Различия в восприятии серьезных (академических) 2 страница



– Художественносмысловое обобщение — «Кафки_

анская Нелепость и Алогизм», «Дантов ад»1.

Если обобщить подходы А.А. Мелик_Пашаева и

Е.П. Крупника, то можно выявить три уровня развитости

восприятия. При неразвитом восприятии, которое мы

отнесем к первому уровню, человек назовет только то,

что он в данный момент видит. Например, при виде

простого школьного мела он скажет: «Это мел». Предмет

просто относится к определенному классу объектов.

На втором уровне человек детально опишет сло_

вами воспринимаемый предмет. Про тот же самый

мел он скажет, что это «кусочек мела неправильной

формы, с одного конца он тупой, а с другого – заос_

тренный».

На третьем уровне за воспринимаемым предметом

человек увидит его внутреннюю связь и родство с

самим собой. Тогда про тот же самый кусочек мела он

скажет, что это: «память о школе», или — «привет из

мелового периода», «кусочек детства», «Оовет у дос_

ки», «помощник портнихи» и т. д.

Первый уровень мы назовем констатирующим,

второй — описательным и третий — идейно_метафо_

рическим, символическим, наполненного образными

ассоциациями. Только этот уровень можно отнести к

полноценному эстетическому восприятию.

С каждым новым уровнем отношения к тому, что

человек делает, повышается степень его личностной

включенности и нахождение жизненного смысла в том,

что он воспринимает и делает.

:______                                                                                                ______________                                                                               ___#_____

Взаимодействуя с окружающим миром, человек

способен воспринимать его как целостная личность, но

в то же время он способен воспринимать его и отдель_

ными своими ощущениями. Целостность личности че_

ловека отражается в его Яконцепции, имеющей три

компонента — рациональный, эмоциональный и воле_

вой. Говоря другими словами, целостность представ_

ления человека о самом себе складывается из трех

1 Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М.,

2001.

$____                                                                                                   _ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________   _                                                                                                            ________

___

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

__,

тельная гармония, игра тембров; у художника — соче_

тание красок и их оттенков; у актера — модуляции

голоса и выразительность жестов; у скульптора —

пропорции тела и его пластика.

Воспитатель, обращающий внимание созерцате_

ля на все эти и другие тонкости художественного про_

изведения, не только формирует чуткость слуха и зор_

кость зрения, но и воспитывает общую наблюдатель_

ность и чуткость к окружающему миру.

3. Развитие художественного образа. Настроение

и образ, возникающие в начале восприятия художе_

ственного произведения (если речь идет о временных

видах искусства), во многих художественных произве_

дениях подвергаются динамическому развитию. В кон_

це своего развития образ может стать противополож_

ным тому, каким он был в начале. Это особенно замет_

но в классической симфонии, которая, как правило,

начинается с бурно аффектированной первой части, а

заканчивается жизнеутверждающим финалом.

Умение следить за развитием образа предполагает

умение созерцателя передавать словами то, что он ви_

дит и слышит, когда находится в театре или на концер_

те, или же представлять в своем воображении логику

развития событий, когда он читает. Поэтому такое важ_

ное значение в эстетическом воспитании придается об_

суждению и собственным высказываниям созерцателей

об увиденном и услышанном. Вербализация чувства де_

лает его более ясным и понятным самому созерцателю.

При восприятии музыкального произведения для

его активизации молодым созерцателям можно пред_

ложить следующие вопросы.

Как произведение начинается, с какого настроения?

Какой характер имеет мелодия и другие средства музы_

кальной выразительности? Какие чувства ты пережи_

вал? Какие образы и воспоминания возникли при этом

в твоем сознании? Как музыка заканчивается? К чему

привело развитие образа? Чему можно научиться и

какой опыт приобрести, слушая такую музыку?

Подобный разбор характера художественного об_

раза учит человека разбираться в характере своих

собственных чувств.

При восприятии произведения живописи можно

задать следующие активизирующие вопросы

монии. Если в обычном восприятии художественного

произведения преобладает оценка «нравится — не

нравится» и если «не нравится, то значит, это — «пло_

хое произведение», то в развитом восприятии чело_

век может высказать суждение, почему ему «вот это

нравится», а «вот это не нравится». Одно дело —

суждение вкуса на основе развитой духовной сферы,

и совсем другое — на основе неразвитой. Спор о

вкусах чаще всего — это спор развитого человека с

неразвитым. Он напоминает спор одного из героев

пьесы М. Булгакова «Собачье сердце» профессора

Преображенского с антигероем той же пьесы, комен_

дантом Швондером, представляющим собой полуоб_

разованного революционера. Конструктивные споры

о вкусах и художественных предпочтениях могут ве_

сти только образованные люди, умеющие помимо

однозначных оценок высказывать рациональные обо_

снования своего суждения.

Обобщая данные многих экспериментальных ис_

следований, мы можем предложить следующий алго_

ритм постижения произведения искусства, который

одновременно является и методом, развивающим ху_

дожественное восприятие. В основе алгоритма лежат

составные компоненты Яконцепции — «что я думаю,

что я переживаю, что я хочу сделать», — которые вза_

имодействуют с работой психических познавательных

процессов — «вижу_слышу_ощущаю_обоняю».

1. Определение главного настроения произведения.

Глядя на картину, слушая музыку, читая повесть или

роман, важно уметь отдавать себе отчет о тех чувствах,

которые оно вызывает. Следует помнить, что эмоцио_

нальные переживания человека всегда связаны с его

нравственными ценностями, с тем, что он почитает за

добро или зло. Добро — это то, что приводит к расцвету

жизни во всех ее проявлениях, и зло — все то, что

жизнь уничтожает. Конкретно это может проявляться

в разных градациях — от равнодушного невнимания

до звериного оскала фашизма.

2. Определение художественных средств. Человек

с развитым художественным восприятием всегда мо_

жет назвать те средства, которыми художник пользу_

ется для достижения эстетического впечатления. У ком_

позитора это будет необыкновенная мелодия и плени_

$____                                                                                                   _ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________   _                                                                                                            ________

___

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

___

ма, Романтизма. Одновременно с этим существует и

художественный стиль конкретного автора. Так, слушая

музыку Бетховена, мы не спутаем ее с музыкой Чайков_

ского, а пейзаж Сезанна невозможно спутать с пейза_

жем Левитана. Через особое использование средств

выразительности и приемов, находящих свое обобще_

ние в стиле, автор передает как свое собственное миро_

ощущение, так и особенности мироощущения той эпо_

хи, в которую он жил и творил.

Помпезность королевских балов, возвышение и

падение империй, грозы народных восстаний, войн

и революций, шум больших городов и тишина идил_

лических сельских пейзажей, судьба бедного артис_

та и пресыщенного богатея — все это художники от_

ражают в своих романах, картинах и симфониях,

вынося этому свой приговор, давая возможность

обществу возможность всматриваться в самого себя

и определять свои дальнейшие шаги. И за всем этим

можно увидеть неповторимую личность автора, со_

переживающего и сострадающего, ужасающегося и

сорадующегося судьбам своих героев и своих совре_

менников.

Для выявления образа автора могут быть заданы

следующие вопросы.

Каково общее мировосприятие и мироощущение

данного художника? В чем мог бы быть смысл его

нравственных исканий, эстетических идеалов? Каково

отношение автора к своим героям? Он их любит или

презирает? Относится к ним с симпатией, с юмором,

состраданием или с иронической усмешкой?

Нравственные искание лучших творцов всегда

связаны со стремлением «от мрака к свету», «через

тернии к звездам», с утверждением красоты жизни,

несмотря на ее теневые стороны. Каждый художник

освещает извечные проблемы жизни по_своему, и эта

его неповторимость есть его особый вклад в духовную

сокровищницу человечества.

6. Личностный подход к произведению. Практика

художественного воспитания говорит о том, что глубо_

кое проникновение в идеи произведений искусства

достигается только в том случае, если учащийся смо_

жет увидеть в этом произведении нечто значимое для

себя, то, что отвечает его внутренним потребностям и

Что ты видишь на этой картине? Что ты чувству_

ешь, глядя на эту картину? Какие краски использует

художник для создания нужного ему впечатления? Что

могло бы происходить в сюжете картины до описан_

ных событий? Как события, по твоему мнению, могли

бы развиваться дальше? Чему можно научиться и ка_

кой опыт приобрести, созерцая эту картину?

4. Постижение главной идеи произведения. «Само по

себе чувство, — писал В.Г. Белинский, — еще не состав_

ляет поэзии. Надо, чтобы чувство было рождено идеею и

выражало идею» (Белинский В.Г. Полн. собр. соч., Т. 6.

С. 466).

Для постижения идеи произведения полезными

будут следующие вопросы.

Как ты думаешь, для чего, с какой целью автор

создал это произведение? О чем мог думать автор и

что он мог чувствовать, создавая его? Какая основная

мысль могла им владеть, когда он создавал свое худо_

жественное творение?

Если это программное произведение, т. е. оно име_

ет название, то учащихся можно спросить.

Почему автор назвал свое произведение именно

так, а не иначе? Как можно было бы передать главную

мысль произведения каким_нибудь афоризмом, строч_

кой стихотворения, образным сравнением? Какое бы

название ты дал этому произведению, если бы был его

автором?

Ответы на эти вопросы ставят учащихся перед

проблемой размышления как над общечеловеческими

ценностями, так и над своими собственными.

5.Образ автора. «Приступая к изучению поэта, —

писал В.Г. Белинский, — прежде всего должно уловить

тайну его личности, те особенности его духа, которые

принадлежат только ему одному»1.

Образ автора можно узнать из его биографии, но

еще лучше — из самих его произведений. Особенно

полно автор может выразить себя в своем собствен_

ном стиле написания или создания художественного

образа.

Существует конкретный художественный стиль ка_

кой_либо эпохи, например, стиль Барокко, Классициз_

1 Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. 7. С. 307.

$____                                                                                                   _ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________   _                                                                                                            ________

___

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

___

психолог А. Маслоу обозначил как «пиковое пережи_

вание».

В момент таких переживаний человек чувствует

свое единение не только с героями художественного

произведения, но и со всей Вселенной. Он выходит за

пределы границ своего Я и чувствует окружающий его

мир как свое естественное продолжение. Об этом со_

стоянии очень точно высказался Ф. Тютчев: «Все во мне

и я во всем».

C#________

1. Рассматривая пейзаж, попытаться так вжиться в

него, чтобы ощутить изображенную на нем погоду,

почувствовать на своем лице дыхание ветра и

аромат трав, услышать ту мелодию, которая созвуч_

на настроению этой картины.

2. Слушая музыку, дирижировать или просто двигать_

ся в соответствии с выражаемым в ней настроени_

ем, представлять ее в хореографических движе_

ниях.

3. Слушая музыку, нарисовать и отразить при помо_

щи цветовой абстрактной композиции ее настрое_

ние. Подобрать к ней возможные ароматы, вкусо_

вые и тактильные ощущения.

4. Читая книгу, рисовать или представлять на экране

внутреннего взора портреты персонажей книги,

ситуации, в которые они попадают, подбирать к со_

бытиям их жизни музыку, которая отражала бы их

душевное состояние.

5. Делать словесные портреты своих знакомых и то_

варищей. Упражнение полезно как для развития

наблюдательности и речи, так и для знания того,

как человека воспринимают окружающие его чле_

ны группы. Использование сравнений, метафор и

символов развивает и обогащает восприятие.

6. Группа садится друг против друга в парах. Пер_

вый партнер записывает на бумаге то эмоциональ_

ное состояние, которое он будет выражать в дан_

ный момент. Второй при помощи эмоционального

подключения через механизмы эмпатии и иденти_

фикации пытается угадать те чувства, которые не_

вербально выражает первый партнер.

надеждам в данный момент времени. Отсюда всегда

такое большое значение в художественном воспитании

придается учету возрастных особенностей читателей,

слушателей и зрителей. Несмотря на наличие модных

и широко тиражируемых в данный момент произведе_

ний массовой культуры, их слабость заключается в том,

что не дают того толчка и стимула для личностного

роста, какой могут давать классические произведения.

Вопросы для активизации личностного подхода при

восприятии художественного произведения могут быть

следующие.

Какое событие из твоей жизни напоминает тебе это

произведение, как воспоминания оно вызывает? Что

хочется сделать после общения с этим произведением?

7. Трансформация образа в другие виды искусств.

Как данный художественный образ может быть пере_

веден на язык других видов искусств? Как отобразить

музыкальный образ в пластике, стихотворный образ —

в живописи, танец — в поэзии?

Большое значение для развития художественного

восприятия имеет собственный опыт художественно_

творческой деятельности. Способность и умение ста_

новиться в позицию автора произведения и его героя

начинаются с выполнения таких заданий, в которых

необходимо сочинить и придумать историю от какого_

либо персонажа, например, от лица кошки, которая

любит сметану, но боится своей хозяйки, или же от лица

любого предмета, находящегося в данный момент в

комнате. Здесь происходит раздвоение внимания на

личность рассказчика и на личность героя повествова_

ния. При этом может оказаться и так, что мысли и

чувства автора расходятся с мыслями и чувствами

героя создаваемого произведения.

* * *

Хемингуэй как_то обронил такую фразу: всякая хо_

рошая книга отличается тем, что она написана как бы

про тебя, т. е. про самого читателя. Когда созерцатель

воспринимает произведение искусства так, что пере_

живает чужую жизнь как свою собственную и при

этом очищается от груза житейских невзгод, то про_

исходит то, что Л.С. Выготский называл чудом искус_

ства, «претворением воды в вино», а американский

$____                                                                                                   _ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________   _                                                                                                            ________

__!

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

__

/_______

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.:

Прогресс, 1974.

2. Левидов А.М. Автор_образ_читатель. Л.: ЛГУ, 1983.

3. МеликПашаев А.А. Мир художника. М., 2000.

4. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искус_

ства. М., 2001.

5. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.

7. Придумать другие названия известным литератур_

ным произведениям. Например, рассказ Тургенева

«Муму» можно назвать «Благодарность барыни».

8. Изобразить в «скульптурной композиции» сцены


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 335; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!