Модель развития творческой личности в процессе 17 страница



парадокс, согласно Дидро, заключался в том, что когда

зрители в театре доходят до наивысшего эмоциональ_

ного потрясения от действия на сцене, сам актер в этот

момент может оставаться чуждым и холодным к демон_

стрируемой им страсти. Д. Дидро задается вопросом,

должен ли актер переживать те чувства, которые он

изображает, или же его поведение на сцене является

чистым «обезьянством»? И тогда какой метод должен

быть принзнан наиболее правильным — метод пережи_

вания или же метод имитации?

Собственный ответ Дидро состоял «в том, чтобы

хорошо изучить внешние проявления чужой души,

чтобы обратиться к чувствам тех, кто нас слушает,

видит, обмануть их подражанием, которое преувели_

чит все в их представлении и определит их суждение;

ибо другим способом невозможно оценить происходя_

щее внутри нас. И что нам до того, чувствует актер или

не чувствует, раз мы все равно этого не знаем. Вели_

чайший актер — тот, кто глубже изучил и с наиболь_

шим совершенством изображает внешние признаки

наиболее высоко задуманного идеального образа»1.

Вспомним реплику Гамлета про актера, разыгрывав_

шего драматическую сцену: «Что он Гекубе, что она ему,

что он плачет!»

В середине XIX в. идеи Дени Дидро были по_сво_

ему осмыслены и обобщены в работе парижского про_

фессора пения и декламации Франсуа дель Сарте, ко_

торый разработал и написал практическое руководство

для актеров для овладения ими навыками выражения

чувств. В руководстве подробно излагается, какими

должны быть выражения глаз, положения рук и ног

для выражения самых разных эмоций. Например, для

выражения гнева надо было поднять руки вверх и

топать ногами, для выражения презрения лицо отво_

175 Дидро Д. Парадокс об актере. М., 1922.

$____                                                                                                   _ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________   _                                                                                                            ________

_,_

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

_,_

ствуют два его «я» — высшее и низшее. «Наступает

род раздвоения сознания: “высшее становится вдохно_

вителем. Низшее — проводником, выполнителем”... Но

высшее не замыкается эгоистично в себе… Оно со

стороны наблюдает и направляет низшее, руководит им

и сочувствует воображаемым страданиям и радостям

героя. Это выражается в том, что актер на сцене стра_

дает, плачет, радуется и смеется и вместе с тем лично

остается не затронутым этими переживаниями». Спо_

собность к подобному раздвоению актерского созна_

ния позволяла великому итальянскому трагику Саль_

вини в роли «Отелло» в сцене удушения Дездемоны

успокаивать своих партнерш, когда те падали в обмо_

рок от настоящего страха, и шептать им на ухо: «Не

бойтесь, это же все понарошку».

М. Чехов в своей работе далее пишет: «Плохие ак_

теры гордятся тем, что им иногда удается так “пережить”

на сцене, что они себя не помнят! Такие актеры ломают

мебель, вывихивают руки партнерам и душам своих

любовниц во время игры. “Переживающие” актрисы ча_

сто впадают в истерику за кулисами. И как они устают

после спектакля! Актеры же, играющие раздвоенным со_

знанием, с “сочувствием” вместо личных чувств, не ус_

тают, наоборот, они испытывают прилив новых сил, оз_

доровляющих и укрепляющих. Вместе с вдохновением

они притекают из высшего “я”»1.

К.С. Станиславский в своей работе отстаивал прио_

ритет переживания и призывал актера пользоваться

своими собственными чувствами. Но если идти до кон_

ца, то как быть актеру, если он глубоко порядочный

человек, а по требованиям пьесы он должен играть

преступника?

Если актер хороший, то он может представить себе

подобный персонаж и сыграть его убедительно. Но пло_

хой актер может сказать, что он никогда не был преступ_

ником и поэтому он не сможет играть такую роль.

Здесь все оказывается настолько сложным и проти_

воречивым, что однозначный ответ на вопрос, что же

такое актерское творчество, получить трудно. Лучше

всего об этом сказал знаменитый английский актер и

режиссер Питер Брук: «Актерская игра во многом уни_

1 Чехов М. Путь актера. М.: Транзиткнига, 2003. С. 155.

театрально. «Я хочу найти острую форму, — писал он,—

такую, которая была бы театральна, была бы художе_

ственным произведением. Тот способ разрешения быта,

который давал Художественный театр, не рождает ху_

дожественного произведения, потому что там нет твор_

чества. Там есть только тонкий, умелый, острый резуль_

тат наблюдений над жизнью. То, что я делаю, мне хочет_

ся назвать “фантастическим реализмом”»1.

Михаил Чехов, ставший первый пропагандистом

системы К.С. Станиславского, так определял различия

в подходах Станиславского и его оппонентов: «Два

примера: Станиславский страстно любит человеческую

сущность, идею произведения, которое он ставит или

играет. Таиров, Мейерхольд, Вахтангов, наоборот, стра_

стно любят оболочку, форму произведения, которое они

воплотили на сцене.

Станиславский стремится высветлить содержание

наиболее интенсивно и глубоко раскрыть человече_

скую сущность произведения. Мейерхольд стремится

выискать форму.

Можно сказать, что в настоящее время судьбы рус_

ского театра находятся в руках этих двух великих ре_

жиссеров — Станиславского и Мейерхольда. Но ак_

теры, которые желают вдохновляться примером одно_

го за счет другого, по моему мнению, заблуждаются»2.

Мейерхольд не требовал от своих актеров глубокого

погружения в психологию играемых ими персонажей,

но хотел от них внешней яркости и особой театральной

«броскости», которая сродни искусству так называемого

«площадного» театра. Его народный театр не предпола_

гал глубокого погружения в психологию персонажа.

В его театре актер мог выйти из образа и прямо обра_

титься к зрителю от своего имени. Здесь главной оказы_

вается не школа перевоплощения, а внешняя выразитель_

ность актера вплоть до эпатажа публики

Важным отличием метода представления от мето_

да переживания является более профессиональный

подход к решению исполнительских задач и сохране_

ние психофизических сил исполнителя_артиста. М. Че_

хов отмечал, что в одаренном артисте всегда присут_

1 Вахтангов Е. Записки. Письма. Статьи. М., 1939. С. 254–258.

2 Чехов М. Литературное наследие: В 2_х т. Т 1. М., 1986. С. 125.

$____                                                                                                   _ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________   _                                                                                                            ________

_,_

(__)                                                                                                       **_ _________                                                                                                              ______________                                                                               ________

_,_

Близок к художественному методу К.С. Станислав_

ского система австрийского режиссера Ли Штрасбер_

га (Страсберга), который в 1948 году открыл в Нью_

Йорке «Студию актера», из которой вышли актеры,

!______________

_________

____                                                                                                     ___'____ _

_#_________

_______                                                                                               _______

____                                                                                                     _*______-

_                                                                                                            __________                                                                                                              _*_

=__                                                                                                       $____ ____                                                                                                              __

____H_2>_:_$____

%______                                                                                             _______

________

)_____=______H_

______________

                                                                                                              ________'0_

________________

__________

)_______________

________>_I______:

__                                                                                                          ______ _:

_______=                                                                                            __0__:

__H_                                                                                                     _=_______  :

_0____H_

#_                                                                                                          _________                                                                                                              __

_____                                                                                                   __ __ __

1________                                                                                          __'_ @                                                                                                              __'_________

#_                                                                                                          _________                                                                                                              __

_____                                                                                                   ____    _

)______                                                                                                _________                                                                                                              _ 3__'_______

?________@__

______>_

#_                                                                                                          _________                                                                                                              __

_____                                                                                                   ______

_____                                                                                                   _______

_______

)_____                                                                                                  _______

_______

__________                                                                                        _

______                                                                                                 _______

7__________'__>__>_

                                                                                                              ____    _____

D__________'__>__>_

                                                                                                         ______________'_

__________                                                                                        _

____                                                                                                     _

__________

 ___                                                                                                       ___'____

                                                                                                             ____________'_

__________

___                                                                                                        _______

                                                                                                              _________                                                                                                              ____

____'_

%_______                                                                                           ________

_________

___$__>_&______

_                                                                                                            _____

                                                                                                              ___ ______                                                                                                              _

___________

(______>_&______

_                                                                                                            __________

___________

!______'___

___$__                                                                                                 __

4____                                                                                                   _ ____ $_                                                                                                              _

____                                                                                                     ____    $_

__________

4______                                                                                               ____    $_                                                                                                              _

 _                                                                                                           ____    $_

__________

!___                                                                                                      ____'______

____

#__                                                                                                        ___ ___

_____                                                                                                   ___      _

#_____                                                                                                 _______

______

J__                                                                                                        __

_______                                                                                               ___ _  __

____________$_

_______

_>_I/_____*__

I>_I___                                                                                                _____*_

_>1______

#>_.____*__

)=_______*__

2>_!________

&                                                                                                           _________                                                                                                              __

_______                                                                                               ___ _  __

_____$________

2_____<____*_

2 _                                                                                                         _ __2____*_

)_'___                                                                                                   __*_4____

&                                                                                                           _______

5________                                                                                          _'_*_

4_____                                                                                                 _)______

кальна по своим трудностям, поскольку актеру прихо_

дится пользоваться вероломным, изменчивым и загадоч_

ным материалом — самим собой. От него требуют, что_

бы он был целиком захвачен, но оставался на расстоя_

нии — отстранен, но без отрешенности. Он должен быть

искренним и должен быть неискренним: он должен на_

учиться быть искренне неискренним и лгать с абсолют_

ной правдивостью. Это почти невозможно, но очень су_

щественно, и об этом легко забывают»1.

Различия в двух подходах представлены в ниже_

следующей таблице:

Таблица 1


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 281; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!