Различия в восприятии серьезных (академических) 7 страница
как квадрат больше подходит для описания человека
разобщенного с самим собой и не достигшего нужной
целостности.
Круг, поделенный надвое, во многих древних куль_
турах символизировал день и ночь, лето и зиму.
Символы противоположностей — инь и янь в
Китае обозначались в виде круга, разделенного попо_
лам волнистой линией. Белая половина (Ян) включает
материальные объекты, как_то: как засуха, наводнение,
город, храм, гробница. Ими обозначались нравствен_
ные доблести и достоинства, такие как мужество, вер_
ность, справедливость.
Многие произведения абстрактного искусства ста_
новятся нам ближе и понятнее, когда мы хорошо пони_
манием скрытое значение различных геометрических
фигур.
B_____
Особенно популярен в декоративно_прикладном
искусстве многих народов был так называемый ме
андр — ломаная под прямым углом линия, обозначав_
шая собой символов бесконечности жизни. В Древней
Греции меандр ассоциировался с лабиринтом леген_
дарного царя Миноса. В Древнем Китае — с реинкар_
нацией и громом. Позднее меандр стал одним из типо_
вых видов орнамента во многих культурах.
В декоративном искусстве меандр и ломаная тра_
пециевидная линия обычно связывались с символикой
земли; волнистая линия — с воздухом; ряд незавершен_
ных спиралей в виде волн — с водой.
7____ _ __'_____
|
|
В язычестве вышивка, роспись и резьба по дереву
выполняли функцию психологической защиты от потус_
тороннего мира, который был связан со смертью. В пред_
ставлениях древних славян мир имел две стороны — мир
Яви, в котором они жили, и мир Нави, мир духов, куда
душа человека попадала после смерти. Между ними
находилась Правь — мировой закон, который разделял
эти два мира и не допускал их смешения. Силы Нави не
могли переступать порог и границу Прави, поскольку в
ней обитали сами Боги. Декоративный орнамент в виде
соответствующих фигур символизировал Правь и таким
образом защищал человека от бед и напастей.
Славяне, поклонявшиеся Солнцу, вышивали сол_
нечные символы красными нитками. Могли вышивать_
ся зигзагообразные рисунки, символизировавшие мол_
нии, и шестиконечные звезды — символы Перуна, бога
грозы.
$____ !_ :______ ______________ ___________
_ _
(__) **_ _________ ______________ ________
|
|
_ ,
стейшей форме крест был одним из первых символов
Космоса — две перекрещенные линии символизирова_
ли четыре стороны света. Четыре конца креста симво_
лизировали не только их, но и четыре стихии окружа_
ющего человека мира — воды, земли, огня и воздуха.
В индуизме и буддизме крест обозначал единство
высшей и низшей сфер жизни, земной и неземной. Вер_
тикаль обозначала вознесение к небесным силам, энер_
гетические и нравственные характеристики человека.
Горизонтальная перекладина символизировала
земную жизнь. Левая ее часть ассоциировалась с про_
шлым, с бессознательным и с мраком. Правая сторо_
на — со стремлением к будущему и к движению из си_
туации. Андреевский крест с его двумя пересекающи_
мися линиями, означающими падение и подъем, сим_
волизирует взаимосвязь «двух миров», мира прошлого
и мира будущего.
В восточной традиции тот, кто созерцал крест в
медитации, приобретал единство и гармонию Духа и
Материи, земного и небесного.
Считается, что крест — исключительно христиан_
|
|
ский символ. Но оказывается, что этот знак широко
встречается и у тех народов, которые не знали христи_
анства.
В Индии крест почитался как эмблема бога огня
Агни. В Африке крест символизировал защиту и покро_
вительств верховных сил. Крест, вписанный в круг,
обозначал верховную власть. В буддизме крест внутри
круга обозначал колесо жизни. В Китае крест внутри
квадрата — знак земли и стабильности.
Свастика — крест с загнутыми концами, дающий
ассоциации с вращательным движением — древний
символ космической энергии, которой подобное дви_
жение присуще. Кресты и свастики — символы Огня
и Солнца. Они широко использовались не только в
восточной, и но в славянской символике. Закрученные
по часовой стрелке, они обозначали женское начало и
соответственно — женский оберег, закрученные про_
тив часовой — мужское начало и мужской оберег.
Современные исследования сходятся в своем мне_
нии о том, что свастика является древнейшим индоев_
ропейским символом, обозначавшим во многих культу_
рах, но в первую очередь в индуистской, солнце, небо,
в себя маленький черный круг, а черная половина
(Инь) — белый. Эти символы обозначают постоянное
|
|
присутствие в мужском начале женского, а в жен_
ском — мужского. Волнистая линия между ними —
символ движения и взаимопроникновения одного в
другого.
Крылатый Круг обозначал божественный дух, нис_
ходящий на людей с неба; круг внутри круга — символ
мужское начала; два круга — эмблема близнецов, два
круга, соединенных между собой — союз неба и зем_
ли, а также союз новобрачных.
Круг также — один из символов психики. Платон
описывал ее как сферу, наполненную идеями и отно_
сящуюся к небесной жизни, в то время как квадрат и
прямоугольник символизировали земную материю,
тело и реальность.
В дзен_буддизме круг символизировал одновремен_
но интуитивное озарение и совершенство человека.
Округлые нимбы вокруг головы Христа и святых от_
цов церкви символизировали завершенность и гармо_
ничность их личности.
Издавна у многих народов мира практикуются
танцы в кругу — хороводы, пробуждающие мощные
архетипические переживания. Через хороводы у всех
членов племени пробуждалось необходимое чувство
группового единства, общности и защищенности.
На психологическим уровне люди, предпочитаю_
щие прочим фигурам круг, характеризуются как эмо_
циональные, с развитой эмпатией, способные ощущать
чужую боль как свою собственную. В конфликтах они
часто уступают, но стараются при этом найти нечто
общее в крайностях и гармонию в противоположных
точках зрения.
<_____ _____
Этот символ восходит к древнейшему опыту чело_
вечества и представляет собой не что иное, как симво_
лическое изображение палочек для добывания огня,
самого первого божества первобытных людей, символ
тепла и произрастающей из него жизни.
В религии и в искусстве на протяжении человече_
ской истории крест имел множество форм. В своей про_
$____ !_ :______ ______________ ___________
_ _
(__) **_ _________ ______________ ________
_ _
В послевоенные годы лицам, получившим высшее об_
разование, выдавался специальный значок в виде ром_
ба, на котором указывалось название вуза.
Построение боевых отрядов в форме ромба —
распространенное явление в тактических действиях
различных родов войск.
Считается, что лица, предпочитающие всем дру_
гим фигурам ромб, обладают высокой мотивацией и
скрытым честолюбием.
<_____ ______)____
Египетские пирамиды, азиатские ступы, архитек_
тура майя говорят нам о том, что треугольник имел для
многих народов большое сакральное значение. В раз_
личных культурах треугольник символизировал огром_
ное количество явлений. Можно видеть его как знак
плодородия, брака и достатка; как символ числа 3 и
Божественной Троицы; как нерасторжимое единство
трех составляющих явлений: рождение — жизнь —
смерть, жизнь — смерть — новая жизнь (возрожде
ние), тело — ум — душа, отец — мать — дитя.
Три треугольника, соединенных между собой
углами — символ Абсолюта, который можно увидеть в
древних пирамидах, это также пифагорейский символ
здоровья и вместе с тем — эмблема у масонов;
Треугольник вершиной вниз символизировал жен_
ское начало, воду, силы подземного царства и луну (еги_
петский иероглиф).
Треугольник вершиной вверх символизировал:
мужское начало, огонь и небесные силы.
Треугольник часто рассматривался и как символ серд_
ца, и как символ женского лона, и как символ трех этапов
жизни человека — молодости, зрелости и старости.
Свастика в треугольнике — символ космической
гармонии.
Треугольник в квадрате — объединение боже_
ственного и человеческого, небесного и земного, ду_
ховного и телесного.
Треугольник внутри круга — троичность в едином.
Два пересекающихся треугольника — божествен_
ность, соединение огня и воды, победа духа над мате_
рией.
свет, вспышку зигзагообразной молнии и воду. Свас_
тика была эмблемой Великого Бога, Создателя и Пра_
вителя Вселенной, позже она получила значения, свя_
занные с культами Будды и Христа.
Как свидетельствует Р. Багдасаров, санскритское
восклицание «свасти!» переводится, в частности, как
«благо!» и по сей день звучит в ритуалах индуизма,
обрамляя произнесение священного слога АУМ («АУМ
Свасти!»).
В нацистской Германии, в которой оккультным на_
укам придавалось огромное значение, этот символ
жизни стал олицетворять имперские завоевательские
амбиции, и в сознании остального мира он, к сожале_
нию, стал ассоциироваться с регрессом, авторитарной
диктатурой и человеконенавистничеством.
<_____ _______
Квадрат — символ устойчивости, основательности
и солидности наблюдаемого явления. В восточной кар_
тине мира он рассматривался как символ взаимодей_
ствия четырех стихий: огня, воздуха, воды и земли.
Сама фигура квадрата суммарно представляла собой
пятую стихию — «эфир».
Квадраты в архитектуре часто являются опорой для
всего остального сооружения. В них заложена надеж_
ная статика и устойчивость земного существования.
Поэтому в архитектуре Древней Греции все колонны
всегда ставились на квадратное основание.
Те, кто из всех прочих фигур предпочитает квад_
рат, с психологической точки зрения характеризуются
трудолюбием, усердием, потребностью доводить нача_
тое дело до конца. Они приверженцы строгих правил
и порядков, хорошо планируемой и предсказуемой
жизни.
<_____ ___-_
Ромб — фигура, полученная из растяжения проти_
воположных углов квадрата. Считается, что этот знак
имеет воинственный оттенок и нацелен на захват и
достижение больших целей. В Красной Армии ромбы
вшивались в петлицы высшего командного состава.
$____ !_ :______ ______________ ___________
_ _
(__) **_ _________ ______________ ________
_ _
вами, это изображение упорядоченного и гармонич_
ного мира.
Одним из первых, кто обратился к научному изуче_
нию древних геометрических символов, был австрий_
ский психолог Карл Юнг. Изучая сакральные (т. е. свя_
щенные) символы Востока, он предположил, что один из
них — мандала — есть выражение тоски человека по
гармонии с природой и окружающими его людьми.
Мандала представляет собой сложную геометри_
ческую композицию, в которой делалась попытка
объяснения окружающего человека Вселенной.
Наиболее характерная схема мандалы представля_
ет собой внешний круг с вписанным в него квадратом;
в этот квадрат в свою очередь вписывался внутренний
круг, периферия которого обычно обозначалась в виде
восьмилепесткового лотоса или восьми членений, ко_
торые этот круг делили на сегменты. Квадрат был ори_
ентирован по сторонам света, которые обозначались в
ламаизме так: север — зеленый, восток — белый, юг—
желтый, запад — красный. Центр соотносился с голу_
бым цветом.
Круг, как мы видим, является главным элементом,
объединяющим все элементы мандалы.
Согласно К. Юнгу, мандала представляет собой одно_
временно и своеобразную модель Вселенной, и выраже_
ние идеи духовного ядра человеческого существования.
В ней, таким образом, объединяются макрокосм Вселен_
ной и микрокосм человеческого духа, достигается идея
внутреннего примирения и единства человека с приро_
дой.
Рисование мандал, составленных из кругов, треу_
гольников, квадратов и прямоугольников, может стать
одним из эффективных приемов развития творческого
мышления, в котором проявляются мотивы коллектив_
ного бессознательного. Рисование мандал является
также эффективным психотерапевтическим средством,
чему на Востоке посвящено большое количество спе_
циальной литературы. Простой подсчет количества тех
или иных фигур может выявить преобладающие на
данный момент тенденции в развитии личности.
Все эти данные о мифопоэтическом значении раз_
личных геометрических символов заставляют нас по_
иному смотреть на абстрактное искусство, которое ча_
В древних культурах треугольник — символ власти и
лидерства, энергии, направленной на захват и достиже_
ние цели. Те, кто предпочитает этот символ, честолюбивы
и прагматичны, способны к сильному соперничеству и
конкуренции. В сегодняшней символике прямоугольные
треугольники с вытянутым острым углом — эмблемы
армейских разведгрупп и подразделений спецназа.
Два заключенных в круг пересекающихся треу_
гольника, у одного из которых вершина направлена
вверх, а у другого вниз, символизировали в восточной
философии единство мужского и женского начала в
природе, личного эго с безличным Универсумом.
$_______
Гексагон — правильный шестиугольник — символ
изобилия, красоты, гармонии, свободы, брака, любви,
милости, удовольствия, мира, взаимности, симметрии.
Он обозначал также образ человека (две руки, две ноги,
голова и туловище), пифагорейский образ жизни и бла_
гой судьбы.
Наличие углов и форма, близкая к кругу, позволяла
древним людям соотносить гексагон одновременно с иде_
ей энергии и мира, покоя и движения, а также с солнцем.
F_____
Этот знак символизирует одновременно саму молнию,
ее вспышку и дождь, дающий плодородие. Зигзаг являет_
ся атрибутом всех богов бури. Вавилонский бог Адад дер_
жит в руке зигзаг или пучок из трех языков пламени. Зигзаг
имеет то же значение, что и трезубец и гром.
Зигзаг — символ оригинальности, непредсказуе_
мости и смелости. Тех, кто предпочитает этот знак, мож_
но отнести к творческим людям. Они обладают повы_
шенной возбудимостью, восторженностью и энтузиаз_
мом, способным увлечь за собой многих людей.
B______
Основные значения термина «мандала» в буддиз_
ме — это измерение и мир. Мандала есть символи_
ческое изображение чистой земли будд, другими сло_
$____ !_ :______ ______________ ___________
_ !
(__) **_ _________ ______________ ________
_
12. Симакова И.Л. Традиции русской народной вышив_
ки в художественных промыслах XIX–XX веков.
М., 2000.
13. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.
_ /_______
Развитие творческих способностей в области лите_
ратуры включает в себя огромное количество приемов
и методов, которые помогают осваивать навыки твор_
ческого самовыражения через включение в определен_
ные виды деятельности. Здесь мы видим освоение на_
выков в области различных систем стихосложения и
поэтических размеров, правила построения композиции,
понимание значения темы, мотива, фабулы, сюжета.
Одним из главных моментов в литературном твор_
честве является умение автора через механизмы эм_
патии вживаться в мир создаваемых литературных
героев и жить их жизнью.
Другим очень важным моментом в данном виде
творчества является достаточный словарный запас
слов, который позволяет выражать все то, автор чув_
ствует и думает.
Приводимые ниже упражнения направлены на
развитие соответствующих способностей.
8_________ _______
1. Составление слов из букв какого_нибудь слова.
Например, «костер — сор, кот, рот, ток, тес».
2. Поиск слов, выражающих примерно одно и те
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 328; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!