Различия в восприятии серьезных (академических) 6 страница
«Анна Каренина и Вронский».
7. «Скульптурные композиции» на темы известных
картин живописи: «Охотники на привале» по кар_
тине Перова, «Последний день Помпеи» по карти_
не Брюллова, «Запорожцы пишут письмо турецко_
му султану» по картине Репина.
9. Свободные пластические импровизационные
этюды на темы: «Рабство и освобождение», «Сон и
пробуждение», «Вина и прощение», «Отчаяние и на_
дежда», «Борьба — поражение — возрождение».
Мимические и пластические этюды на основе ак
тивизации вкусового и обонятельного воображения.
1. Представьте, что вы нюхаете:
– розу;
– сыр;
– свежие антоновские яблоки;
– свежескошенную траву;
– хорошее вино;
– нашатырный спирт.
2. Представьте, что вы пьете:
– ароматный кофе;
– душистый чай;
– виноградный сок;
– шампанское;
– водку;
– лимонный сок;
– касторку или английскую соль;
Этюды на основе активизации слухового вообра_
жения:
1. В жестах и мимике отобразите чувства челове_
ка, который услышал:
– мелодичное пение птиц в весеннем лесу;
– сообщение о победе на конкурсе вашего сопер_
ника;
– визг тормозов, когда вы переходили улицу;
– звуки приятной любовной серенады;
– выговор от справедливого начальника;
– выговор от начальника_самодура:
– звуки отбойного молотка на стройке;
– радостное известие;
– воркованье влюбленных в красивом фильме;
– признание в любви симпатичного вам человека;
2. Разговор по телефону. Поговорить с вообража_
|
|
емым собеседником, который может быть:
– строгим начальником;
– любимым человеком, с которым вы недавно пос_
сорились;
– любимым человеком, которого вы долго не видели;
– чересчур заботливой бабушкой.
$____ !_ :______ ______________ ___________
___
(__) **_ _________ ______________ ________
___
Линии имеют свою выразительную пластику, т. е.
бывают плавные и прерывистые, четкие и размазанные,
пунктирные и сплошные, тонкие и жирные, прямые и
изогнутые. Каждая из них может выражать определен_
ное настроение. Направленные вверх, они символизи_
руют подъем и энергию, направленные вниз — говорят
об упадке сил и снижении настроения.
Цвета красок делятся на основные и составные.
Основными цветами считаются красный, синий и
|
|
желтый. Составными — фиолетовый, оранжевый и
зеленый. Фиолетовый цвет получается из смешения
синего и красного. Оранжевый — из смешения жел_
того и красного. Зеленый — из желтого и синего.
Согласно исследованию швейцарского психолога
Макса Люшера, каждый цвет несет в себе и может
выражать определенное эмоциональное состояние.
Изучив традиции использования цветов в разных
культурах, М. Люшер выявил, что:
·синий — является символом ночи, несущей чело_
веку покой и расслабление. Отражает умение че_
ловека сопереживать и склонность к созерцатель_
ности. Предпочитающие его люди испытывают
потребности в прочных и глубоких привязанностях
и защите от внешнего мира.
·желтый — символ восходящего солнца и зарож_
дающегося дня. Он несет в себе оптимизм и по_
требность в действиях, поиски признания и же_
лание нравиться, стремление к преодолению
формальных рамок и ограничений, надежду на
большой успех и счастье, пробуждение активно_
сти. Предпочитающие его люди склонны к иг_
рам, забавам и непосредственному выражению
чувств.
·красный — цвет крови и многих зрелых плодов —
символ охотничьих инстинктов и эротических вле_
чений. Связан со стремлением к успеху и облада_
|
|
нию жизненными благами. Предпочитающие его
люди склонны к агрессивности и противоборству
с окружающей средой.
·зеленый — символ ростка, пробивающегося через
толщу земли к солнцу. Связан с упорством при
достижении цели и личностным самоутверждени_
ем. Предпочитающие этот цвет люди склонны к
C#________ __ _______ ________ ___'___
Все приведенные ниже упражнения основаны на
включении учащегося в предлагаемые обстоятельства
по методике К.С. Станиславского при помощи маги_
ческое слова «Если бы».
1. Тематические пантомимы, изображающие раз_
личные предметы, как если бы они были живыми су_
ществами:
– чайник, закипающий на костре;
– тающее мороженое;
– градусник, который перегрелся;
– мобильный телефон;
– кресло качалка, которое по разному ощущает, кто
в нем сидит;
– пылесос, борющийся с мусором.
2. «Цирковое представление» — клоуны, жонгле_
ры, акробаты, наездники, борцы, дрессировщики и
дрессированные животные, имитирующие настоящее
цирковое представление.
|
|
3. Театрализация детских сказок, стихотворений и
басен. В качестве авторов можно взять стихи Ю. Мо_
риц, Г. Остера, Э. Успенского, М. Мокиенко, С. Мар_
шака, К. Чуковского, А. Барто.
4. Инсценировка песен. Песня может быть испол_
нена в записи, участники инсценировки передают ее
содержание мимикой и пластикой.
/_______
1. Вербицкая А.В. Основы сценического движения. М.,
1982.
2. Гиппиус С.В. Психологический тренинг. Гимнасти_
ка чувств. Изд. 2_е, прераб. и доп. М., 2003.
3. Карпов Н.В. Уроки сценического движения. М., 1999.
4. Рутберг И. Пантомима, движение и образ. М., 1963.
5. Театр, где играют дети. М., 2002.
__ %__-______)___ ________
Приступая к развитию творческих навыков в об_
ласти изобразительного искусства, надо знать, что ос_
новными выразительными средствами в нем являются
линии, краски, композиция.
$____ !_ :______ ______________ ___________
___
(__) **_ _________ ______________ ________
___
«Любовь», «Порыв», «Благородство», «Презрение»,
«Ненависть», «Радость», «Печаль», «Полет» и т. д.
2. Передать те же понятия и эмоциональные состо_
яния только красками.
3. Рисование основных архетипов коллективного бес_
сознательного — Матери, Героя, Мудреца, Дитя.
4. Рисование масок — «Героя», «Злодея», «Весельча_
ка», «Нытика», «Ужастика».
5. Эмоции в красках. Выразить различные эмоции —
любовь, гнев, радость, сарказм, шутку и т. д. —
в живописных рисунках абстрактной живописи.
6. Рисование своего духовного мира: «Мое реальное
Я», «Мое идеальное Я», «Мое Я в глазах других».
7. Тематическое рисование для самопознания и из_
живания негативных переживаний: — «Автопорт_
рет», «Я и моя семья», «Мое обычное настроение»,
«Мое настроение перед экзаменом», «Мое буду_
щее», «Самый веселый день моей жизни», «Самый
грустный день моей жизни», «Мои страхи и трево_
ги», «Мои неудачи», «Мои победы».
8. Рисование образов, навеянных музыкальными про_
изведениями. Музыкальный материал — класси_
ческие произведения Моцарта, Шопена, Чайков_
ского, Брамса, Равеля.
9. Иллюстрирование книг и создание образов литера_
турных героев: «Дон Кихот», «Мефистофель», «Об_
ломов», «Капитан Грэй», «Скупой рыцарь» и т. д.
10. Рисование семейного герба и образа жизненного
пути своей семьи и своего собственного.
11. Рисование герба родного города.
12. Перевод в художественно_изобразительный об_
раз и рисование пословиц и поговорок: «Не все
коту масленица», «Вскормили змейку на свою
шейку», «Волков бояться — в лес не ходить»
и т. д.
13. Составление из различных предметов натюрмор_
тов и композиций, выражающих определенное
эмоциональное состояние: «Дерзость», «Шалун»,
«Нежность», «Энергия», «Отшельник» и т. д. (при_
ем А.А. Мелик_Пашаева).
14. Рисование таких натюрмортов.
15. Рисование образа несуществующего животного,
или диковинного существа, в котором соединяют_
практичности и трезвости суждений, соперниче_
ству и лидерству.
·серый — символ отгорожения от внешних воздей_
ствий и обязательств, опустошенности и усталости.
Те, кто предпочитает этот цвет, интровертированы,
склонны к рефлексии и избеганию конфликтов.
·фиолетовый — символ таинственной магии и вол_
шебства. Те, кто выбирает этот цвет, склонны к
созерцанию, отличаются тонкостью чувств, эмо_
циональной ранимостью, богатством воображения
и оригинальностью мышления, которое подчинено
чувствам. От этого — трудности социальной адап_
тации.
·коричневый — символизирует чувство физиологи_
ческой усталости и переутомления, тягу к отдыху
и восстановлению сил.
·черный — символ земли, отказа от всяческих
стремлений и жизни вообще. Несет в себе непри_
ятие сложившейся ситуации, противодействие
внешнему давлению, протест против судьбы.
В композиции выразительными средствами явля_
ются форма и фактура изображаемых предметов, их
расположение в пространстве по горизонтали и вер_
тикали, что создает ощущение ритма и контраста.
Ритм проявляется в чередовании на картине по_
вторяющихся линий, красок и пятен, что может пере_
давать спокойствие или напряженность изображения,
быстроту или постепенность развития действия.
Предлагаемые ниже задания ориентированы на
развитие навыков идентификации и эмпатии. Преж_
де чем воплощать предлагаемый образ средствами
живописи, в него надо постараться вжиться и почув_
ствовать его как составную часть своего духовного
мира. Лучше всего такое эмпатическое вживание про_
исходит в процессе медитативного погружения в со_
здаваемый образ.
8_________ _______
1. Нарисовать при помощи разнообразных линий в
символическом или абстрактном варианте такие по_
нятия, эмоциональные состояния и образные пред_
ставления, как: «Гордость», «Свобода», «Честь»,
$____ !_ :______ ______________ ___________
__!
(__) **_ _________ ______________ ________
__
развитости творческого мышления. Смена точки зре_
ния может кардинально влиять на оценку события или
явления, и в этом огромное преимущество этих видов
искусства перед другими.
Сопротивление, которое оказывают тугая глина и
пластилин, оказывается хорошим средством для пере_
вода нервного напряжение в мускульное, что способ_
ствует нормализации и улучшению психического со_
стояния творческого человека.
__ 7_________3#_________ ________
Этот вид художественного творчества по традиции
включает в себя роспись на посуде, вышивание, резьбу
по дереву, плетение из соломки, изготовление вещей из
папье_маше. Многие из этих изделий народного твор_
чества украшены сложными орнаментами, в основе
которых лежат различные комбинации крестов, кругов,
треугольников и квадратов. Простые на первый взгляд,
эти фигуры оказываются древнейшими символами,
несущими в себе и раскрывающими очень сложный
потаенный смысл человеческого существования. Вот что
пишет по поводу этих символов Ю.М. Лотман: «Архаи_
ческие символы — конденсаторы тысячелетнего опыта
человечества: замкнутые фигуры — круг, треугольник,
квадрат символизируют высшие надчеловеческие силы;
крест, перекресток уже в санскрите обозначал выбор,
судьбу, человеческие начала: разум и совесть»1.
Современная наука насчитывает в различных куль_
турах и эпохах около 60 тысяч различных геометричес_
ких символов и знаков. С доисторических времен эти
символы помогали людям осваивать в символической
форме единство различных сфер жизни и упорядочи_
вать в своем сознании имеющийся в ней неструктури_
рованный хаос различных явлений. Прямые, ломаные и
кривые линии наделялись поэтическим смыслом и не_
сли в себе определенный жизненно важный смысл,
способствующий выживанию.
При помощи символов на ранней стадии развития
Человечества фиксировались различные явления и
1 Лотман Ю.М. Клио на распутье // Наше наследие. 1988.
№5. С. 4.
ся различные части не только животных, но так же
растений и птиц. Например, нарисовать диковин_
ное животное, у которого голова — лягушачья,
лапы как ветви дерева, ноги как у орла и хвост как
у кота или крысы. Подобное соединение отдель_
ных частей тела часто просходит в сказках и ми_
фах. Примеры подобных образов — русалка, кен_
тавр, сфинкс, дракон.
16. По аналогии с известным проективным тестовым
заданием нарисовать несуществующее живот_
ное — придумать несуществующее слово, нарисо_
вать его разными красками, объяснить, что с ним
можно делать, где и когда употреблять.
17. Рисование несуществующего «волшебного» расте_
ния или дерева, у которого на стебле или на стволе
растут различные овощи и фрукты.
18. Рисование пиктограмм, обозначающих, больницу,
театр, ресторан, баню, аптеку. Желательно отхо_
дить от привычных штампов.
19. Рисование почтовых марок с изображением свое_
го города или деревни.
20. Рисование новых моделей одежды и обуви.
21. Рисование плакатов, рекламирующих и призыва_
ющих сберегать природу и окружающую среду,
осваивать новые знания, стремиться к нравствен_
ному самосовершенствованию и вести здоровый
образ жизни.
22. Рисование моделей фантастических автомобилей,
самолетов, кораблей, яхт, велосипедов и детских
колясок.
__ <___)#___ _ __#__
Большинство приведенных выше заданий в облас_
ти изобразительного искусства можно выполнять в
процессе лепки из пластилины или глины. Объемное
выражение образа, возможное в этом случае, дает боль_
ший простор воображению, позволяет рассматривать
создаваемый образ с разных точек зрения. Это в свою
очередь развивает такую важную особенность творче_
ского мышления, как способность видеть мир не так,
как его видят другие. Множественность точек зрения
на один и тот же предмет или проблему — показатель
$____ !_ :______ ______________ ___________
_ "
(__) **_ _________ ______________ ________
_ +
<_____ _____
Наблюдая за движениями звезд, солнца и луны,
отмечая повторяемость дней, месяцев, времен года и
лет, люди давно заметили, что все эти явления циклич_
ны и повторяются. Круг — основная форма движения
материи в пространстве и во времени. Сама форма
Солнца и Луны, главных божеств людей Древнего
мира, говорила о том, что круг — главный символ Все_
ленной.
Не случайно, что мотив круга так распространен в
декоративных искусствах. Во многих культурах круг –
символ солнца и, соответственно, жизни, которая бла_
годаря нему расцветает. Солнечная символика жизни
во всех культурах несла в себе эту фигуру.
В астрологии солнце обозначалось как кольцо с
точкой посредине. У алхимиков этим же знаком обо_
значалось золото, в ордене розенкрейцеров — власть
императора, дающего подобно солнцу жизнь его по_
данным.
Такие понятия, как вечность, время люди пытались
объяснить через форму круга, у которого нет ни нача_
ла, ни конца, ни направления, ни ориентировки. Небо
воспринималось и до сих пор воспринимается многи_
ми людьми как купол, как небосвод, и поэтому форма
круга соответствует всему небесному, возвышенному
и духовному.
В разного рода мистериях круг часто нес функцию
защиты от злых сил. Вспомним гоголевского семина_
риста Фому Брута из повести «Вий», который в церкви
чертил на полу вокруг себя круг, когда на него напа_
дали нечистые силы.
К. Юнг полагал, что через форму круга можно оп_
ределить состояние человека, достигшего внутренней
гармонии и определенного совершенства, в то время
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 370; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!