Различия в восприятии серьезных (академических) 1 страница
И легких (развлекательных) жанров искусства
++ ,___
_____!__
3_____________4_
-_____
3__!__________
__4_
G>_ _________/_____ 1____ _*____*_
___*_____*_
_ _/__ __
.____ _*_
_____ _'*_
_______*____-
_____
F>_ 7_______
_________
)_______ 4 __ _ __
E>_ .___ _ ____
________'_
#_______ & _____
C>_ ______
_______ __
__ $____ ___ 4_____ __
|
|
B>_ __________ _
____ ___'__$_
________
7__0_________ 0___
_ / __ *_
_______ _
______
7__0_________ 0_
____ _ __'____ _
|
|
___________ _
A>_ !______
____ ___'____
_________________
2____ __ _
_____ __
3 ___ __ __ __
K>_ __________ _
/____
& ___'____
_____ __ __0__
|
|
_______/_____
_______0__
____ __/_____
ственном отношении, ближе стоят и к культуре своей
страны.
Оценка музыкальных жанров оказалась зависимой
и от пола. Среди девушек классика положительно оце_
нивается примерно в полтора раза чаще, чем среди
юношей ( 46,4% у девушек и 31,1% у юношей. Обратная
картина наблюдалась при оценке тяжелого рока. Здесь
положительные оценки юношей в два раза превышали
аналогичные оценки у девушек.
В проведенном исследовании удалось установить,
что положительные оценки самодеятельной авторской
песни и классической музыки положительно коррели_
руют с наличием у старшеклассника общественной
направленности содержания ценностных ориентаций.
Положительная оценка рок_музыки и существенное
отданноек ей предпочтение в структуре музыкальных
интересов может говорить о преобладании защитных
реакций, связанных с компенсацией положительных
эмоций, недополучаемых в контакте с окружающей
действительностью.
Высокая оценка и признание классического искус_
ства как важного элемента своего духовного багажа
|
|
возникает у человека как результат зрелости личности,
выбора такого стиля жизни, который обусловлен проду_
манно выбранной системой ценностных ориентаций
личности. В своей совокупности это выражает зрелость
«Я_концепции», которая есть уверенное и четкое пред_
ставление о самом себе как об общественном человеке.
___#_____ _____'_ _ ______ ______
Сложные для восприятия произведения искусства
требуют для своего понимания сосредоточенного углуб_
ления и погружения. До него надо как бы «подниматься»
в своем духовном развитии. Многие молодые слушатели,
прослушав классическое произведение, нередко отвер_
гают его, отрицают ее, говоря при этом, что оно устарело.
Они приветствуют современные ритмы диско, попсы и
техно, убеждены в том, что все, что доступно и просто, —
это хорошо. В связи с этим вспоминается следующая
любопытная легенда из жизни Сократа.
Когда однажды Сократ прогуливался со своими
учениками по горным тропам в окрестностях Афин, им
$____ _ _________ ______________ ________ _ ________
__!
(__) **_ _________ ______________ ________
__
иллюстрации приведет известную притчу, которую
приписывают Монтеню.
Однажды на постройке Шартрского собора он
встретил рабочего, который нес камень. «Что ты дела_
ешь?» — спросил его философ. «Несу камень», — был
ответ. Когда он встретил второго рабочего и задал ему
тот же вопрос, тот ответил: «Зарабатываю на хлеб для
своей семьи». Когда он задал тот же вопрос третьему
рабочему, тот ответил: «Я строю Шартрский собор». Во
всех этих примерах восприятие и отношение человека
к тому, что он делает, зависит от того смысла, который
им вкладывается в свои действия.
Как установил в своих исследованиях А.А. Мелик_
Пашаев, при восприятии и описании предметов по_
вседневного обихода у людей художественного типа на
первый план выступают не утилитарные свойства
предметов, не обобщенные о них знания и не объек_
тивная фиксация внешних признаков. Такие люди
описывают внешнюю форму предмета как выражение
определенного «характера», «настроения», ищут в нем
свидетельство его «жизненных коллизий»1.
На восприятие и оценку художественного произ_
ведения влияют много факторов. Это — пол, возраст,
природный темперамент, принадлежность к опреде_
ленной социальной группе, уровень образования, прош_
лый жизненный опыт, близость к определенному куль_
турному и религиозному слою. Чем более человек раз_
вит эстетически, тем больше он может почерпнуть и
увидеть в том, что художник выразил в своем произве_
дении.
В исследованиях Е.П. Крупника, изучавшего осо_
бенности восприятия художественно обработанных
корней деревьев, было установлено, что в акте воспри_
ятия и задействованного при этом воображения мож_
но обнаружить следующие свойства:
– Динамичность — когда в воспринимаемых корнях
испытуемый представлял себе образы какого_либо
движения — танца бега, например, «танцующий
чертенок».
– Целостное видение образа — «доисторический
зверь», «руки из ада».
1 МеликПашаев А.А. Мир художника. М., 2000.
Высокая оценка и признание классического искус_
ства во всех его видах являются показателями личност_
ной зрелости человека, сформированности его просо_
циальных установок и предпочтения того стиля жиз_
ни, который обычно связывают со служением обществу
на основе высоких моральных и нравственных прин_
ципов.
C_____ ________ ___#_____
Мы можем воспринимать окружающий нас мир
под разным углом зрения в зависимости от тех смыс_
лов, которыми мы руководствуемся в своей жизни. Для
L>_ __________ _
$______________
_____
_
4 __ ____
_
%__ ____
M>_ (______
_____ __ __
%_______________ _
___________
2________'_
__________ _
_____$________
GN>_ &__________'_
_____ __ __
7________ ____:
___6_______'_
D________ __:
_____6_______
GG>_ 3______
_____ __ __
#_____$_
/___ _ _
________ __
#___ ___ *___
__ _$*____$_
GF>_ & ___'___
_______'_
______$_
___ ______ __
______$_
___ ______ __
GE>_ 9_ _ ____'_
__________ _
____ _____ __________ _____ _
_____ _____
GC>_ #_ _________ __
___________ _
______
%________'_
_______?______':
__@__________
__________ _
___ __ __
___ ______ __
1_____________
?____ _'__@____
______
_____________
___________
GB_ __________'_
________ __
._______ ________
__ _ __'__-
_ _________
_____ __ _
3_____________
_______ _____
_____ __ _
GA_ (______
__ _____ ____
_ __ _
__ _____ ____
______________ __
________
__ __ __=______ _
_____H_
__ _____ ____
_____________:
_______ _'____
______ 0____
__ __ __=____'_ _
_____H_
$____ _ _________ ______________ ________ _ ________
__"
(__) **_ _________ ______________ ________
__+
составляющих — что он о себе думает, что он чувству_
ет и как он поступает. Художественное произведение
представляет собой отражение внутреннего мира ху_
дожника. И поэтому его можно рассматривать как
символическое отражение его Яконцепции, которая
имеет все те же три составляющие – мысли, чувства
и волю. Потому и методику познания художественного
произведения можно разработать по этим трем состав_
ляющим.
Если говорить об ощущениях, участвующих в вос_
приятии, то в современной практике эстетического вос_
питания обычно говорят о зрительных и слуховых
ощущениях, реже — о кинестетических и почти никог_
да — о вкусовых и обонятельных ощущениях. Между
тем подключение к акту любого восприятия всех орга_
нов чувств способно его значительно обогащать. Вспом_
ним высказывание Чайковского о том, что удовольствие
от хорошей музыки он готов сравнить с ощущениями
человека, нежащегося в теплой ванне.
Мы уже установили, что основными психологиче_
скими механизмами изучения окружающего мира в
художественном творчестве являются эмпатия, иден_
тификация и интуиция. Поэтому методы развития ху_
дожественного восприятия следует изучать через ак_
тивизацию этих познавательных процессов и подклю_
чение к ним всех других органов чувств.
Когда ребенок играет в какую_либо ролевую игру,
то он прежде всего пытается подражать либо действи_
ям взрослых или животных, либо чему_либо еще. В этом
подражании происходит уподобление действий ребен_
ка тому, кому он подражает. Это значит, что можно
построить систему развития художественного воспри_
ятия на действиях уподобления и имитации движений,
что развивает способности к эмпатии.
Оценка увиденного и прочитанного строится на
принципах жизненного подобия и узнаваемости жиз_
ненных ситуаций: «Это очень похоже на то, что было
со мной» или «Похоже на жизнь моих знакомых».
* * *
Развитие художественного восприятия начинает_
ся с развития слуховых и зрительных ощущений, тон_
кости различения в красках, в звуках, в ритмах, в гар_
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 367; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!