Различия в восприятии серьезных (академических) 9 страница



любовной лирике. Сонеты бывают итальянские и анг_

лийские.

В итальянском сонете четырнадцать строк, кото_

рые разделены на два четверостишия и два заключи_

тельных трехстишия. В четверостишиях применяется

или перекрестная, или кольцевая рифмовка, причем

$____                                                                                                   !_ :______ ______________                                                                               ___________

_!!

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

_!

Ужель в глубине пруда

Таятся горы?

Хокку(хайку) — жанр японской поэзии. Представ_

ляет собой нерифмованное трехстишие, генетически

восходящее к танка; состоит из 17 слогов (5+7+5).

Отличается простотой поэтического языка, свободой

изложения. Большинство хокку, как и танка, лиричны

и посвящены природе и скрытой печалью от одиноче_

ства и быстротечности жизни. Автором самых знаме_

нитых хокку был поэт Мацуо Басе, живший в 17 веке.

Весна уходит.

Плачут птицы. Глаза у рыб

Полны слезами.

* * *

В чашечке цветка

Дремлет шмель. Не тронь его,

Воробейдружок!

В семьях образованных японцев наряду с играми в

шахматы и в шашки го, созерцанием горы Фудзиямы и

цветущей на ней розовым цветом вишни сакуры весьма

распространенным способом проведения досуга было

сочинение своеобразных венков хокку, когда после

прочтения хозяином первого трехстишия гость подхва_

тывал последнюю строчку и сочинял свое продолжение.

Например, из ответа сочинения на группе встреч:

Музыки звуки.

Это играет рояль.

Мне уже тридцать.

Мне уже тридцать,

Ничего не достиг.

Как мир суров.

Как мир суров,

Дел всех не перечесть.

А когда же жить?

8_________                                                                                        _______

1. Сочинять рассказы и сказки, используя принципы

композиции, открытые В. Проппом.

* * *

Лимерики(лимрики) — пятистишия, написанные

анапестом. Первая и последняя рифмы в них, как пра_

вило, повторяются. Схема рифмовки — аабба.Третья и

четвертая строки состоят из меньшего количества стоп.

Широко известны лимерики английского поэта

Эдварда Лира(1812–1888), в стихах которого можно

найти много очаровательной бессмыслицы.

К удалому флейтисту из Конго

Раз в сапог заползла анаконда.

Но настолько отвратно

Он играл, что обратно

Через час уползла анаконда.

(Перевод М. Фрейдкина)

* * *

Буриме(франц. bouts rimes — рифмованные кон_

цы) — стихи на заданные рифмы. Были очень попу_

лярны в светской «легкой поэзии» XVII–XVIII вв.

Танка(япон. — короткая песня), жанр японской поэ_

зии. Нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога

(5+7+5+7+7). Японская поэзия силлабична, т. е. в ней

нет рифм и строфы основаны на ритмической и звуковой

организации стиха. В русских переводах и вариантах

допускается отступление от канона количества слогов на

один_два слога в большую или меньшую сторону.

Танка, как и выросшее из нее хокку, отличается

поэтическим изяществом, лаконичностью и в подтек_

сте часто — глубокой печалью и скрытой болью оди_

ночества. Со временем из танка стали четко выделять_

ся две строфы — трехстишие и двустишие, из которых

впоследствии возник жанр хокку. Вот танка поэта XIII в.

Сайге:

Она не пришла,

А уж в голосе ветра

Слышится ночь

Как грустно вторят ему

Крики пролетных гусей!

* * *

Зашла и она,

Луна, что здесь обитала,

На лоне воды.

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

_++ _+"

_"____ #:

_ _(______!_-_&__ _ _______

_______________(_ _________________

___ ____!

"_                                                                                                          _________                                                                                                              ___)-'

Путь в искусство и к художественному творчеству

у многих писателей, музыкантов, художников, компо_

зиторов и актеров часто бывает тернист и извилист. Не_

многие из них могут похвастаться прямой и восходя_

щей от успеха к успеху лестницей. Преодоление жест_

кого сопротивления внешней среды в целях реализации

своего дарования — обычный удел многих творцов.

В судьбах творцов мы видим много курьезов и много

трагедий.

Из забавных случаев можно привести пример, как

в молодости Шаляпин и Горький поступали вместе в

хор. Горького приняли, а Шаляпина нет.

Великий Лемешев долго не мог выйти на сцену

Большого театра, пока однажды не заменил заболев_

шего Собинова.

Когда молодой Суриков поступал в Академию ху_

дожеств, то в первый раз он не был принят из_за отсут_

ствия у него, по мнению приемной комиссии, выра_

женного художественного таланта. Прозанимавшись

год с преподавателем, Суриков блестяще выдержал на

следующий экзамены и стал выдающимся художником.

Знаменитая опера Жоржа Бизе «Кармен» на пер_

вом представлении провалилась, что ускорило преж_

девременную смерть композитора.

Когда в 26 лет Бетховен начал глохнуть и, сделав

предложение горячо им любимой Джульетте Гвичар_

ди, получил отказ, только любовь к искусству спасла

его от самоубийства.

Первый и единственный концерт из сочинений

Шуберта состоялся за несколько месяцев до его смер_

ти. На надгробном камне Франца Шуберта, скончав_

шегося в возрасте 31 года, его друзья написали: «Смерть

2. Сочинять стихи в различных пеонах, рифмах и

формах.

3. Описать свой прожитый или предстоящий день в

форме японских строф танка и хокку.

/_______

1. Альтов Г. Проверьте свою фантазию // Вокруг

света. № 11. 1970.

2. Альтов Г. Краски для фантазии. В кн. «Фантасти_

ка_71» Молодая гвардия. М., 1971.

3. Г.Альтов Вектор Фантазии. В кн. «Фантастика 73–

74» Молодая гвардия. М., 1974.

4. Злотин Б., Литвин С.С. Урок фантазии.

5. Карелия. Петрозаводск, 1977.

6. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения.

Новосибирск: Наука, 1975.

7. Родари Д. Грамматика фантазии. М.: Детская лите_

ратура, 1979.

8. Сад камней. Мудрость Китая и Японии. СПб., 2001.

9. Самойлов Д.С. Книга о русской рифме. М., 1982.

10. Селюцкий А.Б., Слугин Г.И. Воображение по заказу.

11. Хочу все знать. Л.: Детская литература, 1980.

12. Цветущая вишня. Японские пятистишия. Ростов н/

Д, Феникс, 2000.

13. Японские трехстишия. Бабочки полет. М., 1998.

$____                                                                                                   "+_ __.________)_'_                                                                                 _______ _ ___________

_+_

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

_+,

Козловским и еще с сотнями артистов, добившихся

сколько_нибудь заметной славы и популярности.

Знаменитую актрису 30–40_х годов Любовь Ор_

лову на одном из ее концертов на Западной Украине

пытались отравить шипами роз, которые были пропи_

таны ядом. После укола шипами у актрисы началось

заражение крови, положение здоровья было очень се_

рьезным. Сталин, которому нравились фильмы с Л. Ор_

ловой, специально посылал свой личный самолет за

врачом из Лондона, чтобы спасти актрису.

Артисты часто страдают от того, что становятся

слишком популярными, не могут уединиться и спря_

таться от журналистов и от назойливых фотографов_

папарацци.

Но еще больше они страдают от того, что не стано_

вятся популярными и известными, несмотря на все свои

самоотверженные старания. Отсюда в артистической

среде большое количество интриг, зависти и сплетен из_

за желания опорочить более удачливого конкурента.

«Причина моей несостоявшейся карьеры — чужой ус_

пех», — так бессознательно считают те, кто буквально

умирает от зависти к более удачливым коллегам.

Артисты страдают и тогда, когда былая популяр_

ность вместе с молодостью постепенно сходит на нет.

Тогда многие из них начинают спиваться и употреб_

лять наркотики1.

Желтая пресса, падкая на подробности интимной

жизни популярных артистов, желая повысить свои тира_

жи, часто искажает факты из их жизни и часто откровен_

но лжет в угоду любопытствующим обывателям. Этой

участи не избежали даже такие выдающиеся артисты,

как виолончелист Мстислав Ростропович, певец Нико_

лай Гуров, балерины Майя Плисецкая и Анастасия Во_

лочкова. Это также приводит артистов в состояние воз_

мущения и стресса, укорачивающее их жизнь. По стати_

стике США, число самоубийств среди деятелей шоу_

бизнеса в 4 раза превышает средние показатели по стра_

не среди представителей других социальных групп.

Помимо всего этого исполнители выходя на сцену,

почти всегда испытывают более или менее сильный

1 Вильсон Г. Психология артистической деятельности: Таланты

и поклонники. М., 2001. С. 280–308.

похоронила здесь богатое сокровище, но еще более

прекрасные надежды».

Прежде чем создать своего знаменитого «Дон_

Кихота», Сервантес пять лет провел у арабов в раб_

стве в Алжире, а свой знаменитый роман он начал

писать в тюрьме, куда был посажен за недостачу денег

при сборах налогов, чем он занимался, чтобы содер_

жать семью. Тюрьме обязан началом творчества и зна_

менитый американский писатель О.Генри.

Знаменитые отечественные актеры Иннокентий

Смоктуновский и Георгий Жженов, прежде чем стать

знаменитыми по несколько лет провели в сталинских

лагерях как заключенные.

;____                                                                                                    #_#________

Когда выступает настоящий артист, мастер своего

дела, будь то балерина, пианист или актер, то со сторо_

ны неискушенному созерцателю — зрителю и слушате_

лю — кажется, что все то, что артист делает на сцене —

дело очень легкое, и что даже он, простой человек с

улицы, сможет проделать то же самое, если только за_

хочет. Популярные ныне телешоу типа «Фабрики звезд»

еще больше укрепляют обывателей в этом заблуждении.

И только немного приобщившись к сфере художе_

ственного творчества, можно понять, какого огромного

количества труда стоит эта кажущаяся легкость и ес_

тественность исполнения.

Художественное творчество в любом виде искус_

ства — это очень большой и самоотверженный труд,

если не сказать — каторжный. Этот труд тяжел настоль_

ко, что сплошь и рядом вызывает у многих артистов

серьезные нарушения в здоровье.

Многих артистов поджидает крах семейных отно_

шений из_за многочисленных поклонниц или поклонни_

ков, жаждущих интимных отношений со «звездой» по

самым разным причинам, и не в последнюю очередь

для того, как отмечает Г. Вильсон, «чтобы было о чем

рассказать внукам». Популярных артистов преследуют

сексуальные маньяки и нимфоманки, которые вообра_

жают себя их любовниками и любовницами, мужьями и

детьми. Так было с Любовью Орловой, Хулио Иглесиа_

сом, Майей Плисецкой, Сергеем Лемешевым и Иваном

$____                                                                                                   "+_ __.________)_'_                                                                                 _______ _ ___________

_+_

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

_+_

вышенное черепное и глазное давление, отчего у

них нередки головные боли.

·танцовщики жалуются на боли в ногах, стертые

пальцы от стояния на пуантах, боли от растяжения

и разрывов связок от сверхмощных прыжков и

подъема партнерш. Требования хорошей физиче_

ской формы и веса заставляют придерживаться ба_

лерин жесткой диеты, что является одним из фак_

торов распространения среди них меланхолии и

депрессии.

·актеры и вокалисты имеют постоянные страхи из_

за риска сорвать голос от перегрузок, «пустить

петуха» во время выступления. Образование при го_

лосовых перегрузках узелков на связках, ведущее к

несмыканию связок, может поставить крест на са_

мой удачной карьере. У многих актеров к 40 годам

голос от постоянного перенапряжения срывается и

становится сиплым, хриплым и непослушным.

·художники жалуются на боли в руках от многоча_

сового держания кисти. У Репина от этого к концу

жизни стала сохнуть правая рука, в результате чего

ему приходилось привязывать кисть к руке.

·многие артисты вынуждены работать в условиях

непрерывных гастролей, связанных с частыми пе_

реездами, сменой часовых поясов, что несовме_

стимо с регулярным ритмом жизнедеятельности и

отрицательно сказывается на здоровье.

Так что столь притягательная для сторонних на_

блюдателей жизнь обычного артиста при ближайшем

рассмотрении часто оказывается сущим адом, которо_

го они ни в коем случае не хотели бы для своих детей.

Звездами же становятся единицы и за это следует очень

высокая плата.

Все эти негативные явления, к сожалению, стано_

вятся неотъемлемой стороной артистической жизни и

входят в число ее неизбежных и, в общем, трудно ус_

транимых профессиональных трудностей.

,_                                                                                                           <____' #_-_______                                                                                               _'__#_____

Каждому артисту, имеющему дело с публичными

выступлениями, знакомо чувство сценического волне_

ния, возникающее иногда задолго до выступления. Осо_

стресс, связанный с публичным выступлением. Перед

премьерами и началами гастролей этот стресс может

быть настолько силен, что может вызывать сердечные

приступы, мучительные головокружения и расстрой_

ства желудка.

В качестве защиты от нервно_психических пере_

грузок в артистической среде издавна практикуется

употребление алкоголя. Перед выступлением актеры

пьют для того, чтобы игра была более раскованной,

после — для того, чтобы снять напряжение. Это мо_

жет приводить к пагубной привычке, еще более уве_

личивающей психологическую неустойчивость ар_

тиста.

;____                                                                                                    ____

В артистической и художественной среде очень

многое построено на соревновании. Чтобы превзойти

своих собратьев и коллег по цеху или просто поддер_

живать хорошую профессиональную форму, каждому

служителю Мельпомены помимо общих репетиций

приходится очень много работать самостоятельно, изо

дня в день занимаясь нужными экзерсисами. Это при_

водит к тому, что:

·пианисты — от долгих занятий переигрывают руки

так, что иногда приходится расставаться с карье_

рой, на запястье выходит наружу болезненная

шишка, на пальцах лопается кожа, из_за чего каж_

дый удар по клавишам начинает причинять боль,

портится осанка и появляется сутулость.

·композиторы — портят зрение от постоянного на_

писания и разглядывания нот. Многие к 30 годам

вынуждены носить очки. Привычка пропевать про

себя сочиняемую музыку может привести к пере_

напряжению голосовых связок, что может вызы_

вать в них серьезные и весьма болезненные ос_

ложнения.

·музыканты_струнники — скрипачи, альтисты, вио_

лончелисты, контрабасисты — часто жалуются на

боли в спине, шее и плечах, часто они имеют так_

же нарушение осанки.

·духовики — трубачи и гобоисты от повышения

напряженности дыхания при игре часто имеют по_

$____                                                                                                   "+_ __.________)_'_                                                                                 _______ _ ___________

_+_

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

_+_

туации личности артиста, о которой писал К. Леонгард.

В этом случае выступающий артист испытывает не

волнение и панику, но скорее — эмоциональный подъем,

боевой настрой на победу в зрительских и слушатель_

ских симпатиях. Последнее больше относится к музы_

кантам и актерам экстравертного плана. Поэтому для

них публичное выступление не является большой про_

блемой. В противоположность им актеры и музыканты

интровертного плана в публичном выступлении испы_

тывают большие трудности.

Волнение_паника или волнение_подъем как у обыч_

ного человека, так и у артиста имеют свои физиологи_

ческие причины.

В 1960 г. шведский ученый Франкенхойзер обна_


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!