Различия в восприятии серьезных (академических) 5 страница



ковой методики заключается в том, что в ней вдохи

делаются не на разведении грудной клетки, а наобо_

рот, на ее сжатии.

В результате этого:

1) воздух при совершении вдоха идет сразу в ниж_

нюю часть живота, т. е. производится брюшное дыха_

ние, и

2) для выполнения такого вдоха требуются допол_

нительные усилия диафрагмы.

театральные студии и школы включают в процесс

подготовки актеров специальные упражнения, наце_

ленные на развитие у них речи и пластики. Развить их

надо до такой степени совершенства, чтобы легко вы_

зывать нужный эмоциональный резонанс у созерцате_

лей, наблюдающих за ними.

Развитие речи начинается с постановки дыхания и

работы над дикцией, а развитие пластики — с разви_

тия воображения и формирования так называемых

сенсорных синтезов. Благодаря им образ воображения

легко перетекает в нужное движение и интонацию, и

они образуют целостное единство. Поэтому параллель_

но с освоением техники речи и дыхания начинающим

актерам предлагаются задания на выполнение образ_

ных этюдов, в которых такие синтезы образуются.

________                                                                                             _'_____

Вокалисты любят повторять, что школа пения — это

школа дыхания. Однако все виды исполнительского

искусства — театральные, музыкальные и хореогра_

фические — предъявляют большие требования к пра_

вильному дыханию. В его основе лежат умения пользо_

ваться всеми типами дыхания, но в первую очередь —

диафрагмальным, овладение мышечной свободой и

равномерностью выдоха. Упражнения на развитие

дыхания могут быть следующие:

1. Ровное дыхание без пауз между вдохом и выдохом.

2. Ритмизованное дыхание в различных пропорци_

ях по схемам:

Вдох 2 4 4 8

Пауза 2 2 4 4

Выдох 2 4 4 8

Пауза 2 2 4 4

При диафрагмальном дыхании воздух берется сна_

чала «в пояс», при котором передняя стенка живота

идет вперед, затем им заполняется средняя часть лег_

ких, после чего верхняя. Выдох совершается в обрат_

ном порядке. Для контроля можно положить ладони рук

на живот.

Переход на брюшной тип дыхания вызывает реф_

лекс Геринга–Брейера, который способствует умень_

$____                                                                                                   !_ :______ ______________                                                                               ___________

___

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

___

ния в одну серию. Повторение мелодии дает нужное

количество движений.

Нахождение примарного тона, регистры и тембр.

Очень важно для развития голоса найти так называе_

мый примарный, основной тон голоса. Он состоит из

нескольких звуков в том регистре, где голос звучит

наиболее просто и естественно, без напряжения. Для

этого рекомендуется взять воздух и тянуть с закрытым

ртом звук мммм, стараясь найти при этом наиболее

удобное состояние и красивое звучание. Следует запо_

минать те мышечные ощущения, при которых голос

звучит наиболее полнозвучно и без напряжения.

После нахождения примарного тона, который

обычно находится в среднем регистре, голос начина_

ют развивать по диапазону вверх и вниз, прибавляя

каждый раз по одной_две ноты. Таким образом со вре_

менем развиваются три основных регистра — сред_

ний, нижний и верхний.

Нельзя злоупотреблять говорением и звучанием

голоса в верхнем регистре. Как говорил известный

вокальный педагог М. Гарсиа, «злоупотребление высо_

кими звуками разрушило гораздо больше голосов, чем

старость».

Тембр— окраска голоса. Тембр бывает мягкий и

жесткий, деревянный и металлический, тусклый и

яркий. Он во многом зависит от положения гортани, а

также от включенности резонаторов, которые разделя_

ют на грудные, носоглоточные и головные.

Опертый и неопертый звуки. Вокалисты и актеры

большое значение придают так называемому «опертому

звуку», который отличается собранностью, ровностью и

активностью. Опертый звук связан с опорой воздушного

столба, подаваемого легкими на голосовые связки, на

мышцы спины и живота, участвующие в диафрагмаль_

ном дыхании. Для того чтобы поймать правильные мы_

шечные ощущения опертого звука, следует пропеть слог

«ой!», передающий состояние легкого испуга. Начало

звука должно сопровождаться легким толчком в области

мышц живота. Далее следует тянуть звук на гласную «и»,

ощущая, как голосовые связки связываются через поток

воздуха с мышцами живота и спины.

В правильном звукообразовании большое значение

имеет мягкое небо с маленьким язычком, для активиза_

Регуляцию дыхания, как считает А.Н. Стрельнико_

ва, надо начинать со вдоха, т. к. он первичен, а выдох—

вторичен. Вдох должен быть короткий, активный, со

сжиманием крыльев носа, но неглубокий. Выдох —

пассивный, осуществляется сам по себе. Упражнения

эти просты и выполняются при пульсе менее 100 уда_

ров в минуту, примерно 8 выдохов за шесть секунд, что

соответствует темпу ходьбы 80 шагов в минуту. Пер_

вые три упражнения — разминочные.

1. Повороты головы направо и налево. На каждый

поворот — быстрый вдох через нос.

2. Наклоны головы вправо и влево. Резкий вдох в

конце каждого движения.

3. Наклоны головы вперед и назад. На каждый на_

клон — резкий вдох.

4. Сведение рук перед грудью навстречу друг другу.

Правая рука поочередно то сверху, то снизу.

5. Пружинистые наклоны вперед с небольшой ам_

плитудой как при работе с насосом. Быстрый вдох

в конце наклона.

6. Наклоны назад со сведением рук перед грудью.

7. Пружинящий присест в выпаде со сведением опу_

щенных по бокам рук. Вдох в крайней точке при_

седания.

8. Наклоны вперед и назад. Вдохи на каждое движе_

ние.

Все эти упражнения разбиты на шесть трехднев_

ных курсов по два раза в день. В первом курсе за два

занятия выполняется около 600 движений, во втором—

1200, в третьем — 1400, в четвертом — 1600, пятом —

1800, шестом — около 2000. Продолжительность заня_

тий растет от 6 минут на первом курсе до 15 на шес_

том. Нагрузка с наклонами и сведением рук менее, чем

300 раз за одно занятие, по мнению А.Н. Стрельнико_

вой, неэффективна. Верхний предел — 2000 движений.

Каждый занимающийся должен сам найти свою опти_

мальную норму нагрузки, приносящую удовольствие,

а не раздражение и утомление. Для преодоления мо_

нотонии при выполнении движений их подсчет осуще_

ствляется под ритмичную танцевальную музыку, име_

ющую четкую квадратную структуру. Лучше всего для

этого подходит танец типа польки. Каждое движение

делается на 8 счетов четыре раза, итого — 32 движе_

$____                                                                                                   !_ :______ ______________                                                                               ___________

__!

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

__

2. Сделать то же самое, не открывая рта.

3. Для разработки и освобождения нижней челюсти

произносить слоги «дай», «май»,«бай», придержи_

вая подбородок у груди ладонью.

4. Произносить отдельные слогов на развитие мышц

языка и губ: бри — бре — бра — бро — бру. Да_

лее — на слога дри, гри, ври, три и т. д.

5. Тянуть на одном звуке (на одной ноте) слоги ми_

ме_ма_мо_му, контролируя ровность выдоха и силу

звука каждой гласной. Гласные и, е, у, являются

наиболее «узкими», собранными по звучанию. Они

дают хорошее резонирование и именно поэтому

разработка верхнего головного резонирования во_

калисты начинают с них.

9. Тянуть звук мммм, меняя положение головы —

подбородок на груди, у основания шеи. Потом на_

клонив голову вправо, влево, назад.

10. Тянуть звук оооо, делая быстрые движения языком

в отверстии губ.

11. Открыть рот, вытянуть язык и несколько раз произне_

сти звук аааам, закрывая при этом рот. Упражнение,

как и предыдущее, тренирует подвижность языка.

12. Взяв дыхание, мысленно произносить какое_нибудь

стихотворение на звук ммм, гннн, стараясь превра_

тить текст в мелодекламацию.

13. Сделать то же самое, произнося текст вслух. Де_

лать это во время ходьбы и бега, следя за тем, что_

бы голос звучал ровно.

14. Читать текст вслух, произнося только согласные

звуки, следя за ровностью звучания голоса и его

полнозвучием.

15. То же самое, произнося только гласные.

16. Взяв воздух, зажать нос и громко читать текст,

следя за тем, чтобы в голосе было как можно мень_

ше носовых призвуков.

17. То же самое упражнение выполнять в разных ре_

гистрах — нижнем, среднем, верхнем. Почувство_

вать, как включаются в работу брюшные, грудные

и головные резонаторы.

18. То же самое упражнение выполнять в разных по_

ложения головы — прижав подбородок к груди.

Наклонив голову вправо, влево, запрокинув ее

назад.

ции которого используется прием легкого зевка. Такой

зевок вызывает приподнятое положение мягкого неба и

расширенное положение глотки. Благодаря этому рас_

ширяется резонаторная часть ротовой полости и голос

звучит полнозвучно и ярко. Однако слишком глубокий

зевок может сделать звучание голоса задавленным. В то

же время его отсутствие делает звук плоским.

Неопертый звук характеризуется как слабый, вя_

лый, неустойчивый, и в общем, некрасивый.

:______                                                                                                ______E ____                                                                                                              _ ___0__

Четкая артикуляция, богатство интонаций в пере_

даче чувств, оптимальный темп и ритм речи, пленитель_

ное звучание ее мелодии необходимы как актеру, так и

всякому воспитанному и культурному человеку.

Речевые навыки формируются в процессе целе_

направленных занятий, основанных на многократных

повторениях речевых и вокальных упражнений. При

прекращении занятий эти навыки утрачиваются.

Навыки разговорной речи вырабатываются также:

– в процессе работы над дыханием — плавным вы_

дохом, его равномерном темпом и опорой звука на

диафрагму,

– за счет умения пользоваться грудными и головны_

ми резонаторами, соединять их звучание в так на_

зываемом «миксте», т. е. смешанном типе звучания.

– ощущениями мышечной свободы во время говоре_

ния;

– в процессе развития понимания логики основных

речевых фигур — выразительности пауз и ударе_

ний, противопоставлений и перечислений, ритори_

ческих вопросов и восклицаний, опорных слов и

предложений.

C#________

Качество дикции зависит от активности органов

артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого

неба, носоглотки. Их активизации посвящены нижесле_

дующие упражнения.

1. Для поднятия мягкого неба — несколько раз зев_

нуть, широко открывая рот.

$____                                                                                                   !_ :______ ______________                                                                               ___________

__"

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

__+

Мимические и пластические этюды на основе ак

тивизации кинестетического воображения.

Двигайтесь так, как если бы вы шли:

– по скошенному лугу;

– по горячему песку;

– по раскаленным углям;

– по топкому болоту;

– против холодного ветра зимой;

– очень спеша, пробираясь через толпу;

– после провала на экзамене;

– решая научную проблему;

– оцепенев от горя;

– бурля от радости предстоящего свидания;

– молодой и здоровый, на спортивное состязание;

– старый и больной, к врачу.

Упражнения без предмета.

Выполните движения как если бы вы:

– причесывались;

– одевали обувь и другую одежду;

– мыли посуду;

– играли на скрипке, фортепиано, тромбоне;

– несли тяжелый груз;

– подбрасывали мячик или книгу.

Передать в мимике и жестах ощущения:

– от замерзания в стужу;

– от омовения холодной водой;

– от неги в теплой ванне;

– от массажа веником в парной бане.

2. Имитация походки и движений человека, раз_

личных по темпераменту: Меланхолик, Флегматик, Хо

лерик, Сангвиник.

3. То же самое для людей, различных по харак_

теру: «Важный господин», «Деловой бизнесмен», «Ро

мантический влюбленный», «Топмодель на подиу

ме».

7. Пластическое выражение содержания басни

или стихотворения, которое читается вслух чтецом.

8. Динамическая скульптура «Вечный двигатель».

Один участник группы другой пристраивает свое дви_

жение к нему, продолжая и развивая его. В целом долж_

на получиться целостная композиция, напоминающая

работу сложного механизма.

19. Имитация звона колоколов для подключения ниж_

них, средних и верхних резонаторов. Нижние—

бумммм, бумммм. Средние — бамммм, бамммм.

Верхних — бимммм, бимммм. При правильном

включении резонаторов возникает ощущение виб_

рации в груди, в трахее, носоглотке и в голове.

20. Произнесение вслух различных скороговорки типа

От топота копыт пыль по полю летит в различ_

ных вариантах:

– последовательно, с опорным значением на каж_

дом слове предложения;

– с разными интонациями — вопросительными,

восклицательными, риторическими, повествова_

тельными, драматическими, эпическими, герои_

ческими, ироническими, саркастическими.

– с разными настроениями — печали, радости, тор_

жественности, страха.

21. Чтение стихов и басен с разными настроениями,

которые передаются через мелодическое интони_

рование текста.

______                                                                                                 _ ______

Пластическая и мимическая выразительность ак_

тера развивается в процессе выполнения различных

упражнений на темы живых скульптур, пантомим и об_

разных движений. Ниже приводятся наиболее попу_

лярные упражнения, используемые в современной

практике театральных студий. Попутно отметим, что

перевод любого негативного переживания в соот_

ветству_ ющее физическое движение в современной

психотерапии считается очень действенным средством,

избавляющим человека от невротических отклонений,

возникающих в результате его попадания в различные

стрессовые ситуации. Так что приводимые упражне_

ния могут выполнять и психотерапевтическую функ_

цию.

8_________                                                                                        _______ _ ________

В приводимых ниже упражнениях развивается

откликаемость двигательного аппарата на образы во_

ображения и передача из через пластику.

$____                                                                                                   !_ :______ ______________                                                                               ___________

___

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

__,

Ощущения, вызванные в выше приведенных уп_

ражнениях, попробуйте озвучить и спеть для них

соответствующие по характеру мелодии.

8_________                                                                                        _______ _ _#________                                                                                        _ _____

Работа в парах

1. «Скульптор и глина». Один из участников пары —

в роли скульптора, второй — в роли мягкой и по_

датливой глины. «Скульптор» лепит из глины ком_

позиции, выражающие «Гордость», «Отчаяние»,

«Милосердие», «Скорбь», «Блаженство» и т. д.

2. «Развитие». Первый принимает произвольную позу,

выражающее определенное настроение. Второй

строит свою позу, продолжая и развивая то настро_

ение, которое заложено в позе первого.

3. «Зеркало». Первый выполняет действия, связан_

ные с конкретной задачей, — умыться, одеться,

причесаться. Второй в точности повторяет его дви_

жения.

4. «Лед и Пламя». Первый принимает произвольную

позу. Второй делает подстройку к ней на основе

контраста.

5. «Пристройка сверху» и «Пристройка снизу».

П.М. Ершов в книге «Технология актерского мастер_

ства» приводит примеры таких пристроек на мате_

риале русской жанровой и исторической живопи_

си XIX в. Примеры «пристроек снизу»: Юшанов —

«Проводы начальника», Федотов — «Разборчивая

невеста»; «пристроек сверху»: Федотов – «Свежий

кавалер», Перов — «Приезд гувернантки в купе_

ческий дом», Репин – «Отказ от исповеди», Ге —

«Что есть истина?» (фигура Пилата), Суриков —

«Утро стрелецкой казни» (фигура Петра I ).

6. «Скульптурные композиции» на темы героев ли_

тературных произведений: «Иисус и Понтий Пи_

лат», «Чичиков и Коробочка», «Печорин и Бэла»,


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 335; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!