Различия в восприятии серьезных (академических) 10 страница



ружил, что у одних людей в сложных ситуациях в кровь

выделяется норадреналин, а у других адреналин.

В 1960_е гг. американский физиолог Гудол установил,

что надпочечники кроликов вырабатывают главным об_

разом адреналин, а надпочечники львов — только но_

радреналин. Гормональные исследования обезьян_во_

жаков показали преобладание в их крови норадрена_

лина, а у стоящих на нижних ступенях иерархии —

адреналина. Схожая ситуация была обнаружена у ко_

шек и у бойцовых петухов. После драки у агрессивных

животных в крови преобладает норадреналин, а у их

жертв — адреналин. Введение пострадавшим живот_

ным инъекции норадреналина делало их более агрес_

сивными, и они могли бороться за более высокое ме_

сто в иерархии. Когда норадреналин заканчивался, все

возвращалось на прежнее место.

После этих сообщений в печати с легкой руки

журналистов стало появляться множество сообщений

о разделении людей на «львов и «кроликов». Норадре_

налин заставляет людей в гневе краснеть, адреналин

заставляет их в страхе бледнеть.

Был выявлен и смешанный тип реагирования, ког_

да и в покое, и в состоянии стресса в крови в избытке

были оба указанных вещества. Поведение таких людей

отличалось повышенной эмоциональностью. Вполне

можно предположить, что люди такого типа склонны к

артистической деятельности.

Причина сценического волнения вполне понятна.

Тревожность и страх перед выступлением связаны с

бенно это касается начинающих артистов. Вот как Шаля_

пин описывает свои первые выступления, когда он пел

в хоре: «…каждый раз, когда наступал момент петь,

сердце как_то обрывалось и опускалось ниже своего

места от неодолимого страха. Страх отнимал у меня

голос и заставлял иногда делать ошибки, хотя у меня

был слух и музыку я постигал быстро. В такие минуты

я с ужасом замечал оскаленные на меня глаза регента,

и в следующий раз — у меня соло отнимали…

— Осрамился опять! — думал я. И от этого посрам_

ления я все больше и больше приобретал страх, долго

меня не покидавший»1.

Однажды Шаляпину поручили роль жандарма в ка_

кой_то французской комедии. «От моего страха, — с ю_

мором воспоминал Шаляпин, — я так растерялся, что,

будучи вытолкнут на сцену, не произнес ни одного сло_

ва. На меня нашел столбняк. Помню только, что если

на сцену меня вытолкнули сравнительно деликатно, то

со сцены вытолкнули уже без всякой деликатности».

Отсутствие самообладания и потеря контроля над

своими чувствами вредили и многим другим начинаю_

щим исполнителям в начале их творческого пути. При

этом неизбежны нарушения в технической стороне ис_

полнения, что проявляется в завышенных темпах ис_

полнения, срыве голоса, нечеткой дикции, физической

скованности, забывании текста, плохой интонации и

фальшивых нотах. Но неуспех надо уметь анализиро_

вать, превращать его в полезные уроки и мобилизовы_

вать свои силы на победу. Тот же Шаляпин благодарил

Бога за свои первые неуспехи, потому что они отрез_

вили его один раз на всю жизнь. Они вышибли из него

самоуверенность, которую в нем усердно поддержива_

ли домашние и поклонники. Как пуганая ворона боит_

ся куста, так и Шаляпин, по его собственным словам,

стал бояться в своей работе беззаботной торопливости

и легкомысленной поспешности.

_____'                                                                                                  ________

Желание красоваться на публике и получать от этого

удовольствие проистекает от демонстративной акцен_

1 Шаляпин Ф. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах. М., 2005.

С. 35.

$____                                                                                                   "+_ __.________)_'_                                                                                 _______ _ ___________

_+!

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

_+

·экстравертированность личности и демонстратив_

ная акцентуация;

·высокая самооценка, общая психологическая ус_

тойчивость, низкий уровень нейротизма, уверен_

ность в своих силах;

·хорошее физическое самочувствие;

·адекватный уровень активации, умение легко пе_

реносить груз ответственности. Ответственность

всегда вызывает у большинства людей определен_

ный уровень тревоги. Превышение оптимального

уровня активации, т. е. ситуация сверхответствен_

ного выступления, например, при прослушивании

на конкурсах и смотрах, может вести к снижению

качества исполнения;

Негативно влияют на качество исполнения:

·наличие внутриличностной тревожности;

·слишком сложная программа и отсутствие запаса

прочности со стороны профессионального мастер_

ства;

·ситуация сверхответственного выступления.

·интровертированость и общая тенденция добивать_

ся хорошего результата в изоляции.

__                                                                                                          __________                                                                                                              ______ #_-____'_                                                                                                  _'__#____4

Преодоление стресса публичного выступления

должно происходить сразу по нескольким направле_

ниям. Это:

Правильное определение сферы своей профессио

нальной деятельности.

Как правило, те, кто испытывает чрезмерно силь_

ное волнение перед публичным выступлением, обла_

дают высоко чувствительной и, скорее всего, слабой

нервной системой. Для таких людей артистическая де_

ятельность в виде публичного выступления представ_

ляется настоящей пыткой. Вспомним хотя бы мучения

Шопена и Чайковского перед публичными выступле_

ниями. Если им удается получить специальное образо_

вание, то наилучшая сфера приложения их сил, как

показывает практика, — педагогическая деятельность

или творческая и исследовательская работа, связанная

не с публичным показом своих возможностей, а с со_

выделением в кровь адреналина, а боевой настрой —

с выделением норадреналина.

Зависит сила волнения перед выступлением и от

общей тревожности человека. Психологи разделяют тре_

вогу на два вида — на ситуативную и на личностную.

Ситуативная тревога быстро уходит, когда трудный

этап пройден, например, сдан экзамен. Личностная тре_

вога связана с повышенным уровнем нейротизма и с

общей психоэмоциональной неустойчивостью. Она при_

сутствует в человеке постоянно и никуда не уходит даже

после успешного завершения трудной ситуации. Больше

всего подвержены страху публичного выступления имен_

но лица с подобной внутриличностной тревожностью, у

которых волнение при неблагоприятных условиях пере_

растает все мыслимые границы нормы, превращается в

панику и ведет к провальному выступлению.

Выполнение работы в ситуации эмоционального

напряжения психологи описывают при помощи закона

«Йеркса–Додсона». Согласно этому закону, психоэмо_

циональное возбуждение увеличивает точность выпол_

нения работы до некоторого предела. Выход за преде_

лы, слишком высокий уровень эмоционального возбуж_

дения негативно сказывается на качестве исполнения.

Положительно на качество выступления влияют:

·отсутствие внутриличностной тревожности;

·хороший уровень подготовленности и общего про_

фессионального мастерства. Обладание запасом

его прочности;

$____                                                                                                   "+_ __.________)_'_                                                                                 _______ _ ___________

_""

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

_"+

денных за клавиатурой, избегать износа нервов, ослаб_

ления воли. Я знаю, что нужно много смелости и боль_

шое упорство, чтобы сегодня осуществлять подобную

программу жизни. Ради своего искусства приходится

жертвовать многим. Артистическое ученичество стало

героизмом, ибо наш век суров к ученикам Аполлона»1.

__'2____                                                                                              ______ ___0____0__                                                                                      ________   __                                                                                                          __#________

#___________                                                                                    __ _____  #_-_______                                                                                         _'__#_____

Исследования в области успешности публичного

выступления показывают, что если музыкант или ак_

тер полностью концентрируется на исполняемом, будь

то драматическая роль или же музыкальное произве_

дение, то качество игры значительно увеличивается по

сравнению с тем, когда артист думает о том, какое

впечатление он произведет на публику. К.С. Стани_

славский говорил об узком и широком круге внимания

актера, выходящего на сцену. Под узким вниманием

он имел ввиду направленность актера только на то, что

он делает на сцене. Под широким — мысли о том, как

он выглядит перед зрителями и что они скажут о его

исполнении. В целях уменьшения волнения К.С. Ста_

ниславский советовал начинающим находиться в уз_

ком круге внимания, и тогда актер имеет все шансы

хорошо справится с ролью. Современные исследова_

ния подтверждают рекомендацию К.С. Станиславско_

го о необходимости думать в первую очередь об испол_

няемом, а не о реакции публики.

?_______                                                                                             ___'___ __________4                                                                                      _________ _                                                                                                            ________   A8

_                                                                                                            _____0__

В структуре исполнительского действия всегда

присутствуют два элемента — программирующий, свя_

занный с формированием нужных представлений в

коре головного мозга, и исполнительный, связанный с

непосредственным выполнением движения. Между

ними существует неразрывная связь, которую устано_

вили независимо друг от друга французский химик

1 Цит. по: Выдающиеся пианисты_педагоги о фортепианном

искусстве. М., 1966. С. 232.

зданием художественных произведений в тиши и в

уединении.

Шостакович был очень хорошим пианистом и даже

выступал на конкурсе имени Шопена в Варшаве вме_

сте с Л.Н. Обориным в 1927 г. Там он получил только

диплом, чем был очень раздосадован. Если бы Шоста_

кович продолжал бы в своем упорстве оставаться кон_

цертирующим пианистом, то отечественная культура

лишилась бы выдающегося композитора.

__'2____                                                                                              ______ ________                                                                                             _ _________)_'_                                                                                    _______

Мастерство исполнителя, с одной стороны, связа_

но с художественным образом, а с другой — с цирко_

вым искусством, требующим ювелирной точности дви_

жений. Это относится в первую очередь к музыкантам_

инструменталистам, танцовщикам и, разумеется, ар_

тистам цирка. Доведение нужных движений до полно_

го и абсолютного автоматизма — либо в речевом аппа_

рате, как это требуется актерам, либо в движениях

пальцев рук, как это требуется музыкантам_инструмен_

талистам, либо в движениях тела, как этого требует

профессия артиста цирка, придает уверенности и яв_

ляется залогом успешного выступления.

C___#_____                                                                                        _-6___ .__________                                                                                       ______)_    _                                                                                                            ___________

Артистическая деятельность очень трудна и требу_

ет большой затраты как чисто физических, так и психи_

ческих сил. Богемный образ жизни, связанный с весе_

лым и беззаботным времяпрепровождением, часто не

дает талантливому человеку реализовать все те возмож_

ности, которыми его наделила природа. Подобный об_

раз жизни погубил немало самобытных артистов, —

и актеров, и музыкантов, и художников, и писателей.

Здесь хочется привести высказывание известной фран_

цузской пианистки Маргариты Лонг, которое можно ад_

ресовать не только музыкантам, но и всем другим арти_

стам: «Пианисту предстоит вести жизнь с добросовес_

тностью спортивного чемпиона, уметь защищать свое

здоровье, строго следовать правилам физической и

моральной гигиены, подходящим для того, чтобы пре_

одолевать утомление от многочисленных часов, прове_

$____                                                                                                   "+_ __.________)_'_                                                                                 _______ _ ___________

_"_

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

_",

2. Мысленные представления необходимо пропус_

кать через двигательный аппарат, вызывая в нем соот_

ветствующие ощущения в виде свернутых движений.

3. Точности выполнения движения помогает его

проговаривание в громкой речи. Например: «Этот ак_

корд поставить крепко на пальцы от всей руки», «В этой

фразе сделать акцент на слове “никогда” как можно

сильнее», «при исполнении фуэте “держать точку”».

4. Выполнение движения в идеомоторном плане

надо начинать с медленного темпа, чередуя его впо_

следствии с медленным и быстрыми темпами.

5. При выполнении движения в реальном плане

следует сосредотачиваться не на общей успешности или

неуспешности выступления, а на конкретных действи_

ях, ведущих к нужному результату. Например, «Здесь

играть строже и ритмичнее», «В этом месте больше сде_

лать взмах рукой». Подобные самоприказы свидетель_

ствуют о навыках самоконтроля и необходимом контро_

ле своих действий со стороны внешнего наблюдателя.

Даже когда действие хорошо освоено, идеомотор_

ные упражнения не следует прекращать, т. к. они по_

зволяют поддерживать программирующий элемент

движений в надлежащей форме.

Умение выполнять действие в уме до начала пуб_

личного выступления представляет собой более рацио_

нальный вид работы по сравнению с тем, который пси_

хологи называют методом «проб и ошибок». В этом слу_

чае действие сначала выполняется, а потом исполнитель

видит, что сделал что_то не так, как надо. В этом случае

контроль осуществляется не до действия, а после него.

Осмысливается и замечается ошибка, которую уже

нельзя исправить. На основе многократных повторений

можно добиться желаемого результата, отбрасывая дви_

жения, которые не приводят к цели. Но, работая таким

образом, исполнитель должен помнить, что каждое не_

верное и неточно выполненное движение оставляет в

программирующей части мозга свой след, который

остается в нервно_мышечной памяти двигательного ап_

парата. В состоянии нервного напряжения, вызванного

сценическим волнением, эти следы могут легко растор_

мозиться, оживиться и испортить исполнение.

Одна из распространенных ошибок, которую допу_

скают исполнители, осваивающие идеомоторные пред_

Шеврель и английский физик М. Фарадей. Суть прове_

денных ими экспериментов состояла в следующем: на

первую фалангу указательного пальца наматывалась

нитка длинной 70–80 см с прикрепленным к ней грузом.

Если вытянуть руку, сосредоточить внимание на этом

грузе и представить себе мысленно, что он начинает рас_

качиваться подобно маятнику, то груз через какое_то

время действительно начинает раскачиваться и двигать_

ся по той траектории, которую человек себе представит—

вправо_влево или по кругу. Мысль или представление,

рожденные в мозге, непроизвольно, как бы сами собой

вызывают моторную реакцию, отчего подобные явления

и получили название идеомоторных актов.

Хороший уровень подготовленности к выступле_

нию проявляется в том, что исполнитель отчетливо

может представить себе весь процесс своего выступ_

ления в своем сознании. Однако такое случается дале_

ко не всегда. Выполнение исполнительского движения

без предварительного его осознания — весьма распро_

страненная ошибка как среди музыкантов, так и среди

актеров и танцовщиков. Освоение новых видов движе_

ний могло бы проходить значительно быстрее, если бы

начинающие артисты знали бы о пользе идеомоторных

актов. В момент их выполнения в коре головного мозга

рождается тот же самый электрический импульс, как

и при реальном движении, что ведет к укреплению ней_

ронных следов мозговой памяти.

Опытные музыканты, танцовщики, актеры, спорт_

смены широко применяют такую репетиционную рабо_

ту в уме, что помогает им добиваться хороших резуль_

татов с меньшими реальными физическими усилиями.

При выполнении идеомоторных упражнений не_


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 325; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!