Различия в восприятии серьезных (академических) 11 страница



обходимо соблюдать следующие условия.

1. Сформировать движение сначала мысленно и

только потом выполнять его в реальном действии. Для

выполнения движения в идеомоторном плане надо спо_

койно сесть, расслабиться, закрыть глаза, войти в ауто_

генное состояние или состояние медитативного погру_

жения и мысленно выполнить движение, по возмож_

ности проговаривая его про себя.

При ошибках в реальном действии следует снова

вернуться к программирующей части движения и скор_

ректировать его.

$____                                                                                                   "+_ __.________)_'_                                                                                 _______ _ ___________

_"_

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

_"_

торые терпели неудачи, но в конце концов добива_

лись успеха.

:____                                                                                                    _ _______ __-_'                                                                                                     _____

Художественное творчество помимо того, что оно

способно приносить любому артисту огромную ра_

дость, требует для своего воплощения огромного коли_

чества труда, часто изматывающего и изнурительного.

Это особенно касается музыкантов, танцовщиков и

цирковых артистов, у которых профессионализм тесно

связан с физическими действиями. Малейший сбой в

техническом аппарате у представителей этого вида

творчества ведет либо к разрушению качества худо_

жественного образа, либо к физической травме.

К.С. Станиславский закончил свою книгу «Работа

актера над собой» следующими словами: «Только знать

систему — мало. Надо уметь и мочь. Для этого необхо_

дима ежедневная, постоянная тренировка, муштра в

течение всей артистической карьеры.

Певцам необходимы вокализы, танцовщикам —

экзерсисы, а сценическим артистам — тренинг и мушт_

ра по указаниям «системы». Захотите крепко, прове_

дите такую работу в жизни, познайте свою природу,

дисциплинируйте ее, и, при наличии таланта, вы ста_

нете великим артистом».

Минимальным количеством ежедневных занятий,

необходимым для поддержания достаточного уровня

профессионализма, судя по высказываниям многих

методистов, и в искусстве, и в спорте являются занятия

продолжительностью три часа. Для достижения высо_

ких результатов и продвижения вперед требуется от 5

до 7 часов занятий, а иногда даже и больше.

Согласно рекомендациям гигиенистов, самая слож_

ная работа должна проводиться в утренние часы, когда

мозг свеж и внимание не притуплено. При этом каждые

50 минут надо делать небольшой перерыв до 10 минут до

наступления утомления. Перерыв более 15 минут неже_

лателен, т. к. теряется темп работы и состояние «врабо_

танности», после чего приходиться снова тратить время

и усилия на достижение этого рабочего состояния.

Очень важно в начале трудового дня постепенное

вхождение в рабочий ритм. И.П. Павлов в своих тру_

ставления, заключается в том, что в момент его выпол_

нения они находятся в положении стороннего наблюда_

теля, при котором мозг знает, как выполнить то или иное

движение, но нужная программа действий не перехо_

дит на исполнительский уровень, т. е. уровень конкрет_

ных движений. Этот разрыв можно преодолеть, только

пропуская нужное движение через весь мышечно_дви_

гательный аппарат, вызывая нужные в нем ощущения.

__________                                                                                        _______'_   #________4                                                                                        __________

_'__#_____

Как бы ни был талантлив исполнитель, в его жизни

обязательно случаются неудачные выступления. Мо_

ральные переживания от этого бывают очень тяжелы_

ми, поэтому очень важным оказывается умение эти пе_

реживания преодолевать. Современная психология на

этот счет может предложить следующие рекомендации:

·выпить холодной воды и успокоиться;

·хорошим средством успокоения служат: медлен_

ный продолжительный бег, воздушная ванна, про_

хладный душ, дыхательная гимнастика с удлинен_

ным выдохом на звук «Сссс».

·отнестись к неудачному выступлению как к собы_

тию, из которого можно вынести полезные уроки

(больше заниматься, улучшить физическую подго_

товку, научиться концентрации внимания и навы_

кам релаксации и т. д.);

·когда начинают одолевать тяжелые мысли, надо

знать, что в этот момент работает преимущественно

правое полушарие. Активизация работы левого по_

лушария может значительно снизить остроту пере_

живания. Его выключение и активизация левого

полушария дает эйфорию. Для этого полезно занять_

ся анализом ошибок, проговаривая их вслух и запи_

сывая в дневнике. Планирование будущих действий

и распорядка занятий, пересмотр режима дня так_

же способны облегчить эмоциональное состояние.

·В состоянии аутогенного погружения полезно по_

вторять оптимистические самоутверждения типа:

«Я справлюсь!», «Я все преодолею».

·Всегда иметь перед глазами примеры из жизни

исполнителей — музыкантов, певцов, актеров, ко_

$____                                                                                                   "+_ __.________)_'_                                                                                 _______ _ ___________

_"_

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

_"_

тельное влияние на успехи в занятиях, потому что в кон_

це концов работа плодотворна только тогда, когда выпол_

няется с полной умственной сосредоточенностью, а пос_

ледняя может поддерживаться лишь в течение опреде_

ленного времени. У одних эта способность к сосредо_

точенности истощается быстрее, чем у других; но как бы

долго она ни сохранялась, когда она исчерпывается —

всякая дальнейшая работа становится подобной развер_

тыванию свитка, который мы старательно свертывали....

Помните, что в занятиях сторона количественная имеет

значение лишь в сочетании с качественной. Вниматель_

ность, сосредоточенность, старательность делают излиш_

ними всякие расспросы насчет того, сколько нужно ра_

ботать»1.

Гофман рекомендовал через каждые полчаса рабо_

ты делать паузу и никогда не заниматься больше одного

часа подряд, самое большее — двух часов с перерывом.

Важным моментом режима художественного твор_

чества является умение планировать и структурировать

время таким образом, чтобы оно не проходило впустую и

всегда приносило полезные плоды. Сразу отметим, что

многие молодые артисты позволяют себе здесь непозво_

лительную расточительность, о чем в зрелые годы горь_

ко жалеют. Так, С.В. Рахманинов в зрелые годы корил

себя, что по молодости, когда у него было здоровье, «он

отличался исключительной ленью», когда же здоровье

стало слабеть, он, по его словам, только стал и думать, что

о работе.

(______                                                                                                _ 0______ _____

Согласно Э. Берну, автору знаменитой книги

«Люди, которые играют в игры. Игры, в которые игра_

ют люди», выполнение любой деятельности можно осу_

ществлять двумя способами использования времени —

часовым и целевым.

При часовом времени действие начинается и за_

канчивается в определенное время, как, например,

театральный спектакль или футбольный матч. При

целевом методе время деятельности продолжается до

1 Гофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о форте_

пианой игре. М., 1961. С. 130–131.

дах неоднократно отмечал, что никакую сложную ра_

боту, как бы человек ни привык к ней, никогда нельзя

начинать стремительно, без предварительной подготов_

ки. Это надо делать с определенной постепенностью и

последовательностью — от простого к сложному. При

этом надо внимательно прислушиваться к собственно_

му организму, как бы постоянно спрашивая его, какие

нагрузки он может выполнить в данный момент.

У танцовщиков и цирковых артистов такую подгото_

вительную фазу называют разминкой, у музыкантов —

разыгрыванием, у вокалистов — распеванием, у акте_

ров — разогревом. Такая предварительная работа при_

водит организм в состояние «боевой готовности», кото_

рое сопровождается повышением частоты пульса до

80 ударов в минуту, повышением чувствительности ана_

лизаторов и скорости прохождения электрического им_

пульса по нервным волокнам.

В зависимости от специфики деятельности такая

подготовка у музыкантов выражается в игре гамм и

арпеджио, у танцовщиков — в виде растяжек, прогибов

и наклонов, у вокалистов — в виде вокализов и специ_

альных упражнений на расширение диапазона голоса,

у актеров — в виде произношения скороговорок.

Большое значение в занятиях имеют свежесть вос_

приятия и концентрация внимания. Так, основатель

московской Консерватории Николай Рубинштейн ре_

комендовал: «Механическое упражнение остается су_

хим и бесцельным, если в его основе не лежит работа

головы. Когда же пальцы и голова идут рука об руку,

то естественным следствием этого духовного напряже_

ния явится утомление и изнеможение — признак не_

обходимости прекращения работы»1.

По мнению Н. Рубинштейна, в целях профилакти_

ки утомления и наступления невнимательности четы_

ре часа занятий надо разбивать на две порции —

утром и вечером.

С этим высказыванием перекликаются мысли дру_

гого пианиста — И. Гофмана, когда ему задали вопрос о

том, будет ли музыкант продвигаться быстрее, работая

по восемь часов вместо четырех. «Слишком долгая игра

в один день, — отвечал И. Гофман, — оказывает отрица_

1 Цит. по: Алексеев А.Д. Русские пианисты. М., 1948. С. 324–235.

$____                                                                                                   "+_ __.________)_'_                                                                                 _______ _ ___________

_"!

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

_"

сточных поговорок гласит: «Если хочешь съесть слона

за год, надо съедать каждый день по бутерброду из него».

Знание того, что помогает сбережению времени

(хроносэйвингу) и его малопродуктивной трате (хро_

нофагии), взятые из теории и практики менеджмен_

та, поможет начинающим свой путь артистам лучше

структурировать свое рабочее время.

Факторы хроносэйвинга.

1. Систематическая разработка четких планов на

день, месяц, квартал, год. Умение выделять прио_

ритеты и точку нанесения «главного удара».

2. Наличие в планах резервного времени для выпол_

нения непредвиденных работ и появления экстре_

мальных ситуаций. Специалисты в области тайм_

менеджмента рекомендуют соотношение планиру_

емых и незапланированных работ в пропорции

60:40.

3. Умение делать в единицу времени только один вид

работы, владение навыками концентрации на глав_

ных задачах и проблемах.

4. Использование для продуктивной работы даже

самых коротких отрезков времени, случайно по_

явившихся в расписании, например, при задерж_

ке какого_либо совещания.

5. Умение подстраивать свой собственный ритм к

ритму рабочего дня организации.

6. Отключение телефона на период рабочего време_

ни или отведение специального времени для теле_

фонных разговоров, длительность которых полез_

но для самоконтроля хронометрировать в своем

рабочем дневнике.

8. Чередование трудной работы с легкой.

9. Планирование рабочих перерывов каждые 50 ми_

нут до наступления ощущения усталости. Это ото_

двигает утомление и способствует сбережению

энергии.

10. Использование принципа удвоения деятельности.

Время, необходимое для выполнения обычных до_

машних дел, как_то: утренний туалет, приготовле_

ние завтрака — может быть заполнено ознакомле_

нием с полезной информацией — слушанием по

радио новостей, изучением иностранного языка

и пр. Бывший президент США Джон Кеннеди во

тех пор, пока работа не будет выполнена и цель не

будет достигнута.

Каждый из этих методов использования времени

имеет свои плюсы и минусы.

Плюсом целевой работы является достижение

высокой производительности в относительно короткое

время. Минусами — увлечение авральными методами

работы, когда, например, студент хочет выучить нака_

нуне экзамена весь материал, пройденный за семестр.

Большое перенапряжение, возникающее в этом случае,

грозит срывом нервной системы и небольшой стабиль_

ностью результата, достигнутого за короткий срок. При

авральных методах работы память не в состоянии удер_

жать выученный материал надолго.

Достоинствами часового (режимного) времени

является воспитание воли и усидчивости, направлен_

ных на посвящение творческому труду положенного

количества часов. Недостатком этого подхода может

явиться формальное отсиживание положенного коли_

чества часов, как это бывает, к примеру, у учеников

детских музыкальных школ, занимающихся музыкой

под нажимом родителей.

На производстве нередко возникают конфликты

из_за того, что люди имеют различные внутренние

установки на то, в каком режиме надо выполнять ту

или иную работу. С одной стороны, можно ожидать

действительно больших успехов от тех, кто ориентиро_

ван на достижение результата, а не на простое запол_

нение рабочего времени. Но целевой метод нередко

приводит к переутомлению и преждевременному фи_

зическому и психологическому «сгоранию» организма.

С другой стороны, если работа связана с необходи_

мостью выполнять скучные и неинтересные действия,

как, например, инвентаризацию имущества или заучи_

вание слов иностранного языка, то налаживание рабо_

ты в часовом режиме, уделение нужному делу немного_

го количества времени в день, но регулярно, дает ощу_

тимый эффект. Невозможно съесть за один присест

быка, но это можно сделать за год, если каждый день

съедать по одному бутерброду с его мясом. Трудно на_

писать пухлый роман или научную книгу за один ме_

сяц, но если каждый день писать всего лишь две стра_

ницы, эта задача оказывается выполнимой. Одна из во_

$____                                                                                                   "+_ __.________)_'_                                                                                 _______ _ ___________

_,"

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

_,+

тельно в конце концов приводит к информационным

стрессам и неврозам.

7. Неспособность сказать «нет» некоторым колле_

гам и товарищам из_за постоянного интеллигентского

чувства вины перед тем, кому отказываешь.

Грамотное использование времени — показатель

культуры человека. Правильно его использовать —

большое искусство, и этому надо учиться так же, как и

любой другой технике художественного мастерства.

__#___'                                                                                                ___     #________

1. С какими трудностями сталкиваются артисты, ста_

новящиеся слишком популярными?

2. От каких заболеваний чаще всего страдают арти_

сты различных специализаций?

3. Что такое эстрадное волнение и какими могут быть

его последствия для начинающего артиста?

4. Что такое закон «Йеркса_Додсона» и как с его

помощью можно объяснить природу сценического

спокойствия и волнения?

5. Какие существуют приемы и способы, помогаю_

щие преодолевать сценическое волнение?

6. Какими должны быть принципы организации ре_

жима и гигиены труда артиста?

/_______

1. Биологический энциклопедический словарь. М., 1989.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психоло_

гии. Л., 1988.

3. КитаевСмык Л.А. Психология стресса. М., 1983.

4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.

5. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология. М., 2000.

6. Петрушин В.И. Неврозы Большого Города. М., 2004.

7. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.

8. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организ_

ма. М., 1988.

9. Эмоциональный стресс в условиях нормы и пато_

логии человека. Л., 1976.

время утреннего бритья каждый день слушал в

записи пьесы Шекспира, благодаря чему знал их

достаточно хорошо и мог их с блеском использо_

вать в своих выступлениях. Время поездки в транс_

порте и ожидания чего_либо так же может быть за_

полнено полезными делами.

=____'                                                                                                  _____.____

Хронофагия — это факторы, пожирающие наше

время наподобие тех бактериофагов, которые в на_

шем организме пожирают ненужные нам бактерии.

Есть дела_хронофаги, мероприятия_хронофаги, нако_

нец, люди_хронофаги. От всех них по возможности

надо избавляться. Но для этого их надо сначала уз_

нать. Это:


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 333; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!