченко В. П., Величковский В. М., Вучетич Г. Г. Функцио_
нальная структура зрительной памяти. М.: Изд_во МГУ,
1980.
68. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. М., 2001.
69. Иванов В.В. Бессознательное, функциональная асиммет_
рия, язык и творчество. В кн. «Бессознательное: природа,
функции, методы исследования». Т. IV. Тбилиси, 1985.
70. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности
детей. М., 1959.
71. Илиади А. Природа художественного таланта. М., 1964.
24. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.
М.: Академия, 2002.
25. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965.
26. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995.
27. Боккаччо, Бомарше, Беранже, Байрон, Бальзак. Биогра_
фические повествования. Челябинск., 1998.
28. Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г. Мещеря_
кова и А.П. Зинченко. СПб., 2003. С.140.
29. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного
развития личности. М., 1977.
30. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
31. Булгаков М. Избранные произведения. М., 1966. С. 538–540.
32. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.,
1989.
33. Бутенко Э. Имитационная теория сценического перевоп_
лощения. М., 2004.
34. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд_во МГУ, 1984.
35. Ватсон М.В. Фридрих Шиллер. Его жизнь и литературная
деятельность. Биографический очерк. Биографическая
серия А. Павлюченкова. Челябинск, 1998.
36. Вахтангов Е. Записки. Письма. Статьи. М., 1939.
37. Вахтангов Е. Записки. Письма. Статьи. М., 1939.
38. Вильсон Г. Психология артистической деятельности: Та_
ланты и поклонники. М., 2001.
39. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.
40. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
41. Выдающиеся пианисты_педагоги о фортепианном искус_
стве. М., 1966.
42. Гегель Г.В.Ф. Собр. соч. М., 1958. Т. 1. С. 290.
43. Гейне Г. Собр. соч.: В 10 т. М.; Л., 1956–1959.Т. 8. С. 58
44. Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства.
М., 1994.
45. Гете И.В. Статьи и мысли об искусстве. М., 1936. С. 336
46. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мыш_
ления. М.: Прогресс, 1969.
47. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика
чувств.СПб., 2001.
48. Гиппиус С.В. Психологический тренинг: Гимнастика
чувств. Изд_е 2_е, перераб. и доп. М., 2003.
49. Глинка С.Н. Записки. М., 1953. С. 109.
50. Гоголь Н.В. Собр. соч., Т. 8. М.; Л., 1940–1952. С. 477.
51. Голицын Г.А., Данилова О.Н., Каменский В.С., Петров В.М.
Факторы межполушарной асимметрии в творческом про_
цессе (опыт количественного анализа) // Вопросы психо_
логии. 1988. № 5.
/_______
__!
/_______
__
99. Манн Т. Собр. соч. В 10 т. М., 1961.
100. Манн Т. Собр. соч. В 10 т. М., 1961.
101. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.
102. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений, М., 1956.
103. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.
104. Мастера искусств об искусстве. М., 1939. Т. III.
105.Матейко Я. Условия творческого труда. М., 1976.
106.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в обучении. М., 1972.
107.Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности //
Вопросы психологии. 1989. № 6.
108. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добро
вольская Т.А. Арт_педагогика и арт_терапия в специальном
образовании: Учебник для студентов средних и высших
педагогических учебных заведений. М.: Академия. 2001.
109. МеликПашаев А.А. Мир художника. М., 2000.
110. МеликПашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творче_
ству. М.: Педагогика, 1987.
111. МеликПашаев А.А. Об источнике способности человека к
художественному творчеству // Вопросы психологии.
1998. № 1.
112. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработ_
ка подхода к изучению одаренности // Вопросы психоло_
гии. 1994. № 5.
113. Мопассан Г. Полн. собр. соч.: В 12 т. Т. 8.
114. Морриконе Э. Музыку к фильму «Однажды в Америке» я
писал натощак // Семь дней. 8–14 августа. № 32. 2005.
115.Музыкальная эстетика Средневековья и Возрождения.
М., 1966. С. 37.
116. Мэй Р. Искусство психологического консультирования.
М.: Независимая фирма «Класс», 1994.
117. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. 5_е Изд_е.
М., 1987.
118. Нейгауз Г.Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Из_
бранные статьи. Письма к родителям. М., 1983.
119.Никитин В.Ю. Модерн_джаз танец. История. Методика.
Практика. М.: Издат_во ГИТИС, 2000.
120. Новлянская З.Н., МеликПашаев А.А. Психологические
принципы эстетического развития детей и проблема эсте_
тического воспитания // Вопросы психологии. 1979. № 3.
121. Обухов Я.Л. Символдрама. Кататимно_имагинативная пси_
хотерапия для детей и подростков. М., 1997.
122. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.: 1984.
123. Панпурин В.А. Внутренний мир личности и искусство.
Екатеринбург, 1970.
124. Пекелис В. Твои возможности, человек. М., 1984.
72. Каган М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного
анализа. М., 1974.
73. Как рисовать масляными красками. М., 2002.
74. Как рисовать. Пастель. М., 2002.
75. Кирнарская Д.К. Психология музыкальных способностей.
М., 2004.
76. Киященко Н.И. Цели и задачи, принципы эстетического
воспитания. М., 1987.
77. Кнебель М.И. О том, что мне кажется особенно важным.
М.: Искусство. 1971.
78. Коган Г. Из записей разных лет. «Советская музыка», 1989.
№7.
79. Коган Г. У врат мастерства. М., 1961.
80. Кольцова М. Двигательная активность и развитие функ_
ций мозга ребенка. М., 1974.
81. Кон И. Открытие Я. М., 1978.
82. Копцева Т.А. Природа и художник. М., 1994.
83. Короленко В.Г. Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1988.
84. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость
школьников. М., 1988.
85. Крамской об искусстве. М., 1960.
86. Краткий словарь по изобразительному искусству. М., 1961.
87. Кристал Г. Нарушение эмоционального развития при ад_
диктивном поведении. В кн. «Психология и лечение зави_
симого поведения». М., 2000.
88. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. М.,
1938. Цит по: Овсянников М.Ф. История эстетической
мысли. М., 1984.
89. Кузин В.С. Психология искусства. М., 1998.
90. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства.
М., 2001.
91. Левидов А.М. Автор — образ — читатель. Л.: ЛГУ, 1983.
92. Лейнер Х. Кататимное переживание образов / Пер. с нем.
Я.Л. Обухова. М.: Эйдос, 1996.
93. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подро_
стков. М.: Медицина, 1983.
94. Лотман Ю.М. Клио на распутье.//Наше наследие. 1988, № 5.
95. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.:
Межд. пед. академия, 1994.
96. МалкинаПых И.Г. Психосоматика. Новейший справоч_
ник. Раздел Биосинтез. М.; СПб., 2003.
97. МалкинаПых И.Г. Телесная терапия. Справочник практи_
ческого психолога. М., 2005.
98. Мацуев Д. Под тяжелую руку пианиста лучше не попадать_
ся // 7 дней. № 42. 2005 г.
/_______
_ "
/_______
_ +
149. Руффо Т. Парабола моей жизни. М., 1966. С. 302.
150. Саввинский С.И. Работа пианиста над музыкальным про_
изведением. М.; Л., 1964. С. 124.
151. Самойлов Д.С. Книга о русской рифме. М., 1982.
152.Сарьян об искусстве. Ереван, 1980. С. 45–46.
153. Серов А.А. Избранные статьи. М.; Л., 1950. С. 132.
154. Сидоренко Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ
ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера.
СПб., 1993.
155. Славянская мифология / Авт._сост. Е.Ф. Конев. Минск,
2003. М., 1999.
156. Слово о книге. М.,1974.
157. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.
158. Смирнов В.М., Резникова Т.Н. Право_левополушарным от_
ношения // Методы психологической диагностики и кор_
рекции в клинике. Л., 1983.
159. Собчик Л.Н. Цветовой тест Макса Люшера. М., 1996.
160. Сокольникова Н.М. Основы композиции. 5–8 кл. М., 1996.
161.Сорокин П. Социология. М., 1992.
162.Социальная психология. М., 1975.
163.Станиславский К.С. Работа актера над собой // Собр.
соч.: В 8 т. М., 1954–1961.
164. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М.,
1958.
165. Станиславский К.С. Стенограмма занятий с оперными и
драматическими отделениями 5 декабря 1935 г. Музей
МХАТа. № 6501/2.
166. Станиславский К.С. Беседы Станиславского. М., 1947.
167. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1951.
168. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М.,
1958.
169. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1954.
170. Старадубец Ан. Жил такой парень. 25 июля Василию Мака_
ровичу Шукшину исполнилось бы 75 лет // Московская
среда. № 27. 2004.
171. Стенберг Р., Григоренко Е. Учись думать творчески. 12 те_
оретический обоснованных стратегий обучения творче_
скому мышлению / Основные современные концепции
творчества и одаренности. М., 1997. С. 191–192.
172. Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф., Колошина Т.Ю., Фроло
ва Т.В. Принципы рефлексивной психологии педагогичес_
кого творчества // Вопросы психологии. 1991. № 5.
173.Сэбшин Э. Психоаналитические исследования аддиктив_
ного поведения: обзор. В кн. «Психология и лечение зави_
симого поведения». М., 2000.
125. Перлз Ф. С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по ге_
штальт_терапии. М., 1995.
126.Петрушина Н.В. Основы практической психологии. М.,
2000.
127. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй: Пособие для музы_
кального самообразования. М., 2000.
128. Письма Бетховена. 1787–1811 годы / Публикация. Редак_
тор_ составитель Н.Л. Фишман. М., 1970.
129. Плужников Н., Рязанцев С. Среди запахов и звуков. М.,
1991.
130.Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982.
131. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
132. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.,
1976.
133.Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.
134.Пропп В.Я. Трансформации волшебных сказок. Сб.
«Фольклор и действительность». М., 1976.
135. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.,
1946.
136. Психология художественного творчества: Хрестоматия.
Сост. К.В. Сельченок. Минск, 1999.
137.Пушкин А.С. Полн. собр. соч. М., 1949. Т. Х.
138. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.,
2004.
139. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения //
Болезни личности. Опыт исследования. Минск; М. 2000.
140. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление чело_
века. М., 1994.
141. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко_центрирован_
ная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопро_
сы психологии. 1995. № 1.
142. Розов В. Интервью // Московская среда. № 31. Август
2003.
143. Ротенберг В.С. Художественное творчество. Вопросы
комплексного изучения. М., 1982.
144. Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изуче_
ния творчества // Хрестоматия по психологии художе_
ственного творчества. М., 1998.
145. Рурк М. « Я так извалялся в грязи, что долго не смогу очис_
титься. Интервью с журналисткой М. Порк // 7 Дней.
№23. 2005.
146. Русанов Г.А., Русанов А.Г. Воспоминания о Льве Николае_
виче Толстом. Воронеж, 1972.
147. Русские писатели о литературном труде. Л., 1955. Т. 3.
148. Рутберг И. Пантомима, движение и образ. М., 1963.
/_______
_ _
/_______
_ ,
201. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сб. статей: В 2 т. Т. 2_Б.
202. Эккерман И.П. Разговоры с Гете. М.; Л., 1934.
203. Элькин В.М. Целительная магия музыки. СПб., 2000.
204. Энциклопедия тайн и сенсаций. Пороки и болезни великих
людей. Джек Лондон. Минск, 1998.
205.Этнические стереотипы мужского и женского поведения.
Сб. статей. М., 1991.
206.Этнопсихологический словарь. М., 1999.
207. Эфроимсон В.И. Генетика гениальности. М., 2004.
208. Энрайт Д. Гештальт, ведущий к просветлению. СПб., 1994.
209. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоя_
щее. СПб., 1994.
210. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
211. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев; М., 1997.
212. Юнг К. Подход к бессознательному // Архетип и символ.
М., 1991.
213. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.
214. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1998.
215. Ямвлих. Жизнь Пифагора. Изд. 2_е. М., 1998.
216. MacKinnon. Creativity: a multi_faceted phenomenon [WWW
document] URLhttp://www.rsad.edu/_ccjones/01_02/
sophcd/readings/creativity.html
217. Torrance E.P. Torrance tests of creative thinking. Norms_
technical manual. Lexington, 1974.
218. Torrance E.P. Torrance tests of creative thinking. Directions
manual and scoring guide. Figural test booklet A and B.
Lexington, 1974.
174. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.,
1961.
175. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.,
1947.
176. Толстой Л.. Собр. соч.: В 20 т. Т. 17.
177. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических
способностей детей 3–7 лет. М., 2001.
178. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креа_
тивности в зарубежной психологии // Вопросы психоло_
гии. 1998. № 4. С. 123.
179.Федор Достоевский. Тексты и рисунки / Сост.
К.А. Баршт. М., 1989.
180. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
181.Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.
182. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справоч_
ник для учителя. М., 1991.
183. Ходякова Л.А. Живопись на уроках русского языка. М.,
2000.
184. Художественная галерея. Кандинский. № 29. 2005.
185. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
186. Цомакион А.И. Иван Крамской. Его жизнь и художествен_
ная деятельность. Биографический очерк. Библиотека
А. Павленкова. Челябинск, 1998.
187. Чайковский П.И. Письма близким. М., 1955.
188. Чайковский П.И., Танеев С.И. Письма. М., 1951.
189. Чаплин Ч. Моя автобиография. М., 1966. С. 391–392.
190. Честерфилд Ф.Д.С. Письма к сыну. М., 1993.
191. Чехов М. Путь актера. М., 2003.
192. Шаляпин Ф. Литературное наследство: В 2_х т., М., 1957.
193.Шаляпин Ф. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах. М.,
2005.
194.Шемякин М. Сказочный домик в кошачьих горах. Интер_
вью с журналисткой М. Обельченко // 7 дней. № 38. 2005.
195. Шестаков В.П. Эстетические категории, М., 1983.
196. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
197. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании челове_
ка // Идеи эстетического воспитания. Т. 2. Идеи эстети_
ческого воспитания в философии и педагогике XVII–XIX
веков. М., 1973.
198. Школяр Л.В., Школяр В.А., Критская Е.Д. и др. Музыкаль_
ное образование в школе. М., 2001.
199.Шмаков С.А. Игры, развивающие психические качества
личности школьника: Методическое пособие. М., 2004.
200.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.,
2004.
_ _
<_________
_ _
3. Гедонистическая функция ............................................ 62
4. Коммуникативная функция .......................................... 65
5. Компенсаторная функция ............................................. 66
6. Психотерапевтическая функция ................................. 69
$____ _
>_________ #___-____ _ __ ___) _ _-6_______4
_____ _________________________________________________________________________ __
1. Эстетические потребности ........................................... 77
2. О рациональных выгодах эстетического
воспитания ............................................................................ 82
3. Эстетическое и художественное ................................. 88
4. Эстетическое и умственное .......................................... 91
5. Эстетическое и нравственное ....................................... 93
6. Идеи Л. Колберга ............................................................. 94
7. Последствия дурного вкуса ........................................... 96
8. Современные методы эстетического
воспитания ...........................................................................101
_$____ _
?_____'_ #________ #_________ ______________
________ _______________________________________________________________ "+_
1. Виды творчества и его источники ...............................107
2. Индуктивное и дедуктивное общество ......................109
3. Внешние и внутренние источники общества ...........111
4. Творчество и социальная среда ...................................112
5. Творчество — игра — импровизация.........................114
6. Препятствия в творческом процессе..........................122
7. Психологические модели отражения
действительности в искусстве ........................................ 123
$____ _
_________ _______ ___0_ _ _________ ____________________ "_
1. Биогенетические особенности творческой
личности ..............................................................................138
2. Функциональная асимметрия головного мозга и ее
влияние на творческий процесс ......................................141
3. Темперамент и акцентуации ........................................145
4. Личность творца .............................................................152
____ _!___
(__) #_____
_________ ______________ ________ _________________________ _
Введение.Предмет и задачи курса «Психология и педагогика
художественного творчества»............................................ 3
$____ "
%__________ &_#' __________ #_________
______________ ________ ____________________________________________ !
1. Возникновение понятия «искусство»............................ 9
2. Психология творчества в работах античных
философов ........................................................................... 12
3. Проблема художественного творчества
в психоанализе. .................................................................... 17
Проявление бессознательного начала в творческом
процессе ........................................................................... 17
Коллективное бессознательное и его архетипы ...... 26
4. Проблема творчества в гештальт_психологии ........... 29
5. Проблема творчества в современной
гуманистической психологии ........................................... 32
Понимающая психология В. Дильтея ......................... 32
Когнитивный подход ..................................................... 35
Подход Вильямса ............................................................ 39
Творчество и здоровье .................................................. 40
5. Проблема творчества в отечественной психологии . 46
Н. Бердяев о творчестве ................................................ 46
Л.С. Выготский о художественном творчестве ....... 48
Проблемы творчества в современных
исследованиях ................................................................. 51
$____ ,
=___0__ ________ _ ______________ ________
_ _-6____ _________________________________________________________________ _
1. Познавательная функция .............................................. 58
2. Воспитательная функции .............................................. 60
<_________
_ _
<_________
_ _
$____
_________ ______________ ________ _ _____
_A___ Q __#______) Q _____0___)_ ________________________ ,!_
1. Психолгия автора ...........................................................294
Динамика становления и развития процесса
художественного творчества ......................................294
Трехсубъектность процесса художественного
творчества ......................................................................296
Психология авторства ................................................. 297
Популярные темы и сюжеты ......................................299
Идентификация с образом ..........................................301
Оптимальное творческое состояние .........................305
2. Психология исполнительства .......................................309
Субъективный и объективный подходы в
исполнительности .........................................................314
О раздвоении внимания................................................316
Два подхода к решению технических задач ........... 317
3. Психология созерцания ................................................331
Медитативное восприятие искусства ........................333
Социально_психологические факторы
художественного восприятия .....................................335
Восприятие сложных и легких жанров .....................336
Уровни развития восприятия ......................................338
Развитие художественного восприятия ....................340
_$____ !
:______ ______________ ________ _ _______'_
_____ ________ ________________________________________________________ __+
1. Первоисточник художественного творчества –
фольклор..............................................................................350
2. Танец .................................................................................352
3. Музыка.............................................................................360
4. Театр .................................................................................363
5. Изобразительное искусство ........................................374
6. Скульптура и лепка........................................................378
7. Декоративно_прикладное искусство ..........................379
8. Литература ......................................................................389
5. Личность художника .....................................................157
Вино .................................................................................188
Физические упражнения ............................................ 189
Путешествия ................................................................. 190
Голодание ....................................................................... 190
Чувство долга и принятые обязательства .................191
Причуды и странности в творческом
процессе ..........................................................................192
Психические расстройства .........................................193
_$____ _
?__-______ _______ _ _'2_____
_ _________ #__0____ _________________________________________________ ,++
1. Общие направления развития личности ....................201
Идеи А. Маслоу..............................................................203
Идеи Э. Фромма.............................................................208
Идеи А.Эллиса ................................................................211
2. Развитие творческого мышления ................................214
Творческие задания Гилфорда ...................................215
Творческие задания Торренса ....................................217
Варианты методик .........................................................218
(__) _____
_________ ______________ ________ ________________________ ,,+
_$____ _
__________ #________)_'_ #__0___' _ _____________
________ _ ____' __ _______ ______________________________ ,,+
1. Внимание ..........................................................................221
2. Ощущения .......................................................................239
3. Восприятие ......................................................................252
4. Память ..............................................................................260
5. Мышление .......................................................................274
6. Воображение ...................................................................283
<_________
_
$____ "+
__.________)_'_ _______ _ ________ _ _.___
______________ ________ _______________________________________ _+"
1. Превратности судьбы ....................................................401
Бремя популярности .....................................................402
Бремя труда ....................................................................404
2. Стрессы публичного выступления .............................405
Повышение уровня мастерства в самостоятельных
занятиях ..........................................................................410
Укрепление общего физического здоровья и
самочувствия ..................................................................410
Повышение уровня концентрации внимания на
исполняемом произведении во время публичного
выступления ...................................................................411
Освоение навыков идеомоторной тренировки в
состоянии АТ и медитации ..........................................411
Преодоление негативных последствий неудачного
выступления ...................................................................414
Режим и гигиена работы артиста ...............................415
Часовое и целевое время ..............................................417
Факторы хронофагии ..................................................420
Заключение.Неизбежность прекрасного ..............................422
:%/?HI9%N _____________________________________________________________ _,,
Художественные ельфийские игры................................428
В.Г. Ражников. Словарь признаков характера
звучания ............................................................................. 430
Методика диагностики потребности в поисках
ощущений М. Цукермана .................................................438
Творческие упражнения со спичками ...........................441
Диагностика личностной креативности Вильямса .....449
Определение социальной креативности личности ......455
Самооценка творческого потенциала личности ..........457
Диагностика самоактуализации личности ....................460
Диагностика социальной эмпатии ..................................472
/%8I:A8C:A _______________________________________________________________ _,"
Пособие для вузов
Валентин Иванович Петрушин
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Компьютерная верстка
О. Ситникова
Корректор
Е. Комарова
О.А. Орлова
ООО «Академический Проект»
Изд. лиц. № 04050 от 20.02.01.
111399, Москва, ул. Мартеновская, 3
Санитарно_эпидемиологическое заключение
Департамента государственного
эпидемиологического надзора
№ 77.99.02.953.Д.000321.01.06 от 23.01.2006.
По вопросам приобретения книги просим обращаться
в ООО «Трикста»:
111399, Москва, ул. Мартеновская, 3
Тел.: (495) 305 3702; 305 6092; факс: 305 6088
Email: aproject@ropnet.ru
www.aprogect.ru
Налоговая льгота — общероссийский классификатор
продукции ОК_005_093, том 2; 953000 — книги, брошюры.
Подписано в печать с готовых диапозитивов 14.07.06.
Формат 84х108/32. Гарнитура Балтика. Бумага газетная пухлая
Печать офсетная. Усл. печ. л. 21,84. Тираж 2000 экз.
Заказ № .
Отпечатано в полном соответствии с качеством
предоставленных диапозитивов
в ОАО «Дом печати — ВЯТКА»
610033, г. Киров, ул. Московская, 122
_!+
___________ _ ______________ _ ____ ___
_______ _ ___________________ ________________
__________ __ __________ ___ __ __ _______ _____ _______
__ ___ _______ ________ ____ __________ ___ ____ ___!
" _____ #$_ %_____ _____ &'_ __% ____ ____________ ________!
________(_ ___ _____)__!____ _____ _____ ___(_________
*__ __% _____+___ ____ ___ __(___,___ -_ _________ __!
_______ .__ #-_ ____" _____ __________ &_ ____" _____ _ _!
_ _ ___________/_____" ______ __ _________01_____" _!
____ __(_______ ________ /0_ ___ ____ _ "__________ _
__ _____________________*_)_______ ______+___ ____ !
___ _______,__ '2____% _______ __ _________ _____ 0$$_ _____!
______ ____ __ ___ _____
3___) ___ _ ____ ______ +___ ____ ___ ____,____ __!
_ ______ _______ _ "__________ __ __ ___________ _____!
_____ __ __ _____ ______+___ ____ ___ ___ ____ ________!
______ __ ___ 45_% __ __ 6_______7_ 8__ 9_,____ 4:__ ___
5_ ___7_ ;_ <____________ 43_______7_ ="__ _ _____ 4>____(_
._____7____?________4 ______ __ _______ 7_@__?__)______
>__ ____ ________)____ __ _,__ ___ ___________
___ ________ _______ _
__ ____ _ __________ A_(____ ___ _ __ _ __ (_(______!
%____________ __________B____________________________C_
= _________!_________ _ _________ __ _______ _ _________
=_______=___"_______ _B________C__D_________E_____ _!
______ _________ _______B_______________ ____C__E__ __ !
______(________ __E_%__________ _____ ___B____(______
____ _ ___C__@_____ _ __ ______________@____________?_!
__ _______!_ _________ _ __________ ?_ ___ _ _ ___ _
_______ ____________?________ _ _(________ __?_____ !
_ __ __ *______ _ ___" ___ ___ _ ____) _____
___ ________ _______ _
A_(____ ___ _ __ ___(_(______%____=___ ____ _ __
______ _________ __( __ ) __ ______ _____E_%______!
____ _ ____ ___ B___ _(_______ ____ _ ___C__ @_____ _ __ _
@____________?_ ___ _ _ ___ __ _______ ____________?!
________ __(________ __?_____ _ __ __*______ ____" !
___ ___ _ ____) _____
_______ __ ____ _____ F_ _______ %_____%_____ ____
___% _____ 9_______ E_____ E________
______ __ ____ ______ /&$$G0__ ___ @__________ ___ 1$!
_ ____ ;_( ____ //_
__________ -_ B2#0C_ 0&G!$1!-2_
;__ _____ __________ 0&G$_ $1!-/_
@___ __________ 02-!#-!G&_
8__" ___ ___!_____H_ _____ ____ ____ 0&0!0&!//_
_______ I
5______ ____ _________ ___ ______ __)__!_ ____) !
_____ "_____ ______) _____ J__ ______ ___!_______!
____ __ ___!_ ______
__ __ _!"_ #_ _!"_$% _!"_ #_ &'"_"!(%)
__ __H __ "____ _ ______ ___ _ ___ _ ___ _____
____ (__
__ ___ ____ ___ ___ _______ H____ ___ ________ __!
____ __(__ _ __ _ _____ _________ __ H___ _ ____"_!
_ ______ _____% ___ __ ________ ________K
__ _ _______ ________ _______ _(___________
_ __________________________) __________ ______
___ __)______ __ ________ ________K
__________ ____ __________________ __ ________!
________ ___________ ______ _ __ ________ _ ___!_ !
_____K
__ __________ __ ___)__ __ _ _____ ____ ____ _____)!
____ ______) _____ ________ __ _(______ _________
____ __________ _ ____ _______ ___ ___________ ____!
__ __________ _____________________) ___ ___ __K
__ ______ ___ ____ __ _________ _ __(__________ !
______________________!_ _________ ) _________)!
_________) ________H ____________ _________ !
_ ___K
__ _____ ___ __ _______ _ ________ ___ __ _ ____
____H ____ _()_ ______ __ __ __ ______ __ ____!
__,_ _________
__ "____ _ ________ _ ___ _ _ _______ _______
____ _____ 5_ _9__ ________ _ __ A____ __
__>__ ?______ *_*__ * )_ ___ E____ A __" _!L____
__=__M_________ __>__ >_(____ __ ___
_ ___ _ __ _________ ___ ___(_ ____ ____) _____ _
__________ __________ __ ______ ___ ____ ___% _____
?_:_ A_____ =_A_ A______ _______ ._:_ _____,__
_L_ 9_________ A_N_ =________ _ _ ? ___!;_H_ __
__9_ _"______ __ ___
9_______ _ _______ "______ __ _ ______ _____
)_ __? "__________ ; ______) _____ ___ ____
_!__ _ ___ O_ ________ _____ ___% _____ ___ _____ E__!
____)_ ; __H___
;________ _______ ____ __ ___ _ _____ ______
E__ ___ ___ )____ __ *+,,-
P!QRST__ ./0123045.6/7896:;/
_!,
Часть первая 3
Психология художественного творчества 3
Введение. Предмет и задачи курса
«Психология художественного творчества» 3
Глава 1 9
Исторические этапы становления психологии худо_
жественного творчества 9
1. Возникновение понятия «искусство» 9
2. Психология творчества в работах античных фило_
софов 12
3. Проблема художественного творчества
в психоанализе 17
Проявление бессознательного начала в творческом
процессе 17
Коллективное бессознательное и его архетипы
26
4. Проблема творчества в гештальт_психологии
29
5. Проблема творчества в современной гуманистичес_
кой психологии 32
Когнитивный подход 35
Подход Вильямса 39
Творчество и здоровье 40
Терапия творческим самовыражением42
Исследования Н. Роджерс 44
5. Проблема творчества в отечественной психологии
46
Н. Бердяев о творчестве 46
Л.С. Выготский о художественном творчестве
48
Проблемы творчества в современных исследованиях
51
Глава 2 58
Функции искусства и художественного творчества в
обществе 58
Вопросы для повторения 75
Причуды и странности в творческом процессе
192
Психические расстройства193
Вопросы для повторения 197
Литература 198
Глава шестая 200
Развитие творческой личности 200
1. Общие направления развития творческой личнос_
ти 200
Вопросы для повторения 213
Литература 213
2. Развитие творческого мышления 214
Творческие задания Гилфорда 215
Творческие задания Торренса 217
Варианты методик 218
Литература 219
Часть вторая 220
Педагогика художественного творчества 220
Глава 7 220
Психические познавательные процессы в художе_
ственном творчестве и их развитие 220
Внимание221
Внимание и контроль 231
Развитие внимания 232
Упражнения 233
Упражнения в парах234
Упражнение в группе 235
Развитие внимание в йоге 236
Вопросы для повторения 238
Рекомендуемая литература239
2. Ощущения 239
Упражнения для развития ощущений 246
Упражнение на развитие ощущений 248
Вопросы для повторения 251
Рекомендуемая литература251
3. Восприятие 252
Развитие восприятия 258
Упражнения на развитие восприятия 259
Вопросы для повторения 260
Литература 260
4. Память260
Теории памяти 264
Методы запоминания 265
Литература 76
Глава 3 77
Эстетические потребности и их роль
в общественной жизни 77
1. Эстетические потребности 77
2. О рациональных выгодах эстетического
воспитания 82
3. Эстетическое и художественное 88
8. Современные методы эстетического воспитания
100
Вопросы для повторения 106
Литература 106
Глава 4 107
Основные положения психологии художественного
творчества 107
1. Виды творчества и его источники 107
2. Индуктивное и дедуктивное творчество 109
3. Внешние и внутренние источники творчества
111
4. Творчество и социальная среда 112
Вопросы для повторения 113
Литература 113
5. Творчество – игра – импровизация 114
Вопросы для повторения 122
Литература 122
6. Препятствия в творческом процессе 122
7. Психологические модели отражения действитель_
н о с т и
в искусстве 123
Вопросы для повторения 136
Литература 137
Глава 5 138
Психология личности творца
и художника 138
1. Биогенетические особенности творческой личнос_
ти 138
2. Функциональная асимметрия головного мозга
и ее влияние на творческий процесс 141
3. Темперамент и акцентуации 145
4. Личность творца 152
5. Личность художника 157
Чувства долга и принятые обязательства
191
2. Танец 352
Темы для танцев 358
Литература 360
3. Музыка 360
Литература 363
4. Театр 363
Литература 374
5. Изобразительное искусство 374
6. Скульптура и лепка 378
7. Декоративно_прикладное искусство 379
Литература 388
8. Литература 389
Литература 400
Глава 10 401
Профессиональные трудности
и сложности в сфере художественного творчества
401
1. Превратности судьбы 401
2. Стрессы публичного выступления 405
Вопросы для повторения 421
Литература 421
ЗАКЛЮЧЕНИЕ422
Неизбежность прекрасного 422
Приложения 428
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДЕЛЬФИЙСКИЕ ИГРЫ
428
В.Г. Ражников 430
Значение позы для развития невербальной коммуни_
кации 436
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПОТРЕБНОСТИ В
ПОИСКАХ ОЩУЩЕНИЙ М. ЦУКЕРМАНА
438
Творческие упражнения со спичками1 441
Диагностика личностной креативности Вильямса1
449
Опросник 450
Обработка данных 452
Определение социальной креативности личности
455
Самооценка творческого потенциала личности
457
Диагностика самоактуализации личности1 460
Диагностика социальной эмпатии 472
Мотивация и память 268
Методы развития памяти 269
Вопросы для повторения 273
Литература 274
5. Мышление 274
Развитие мышления 279
Вопросы для повторения 283
Литература 283
6. Воображение 283
Развитие воображения 288
Упражнения на развитие воображения 291
Вопросы для повторения 292
Литература 292
Психология творчества в триаде «Автор — исполни_
тель — созерцатель» 294
1. Психология автора 294
Динамика становления и развития процесса художе_
ственного творчества 294
Трехсубъектность процесса художественного творче_
ства 296
Психология авторства 297
Популярные темы и сюжеты 299
Идентификация с образом 301
Оптимальное творческое состояние 305
Вопросы для повторения 308
Литература 308
2. Психология исполнительства 309
Субъективный и объективный подходы
в исполнительстве 314
О раздвоении внимания 316
Два подхода к решению технических задач 317
Вопросы для повторения 330
Литература 331
3. Психология созерцателя331
Уровни развитости восприятия 338
Упражнения 347
Вопросы для повторения 348
Литература 349
Глава 9 350
Развитие художественного творчества в различных
видах искусства 350
1. Первоисточник художественного творчества –
фольклор 350
литература 475
СОДЕРЖАНИЕ484
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 303; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!